Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "36 занятий для будущих отличников" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
36_zanyatiy_dlya_budushchih_otlichnikov.docx | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «З6 занятий для будущих отличников» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО.
На изучение курса по внеурочной деятельности «З6 занятий для будущих отличников» во 3 классе отводится 36 занятий – по 1 занятию в неделю (с сентября по май) продолжительностью не более 45 минут.
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.
В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
1.Развитие познавательных способностей младших школьников.
2. Развитие творческих способностей младших школьников.
3. Расширение кругозора учащихся.
4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего- либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей. Именно этому способствует занятия этого курса, которые представляют собой сочетание коррекционно – развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом и являются прекрасным подспорьем для увлекательной работы с будущими первоклассниками.
Содержание курса
Курс «36 занятий для будущих отличников» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира.
Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели: найти ошибки, допущенные художником, выложить изображение предмета из деталей танграма или из спичек, перерисовать предмет по клеткам, сочинить небылицу и так далее.
Методика выполнения рисунков на клетчатой бумаге.
Учитывая возраст ребенка, представлены всего два варианта работы по выполнению рисунков на клетчатой
бумаге.
Вариант 1. Точное копирование образца. Работа проводится ребенком самостоятельно. В случае затруднения следует
прибегнуть к помощи взрослого.
Вариант 2. Выполнение графического диктанта. Графический диктант выполняется ребенком путем оперирования понятиями «влево», «вправо», «вниз», «вверх».
Данное задание направлено на развитие внимания, пространственной ориентации, умения координировать движения.
Методика работы с головоломкой «танграм»
Танграм – древняя китайская головоломка. Существует несколько вариантов работы сней. Здесь представлен простейший вариант – составление изображения по образцу, в котором четко прорисованы геометрические фигуры.
Данное упражнение развивает внимание, мышление, конструкторские способности, пространственную ориентацию.
Методика работы со спичками
В течение нескольких секунд обучаемый знакомится с образцом. Затем образец закрывается. Задача ребенка – по памяти воспроизвести рисунок из спичек на столе. После самостоятельного выполнения задания взрослый просит ребенка вновь посмотреть на образец и сравнить его со своей работой, исправить ошибки, если они есть.
1. Данное задание способствует развитию внимания, зрительной памяти, пространственной ориентации.
Требования к уровню подготовки обучащихся 3 класса
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно несвязанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии*.
Критерии оценивания.
Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.
Безотметочная система обучения
Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Календарно – тематическое планирование
по курсу «36 занятий для будущих отличников», 3 класс
№ | Тема | Единицы содержания | УУД | Дата |
1 | Слово о родине | Представление о Родине. Что связывает любого человека с родиной. | Развитие внимания, смысловой, зрительной, слуховой памяти, логического мышления, воображения, фантазии, речи, рефлексия. | |
2 | В кругу семьи… | Представление о семье, её обязанностях. Знакомство с понятием «герб семьи». Воспитание чувства близо- сти с членами семьи. | Развитие внимания, логическо- го мышления, воображения, речи. | |
3 | В кругу семьи | Знакомство с понятиями «родословная», «семейные праздники», «реликвии семьи». Воспитание любви к своей семье, уважение к её традициям. | Развитие внимания, мышления, воображения, речи. | |
4 | Все мы люди разные | Представление о непохожести людей. Знакомство с понятиями «инициалы», «вензель». Воспитание чувства толерантности по отношению к окружаю- щим. | Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. | |
5 | Дело было в лукоморье | Знакомство со значением слова «лукоморье». Пред- ставление о сказке на новый лад. | Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, рефлексии, речи. | |
6 | В космическом пространстве | Расширение представления о звёздах и планетах, знакомство с отличиями звезды от планеты, со значением освоения космо- са. | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, конструкторских способностей, рефлексии. | |
7 | Старичок-боровичок | Знакомство с интересными сведениями о грибах. | Развитие внимания, памяти, логического мышления, речи. | |
8 | Продолжение… | Знакомство с интересными сведениями о ягодах. | Развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения. | |
9 | Кот в мешке | Знакомство со значением фразеологизма «кот в мешке». | Развитие внимания, логическо- го мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематичес- кого слуха. | |
10 | Поговорим о поведении | Представление о необходи- мости сдерживания своих негативных эмоций. | Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей. | |
11 | Литературная угадай-ка | Представление о разнообразии сказок. Воспитание интереса к чтению. | Развитие внимания, логическо- го мышления, слуховой памяти, воображения, речи, артистиче- ских способностей. Формирование умения работать в коллективе. | |
12 | Береги здоровье | Знакомство с основными правилами здорового образа жизни. | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, воображения, фантазии, речи. | |
