рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/
приказ от «____» ________ 20___г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4 класс
Количество часов: 34 часа
Учитель: Тимошенко Лия Георгиевна
Год составления: август 2016г.
ст. Егорлыкская
Ростовская область
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класс составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, с учетом программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.примерной программы федерального государственного духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников. Примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», учебного плана МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского на 2016 – 2017 учебный год, Положение о рабочей программе МБОУ ЕСОШ№7 им. О. Казанского
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом НОО и примерными программами предмет « Знимательная математика » изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени в 4 классе 34часа (34учебные недели по 1ч в неделю). Согласно базисному и календарному графику ОУ на изучение предмета в 4 классе выделяется 34ч (1ч в неделю),
Срок реализации программы 1 год
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 мин.
2. Планируемые результаты изучения курса.
Личностные универсальные учебные действия:
– самоопределение
– смыслообразование
– самооценка и личностная саморегуляция
– нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- работать по предложенному учителем плану
Ученик получит возможность научиться:
- отличать верно выполненное задание от неверного
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- учитывать правило в планировании контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится :
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Ученик получит возможность научиться:
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры
. - преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы.
Ученик получит возможность научиться:
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы
; - определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Числа. Арифметические действия. Величины(11ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры
«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач(14ч)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточны составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи. Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика(9ч)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны,
уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный»
Конструктор ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др.
4.Тематический план курса.
№ | Наименование раздела | Всего часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
1 | Мир занимательных задач | 14ч | 8 | 6 |
2 | Числа. Арифметические действия. Величины | 11ч | 6 | 5 |
3 | Геометрическая мозаика | 9 ч. | 4 | 5 |
Итого: | 34 часа |
5. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дидактическое обеспечение | |
план | факт | |||||
1. | 1.09 | Мир занимательных задач | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международных конкурсов | |
2.09 | ||||||
2. | 8.09 | Числа. Арифметические действия. Величины | Числа-великаны | 1 | Тетрадь Доп литерат | |
9.09 | ||||||
3. | 15.09 | Мир занимательных задач | Мир занимательных задач | 1 | . Задачи с не - достающими данными, | |
16.09 | ||||||
4. | 22.09 | Кто что увидит? | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
23.09 | ||||||
5. | 29.09 | Римские цифры | 1 | Занимательные задания с римскими цифрами. Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
30.09 | ||||||
6. | 6.10 | Числа. Арифметические действия. Величины | Числовые головоломки | 1 | Ребусы | |
7.10 | ||||||
7. | 13.10 | Секреты задач | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
14.10 | ||||||
8. | 20.10 | В царстве смекалки | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
21.10 | ||||||
9. | 27.10 | Мир занимательных задач | Математический марафон | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | |
28.10 | ||||||
10. | 10.11 | Геометрическая мозаика | «Спичечный» конструктор | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | |
11.11 | ||||||
11. | 17.11 | «Спичечный» конструктор | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
18.11 | ||||||
12. | 24.11 | Выбери маршрут | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
25.11 | ||||||
13. | 1.12 | Мир занимательных задач | Интеллектуальная разминка | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | |
2.12 | ||||||
14. | 8.12 | Числа. Арифметические действия. Величины | Математические фокусы | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | |
9.12 | ||||||
15. | 15.12 | Геометрическая мозаика | Занимательное моделирование | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | |
16.12 | ||||||
16. | 22.12 | Занимательное моделирование | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
23.12 | ||||||
17. | 12.01 | Занимательное моделирование | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
13.01 | ||||||
18. | 19.01 | Мир занимательных задач | Математическая копилка | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | |
20.01 | ||||||
19. | 26.01 | Числа. Арифметические действия. Величины | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | |
27.01 | ||||||
20. | 02.02 | «Математика — наш друг!» | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
3.02 | ||||||
21. | 9.02 | Решай, отгадывай, считай | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
10.02 | ||||||
22. | 14.02 | В царстве смекалки | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
15.02 | ||||||
23. | 2.03 | В царстве смекалки | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
3.03 | ||||||
24. | 9.033 | Числовые головоломки | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
10.03 | ||||||
25. | 16.03 | Мир занимательных задач | Мир занимательных задач | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | |
17.03 | ||||||
26. | 30.03 | Мир занимательных задач | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
31.03 | ||||||
27. | 6.04 | Математические фокусы | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
7.04 | ||||||
28. | 13.044 | Интеллектуальная разминка | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
14.04 | ||||||
29. | 20.04 | Интеллектуальная разминка | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
21.04 | ||||||
30. | 27.04 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | Решение логических, нестандартных задач. Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
28.04 | ||||||
31. | 4.05 | Математическая копилка | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
5.05 | ||||||
32. | 11.05 | Геометрическая мозаика | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | |
12.05 | ||||||
33. | 18.05 | Математический лабиринт | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности | ||
19.05 | ||||||
34. | 25.05 | Математический праздник | 1 | Тетрадь Листы с заданиями Письменные принадлежности Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. | ||
26.05 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от «____» ___________ 20___г. № ________ Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/
«____» ___________ 20___г. |
6.Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | |||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | |||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.
Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)
Рабочие программы 1 класс...
рабочая программа3 класс
рабочая программа Школа России 3 класс...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...