Ступени формирования навыка чтения. Организация читательской деятельности младших школьников в ГПД
статья

Толченицына Наталья Андреевна

Статья на тему: "Ступени формирования навыка чтения. Организация читательской деятельности младших школьников в ГПД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

 «Ступени формирования навыка чтения. Организация читательской деятельности младших школьников в ГПД»

Автор:

Толченицына Наталья Андреевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №451 Колпинского района

г. Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2019 г.

Чтение – сложный психический процесс, который не может осуществлятьcя на основе работы какой-либо одной зоны мозга. Современная нейропсихология рассматривает в качестве мозговой основы совместную работу нескольких участков головного мозга (заднелобных, нижнетеменных, височных, затылочных отделов коры левого полушария), которые выполняют свои специфические функции. Кроме того, для осуществления процесса чтения необходимы сохранность зрительного акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых является психофизиологической основой процесса чтения.

Чтение является одним из видов письменной речи, который представляет собой процесс, во многом противоположный процессу письма. Но вместе с этим они имею и общие черты. Так, например, чтение, как и письмо, является аналитико-синтетическим процессом, включающим звуковой анализ и синтез элементов речи.

Взрослый, опытный читатель не замечает элементарных действий, из которых складывается процесс чтения, так как эти действия автоматизированы, но 6-летний ребенок, обучающийся читать, ещё не соединяет всех элементарных действий в одно сложное, для него каждый элемент представляется самостоятельным действием, нередко – очень трудным, требующим не только волевых, интеллектуальных, но даже больших физических усилий.

Программирование любой деятельности, в том числе и процесса чтения осуществляется лобными долями. В процессе чтения эти отделы играют огромную роль в понимании смысла прочитанного. В поражении лобных долей проводит к тому, что человек затрудняется располагать свои мысли или понять смысл прочитанного.

В височной области коры головного мозга располагается корковый конец речеслухового анализатора (задняя треть верхней височной извилины центр Вернике) отвечает за процесс восприятия речи. За счет функционирования этих областей формируется фонематический слух. При поражении височных зон отмечается нарушение фонематического восприятия, что отражается на письме и чтении в виде замен букв обозначающих акустически близкие звуки и виде искажения звука – слоговой структуры слов.

В теменно-затылочной области коры головного мозга локализуется конец речедвигательного анализатора. При поражении отмечается нарушение зрительно-пространственной функции. На письме и чтении проявляется в виде замен и смешений букв графически похожих. Нарушения употребления предлогов, понимания прочитанного, на материале различно причинно – следственных, пространственных и временных отношений.

Фиксация взора в процессе чтения осуществляется за счет работы глазодвигательных нервов. Движение глаз является одним из необходимых условий осуществления чтения, но лишь условием.

Если говорить непосредственно про строение процесса чтения, то оно характеризуется взаимодействием двух уровней - сенсомоторного и семантического. Сенсомоторный уровень включает в себя звуко-буквенный анализ, удержание получаемой информации, смысловые догадки, возникающие на основе этой информации, и сличение, т.е. контроль гипотез с данным материалом. Семантический обеспечивает понимание значения и смысла информации. Сложное взаимодействие этих уровней обеспечивает быстроту и точность восприятия знаков, адекватное понимание значения информации. Безошибочное восприятие - основное условие понимания читаемого .

Локализация процесса чтения является динамической и при совершенствовании этих навыков соотношение работ отделов головного мозга изменяется. Так, на начальном этапе овладения навыков преимущественную роль играют теменно-затылочные области коры головного мозга (обеспечивают зрительно – пространственные функции), а на заключительном- лобный отдел. Благодаря им происходит:

1. зрительное восприятие и различение букв (в дальнейшем соотнести с определенным звуком)

2. слияние звуков в слоги. При этом зрительный образ слова соотнести со зрительным и моторным образом

3. произнесение слова. Протекает в плане импрессивной речи (чтение про себя), экспрессивной речи (чтение в слух)

4. возникновение смысла прочитанного, на основе уже сформировавшегося слухо-произносительного образа.

Для успешного овладения навыком чтения необходима сформированность:

  • внимания
  • памяти
  • мышления
  • лексико-грамматического строя речи
  • слуховой дифференциации звуков
  • фонематического слухового анализа и синтеза
  • зрительно – пространственных функций.

Таким образом, в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую ,которая является основной целью чтения. Между ними существует тесная связь. Понимание читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние содержания ранее прочитанного.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение  звуко-буквенными обозначениями;

2) послоговое чтение;

3) становление синтетических приемов чтения;

4) синтетическое чтение.

Каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приемами овладения.

Наибольшей трудностью при обучении чтению считают трудность звукослияния: дети произносят отдельные звуки, а слога получить не могут.

Основной и, по существу, единственный эффективный способ преодоления трудности звукослияния — это слоговое чтение. Установка на слог, как на единицу чтения, может свести к минимуму трудность звукослияния.

При организации читательской деятельности школьника важно учитывать и структуру урока литературного чтения. Урок чтения и коллективного анализа художественного произведения состоит из таких этапов:

1. Подготовка к восприятию текста.

2. Первичное восприятие текста.

3. Проверка первичного восприятия текста.

4. Чтение и анализ произведения.

5. Обобщение.

6. Перечитывание произведения с новой читательской целью.

7. Творческая работа учащихся по следам прочитанного.

Такой урок принято называть комбинированным, так как он включает в себя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез – анализ – вторичный синтез.

Если учебным материалом является крупнообъемное произведение, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:

1-й вариант – произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке (т.е. каждый урок по произведению включает в себя все этапы работы);

2-й вариант – проводятся 3 (или 2) урока:

первый – знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия);

второй – анализ произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной направленности и осмысление собственного отношения к читаемому);

третий – обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

Одной из важных задач начальной школы является создание условий, обеспечивающих умственное развитие детей, на уроках литературного и внеклассного чтения передовые учителя используют смысловое прогнозирование (прием антиципации – предугадывание, предотвращение предположение, чем закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения). Уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на таких уроках неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким образом, на уроках чтения, а также на внеклассном чтении решаются основные проблемы начального обучения – совершенствование навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения.

Вывод: Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение возрастает в условиях существующей системы образования, предполагающей развитие у младших школьников универсальных учебных действий и увеличение удельного веса самообразования. Освоение процесса чтения и развитие познавательной сферы ребенка находятся во взаимосвязи. Так, в процессе чтения совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания; увеличивается объем зрительного восприятия; расширяется кругозор, увеличивается объем знаний об объектах и явлениях окружающего мира, а также существующих между ними связях; улучшаются показатели вербального мышления.

Список литературы.

  1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. – 1950.
  2. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1958.
  3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у детей. – М., 1983.
  4. Логопедия. / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской – М., 1999.
  5. Спирова Л.Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., 1965.
  6. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.
  7. Хрестоматия по логопедии./ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч. II.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Комплекс упражнений по формированию навыка чтения и письма у младших школьников

Комплекс практических упражнений предназначен для родителей, педагогов, учителей - логопедов и специалистов коррекционного профиля в рамках основной общеобразовательной программы  с целью развити...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Актуальность   выбранной  нами  темы   связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...

Способы и приемы организации читательской деятельности младших школьников

Формированию и развитию читательской грамотности обучающихся необходимо уделять серьезное внимание, так как данный вид грамотности рассматривается современными исследователями как ведущая способность ...