Диагностика познавательных процессов младших школьников
картотека (1, 2, 3, 4 класс)

Представлены диагностические методики, позволяющие выявлять уровень развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_poznavatelnyh_protsessov_mladshih_shkolnikov.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие

Методика «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из несколь­ких кусочков материи, представленных в нижней части рисун­ка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Методика «Кубики Кооса»

Цель: изучение пространственного восприятия

Материал: набор из девяти одинаковых раскрашенных кубиков (2 белые грани, 2 – красные, 2 красно-белые по диагонали), карточки-задания с узорами, трафаретка, расчленяющая узор на части по числу кубиков.

Оценка и интерпретация: учитывается характер действий ребенка при выполнении заданий (методом проб и ошибок, накладыванием кубиков на карточку, в умственном плане), уровень сложности заданий, доступных ребенку, восприимчивость к помощи взрослого и характер необходимой помощи, отношение ребенка к заданию.

Методика «Компасы»

Цель: предназначена для исследования восприятия пространственных отношений и сообразительности.

Материалы: специальные бланки, карандаши, секундомер и демонстрационный плакат.

Задание состоит в определении направления стрелки в каждом из 50 компасов, изображенных на бланке, в ограниченное время.

Дайте указание подписать бланки. Затем эксперт подает команду о начале работы и включает секундомер.

Результаты обследования обрабатываются с помощью ключа. Определяются следующие показатели: общее количество просмотренных компасов – производительность (Р); время выполнения задания (Т); количество ошибок – число неправильно отмеченных компасов (п).

Внимание

Методика «Корректурная проба»

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Описание: Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Обработка результатов теста: результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Методика «Счет по Крепелину»

Цель: изучение устойчивости внимания, переключаемости внимания.

Описание: Обследуемому дают бланк таблицы Крепелина со следующей инструкцией: «На бланке напечатаны ряды цифр. Ваша задача – складывать пары цифр, напечатанных одна под другой. Результат сложения записывайте под ними. Старайтесь работать быстро и не допускать ошибок. Когда я скажу: «Черта!» - поставьте вертикальную черту после той пары цифр, которую вы в тот момент складывали и продолжайте работать. Когда дойдете до конца первого ряда, сразу переходите ко второму и т.д. Понятно?» Необходимо ответить на все вопросы испытуемого до начала эксперимента.

Время проведения эксперимента может колебаться от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста и целей исследования). Через каждые 30 секунд экспериментатор дает команду: «Черта!» Допускаются индивидуальная и групповая формы обследования.

Обработка результатов:

1. Проверить правильность выполнения сложения.

2. Подсчитать количество правильных сложений и количество ошибок за каждые 30 секунд работы и в течение всего эксперимента в целом.

3. На основании полученных данных строится график устойчивости внимания. Иначе его можно назвать графиком работоспособности. На оси абсцисс отмечается порядковый номер временного интервала (продолжительность каждого интервала в 30 секунд), на оси ординат отмечается количество выполненных сложений. Ошибки отмечаются на графике в виде заштрихованных столбиков.

Методика «Пьерона – Рузера»

Цель: исследование объема и устойчивости произвольного внимания.

Описание: Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике – вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе – вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, заполненных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты), – отмечает точкой или чертой прямо на бланке.

Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.

Обработка результатов: при обработке данных учитывается общее количество заполненных фигур, их число за каждую минуту, количество ошибок.

Хорошим результатом считается:

– заполнение в среднем от 70 до 86 фигур за 3 минуты;

– быстрое запоминание условных обозначений;

– после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец.

Мышление

Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления. 
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу. 1. Бежать Кричать стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

Порядок исследования.

Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 810 правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном  45,  о низком – менее чем 5.

Методика «Исключение лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 

Порядок исследования: Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). 
Ключ к оценке результатов:

Высокий уровень – 712 рядов обобщены с родовыми понятиями;

хороший – 56 рядов с двумя, а остальные с одним;

средний – 712 рядов с одним родовым понятием;

низкий – 16 рядов с одним родовым понятием.

Методика «Изучение скорости мышления»

Цель: определение скорости мышления.  
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.  
 Слова:
 п-ра        д-р-во        п-и-а        п-сь-о

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Обработка и анализ результатов:

25-30 слов – высокая скорость мышления;

20-24 слова – хорошая скорость мышления;

15-19 слов – средняя скорость мышления;

10-14 слов – ниже средней;

до 10 слов – инертное мышление. 
Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2–4-х классов.

19-16 слов – высокий уровень мышления;

10-15 слов – хороший;

5-9 слов – средний;

до 5 слов – низкий.

Память

Методика «Память на числа» Э. Р. Ахмеджанов

Цель: оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Содержание: Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Обработка: Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел.

