Развитие культуры речи как средство формирования коммуникационной компетентности
статья на тему

В статье рассказывается о задачах и содержании работы над культурой речи у младших школьников, о требованиях к речи учащихся и кратко описана работа по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kultury_rechi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

Максимова И.В.

учитель начальных классов МБОУ СШ №2

города Димитровграда Ульяновской области

 Развитие связной речи это один из базовых компонентов обучения младших школьников. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации.  В обществе наметилась тенденция снижения общего уровня речевой культуры. Совершенно естественно, что в наши дни особенно широко ставится задача изучения и научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и письменной речи. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость. Поэтому необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.

Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Речь учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме. Психолог Н.И.Жинкин писал: “ Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания ”. Мыслительная работа стимулирует речь. Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления.

Задачи и содержание работы по культуре речи.

Культура речи – это и культура чтения, и часть общей культуры человека, и  владение языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и т.п.), а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя. Основной задачей работы по развитию речи является формирование у учащихся умения содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои мысли.  Работа по развитию речи осуществляется на уроках русского языка, литературного чтения и других занятиях.  В содержание ее входит:

  1) воспитание произносительной культуры речи учащихся /с учетом фонетических закономерностей  языка/; усвоение норм и правил выразительного чтения;

  2) лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии языка, а так же из области лексической стилистики;

  3) работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающей законы связи слов и строения предложений, а также усвоение норм синтаксической стилистики;

  4) развитие навыков связной устной и письменной речи.

Требования к речи учащихся.

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться?

 Вот требования, касающиеся содержания и структуры речи:

1)содержательность - говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания;

2)логичность - последовательность, четкость построения речи. Умение не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов,  умение не только начать, но и завершить высказывание.

Требования, относящиеся к речевому оформлению:

3)точность речи - умение говорящего и пишущего не просто передать факты, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели  такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету;

4)выразительность – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы;

5) ясность речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена.

Важна и произносительная  сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.

Работа над культурой речи.

В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения. Нормы литературного произношения часто нарушаются неправильной постановкой ударения в словах. Правильность устной речи определяется и правильностью звуков в слове, а также правильностью интонации предложения. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией. Работа над культурой устной речи  предполагает  прежде всего проведение специальных упражнений, направленных на овладение учащимися правил орфоэпии; обучение выразительному чтению и ознакомление со средствами художественной выразительности речи /темпом, громкостью, тембром, интонацией/. Воспитание культуры устной речи осуществляется с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений, коллективной и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.

Большое значение имеет умение слушать и слышать, желание совершенствовать свою речь. Прямое выполнение коммуникативных операций в устной речи, требует культуры, развития обращенности и поддерживаемости устной речи в ситуации общения. Именно поэтому психологически  важным является воспитание у школьников способности к активному слушанию, которое есть одно из условий коммуникаций.  Поэтому эффективно использовать в обучении прием подражания образцам речи и исправление орфоэпических ошибок. Ни одно нарушение правил литературного произношения не должно оставаться незамеченным. Систематическое исправление недочетов собственной речи и речи других содействует формированию привычки обращать внимание на правильность произношения любого слова. Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой. Слова, в которых часто допускаются ошибки, берутся на учет и систематически включаются в упражнения.

Воспитание произносительной культуры связано с обучением выразительному чтению. Обучение выразительному чтению органически входит в содержание уроков русского языка, так как изучение любой из тем курса русского языка, особенно синтаксиса, заключает в себе для этого богатые возможности. Необходимо учить школьников правильному интонированию, использованию в речи пауз и логического ударения, обращая внимание на то, что изменение интонации приводит к изменению смысла предложения. Основными приемами обучения выразительному чтению являются: хоровое или индивидуальное чтение с последующим анализом; чтение по ролям с предшествующим анализом содержания читаемого; запись и прослушивание лучших сочинений или выступлений учащихся. Использование этих приемов повышает интерес школьников к выразительному чтению, тем самым повышая уровень культурной речи.

Словарная работа является важнейшей составной частью работы по развитию речи в школе. Она проводиться на уроках русского языка в связи с изучением грамматики и правописания, также на уроках литературного чтения. В содержание словарной работы входит: 1) обогащение словарного запаса учащихся; 2)  словарно-орфографическая работа,

целью  которой является усвоение слова /его значения и написания/;

3) знакомство со словом как средством художественной выразительности.

Приемы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование толкового словаря русского языка; работа с синонимами, антонимами; морфологический анализ слов; перевод; перифраз; использование контекста и другие.

И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к связной речи. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. В начальной школе приняты следующие виды связной речи: 1-развернутые ответы на вопросы /в том числе и в беседе/; 2-различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала; 3-записи по наблюдениям, ведение дневников школьника; 4-устный пересказ прочитанного материала /в его различных вариантах/; 5-устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу текста; 6-рассказывание художественных текстов, заученных на память; 7-письменное изложение образцовых текстов; 8-письменные сочинения разнообразных типов; 9-отзывы о прочитанных книгах, о кинофильмах; 10-написание объявлений, адреса, телеграммы.

Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге повышают уровень их речевого развития, культуру речи. В пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а частично и синтаксические конструкции, взятые из текста. Пересказу нужно учить систематически /не просто – “прочитай и перескажи”/. Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни мог правильно, достаточно точно, логически стройно и выразительно передать  прочитанное  или услышанное. В начальных  классах применяются следующие виды пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.

Устный пересказ учит школьников изложению – письменному пересказу текстов. Программа предусматривает подробное и сжатое изложение текста по готовому плану, по самостоятельно составленному плану, а также изложение прочитанного с изменением  лица рассказчика. Следует особенно подчеркнуть роль изложения, как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус и развивают языковое чутье.

Сочинения в школе занимают особое место. Сочинение – творческая работа. Школьники любят сочинение, любят за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, писать свое. Психологи, исследующие проблемы развития речи, и учителя – практики доказали, что ребенок осваивает культурную письменную речь именно тогда, когда он пишет самостоятельные творческие работы, “сочиняет”.

Как видим, разнообразие упражнений довольно велико.  Разнообразие должно соблюдаться в тематике упражнений, в жанрах, в особенностях языка, в типах самих упражнений. Только в этом случае будет обеспечено разностороннее развитие мышления и речи учащихся. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений: 1- умение понять, осмыслить тему, выделить ее, найти ее границы; 2- умение собирать материал, отбирать то, что важно, что относится к теме; 3– умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану; 4 – умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.  

               Но учить всем этим умениям сразу, в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке должна быть четко определена задача обучения.  Планировать развитие речи учащихся рекомендуется на длительный срок – лучше всего на год. При этом условии в плане могут быть предусмотрены различные виды упражнений, различные темы. Таким образом, в развитии связной речи учащихся есть ряд ясных определенных задач, последовательное решение которых и создает систему в работе.

Литература.

  1. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1998.
  2. Голубева Е.В., Голубева И.В. Развитие языковой личности на уроках. Начальная школа №3, 2014.
  3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Полякова Э.И. Русский язык. 1-4 классы. Речевые уроки – Волгоград: Учитель, 2015.
  5. Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 2010.
  6. Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / под общ. ред. Н.В.Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ...