Формирование здоровьесберегающей среды в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий
статья на тему

Михайлова Валентина Васильевна

Формирование здоровьесберегающей среды в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающей среды в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий.

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто» Сократ.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения: обеспечить школьнику возможность сохранить здоровье.

Задачи:

  1. Формирование правильного отношения учеников к себе, к своему здоровью, к образу жизни;
  2. Знание гигиенических норм работы за компьютером;
  3. Использование наиболее эффективных форм обучения усвоения знаний;
  4. Формирование навыков работы в различных компьютерных программах.

Повсеместное проникновение средств ИКТ в образование делает актуальной задачу, сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые отрицательно сказываются на здоровье школьников.

Исследования показали, что работы за компьютеров сопровождается значительным напряжением зрительной, сердечнососудистой, эндокринной, иммунной, центральной нервной системы и других систем, а также мышц спины и плечевого пояса.

И хотя к этим же проблемам можно прийти и без компьютера, ведя неправильный образ жизни, он является дополнительной причиной недостаточного отдыха, малоподвижного образа жизни, нерационального питания и т.д.

Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:

  1. Сидячее положение в течение длительного времени;
  2. Воздействие электромагнитного излучения монитора;
  3. Утомление глаз, нагрузка на зрение;
  4. Перегрузка суставов кистей;
  5. Стресс при потере информации.

 За эти годы исследователями выявлено большое количество факторов и рекомендаций, значимых с точки зрения внедрения здоровьесберегающих технологий в обучение.

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства СанПиНа 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видиодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» относится строгое регламентирование учебной нагрузки в зависимости от возраста, учет динамики умственной работоспособности в течение дня, недели и учебного года. Предусмотрены гигиенические требования к:

  • воздушно-тепловому режиму;
  • освещенности;
  • школьной мебели;
  • организации учебно-воспитательного процесса;
  • расписанию уроков.

Для первоклассников непрерывная деятельность за компьютером не должна превышать 10 минут, второго-четвертого – 15 минут, среднего звена – 25 минут, для старших школьников – 30 минут на первом занятии, 20 минут на втором.

С целью профилактики зрительного утомления через каждые 15 минут  проводится релаксация.

Анализ эргономических проблем компьютеризации касается не только технических средств, но и программного обеспечения, которое должно отвечать требованиям педагогики и эргономики. Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая группу людей в конкретных условиях их деятельности, с целью оптимизации орудий, условий и процесса. В то же время появилось большое количество разнообразных обучающих, контролирующих, развивающих программ. Эти программы выполнены в разных стилях, слабо увязаны со школьными учебными планами, а некоторые содержат даже фактические ошибки.

Многих проблем в этой отрасли удалось бы избежать, если бы каждый учитель организовал бы процесс обучения с использованием средств ИКТ не по своему усмотрению, выбирая наиболее удобные для него и не согласованные с коллегами меры по обеспечению здоровьесбережению, а работал бы в строгих т четко определенных рамках единой выверенной и апробированной здоровьесберегающей среды гимназии. Обучение, не вредящее здоровью, должно стать полноправным звеном общей системы здоровьесбережения интегрированным с аналогичными мерами предпринимаемыми в обучении другим дисциплинам и во внеурочной деятельности.

Основной задачей учебного заведения является повышение качества образования. Опыт показывает, что это осуществляется через методическую, общеобразовательную, воспитательную и здоровьесберегающую деятельность.

В реализуемую программу «Образование и здоровье», включены воспитательные и здоровьесберегающие программы по классам и дисциплинам: «Валеология», «Полезные привычки». Разработан план действий по реализации программ с учетом внедрения ИКТ.

Меры здоровьесбережения прорабатываемые, с учетом специфики дисциплин и психологовозрастных особенностей учащихся, во всех возрастных группах являются неотъемлемым звеном общей здоровьесберегающей среды.