13 | О воде | Расширение представления о значении воды в нашей жизни и экологических проблемах, связанных с водой. Знакомство с происхождением названий морей. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти , воображе- ния, фонематического слуха. | |
14 | Спешим на помощь Кузе | Воспитание чувства добро- ты и отзывчивости. | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, конструкторских способностей, воображения, фантазии, расши- рение словарного запаса. | |
15 | Поэтическая карусель | Введение в мир детской поэзии. Знакомство с отли- чительными признаками стихотворного текста, разнообразием рифм. | Развитие внимания, мышления, зрительной памяти , воображе- ния, чувства рифмы, умения продолжать сочинение стихо- творения, следуя заданной теме. | |
16 | Арт - студия | Знакомство с понятием «арт-студия». | Развитие актёрских и коммуни- кативных способностей, твор- ческого воображения, речи. | |
17 | Зима в загадках | Расширение ассоциатив- ных представлений, связан- ных с зимой. | Развитие внимания, логического мышления, в том числе нестандартного, слуховой памяти , воображения, ориентации в пространстве, рефлексии. | |
18 | Подарки Деда Мороза | Воспитание доброты, уважения к традициям. | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, зрительной и слуховой памяти, воображения, расширение словарного запаса, чувства рифмы, речи. | |
19 | Что мы знаем о деревьях | Знакомство с особенностя- ми жизни деревьев, их разнообразием. Расширение детского кругозора. Воспитание бережного отношения к окружающей природе. | Развитие внимания, логическо- го мышления, ориентации в пространстве, рефлексии. | |
20 | Поговорка-цветочек, пословица-ягодка | Знакомство с русскими пословицами и поговорка- ми, представление об отличии пословиц от поговорок. Пополнение лексического запаса детей. | Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, артисти- ческих способностей, речи. | |
21 | «Репка» на новый лад | Воспитание интереса к чтению, любви к русским народным сказкам. | Развитие внимания, логическо- го мышления, памяти, рефлек- сии, фонематического слуха, ориентации в пространстве. | |
22 | Любопытные факты из жизни животных | Знакомство с любопытны- ми фактами из жизни животных. | Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, речи. | |
23 | Школа искусств | Представление об искусстве и разнообразии его видов. Воспитание любви к искусству. | Развитие внимания, мышления, памяти , воображения, артисти- ческих способностей, речи. | |
24 | Спешим в школу искусств | Расширение представления о видах искусства. Воспитание любви к прекрасному. Пополнение словарного запаса детей. | Развитие внимания, мышления, памяти, воображения, коммуни- кативных и артистических способностей, речи. | |
25 | Куклы в нашей жизни | Знакомство с интересными сведениями из истории кукол. Расширение детско- го кругозора. | Развитие внимания, логическо- го мышления, памяти, вообра- жения, ориентации в пространстве, речи. | |
26 | Золотой дождь | Знакомство со значением фразеологизма «золотой дождь». | Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышле- ния, памяти, конструкторских способностей, речи. | |
27 | Лента знаменательных занятий | Расширение кругозора детей. Знакомство с новыми занимательными заданиями. | Развитие внимания, мышления, в том числе нестандартного, зрительной памяти, чувства рифмы, воображения, речи. | |
28 | Клуб любителей рус- ского языка | Воспитание чувства любви и уважения к русскому языку. Пополнение словарного запаса детей. | Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, воображения, речи. | |
29 | В царстве лешего | Представление о правилах поведения в лесу. Воспита- ние чувства любви и бережного отношения к природе. | Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, воображения, расширение словарного запаса. | |
30 | Геометрический калей- доскоп | Знакомство со значением слова «геометрия», историей возникновения науки геометрии. | Развитие внимания, логическо- го мышления, памяти, воображения, ориентации в пространстве, конструкторских способ- ностей. Формирование навыка по различению плоскостных геометрических фигур | |
31-33 | Магазин головоломок | Расширение детского кругозора, представления детей о разнообразии занимательных заданий и головоломок. | Развитие внимания, логического и нестандартного мышления, слуховой и зрительной памяти, быстроты реакции, воображения, ориента- ции в пространстве, конструкторских способностей, речи. | |
34 | В поисках цветка папоротника | Представление о празднике Ивана Купалы. | Развитие воображения, памяти, мышления, пространственной ориентации. | |
итого | 34 часа |
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «36 занятий для будущих отличников»
Книгопечатная продукция
Литература для учащихся:
- 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013.
Литература для учителя:
- 36 занятий для будущих отличников: Методическое пособие, 3 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2013.
Технические средства
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Оборудование для учащихся:
- Шариковая ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей (не менее 12 цветов), головоломка «танграм», линейка, спичечный коробок со спичками, в целях безопасности оклеенный со всех сторон бумагой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по информатике в1-2 классах
Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи , скалендарно-тематическое планирование. программу можно использовать во внеурочной деятельности на любом уровне подготовки учащихся, включая "ну...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...