Программы
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Дмитриева Оксана Анатольевна

рабочая программа 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usnaya_rech.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа-интернат

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г.Томска

Рассмотрено

на заседании

методического обьединения

протокол № ______________
от «____»_____________20__г.        

Утверждаю:

директор школы-интерната

________ А.Е.Аникина

Приказ   № ______________
от «____»_____________20__г.        

Рабочая программа
по предмету «Устная речь»

предметная область « Язык и речевая практика»
4 класс

Разработала учитель начальных классов

 Дмитриева О.А

2017-2018 учебный год

     1.Пояснительная записка……………………………………………… ………  2                                                              

     2. Общая характеристика учебного предмета………………………………….3

     3. Описание места предмета в учебном плане…………………………………4

     4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета…….4

     5. Содержание учебного предмета……………………………………………...5

     6.Тематическое планирование……………………………………………………5

     7.Описание материально- технического обеспечения  образовательной      деятельности………………………………………………………………………..6

Пояснительная записка

 Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2013г. «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ ООШИ № 22 г. Томска
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования  30.08.2013г. №1015;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.32.86-15 от 10.07.2015г.
  • Устав МБОУ ООШИ № 22 г. Томска.
  • Локальные акты образовательного учреждения.

       Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Цель программы обучения:

-развитие потребности в общении, устной коммуникации школьников

Задачи программы обучения:

  • Обогащать  и уточнять  словарь.
  • Учить правильно, отвечать  на вопросы,
  • Учить задавать  вопросы, дополнять высказывания товарищей
  • Учить описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
  • Учить составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
  • Учить использовать в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.

2.Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа учебного курса «Устная речь» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы /Под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011/ Учебник: С.В. Комарова «Устная речь», учебник 4класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2014 г.

  Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. 

У школьников формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире.

     Обучение способности видеть. Сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

     Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учеников.

     На экскурсиях дети знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдая, школьники учатся анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Средствами обучения выступают учебники, опорные схемы, таблицы, карточки иллюстрационный материал.

«Устная речь» включает следующие подразделы:

1. «Аудирование»: развитие у детей способности воспринимать и понимать      обращенную к ним речь; развитие умения слушать. Материал реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных упражнений или сопровождает задания других подразделов; выбор картинки по описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, речи артистов.

2. «Общение и его значение в жизни»: организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека.

3. «Дикция и выразительность речи»: отработка у детей чёткости произношения, его эмоциональной выразительности.

4. «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания»: в содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по темам, связанным со школьной жизнью и бытом людей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими; учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируют тем самым различные варианты речевого поведения.

5. «Культура общения»: его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения просьбы, благодарности, приветствия и т.д., помогающим выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

3.Описание места предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

1 четверть - 01.09.17-27.10.17

2 четверть - 07.11.17- 29.12.17

3 четверть - 11.01.18- 21.03.18

4 четверть - 02.04.18- 24.05.18

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные

  • учить осознавать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам;  
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
  • учить осмысливать этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность»;
  • учить осознавать значимость в своей жизни родственных, семейных и дружественных отношений.

Коррекционные:

  • развивать речь, формируя навык чтения;
  • мышление;
  • Формировать творческое и образное мышление;
  • Развивать воображение, образное восприятие окружающего мира с помощью прочитанных произведений.

 Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Достаточный уровень

  • понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;
  • понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;
  • выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

Минимальный уровень

  • выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова
  • сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал

5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «УСТНАЯ РЕЧЬ»

Аудирование

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их последующим пересказом.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных ситуациях.

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы«Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».

Примерная тематика речевых ситуаций«Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказу. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает.

Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву? - …

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец): Жил-был гриб-боровик. Был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под еловой лапой.

Культура общения.

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.

Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.

Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. 

7.Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.

Техническое

  • компьютерные презентации по темам
  • Комплект сюжетных картинок
  • Серии книг для внеклассного чтения

Литература

1. С.В. Комарова «Устная речь», учебник 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2014 г.

2. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, Академия развития, 1997г.

3. Развитие и коррекция речи детей. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. Москва 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...