Для формирования здовровьесберегающей среды в гимназии проводятся следующие мероприятия:

  1. Повышение компетентности и уровня знаний педагогов в области педагогики, физиологии, психологии, экологии;
  2. Организация учета динамики работоспособности во время образовательного процесса;
  3. Чередование различных видов деятельности;
  4. Сочетание труда и отдыха во время образовательного процесса;
  5. Организация динамических пауз.

Совершенствование методических систем и практических условий обучения с использованием средств ИКТ вносит органичный вклад в формирование единого здоровьесберегающего пространства. Основные элементы системы:

  1. Совершенствование образовательного процесса с использование средств ИКТ с целью сохранения здоровья учеников;
  2. Контроль здоровьесбережения в рамках реализации методических систем;
  3. Медико-профилактическое обеспечение;
  4. Планирования здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса в области использования средств ИКТ.

Формирование теоретической модели здоровьесберегающей среды гимназии и отдельный детальный отчет в ней особенности сохранения здоровья позволяют выработать общие, частные рекомендации и технологические шаги, которыми могли бы воспользоваться педагоги:

  1. Перспективное планирование развития здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса;
  2. Анализ и план действий по организации здоровьесберегающего сопровождения деятельности гимназии;
  3. Подготовка и мотивация учителей;
  4. Организация контроля за соблюдением требований СанПиНа при подготовке и проведения занятий с использованием компьютерной техники;
  5. Система контроля за соблюдением рационального сочетания учебной деятельности и отдыха;
  6. Создание системы непрерывного образования учителей, учащихся и родителей;
  7. Совершенствование содержания методов обучения путем интеграции и оптимизации учебного материала с целью устранения перегрузки школьников;
  8. Изучение влияния средств ИКТ на здоровье школьников.

Применяются методики средств оздоровительной направленности в условиях информатизации обучения, физкультурных минуток на уроках, игровых методик.

Оздоровительные методики восстановления школьников:

  • Метод психофизической тренировки;
  • Методы дыхательной гимнастики;
  • Метод массажа;
  • Методики профилактики нарушения зрения;
  • Методика игрового стрейчинга;
  • Методика сенсорно-координаторных тренажей В.Ф. Базарного;
  • Методика использования арома- и фитотерапии.

Насыщая учебные программы, новым содержанием, варьируя содержание учебных планов, увлекаясь творческим процессом и используя различные средства ИКТ,педагоги не забывают о физических, психических характеристиках и возможностях ученика.

Компьютер следует обратить на пользу обучающимся.

Мы работаем в этом направлении, учим детей  беречь свое здоровье.

В программах разработаны курсы строения человека, работы внутренних органов, физиологии, гигиены. Курс «Охраны здоровья» проходит через все годы обучения в начальной школе на уроках окружающего мира.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют прочно усвоить материал, доступно,  красиво презентовать проекты. Активизируется внимание класса, есть возможность мобильно управлять объектами. Учитель экономит время на уроке, объекты на сайде обеспечивают наглядное восприятие материалы на слайде. Для усиления эффекта применяются приемы выделения главного шрифта. При формировании понятий – выделение характерных признаков.

Ученики с педагогами готовят презентации и используют их на уроках.

Компьютерные презентации делают ученика не пассивным, а активно действующим лицом, развивают логическое мышление и творческую интуицию.

  1. Строение тела человека: осанка и здоровье, мышцы и их назначение. Выполнены презентации «Скелет», «Почему люди предпочитают носить тяжести на спине?».
  2. Организм человека: «Органы пищеварения», «Как правильно питаться» Соколова И., Крылова И.Е., «Приключения на кухне или как сварить суп» Батурина О., Жукова Л.И., «Холодное наслаждение» Прибыльская О., Жукова Л.И.
  3. Гигиена питания «Почему нельзя жевать жевательную резинку?» Токарева А.,Аллахвердиева А. Фролова А., Смирнова Е.П.

«Органы кровообращения», «Органы дыхания», «Нервная система», «Органы выделения».

«Глаз – орган зрения», «Я – кареглаз, папа – голубоглаз, а у Вас? Или Почему у разных людей разный цвет глаз?» Ростовцев Е., Михайлова В.В.

