Чтение как универсальная деятельность младшего школьника
статья на тему
В методике начального обучения чтению самыми распространенными определения/ ми этого процесса являются следующие: «Чтение. 1. Процесс перекодирования гра/ фически зафиксированного текста в звуко/ вую речь, ее понимание... Чтение — вид ре/ чевой деятельности... 2. Учебный предмет в начальных классах...»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_metodike_nachalnogo_obucheniya_chteniyu_samymi_rasprostranennymi_opredeleniya.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
В методике начального обучения чтению самыми распространенными определения/ ми этого процесса являются следующие: «Чтение. 1. Процесс перекодирования гра/ фически зафиксированного текста в звуко/ вую речь, ее понимание... Чтение — вид ре/ чевой деятельности... 2. Учебный предмет в начальных классах...» [1, 236] 1 . Современ/ ный словарь/справочник добавляет к этим ключевым позициям новое определение: «Чтение/общение — это творческий, лично/ стно/ориентированный вид деятельности, позволяющий читателю самостоятельно и целесообразно строить для себя один из важнейших формирующих его социумов, в котором роль ведущих собеседников вы/ полняют книги, а читатель становится собе/ седником, способным осваивать предло/ женный ему книгой накопленный челове/ ческий опыт и с его помощью строить себя: просвещаться, воспитываться, развивать/ ся» [2, 17]. Перекодирование записанной речи в звуковую с целью понять автора чужой ре/ чи, т.е. начать с ним общаться, при этом со/ вершенствовать себя — это действительно основа процесса чтения. Однако, с нашей точки зрения, значимых аспектов чита/ тельской деятельности младшего школьни/ ка может быть выделено больше, их осмыс/ ление учителем обеспечит результатив/ ность освоения чтения в начальной школе. В соответствии с требованиями Феде/ рального государственного образователь/ ного стандарта начального общего образо/ вания чтение рассматривается как универ/ сальное учебное действие, в процессе обу/ чения предлагается ввести как основной предмет «литературное чтение», так и до/ полнительный предмет «Чтение: работа с информацией». По сути, это справедливое возвращение классического подхода к учеб/ ной дисциплине, который был предложен К.Д. Ушинским: разделение «делового» и «художественного» чтения. В «деловом» варианте чтения статей, очерков, докумен/ тальных рассказов и других познаватель/ ных текстов мы вычерпываем нужную ин/ формацию и осознаем ее. «Художествен/ ное» чтение определяет направление рабо/ ты над литературными произведениями разных жанров: сказками, стихами, басня/ ми и т.д. В традициях отечественной мето/ дической научной школы мы учимся «чи/ тать — думать, читать — чувствовать, чи/ тать — жить». Чтобы конкретизировать программу формирования читателя от I до IV класса, рассмотрим смену приоритетных аспектов чтения по классам. Первый этап освоения чтения — период обучения грамоте. Не существует единой концепции первоначального чтения. Исследователи отмечают самый легкий и естественный (природосообразный) путь научения чтению — самообучение (М.Р. Львов). Мы наблюдали в детском са/ ду «Эврика» (г. Тамбов), как воспитанни/ ки предшкольной группы читали Букварь Д.И. Тихомирова и Е.Н. Тихомировой, пе/ реизданный в 2000 г. на основе книги 1909 г. «Азбука «Золотые страницы». Книга для обучения чтению Тихомировых издавалась более 160 раз, что объясняется простотой и доступностью изложения материала. Современная книга имеет большой формат, компьютерный дизайн. Перелистывая ее, малыши рассказывают содержание развивающих картинок, пере/ числяют изображения на предметных кар/ тинках, находят в подписях к ним знако/ мые буквы, сливают их в простые слоги: ау, уа, ам, ум, ма!ма, му, Ма!ша, шум, мал, ма!ла... Так начинается интуитивное сло/ гослияние в слова, чтение слов, а затем и букварных текстов. В течение предшколь/ ного года 14 детей в группе воспитателя М.И. Медведевой сами обучились грамоте, т.е. первоначальному чтению слогами и словами. Они занимались с книгой почти всегда самостоятельно, так как были обу/ чены воспитателем грамотному «разгово/ ру» с незнакомой книгой: рассматриванию книги по правилам (Н.