Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юный патриот»»
(духовно-нравственное направление)
срок реализации - 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gabibova.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Рекомендовано методическим советом для реализации протокол № 1 от 31.08.2013 Зам. директора по МР Г.Ф.Каравдина ________________ | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №8 Р.Н.Шаяхметова______________ приказ № 385 от 31.08.2013 |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юный патриот»»
(духовно-нравственное направление)
срок реализации - 1 год
Составитель:
Габибова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
г. Радужный, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа «Юный патриот» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа «Юный патриот» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана средствами учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – создание условий для воспитания гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Задачами курса являются:
- - воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;
- сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;
- воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;
- воспитание коллективизма и ответственности.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью
Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.
Учебно-тематический план
1 класс – 33 часа
Тема | Кол-во часов | Из них: | |
теория | практика | ||
Я – гражданин | 9 | 6 | 3 |
Живые страницы прошлого | 7 | 6 | 1 |
Прошлое рядом | 14 | 10 | 4 |
Заключение | 3 | 1 | 2 |
Содержание курса «Юный патриот»
1 класс (33 часа)
Раздел I. Я – гражданин (9ч)
№ п/п | Содержание темы | Формы занятий |
1-3 | Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов. | Беседы Презентации Экскурсии Игры Конкурсы |
4 | Родной край – частица России. Символика края. | Презентация |
5 | Город мой – Радужный. История, символика города. Достопримечательности. | Презентация |
6 | «Наша улица». Знакомство с улицами Радужного. История названий улиц. Правила поведения на улице. | Экскурсия |
7 | Я - ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. | Презентация Экскурсия по школе |
8 | Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. | Беседа |
9 | Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. Народные праздники России (Рождество, Масленица, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье. | Беседа. Практическая работа: разучивание народных игр и песен. Тест |
10 | Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян. | Просмотр мультфильма. Беседа |
11 | Богатырская наша сила. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье». | Презентация Беседа Викторина |
12 | Русские героические сказки. Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот. | Просмотр мультфильма. Беседа |
13 | Русский солдат сам черт ему не брат. Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки). | Презентация. Беседа |
14 | Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский. Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. История названия села Александровского. | Просмотр фильма. Беседа Викторина |
15 | Русские полководцы. А.В. Суворов. Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Суворов в селе Александровском | Презентация Беседа |
16 | Военные забавы юного Петра. Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища. | Просмотр фильма. Беседа Тест |
17-21 | Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск). Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. | Уроки-путешествия |
22 | Ученики – герои. Ученики – герои сражений Великой Отечественной войны. Дети - Герои Советского Союза. | Просмотр фильма. Беседа |
23 | День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать. | Презентация Практическая работа – поздравление ветеранам. |
24 | Проект «Военная летопись нашей семьи». Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных. | Беседа |
25 | Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана. | Просмотр документальной хроники. Беседа. |
26 | День космонавтики. Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей. | Научный мультфильм. |
27 | День Победы. День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память. | Просмотр мультфильмов. Практическая работа – разучивание военных песен. |
28 | Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. | Конкурс |
29 | Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы. | Экскурсия |
30 | Экскурсия в городскую детскую библиотеку. Библиотека – хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке | Экскурсия |
31 | Зарничка. Проведение военно–спортивной игры «Зарничка». | Игра |
32 | Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете. | Конкурс |
33 | Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания. | Викторина |
В качестве дидактического материала могут быть использованы:
- наборы плакатов с символами страны, края, города, школы;
- мультипликационные фильмы о ВОВ, об охране природы, о страницах истории Отечества;
- презентации о детях героях ВОВ, о городах героях;
- клипы военных песен;
- документальная хроника времен ВОВ, и другие ресурсы.
Список литературы для учителя:
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
- Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
- Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
для учеников:
- Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
Результативность курса:
-сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
- учащиеся обладают начальными представлениями о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
-неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Формы и средства контроля планируемых результатов:
- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
- Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков)
- Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
- Изучение самооценки личности младшего школьника;
- Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
- Проектная методика «Автопортрет»;
- Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
- Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
- Социометрия;
- Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
- Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
- Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...