Диагностика познавательных процессов
классный час на тему

Скрипниченко Алена Юрьевна
План занятия:

1.     Приветствие учащихся.

2.     Игра на выявление внимания уч-ся.

3.     Игра на выявление слуха уч-ся.

4.     Игра на выявление памяти уч-ся.

5.     Диагностика познавательных процессов младших школьников.

6.     Интерпретация полученных результатов.

7.     Подведение итогов занятия.

8.     Организация уч-ся на выход

Предроложены рекомендации и образцы интерпритации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий по внеклассному занятию.

1.Дата проведения занятия:

2.Тема занятия: Диагностика познавательных процессов.

3.Цель занятия: создать условия для исследования развития мышления, памяти, речи, воображения, внимания у учащихся 1 класса.

Оборудования занятия:  листы А4 с заданием, оборудование для игр.

Литература: 5psy.ruОбразованиеДиагностика младших школьников; en.coolreferat.com.

План занятия:

  1. Приветствие учащихся.
  2. Игра на выявление внимания уч-ся.
  3. Игра на выявление слуха уч-ся.
  4. Игра на выявление памяти уч-ся.
  5. Диагностика познавательных процессов младших школьников.
  6. Интерпретация полученных результатов.
  7. Подведение итогов занятия.
  8. Организация уч-ся на выход

Этапы занятия

Содержание занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность детей

УУД  (учебно-универсальные действия)

   Вступительная часть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут ……….., и сегодня внеклассное занятие буду вести у вас я.

 

- Ребята, скажите вы любите играть?

Тогда мы с вами немного поиграем!

- Встаньте, все пожалуйста в один общий круг.

- Сейчас, мы с вами проверим, кто из Вас самый внимательный.

- Итак, начнем!

Первая игра с вами будет «Четыре стихии»

«Земля» – руки вниз, «Вода» – руки вперед, «Воздух» – руки вверх, « Огонь» – руки вращаются в локтевых суставах.

- Молодцы, ребята!

 - А сейчас, мы посмотрим у кого из вас самая лучшая память.

- Вторая игра « Испорченный телефон».

С первого по последнего игрока передается любое слово по кругу.

- Молодцы, ребята!

- А теперь, мы проверим у кого из Вас самый лучший слух.

-Третья игра «Не зевай!» Данная игра проводится под музыку. У водящего в руках снежок из бумаги, под музыку необходимо передавать этот снежок по кругу, а как только закончится музыка, нужно выбросить снежок в середину круга. Тот, кто не справился с заданием, садится в круг.

А) Приветствует учащихся.

Б) Объясняет правила игр уч-ся.

Здравствуйте!

Отвечают на вопросы учителя.

Играют в игры.

РД

ПД

Ос   Основная часть.

Диагностика познавательных процессов.

Методика «Определение типа памяти» у младших школьников

Цель: Определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: листочки, шариковые ручки.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.

Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении ? 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C= a / 10, где а ? количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Тест «Особенности творческого воображения»

Цель: Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Оборудование: листочки, шариковые ручки.

Порядок исследования:  Испытуемые прослушивают начало рассказа. «Темнело, Шел нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг..»

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу - 10 минут.

 Обработка и анализ результатов: В качестве критерия оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Цель: Проследить особенности творческого воображения.

Порядок исследования:  Испытуемые записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все данные слова.

Оценка рассказов  по критериям предыдущей задачи.

Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)

 

 Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

 Порядок исследования:  «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

 Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Обработка  и анализ результатов:

 Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

0-2 – высший уровень внимания;
3-4 – средний уровень внимания;
более 5 – низкий уровень внимания.

А) Проводит диагностику уч-ся по теме занятия.

Собирает листы с ответами уч-ся.

Обрабатывает полученные результаты.

Отвечают на вопросы в диагностике.

ЛД

КД

КД

За      Заключительная часть.

А закончить наше занятие, мне бы хотелось интересной пословицей: Труднее всего в нашей жизни – это  шевелить  своими  мозгами.

Поэтому, ребята старайтесь все время пополнять и расширять свой кругозор и обогащаться новыми знаниями.

Я Вам желаю хорошего настроения! До свидания, до новых  встреч.

А) Подводит итог занятия.

Б) организовывает уч-ся на выход.

До свидания!

