Индивидуальный план самообразования учителя
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци Пояснительная записка. Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности — важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Таким образом, повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом. Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным. Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни. Школа работает над проблемой: «Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную социальную и профессиональную успешность учащихся путем применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС ». Тема самообразования: «Проектно – исследовательская деятельность, как средство формирования УУД в рамках ФГОС.» Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе. ФГОС определяют методы проектно-исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение учащихся в проектно – исследовательскую учащихся обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения.
Основная цель: включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность, способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектно- исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС. Задачи: 1. Изучить: - содержание ФГОС; - содержание основных современных технологий и методик; - материалы по данной тематике, представленные другими педагогами в рамках распространения собственного опыта. 2. Разработать: - собственные рабочие программы с включением проектной деятельности; - планы различных типов уроков, предусмотренных проектной деятельности; - раздаточный материал к урокам; - план учебных проектов и задания для учеников к ним; - тестовые и контрольные задания. 3. Применять на практике: - методы и приёмы проектной деятельности; - учебные занятия различных типов; - самоанализ проведенных уроков; - оценивание результативности использования проектной деятельности. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной? Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность. Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности. Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. Новизна методической системы Проектно-исследовательская деятельность на уроке способствует формированию трех основных компетентностей: - информационной (готовность к использованию информационных ресурсов и самообразованию),
- коммуникативной (готовность к социальному взаимодействию) и
- компетентности разрешения проблем (способность принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить воплощение в жизнь).
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности. Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения. В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива Структура проекта 1. Подготовительный этап и целеполагание. - проблемное введение в тему урока;
- постановку цели и задач урока совместно с учащимися, постановку вопроса (поиск гипотезы);
- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.
2.Разработка проекта- учитель вместе с учащимся составляет план деятельности по достижению цели, отвечая на поставленные вопросы:в каких источниках можно найти информацию, к кому обратиться за дополнительными знаниями. 3.Выполнение проекта – практическая часть. В ходе работы над проектом нужно постоянно активизировать интерес ребенка. Маленький исследователь может рассказать о своих промежуточных результатах перед классом, перед родителями на собрании. 4.Презентация результатов проекта Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: выставка, макет, книга и т.д. Учащиеся приобретают навыки работы с компьютером, коммуникативные навыки. После презентации дети с удовольствием отвечают на вопросы, оценивают друг друга. 5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Этапы научного исследования: - Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
- Постановка цели и конкретных задач исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Выбор метода (методики) проведения исследования.
- Описание процесса исследования.
- Обсуждение результатов исследования.
7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая. В настоящее время проектно-исследовательская классифицируются: - по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному: индивидуальное или микрогруп∙повое (2-5 участников) коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.∙ В практике используются следующие виды проектов: 1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; 2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); 3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); 4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года. Степень активности учеников и учителя на разных этапах. Хотелось бы подробнее отметить степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме: 1-й этап: УЧИТЕЛЬ ученик 2-й и 3-й этапы: учитель УЧЕНИК Последний этап: УЧИТЕЛЬ ученик Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Практическая часть и результаты работы. ∙Вам необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися если Вы хотите: ∙повысить мотивацию школьников к учению; ∙расширить свой творческий потенциал; ∙способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты; ∙создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия; ∙способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни; ∙наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления; ∙получать удовольствие от своей профессиональной деятельности. Для оценки своей работы над проектом ученику предлагаются следующие критерии: была ли работа интересной, легкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или требовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной. В ходе презентации работ желательно использовать не только традиционную наглядность, но и современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.), применять которые дети могут с помощью взрослых (или самостоятельно) при наличии соответствующих возможностей. Итог. Если ученик сумеет справиться над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать свою собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е.адаптироваться к меняющимся условиям. Но хочется отметить, проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах, ведь исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся и развитию познавательной активности. Я активно участвую и работаю в сети творческих учителей начальных классов, где готова учиться и учить. Таким образом, эффективность представленной методической системы подтверждается: - увеличением от класса к классу количества учащихся, включенных в проектную деятельность
- конкретными достижениями /ежегодно ученики становятся призерами конкурса исследовательских проектов на школьном, муниципальном уровне.
Использование проектно-исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями позволяет повысить мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечить высокий уровень дифференциации обучения, формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Направления самообразования: профессиональное, методическое. Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами. Срок работы над темой: 5 лет. Представление материала: педагогические советы, семинары, заседания районной творческой группы, открытые уроки, выступления из опыта работы на педагогических чтениях, на ШМО, РМО. Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме. Ожидаемые результаты работы: для педагога: - обеспечит инновационное планирование образовательного процесса в начальной школе,
- конкретизирует требования к результатам начального общего образования,
- обеспечит необходимый/оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования.
- сформирует совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- Организует поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход от выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действий (с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
- повышение качества преподаваемых предметов;
для обучающихся – результаты развития УУД: - адекватная школьная мотивация;
- развитие основ гражданской идентичности;
- функционально-структурная сформированность учебной деятельности;
- развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения;
- формирование внутреннего плана действия;
- понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.
Перечень вопросов по самообразованию: - Технологию развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
- Программы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования.
- Содержательные и организационные компоненты формирования универсальных учебных действий.
- Характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения.
- Связь универсальных учебных действий с учебными предметами.
- Алгоритм проектирования УУД в календарно - тематическом планировании.
- Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий и система оценки.
- Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий у учащихся на I ступени обучения.
- Методики диагностирования УУД.
- Составить типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
- Составить Программу мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.
индивидуальная– через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей начальных классов, а также через участие в жизни школы.
Источники самообразования:
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
- посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
- общение с коллегами в школе, районе и в Интернете и т.д.
- медиа-информация на различных носителях
Методы процесса самообразования:
- Изучение проектирования универсальных учебных действий.
- Практическое применение УУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития УУД.
- Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
- Сбор и селекционирование информационного материала по проблеме применения ОУД.
План мероприятий над темой по этапам: Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2017 – 2020г.г | Курсы повышения квалификации учителей.
Изучение психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений». | Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2017 – 2019 год
| Участие в педсоветах, семинарах, мастер-классах, творческих лабораториях (районных и школьных) для учителей начальных классов. Работа в группе учителей – по теме «Реализация технологии проектной деятельности в школе, как средство формирования УУД в рамках ФГОС» Работа в районной творческой группе по внедрению ФГОС НО | Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 201– 2019 год | Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. Участие в вебинарах: «Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса математики», «Использование образовательных технологий деятельностного типа на современном этапе», «ФГОС: организация внеурочной деятельности в современном образовательном процессе» Выступление на педсовете Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС. Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО Показатели сформированности универсальных учебных действий на ступенях предшкольного и начального образования « Проектная деятельность, как средство формирования УУД».Выступления на заседаниях ШМО «Технология проектной деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному уроку». Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). Участие в олимпиадах, конкурсах.. | Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2017 – 2019 год | Участие в работе РМО учителей начальных классов и в проведении семинаров и заседаний. Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах Ведение страничек на сайтах «Мультурок», «Социальная сеть работников образования» Участие в работе школьного сайта Открытые уроки на школьном и районном уровне. Консультативная помощь учителям и учащимся. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Внедренческий | Распространение опыта работы | 2017 – 2020 год
| Участие во Всероссийских конкурсах http://bankportfolio.ucoz.ru/board/klassnyj_chas/zozh/byt_zdorovym/11-1-0-8 Публикация в сборнике методических рекомендаций «Формирование УУД у младших школьников» Проект для одарённых детей «Алые паруса» социальной сети –выставка работ
|
|