Н. Светловская), описанию иллюстрации, предвосхищению содержания, называнию звуков при виде букв, интуитивному слиянию звуков — букв в слоги и слова. Самообучение чтению методом интуи/ тивного звукослияния при раскодировании графических знаков сегодня (да и ранее) — довольно частое явление в семьях, где чита/ ют книги, где ребенок приучен рассматри/ вать рисунки и надписи. Если буквы зало/ жены в память уже в три/четыре года и хо/ чется играть в то, как они «дружат» между собою, к пяти годам, как правило, рождает/ ся читатель. Школьный метод обучения грамоте — звуковой аналитико/синтетический — состо/ ит в разложении звучащей речи на произно/ сительные единицы: из рассказа выбираем предложение, которое делим на слова, нуж/ ное для изучения слово разделяем на слоги, слог — на звуки. Новый звук характеризует/ ся (гласный — согласный, звонкий — глухой, твердый — мягкий), обозначается буквой, а затем происходит обратный анализу процесс синтеза: из букв рождается слог, слоги соеди/ няются в слова, из слов рождаются словосо/ четания и предложения, которые составят связный текст (В.Г. Горецкий и др.). Так протекает учебное чтение — период несовершенного, медленного прочитыва/ ния слов. В процессе учебного чтения учи/ тель следит за правильностью и осознан/ ностью, наращивает «поле чтения»: ученик начинает видеть все рядом стоящие едини/ цы речи в совокупности. Самое сложное в период учебных чита/ тельских действий — освоить позиционный характер звукослияний при чтении слов. Большое время занимают объяснения, как действуют друг на друга рядом стоящие звуки и буквы, чем они различаются. В по/ мощь школьникам специалисты разрабаты/ вают упражнения, направленные на форми/ рование навыка чтения: «Читалочка» Л.Ф. Климановой, «Подскажи словечко», «Помогайка» О.В. Джежелей и др. Период обучения первоначальному чте/ нию можно рационализировать: объединив в группы «похожие» буквы и звуки, приме/ нить блочно/модульное обучение, ускорить процесс (Л.С. Сильченкова); известен на/ учный вариант интегрированного обучения чтению/письму (Н.Г. Агаркова). Вариатив/ ное обучение первоначальному чтению предлагают и другие специалисты. Общая особенность всех форм обучения первоначальному чтению состоит в том, что это подготовительный этап читательской деятельности. Дистанция между чтением первоклассника (дошкольника) и квалифи/ цированного читателя (педагога) так велика, что ребенок подозревает: ее долго надо пре/ одолевать. Взрослые (учитель, родители) в этот период не должны оставлять ученика с трудностями один на один. Н.Н. Светлов/ ская совершенно справедливо советует при/менить в I классе методику разделенной де/ ятельности: ученик самостоятельно читает букварь («Азбуку») и прописи, рассматрива/ ет детские книги и устанавливает их содер/ жание по иллюстрациям, а учитель берет на себя труд по первичному прочтению текста доступных детских книг. Сотрудничество — задание образца, — совместная читательская деятельность составляют специфику перво/ го этапа становления читателя. Переход на способ чтения целым сло/ вом знаменует второй этап читательской деятельности — начальный. Это самый от/ ветственный (переломный) этап для фор/ мирования мотивации чтения. Учитель ставит цель чтения, он же вместе с библио/ текарем предлагают круг чтения, обучают читательским действиям. Так складывает/ ся схема читательской деятельности или тип правильной читательской деятельнос/ ти. Конечным компонентом этой схемы становится желание обращаться к чтению книг без принуждения. На подготовительном и начальном эта/ пах формирования читателя важно сохра/ нить идею, что чтение — это игровая дея/ тельность, а впоследствии время от време/ ни этот миф поддерживать. Позволяют иг/ рать младшим школьникам определенные виды книг и текстов, например, книги/иг/ рушки и игры, книги/театр, рассказы, кар/ тинки, раскраски, самоделки; игровые уп/ ражнения помещены в пособия Л.