Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"
статья на тему
Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_urochnoi_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интеграция урочной и внеурочной деятельности»
Урочные и внеурочные занятия в педагогическом процессе школы взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет успешно интегрировать различные виды и формы занятий, используемых всеми участниками педагогического процесса
Урочная и внеурочная деятельность в школе организована в классно-урочной форме по нормативным учебным предметам (программные занятия), в форме внеурочной деятельности, занятий в системе дополнительного образования, проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
Эти разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности помогают учащимся приобретать социальные знания, понимать социальную реальность и повседневную жизнь, позитивно относиться к ценностям общества, получать опыт самостоятельного социального действия.
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне, но начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению.
Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.
Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика.
Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей.
В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:
- во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
- во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
Рассмотрим, как осуществляется взаимосвязь
общего образования и внеурочной деятельности
Предметные области – внеурочная деятельность
Математика - «Путешествие по стране Геометрии», «Компьютерная азбука»
Русский язык – «Риторика», «Театр», «Азбука этикета»
Окружающий мир – «Школа безопасности», «Не хворай-ка», «Многоцветные кружева родного края»
ИЗО – «Смотрю на мир глазами художника»
Английский язык – «Занимательный английский» и т.д.
Например «Путешествие по стране Геометрии» напрямую связано с математикой(формирование геометрических представлений методом конструкторско-практического действия с объектами и моделями; развитие пространственных представлений и в- совершенствование вычислительных умений и навыков; использование свойств сложения, вычитания, умножения и деления для рационального решения геометрических задач; формирование представлений об округлении числа, изобразительным искусством (знакомство с конструктивным образом древнерусских городов- крепостей; знакомство с видами архитектурных объектов и их стилями; развитие навыков конструирования из бумаги и работы с графическими материалами, знакомство учащихся с организацией внутреннего пространства древних и современных городов), технологией ( формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой.), формирование умений выполнять задания по техническому рисунку, чертежу, делать чертеж по анализу готового изделия, вносить изменения в чертеж и в объект с целью его совершенствования.)
Являясь предметом гуманитарного цикла, «Риторика» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Занятия по внеурочной деятельности напрямую связаны с русским языком, литературным чтением, учат детей общению, необходимо для социальной адаптации в нашем обществе. (Вот некоторые темы: «Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)», «Цитата в пересказе.», «Кратко о книге (аннотация)», «Употребляй слова правильно!» и т.д..
«Многоцветные кружева родного края» имеют целью - знакомство с историей города, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение, градообразующих предприятий, памятниками города, творчеством народных мастеров- умельцев, историей промыслов.
На предмете «Окружающий мир» одной из первых тем является создание проекта «Богатства, отданные людям», на занятии «Дворец культуры – где он?» я представила презентацию о МКДЦ (Межпоселенческом культурно-досуговом центре), о его работниках. Моим материалом воспользовались для создания проекта по окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)
Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Проектная деятельность...
«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016
Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....
Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».
Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...