Великая Отечественная война в представлениях современных младших школьников
статья на тему

Михальченкова Мария Сергеевна

     В статье дана характеристика комплексных контрольных работ, предназначенных для проверки сформированности предметных и межпредметных умений младших школьников. Выявлены типичные трудности, связанные с их выполнением учащимися начальных классов. Представлен комплекс заданий, ориентированных на становление и развитие умения работать с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22_iyunya_1941_goda_1.docx169.51 КБ

Предварительный просмотр:

Великая Отечественная война в представлениях

современных младших школьников

Аннотация: В статье дана характеристика комплексных контрольных работ, предназначенных для проверки сформированности предметных и межпредметных умений младших школьников. Выявлены типичные трудности, связанные с их выполнением учащимися начальных классов. Представлен комплекс заданий, ориентированных на становление и развитие умения работать с информацией.

Ключевые слова: итоговые контрольные работы, универсальные учебные действия, ключевые слова, чтение, восприятие, память

Сегодня российское общество столкнулось с таким явлением, как пересмотр итогов Великой Отечественной войны. Что можно ему противопоставить? Историческую память, основу которой составляют прочно сформированные представления об этом историческом событии, осознание системы ключевых понятий, его характеризующих. Каковы источники этих представлений для учащихся начальных классов? В ряду многих важное место занимает учебник литературного чтения. Как и учебники по другим дисциплинам, он претерпел за последние двадцать с лишним лет значительные изменения, которые коснулись прежде всего произведений о Великой Отечественной войне: их количество существенно уменьшилось. Естественным результатом стала дезориентация младших школьников в хронологии событий, отсутствие ориентировки в понятийной базе, сужение читательского кругозора.

Приступая к данной работе, мы задались целью не только выяснить, что знают современные дети о Великой Отечественной войне, но и как изменились их представления по сравнению с представлениями сверстников, которые выступали в качестве испытуемых в аналогичном исследовании, проведённом в 1995 году.

Нами была разработана анкета, которую мы предложили заполнить учащимся 3 и 4 классов одной из школ г. Смоленска, обучающимся по учебникам литературного чтения УМК «Школа России» и «Образовательная система Л.В. Занкова». Прежде чем дать учащимся задание ответить на вопросы, мы показали анкету учителям, чтобы внести необходимые коррективы, учитывающие уровень подготовки современных детей.

Анкета включает шесть разделов, состоящих из открытых вопросов:

Раздел 1 Фактические знания о войне

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Когда она закончилась?
  3. Против кого воевали советские солдаты?
  4. О каких сражениях Великой Отечественной войны ты знаешь?
  5. Как называлась тогда наша страна?
  6. Люди каких национальностей принимали участие в войне?

Раздел 2Понятия

  1. Как ты понимаешь, что такое война?
  2. Знаешь ли ты, что такое концлагерь?
  3. Кого называли партизанами?
  4. Какой город почти три года находился в блокаде?
  5. Когда звучал сигнал воздушной тревоги?
  6. Что такое светомаскировка?

Раздел 3Люди и война

  1. Имена каких героев Великой Отечественной войны тебе известны?
  2. Какими орденами и медалями награждали наших воинов?
  3. Как народ помогал своей армии?

Раздел 4Источники получения информации

  1. Кто рассказал тебе о Великой Отечественной войне?
  2. Кто из твоих родных принимал участие в Великой Отечественной войне?
  3. В каких музеях, посвящённых войне, ты бывал?

Раздел 5Произведения искусства

  1. Какие стихи, посвящённые войне, ты знаешь?
  2. Назови фильмы о Великой Отечественной войне.
  3. Какие памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, тебе известны?
  4. Какие песни о войне ты знаешь?

Раздел 6Мое понимание войны

  1. Почему наш народ смог одержать победу в Великой Отечественной войне?

Респонденты отвечали на вопросы в три приёма: сначала на вопросы 1 раздела, потом – 2 и 3, затем – 4 – 6.

Анализ полученных нами результатов начнем с вопросов, определяющих любое историческое событие. Данные представлены нами на двух диаграммах: зелёным цветом обозначены ответы, полученные нами при проведении исследования в 2015 году, оранжевым – в 1995.

Диаграмма 1

Ответы на вопрос о начале Великой Отечественной войны

Полученные цифры показывают, что в 3-х классах более половины учащихся знают точную дату начала войны. Остальные ученики либо путают с войной 1812 года, либо не дают ответа. В 4-х классах эта цифра составила 98%. По сравнению с результатами, полученными двадцать лет назад, данный показатель заметно вырос. Думается, такой прирост обеспеченакцентировкой внимания к этому историческому событию со стороны средств массовой информации.