Методика «Таблица двузначных чисел»

Цель: диагностика объема механической памяти при зрительном восприятии.

Описание: Объем механической памяти оценивается по количеству запомненного и воспроизведенного материала. Для исследования применяются таблицы с двузначными числами. На каждой таблице размещается 12 чисел. Цифры могут быть любые от 21 до 98, за исключением таких чисел как: 20, 30, 22, 33 и т. п. Для проведения исследования необходимо иметь несколько вариантов таблиц.

Инструкция: «На таблице представлены двузначные числа. Я буду Вам показывать таблицу в течение 30 секунд. Вы должны быть внимательны и стараться запомнить эти числа. После того как я уберу таблицу, Вы должны припомнить и записать на бланке как можно больше чисел. Числа нужно записывать в том порядке, в каком будете их припоминать. Последовательно Вам будет представлено 3 таблицы. Какие есть вопросы? Приготовились!». Таблица демонстрируется после инструкции. Время экспозиции 30 секунд. После чего в течение 1 минуты испытуемый припоминает числа и записывает их на бланке в произвольном порядке. Возможные варианты таблиц: 1 2 3 64 28 93 57 73 67 91 43 54 93 71 58 87 68 46 37 81 62 32 27 35 82 61 47 39 52 74 49 53 85 17 94 97 21 19 34

Обработка: Показателем объема механической памяти является величина правильно воспроизведенных чисел из трех проб.

Методика «Оценка оперативной слуховой памяти»

Цель: оценка оперативной слуховой памяти

Описание: Ребенку с интервалом в 1 сек. поочередно зачитываются четыре набора слов: (месяц, дерево, прыгать, жёлтый, кукла, сумка; ковёр, стакан, плыть, тяжёлый, книга, яблоко; вилка, диван, шутить, смелый, пальто, телефон; школа, человек, спать красный, тетрадь, цветок).

После прослушивания каждого из наборов слов испытуемому примерно через 5 сек. после окончания чтения набора начинают, не торопясь, следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 сек между отдельными словами: (стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек).

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырёх наборов, отмеченных выше. Для их лучшей идентификации они подчёркнуты различными способами, чем каждому набору из 6 слов соответствует свой способ подчёркивания. Так, слова из первого малого набора подчёркнуты сплошной одинарной чертой, слова из второго набора – сплошной двойной чертой, слова из третьего набора – пунктирной парной чертой и, наконец, слова из четвёртого набора – двойной пунктирной чертой. Ребёнок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему были только что представлены в соответствующим малом наборе. На поиск каждого слова в большом наборе ребёнку отводится 5 сек. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов: показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребёнка над заданием делится на четыре), на среднее количество и допущенных при этом ошибок. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребёнок не смог за отведённое время найти, т.е. пропустил.

Речь

Методика «Назови слова»

Цель: определение запаса слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.

Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания – 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов в баллах.

Методика «Расскажи по картинке»

Цель: определение активного словарного запаса ребенка.

Ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций. Фиксировать части речи по частоте употребления слов.

Оценка результатов в баллах.

Методика «Определение понятий»

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Инструкция: Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово "велосипед".

Как бы ты объяснил это?».

Ребенку предлагается 1 набор слов.

За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно неточном определении – 0 баллов.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное – 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора.

Выводы об уровне развития в баллах.

Воображение

Методика «Где чье место?»

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться(ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги.

Методика «Нарисуй что-нибудь»

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка результатов

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно

оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны де тали.

0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

5-7 баллов — средний.

3-4 балла — низкий.

0-2 балла — очень низкий

Методика «Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую -либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

1. Оригинальность и новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

4. Наличие в игре определенных правил.

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно ). 1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака . 2 балла — присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие "Развитие познавательных процессов младших школьников".

Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими р...

Игра - как средство развития познавательных процессов младших школьников

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...

Занятия по развитию познавательных процессов младших школьников

Вашему вниманию предлагается цикл из 34 занятий для младших школьников. Занятия на тренировку внимания, мышления, логики,  различных видов памяти, упражнения на развитие моторики, речи, большое к...

Занятия по развитию познавательных процессов младших школьников

Вашему вниманию предлагается цикл из 34 занятий для младших школьников. Занятия на тренировку внимания, мышления, логики,  различных видов памяти, упражнения на развитие моторики, речи, большое к...

Диагностика познавательных процессов младших школьников

Представлены диагностические методики, позволяющие выявлять уровень развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста....

диагностика познавательных способностей младших школьников

диагностика познавательных способностей младших школьников...

Методы диагностики познавательных действий младших школьников

В методической разработке рассматриваются возможности  диагностики познавательных действий детеей в процессе обучения в начальной школе. Характеризуются три основные познаватеьные действия при ре...