Ф. Кли/ мановой: продолжая традицию «щадящего» чтения, методист помещает в хрестоматии текст, в котором некоторые слова заменены рисунками, просит прочесть предложения, в которых слова «спрятались» в половинки букв, в ребус или другую головоломку. Детская литература предлагает множество игровых текстов. Есть тексты/загадки, вро/ де сказки Л. Петрушевской «Пуськи бя/ тые», в которой по форме слова надо дога/ даться о его значении и «сочинить» пра/ вильную, понятную русскоязычному чита/ телю сказку. Одни поэты пропускают смежные рифмы (Д. Хармс, Н. Гернет, «Очень/очень вкусный пирог»), а другие стараются запутать читателя, предлагая «обманные» рифмы (И. Гамазкова). Подо/ брать в авторской литературе и в устном на/ родном творчестве такие тексты не состав/ ляет труда. Главное, чтобы они убедили на/ чинающих читателей, что читать — инте/ ресно, что чтение — занятие занимательное. С игрой тесно связана исполнительская деятельность как еще одна разновидность творческого чтения: конкурсы выразитель/ ного чтения, исполнение текста по ролям, драматизация, исполнение стихов, поло/ женных на музыку как музыкальных про/ изведений: тихое пение колыбельных песен и хоровое выкрикивание закличек, бардов/ ское исполнение текстов Б. Окуджавы, О. Митяева, В. Высоцкого и др. Что еще является двигателем процесса чтения? Мы спрашиваем об этом у обучаю/ щихся каждый год: зачем вы читаете? Два типовых ответа получаем в результате: что/ бы хорошо учиться (учебный мотив) и что/ бы больше знать (познавательный мотив). Почему вы читаете? Потому что интересно. На этих естественных желаниях учащихся и надо строить читательскую деятельность во II классе. Чтение как познавательная деятель/ ность содержательна и многопроблемна. Педагогу следует направлять внимание на жанр произведения (что читаем?), на раз/ личные темы (о чем читаем?) и идеи (что узнали?), на структуру сюжета и образов (с чего началось? Что далее произошло? Ка/ кое событие главное? Чем закончилось? Почему так поступал герой?), на главное действующее лицо (каков герой?) и детали (о чем говорит это слово?). Актуализируют чтение проблемные вопросы: какую задачу мы решили, читая этот рассказ? Чем нам интересно это сти/ хотворение? Почему полезно читать басни? «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым мо/ лодцам урок». Какой урок добрым молод/ цам и красным девицам дает эта сказка? Чтение как познавательная деятель/ ность требует формирования умений де/ лить текст на части, выделять главное в каждой из них и в соответствии с главной мыслью озаглавливать части словами из текста. Такая работа над композицией текс/ та позволяет освоить логику повествования, не пропустить существенное содержание и средства его выражения, т.е. вычерпать ин/ формацию из произведения в полной мере. Это касается и деловой (документальной, научной) информации статьи и художест/ венной (поэтической, прозаической) ин/ формации рассказа, стихотворения. Познавательное чтение — период освое/ ния типовых читательских действий, типо/ вых вопросов по любому тексту, поэтому мы и говорим о типе правильной читатель/ ской деятельности второклассников. В III классе к этому понятию добавится слово самостоятельное. Руководство чте/ нием со стороны педагога становится менее очевидным, так как ученики овладели на/ выком правильного, беглого (свыше 60 слов), осознанного и выразительного чте/ ния. Позиция учителя как квалифициро/ ванного помощника начинающего читателя меняется на позицию посредника между ав/ тором и учеником/читателем. Автор текс/ та — взрослый незнакомый человек, кото/ рый и жил/то в прошлом, а то и позапрош/ лом веке, он написал так, что тебе надо по/ нять, почему следует прочесть его текст. Тут и нужен посредник, педагог, перевод/ чик со взрослого языка на детский, коммен/ татор трудных исторических и языковых пластов текста. Учитель — тот, кто обеспе/ чит результативность типа правильной са/ мостоятельной читательской деятельности. Как видим, в III классе наступает акти/ визация чтения/общения. Чтение текстов рассматривается как коммуникативная познавательная деятельность, что позволя/ ет констатировать: наступил основной этап читательской деятельности. Реализуя коммуникативную функцию чтения, особенное внимание на этом этапе уделяется авторам читаемого: их фамилии заносятся в читательский дневник, печата/ ются как словарные карточки, вывешива/ ются памятки/формулы («название произ/ ведения = фамилия автора + заглавие»). В III классе учащиеся записывают краткую библиографическую карточку книги: Дра! гунский В.Ю. Денискины рассказы. М.: Дет. лит., 2010. 