Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"
статья на тему

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_urochnoi_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

 «Интеграция урочной  и внеурочной деятельности»

Урочные и внеурочные занятия в педагогическом процессе школы взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности позволяет успешно интегрировать различные виды и формы занятий, используемых всеми участниками педагогического процесса

           Урочная и внеурочная деятельность в школе организована в классно-урочной форме по нормативным учебным предметам (программные занятия), в форме внеурочной деятельности, занятий в системе дополнительного образования, проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Эти разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности помогают учащимся  приобретать социальные знания, понимать социальную реальность и повседневную жизнь, позитивно относиться  к ценностям общества, получать опыт самостоятельного социального действия.

        Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

   Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне, но начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению.

  Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.

   Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в  урочной и внеурочной деятельности  вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика.

  Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей.

В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать
два значения:

  • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Рассмотрим, как осуществляется взаимосвязь

общего образования и внеурочной деятельности 

 

Предметные области – внеурочная деятельность

Математика   -  «Путешествие по стране Геометрии», «Компьютерная азбука»

Русский язык – «Риторика», «Театр», «Азбука этикета»

Окружающий мир – «Школа безопасности», «Не хворай-ка»,  «Многоцветные кружева родного края»

ИЗО – «Смотрю на мир глазами художника»

Английский язык – «Занимательный английский» и т.д.

Например «Путешествие по стране Геометрии» напрямую связано с математикой(формирование геометрических представлений методом конструкторско-практического действия с объектами и моделями; развитие пространственных представлений и в- совершенствование вычислительных умений и навыков; использование свойств сложения, вычитания, умножения и деления для рационального решения геометрических задач; формирование представлений об округлении числа, изобразительным искусством (знакомство с конструктивным образом древнерусских городов- крепостей; знакомство с видами архитектурных объектов и их стилями; развитие  навыков конструирования из бумаги и работы с графическими материалами, знакомство учащихся с организацией внутреннего пространства древних и современных городов), технологией ( формирование трудовых умений и навыков работы с различными материалами (бумагой, картоном, проволокой.), формирование умений выполнять задания по техническому рисунку, чертежу, делать чертеж по анализу готового изделия, вносить изменения в чертеж и в объект с целью его совершенствования.)

  Являясь предметом гуманитарного цикла, «Риторика» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.  Занятия по внеурочной деятельности напрямую связаны с русским языком, литературным чтением, учат детей общению, необходимо для социальной адаптации в нашем обществе. (Вот некоторые темы: «Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)», «Цитата в пересказе.», «Кратко о книге (аннотация)», «Употребляй слова правильно!» и т.д..

 «Многоцветные кружева родного края»  имеют целью - знакомство с историей города, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение, градообразующих предприятий, памятниками города, творчеством народных мастеров- умельцев, историей промыслов.

На предмете «Окружающий мир» одной из первых тем является создание проекта «Богатства, отданные людям»,  на занятии «Дворец культуры – где он?» я представила презентацию о МКДЦ (Межпоселенческом культурно-досуговом центре), о его работниках. Моим материалом воспользовались для создания проекта по окружающему миру.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016

Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....

Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».

Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...