., «Режим труда и отдыха»

  1. Продолжаем работу над правилами сохранения и укрепления здоровья: «Операция чистые руки» Иванова А., Ляхова Т.А.

Работа по здоровьесбережению проводится в других школах города и республики. Мы провели городской конкурс «Ключ к здоровью». Представлены  16 проектов из 15 МОУ. Интересные работы были в СОШ №7 «Ее величество каша» Бушуева Е., Бушуева А.В., СОШ №2 «Витаминная мозаика», «Экологическое состояние лицея» Басова А., Клейншмидт Е.В. лицей №8.

Педагоги могут не только создавать самостоятельно презентации, а также обмениваться презентациями по средствам сети Интернет: «Школа здоровья», «Обмен веществ». Кроме этого можно использовать мультимедийные  учебники «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия». Эти пособия знакомят с учебным материалом в игровой форме. Многочисленные задания, которые ребёнок выполняет, общаясь с анимированным персонажем, позволяют ему легко и прочно усвоить материал, развивают  внимание и логическое мышление.

 В течение нескольких лет  мы формируем банк данных по здоровьюсбережению. Будет пополняться архив работ, презентации, фотоматериалы, методические разработки, мастер- классы, дидактические материалы, конспекты.

Создание системы здоровьесбережения в гимназии, связи всех факторов, влияющих на здоровье, их изучение с точки зрения обучения, с использованием средств ИКТ, обязательно будет способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма на протяжении всех учебных занятий в школе и полной безопасности для жизни и здоровья школьников. Это положительно отразится на достижении одной из главных целей обучения с использованием средств ИКТ, подготовке здоровых членов современного общества, способных ориентироваться в информационных потоках и владеющих основными информационными технологиями.


Литература

  1. Т. Гайсина «Не навреди» Кружок «компьютерные технологии для самых маленьких». Журнал ИКТ в образовании №21(33) от 11.11.2008 г. методическая газета для тех, кто использует ИКТ в обучении, воспитании и управлении образованием. с. 17-18. Издательский дом «Красная звезда», г. М.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
  3. Маркина М. «Особенности преподавания информатики в младших классах» с. 12-16.
  4. О. Кузнецова «Компьютеромания…» Ж. «Здоровье детей» №4,  16-18. 02. 09. с.7-11. Методическая газета для учителей. Издательский дом «Первое сентября».
  5. Документы. Александр Уваров «Регламент работы школы в ИКТ – насыщенной образовательной среде» с. 22-27. Ж. ИКТ в образовании №1(13) 15.01.2008 г. с.
  6. «Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров «ПК» в начальной школе». Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №5, 2002 г. Центр «педагогический поиск» ЛКБ «Электроника» г. Москва. с. 18-20.
  7. И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. Книга «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе». – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольгервисшкола, 2003. – 400 с.
  8. Дм. Журавлев «Ребенок и компьютер» с. 150-155 «Проблема включения в учебный процесс обучающих компьютерных программ» ж. Народное образование №7(1320) 2002. Российский общественно-педагогический журнал. Министерство образования РФ; Российская академия образования «Педагогическое общество России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые  неизведанные ранее просторы.Сейчас всем понятно, что ...

Формирование ИКТ-компетентности учителя и учащихся информационными и коммуникационными технологиями в учебном процессе

Занятие для педагогов в форме педагогической мастерской с целью повышения квалификации педагогов по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и разраб...

"Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе в условиях использования ИКТ"

Данный документ содержит материал для выступления на педагогическом совете по работе городской экспериментальной площадки. Раскрыты направления работы площадки и представлены результаты....

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий

Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних ...

«Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках окружающего мира».

Все мы с Вами хорошо понимаем, что   информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтом...

Обще-учебные умения и навыки учащихся начальных классов с учётом использования средств информационных и комуникационных технологий.

Выступление на районном семинаре для учителей начальных классов "Профессиональные умения педагогов начальной школы по формированию и развитию универсальных учебных действий, в том числе с использ...