97 с. — и подчеркивают то, что надо запомнить. Самое распространенное упражнение по чтению в III классе — «разговор» с автором, поиски оригинальных авторских оборотов речи, ремарок о героях, чтение слов автора и персонажей по ролям, определение автор/ ского отношения к изображаемому. Автор для третьеклассника — знакомый незнако/ мец, далекий во времени и пространстве че/ ловек, который должен стать близким. Вот почему очень важным для учителей началь/ ных классов — искусное рассказывание об авторе: строгий отбор фактов из биографии, их воспитательная направленность, показ ярких положительных черт личности. Не сухая справка из энциклопедии, а живая ду/ ша, болеющая за читателя, есть детский пи/ сатель. Если не нашлось такого материала о писателе, лучше не говорить ничего. Писа/ тель сам раскроется в тексте: кого он ценит и за что, а кого не любит и почему. Чтение как общение с автором развива/ ет речевые умения учащихся. Постановка вопросов, пересказ, поиски нового слова, составление тематического словаря, нако/ нец, авторские уроки внеклассного чте/ ния — все способствует развитию комму/ никативного аспекта чтения. На основном этапе становления читате/ ля перед младшими школьниками начинает раскрываться в полной мере значение чте/ ния как эстетической деятельности. Опыт эстетического восприятия художественно/ го произведения накапливается у учащихся в основном с подачи взрослых, но и в само/ стоятельном чтении после того, как научи/ лись выразительно читать доступную про/ зу, заучили несколько стихотворений и по/ участвовали в конкурсах выразительного чтения. Эстетические чувства сопережива/ ния героям, дискуссии об их поведении, подтвержденные цитированием (выбороч/ ным чтением), фантазирование своей вер/ сии сюжета, словесное рисование портре/ тов персонажей, пейзажей, интерьеров и др. — такой набор творческих заданий вы/ ражает возможности чтения как эстетиче/ ской деятельности учащихся. Если осуществлять поэтапное систем/ ное формирование читательских умений в I–IV классах, то работа с книгой и текстом как учебным материалом может быть осво/ ена на высоком и достаточном (базовом) уровне, что было не однажды проверено в практике школы [3]. При этом задача учи/ теля — распределить постепенное включе/ ние аспектов читательской деятельности в урок в той последовательности, которая уже апробирована как результативная, аименно: чтение как учебная речевая, позна! вательная, коммуникативная и эстетичес! кая деятельность. Такой подход позволяет ученикам поэтапно и полноценно освоить психологически сложный, творческий, ин/ теллектуально/чувственный вид деятель/ ности, каким является чтение. Концепция поэтапного усложнения тре/ бований к читательской компетентности младшего школьника неоднократно прове/ рялась нами в тамбовских общеобразова/ тельных школах, в лицеях и гимназиях, в образовательных учреждениях с углублен/ ным изучением отдельных предметов [4, 5]. Были выработаны следующие критерии оценки читательской деятельности млад/ ших школьников: — наличие продуктивных способов и ка/ чественного навыка чтения; — сформированность программных чи/ тательских умений в работе с текстом; — читательская самостоятельность в ра/ боте с книгой; — полноценное (близкое к эстетическо/ му) восприятие художественных произве/ дений и освоение научно/познавательных текстов; — наличие читательского кругозора, т.е. литературоведческих представлений о про/ изведениях, авторах, темах и жанрах дет/ ского чтения. Каждый из критериев имеет набор пока/ зателей, характерных для этапов обучения по классам. За пять лет обучения (год предшкольной и четыре года школьной подготовки) обучающийся получает пред/ ставление о нравственно/эстетическом бо/ гатстве литературы как искусства слова и метапредметное умение читать. Во втором полугодии IV класса были проведены заме/ ры читательской компетентности младших школьников по следующим параметрам: 1. Замеры способов и навыка чтения. Учащиеся владеют пятью основными способами чтения: — фразовым чтением — 70 %; — словосочетаниями — 10 %; — целыми словами — 20 %; — результативно читают про себя — 100 %; — поисковым (выборочным) способом по заданной проблеме — 92 %. Четвероклассники обнаружили следую/ щие качества навыка чтения: — правильность — 76 % (ошибочное чте/ ние незнакомых слов, неверные ударения, перечитывание сложных слов); — беглость — 100 % (читали от 75 до 135 слов в минуту); — осознанность — 100 % (проверялась ответами на вопросы); — выразительность — 88 % (фиксирова/ лось повышение и понижение голоса, выде/ ление голосом главных слов, наличие вер/ ных пауз). 