ЛД

 

Учитель_____________________________                                                            Методист_______________________________________



Предварительный просмотр:

Рекомендации:

1. Разбирать подробно выполняемое задание учащимися.

2.Испоьзовать индивидуальные карты психологического обследования для составления диагностической работы  с учениками.

3.Использовать методы и приемы,  развивающие познавательные процессы детей. (игры, викторины).

5.Рекомендовать родителям проведение специальных упражнений дома при обнаружении каких-то серьезных проблем при диагностике.

6.Применять методики развивающие произвольность психических функций и гармонизирующие эмоционально - волевую сферу, поведенческие реакции: снижение уровня тревожности, гиперактивности, утомляемости.



Предварительный просмотр:

Интерпретация полученных результатов.

Цель: Изучения уровня внимания и самоконтроля школьника.

Обоснование выбора методики: информированность, доступность, ясность, необычность, яркость.

п/п

Название шкалы

Автор теста.

Название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1.

Внимание и самоконтроль

Методика изучения уровня внимания у школьников.

Автор: Гальперин П.Я

Уровень внимания и самоконтроля

Эмоциональное состояние, внимательность, дисциплинированность

Анализ результатов:

В данной диагностики приняли участие 15 человек.

Уровень внимания и самоконтроля младших школьников:

Высший уровень- 5 человек (37%);

Средний уровень- 7 человек (47%);

Низкий уровень- 3 человек (16%);

Вывод: Исследуя уровень внимания школьников можно сказать, что поровну учащихся обладают низким и средним уровнем внимания и самоконтроля.

Всего 37% класса имеют высший уровень самоконтроля и внимания.



Предварительный просмотр:

Интерпретация полученных результатов.

Цель: Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Обоснование выбора методики: информированность, доступность.

п/п

Название шкалы

Автор теста.

Название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1.

Творческого воображения

Тест                      « Особенности творческого воображения»

Уровень творческого воображения

Сосредоточенность, оригинальность, внимательность, дисциплинированность

Анализ результатов:

В данной диагностики приняли участие 15 человек.

Уровень творческого воображения:

Высокий уровень- 5 человек ( 46%);

Средний уровень-  6 человек (28%);

Низкий  уровень-   4 человек (26%);

Вывод: Можно увидеть что, у многих учащихся высокий уровень творческого воображения. Поровну человек обладают средним и низким уровнем творческого воображения.



Предварительный просмотр:

Интерпретация полученных результатов.

Цель: Определение преобладающего типа памяти.

Обоснование выбора методики: информированность, доступность, эффективность, точность, проста.

п/п

Название шкалы

Автор теста.

Название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1.

Вид памяти

Методика «Определения типа памяти»

Тип памяти

Собранность,

внимательность, организованность

Анализ результатов:

В данной диагностики приняли участие 15 человек.

Тип памяти

Слуховое восприятие памяти- 2 человека ( 10%);

Зрительное восприятие памяти- 6 человек ( 37%);

Моторно- слуховое восприятие  памяти– 2 человека ( 21%);

Комбинированное восприятие памяти- 5 человек (32%)

Вывод: Проведя данную диагностику можно сказать, что у большинство учащихся комбинированное восприятие памяти. Всего 2 человека лучше запоминают на слух. У 6 учащихся хорошо развито зрительная памятью.И лишь некоторые обучающие больше используют моторно- слуховую память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика познавательных процессов

Диагностика познавательных процессов 2 кл...

«Диагностика познавательных процессов школьников»

Глава 1. Диагностика ощущений.1.1. Исследование роли ощущений в познавательной деятельности.1.2. Исследование мышечно-суставных ощущений. Глава 2. Диагностика внимания.2.1. Определение скорости и...

Диагностика познавательных процессов младших школьников

Представлены диагностические методики, позволяющие выявлять уровень развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста....

Диагностика познавательных процессов младших школьников

Представлены диагностические методики, позволяющие выявлять уровень развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста....

Каталог методик диагностики познавательных процессов

Сборник методик изучения познавательных процессов...

Диагностика познавательных процессов у детей с ОВЗ 1-4 класс

Представленные в пособии тестовые методики позволяют диагностировать различные интеллектуальные, личностные особенности ребенка. Полученные таким способом знания дают возможность понять, спрогнозирова...