2. Замеры читательских умений в рабо! те с текстом: — ставят цель чтения — 88 % учащихся; — пересказывают текст полно — 92–100 %; — выборочно — 92–98 %; — кратко — 82–84 %; — выделяют главные (ключевые) слова в тексте — 84 %; — находят образные обороты речи (слова в переносном значении, тропы) — 84 %; — формулируют идейный смысл произ/ ведения: самостоятельно — 88 %; по наводя/ щему вопросу — 12 %. 3. Замеры читательских умений в рабо! те с книгой: — используют метод чтения — рассмат/ ривания книги — 100 % учащихся; — пользуются библиотекой — 100 %; — выбирают книги разными способа/ ми — 100 %; — составляют рассказ о прочитанной книге — 100 %; — составляют аннотацию — 92 %; — называют от двух до пяти мотивов чтения (учебные, познавательные, развива/ ющие, досуговые, личностные мотивы) — 100 %; — проявляют читательскую самостоя/ тельность в целом — 86 %; — признают, что их заставляют читать взрослые (учитель, родители), — 14 %. 4. Замеры полноценного восприятия ли! тературного произведения: — отвечают на вопрос, «о чем произведе/ ние», — 100 % учащихся (в начале урока от/ веты фиксируют тему произведения, в кон/ це — идейный смысл); — последовательно передают события (сюжеты, факты, фабулу) — 96 %; — характеризуют героя (образ — персо/ наж представляют по плану: портрет, пос/ тупки, речь, отношения) — 92–100 %; — разбивают текст на части и озаглавли/ вают их преимущественно словами из текс/ та (работают над композицией и языком произведения) — 92 %; — выделяют главную мысль в тексте (цитируют, находят слова автора, выража/ ющие идею) — 96 %; — формулируют главную мысль самосто/ ятельно, своими словами — 88 %. 5. Замеры читательского кругозора (ли! тературных представлений): — называют фамилии известных поэтов за 3–5 минут; — называют отечественных и зарубеж/ ных сказочников прошлого и настоящего времени (от 12 до 20 фамилий); — знают народные и авторские сказки, приводят примеры; — называют жанры произведений, в которых действуют животные: сказки, басни, рассказы, стихотворения, приводят примеры; — называют любимые темы чтения и жанры (от 8 до 15); — называют прочитанные и выученные наизусть произведения по памяти (от 5 до 20). Замеры проводили учителя начальных классов лицея № 29 г. Тамбова Л.Д. Поли/ карпова, О.И. Бочарова, Л.В. Грищен/ ко [5]. Таким образом, дидактические факты и их научное осмысление позволяют утверж/ дать, что чтение должно восприниматься учителем и обучающимся как основной предмет в начальной школе. Чтение — это труд и удовольствие, совокупная речевая, познавательная, коммуникативная и эсте/ тическая деятельность, сотворчество с ав/ торами книг, сотрудничество с учителем, процесс приобретения социально/нравст/ венного опыта, возможность «строить се/ бя», создавать в себе личность. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Львов М.Р. Словарь/справочник по методи/ ке русского языка: Учеб. пос. для студентов. М., 1988. 2. Светловская Н.Н., Пиче!оол Т.С. Наука ста/ новления личности средствами чтения/общения: Словарь/справочник. М., 2011. 3. Первова Г.М. Формирование читательских умений и навыков в начальных классах. Тамбов, 2007. 4. Первова Г.М. Проверочные работы по чте/ нию в начальных классах: Метод. пос. в помощь учителю. М., 2006. 5. Первова Г.М. Читательская компетент/ ность младших школьников: Матер. из опыта ра/ боты областной экспериментальной площадки МОУ «Лицей № 29» г. Тамбова. Тамбов, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»
Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий
Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"
Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
Практика проведения проекта во внеурочной деятельности младших школьников как условие для формирования универсальных учебных действий
Подробный паспорт информационного проекта "Зелёный друг" по окружающему миру и краеведению о деревьях Пермского края, используется во внеурочной деятельности 1-3 класса, направлен на интеграцию урочно...
Чтение как универсальная деятельность младшего школьника
Метод совет по привитию универсальной учебной деятельности младших школьников....
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...
Ступени формирования навыка чтения. Организация читательской деятельности младших школьников в ГПД
Статья на тему: "Ступени формирования навыка чтения. Организация читательской деятельности младших школьников в ГПД"...