Диаграмма 2

Ответы на вопрос о дате окончания войны

Как видно из данных, представленных на диаграммах, Мы видим, что количество правильных ответов на данный вопрос заметно выросло. Так, все учащиеся 4-х классов дали совершенно точные ответы, несколько ниже показатель у третьеклассников – 93%.

Диаграмма 3

Ответы на вопросПротив кого воевали советские солдаты?

На этих диаграммах представлены цифры, отражающие количество неверных ответов.Как видно, у подавляющего большинства учащихся (82,4% третьеклассников и 100% четвероклассников) нет чётких представлений о том, кто был противником советских солдат в отечественной войне 1941-1945 годов.

Как известно, «лицо» любой войны определяют главные сражения, предрешившие её исход. Какие же из них известны современным младшим школьникам? Ответы на этот вопрос представлен в следующих диаграммах.

Диаграмма 4

Ответы на вопрос: О каких сражениях Великой Отечественной войны

ты знаешь?

Всего лишь 25% опрошенных в 4-х классах дали более или менее верные ответы, в 3-х класса эта цифра оказалась ещё ниже. Данные диаграмм обнаруживают тенденцию: количество правильных вариантов существенно снизилось (на 35% в 3 классах и 44,8 – в четвёртых).

Следующие два вопросабыли призваны определить, в какой мере сформированы представления младших школьников о социально-историческом контексте рассматриваемого события. Как известно, достоверные представления о нём можно получить из общения с людьми, пережившими войну (а такую возможность по понятным причинам могут получить немногие дети), из книг, в том числе из учебников литературного чтения, а также из средств массовой информации. Очевидно, активное освещение в них событий 70-летней давности позволило получить столь высокие результаты, представленные на диаграмме:

Диаграмма 5

Ответы на вопрос: Как называлась тогда наша страна?

В сегодняшних условиях, когда делаются попытки «присвоить» Победу или разделить её по национальному признаку, особенного внимания заслуживают ответы учащихся на вопрос о национальной принадлежности участников Великой Отечественной войны. Мы не видим необходимости делать акцент на количестве правильных ответов (78% в 3 классе, 96% - в четвёртом).

По рекомендации учителей вопросы второго блока не предлагались третьеклассникам, поскольку обсуждаемые понятия не встречались им ни в курсе литературного чтения, ни при изучении других дисциплин гуманитарного цикла.

Один из ключевых вопросов этого блока помог выяснить, каково видение войны современным ребёнком. Многие из опрошенных написали, что война – это жестокие сражения за свою Родину это страх, боль и мужество, долгие битвы. Данные результаты схожи с теми, которые были получены в ходе анкетирования двадцатилетней давности. Однако таких глубоких ответов, как были ранее, уже не наблюдается, например, война – это вооруженный конфликт между двумя или несколькими странами.

Далее мы попытались выяснить, как трактуются сегодняшними младшими школьниками понятия, отражающие реалии тех страшных событий, которые пережил наш народ 70 лет назад. Так, например, практически все школьники (94,1% сегодня и 96,6% 20 лет назад) знают, что такое концлагерь.Можно утверждать, что представления школьников не претерпели существенных изменений, как в количественном отношении, так и в качественном: спектр ответов примерно одинаков. Так, дети пишут о том, что это плен, это лагерь смерти, это место, где сжигали людей и т.п.

Как показал анализ ответов на вопрос: «Кого называли партизанами»?», соответствующе понятие у нынешних четвероклассников практически не сформировано.Приведём наиболее типичные высказывания:люди, которые летали и бомбили чужие земли; воины – враги; люди, которые сбивали с рельс поезда.Как видим, полноты представлений о партизанах учащиеся не демонстрируют. В этой связи контрастно воспринимаются количественные показатели двадцатилетней давности: 48% тогдашних второклассников и 87,4% третьеклассников дали исчерпывающие ответы.

Удручающе низкий результат был получен при ответе на вопрос о том, какой город почти три года находился в блокаде: только 54,5% учащихся дали верные ответы. Встречались такие варианты, как Санкт-Петербург, Сталинград, Смоленск, многие же и вовсе не отвечали.

Сегодняшние четвероклассники продемонстрировали слабую ориентировку в реалиях военного быта. Вот как они ответили на следующий вопрос:

Диаграмма 6

Ответы на вопрос о том, когда звучал сигнал воздушной тревоги

Как видим, меньше половины респондентов (37,4%) смогли дать верный ответ на этот вопрос.

Данную тенденцию подтвердили и ответы на вопрос о том, что такое светомаскировка. Больше половины четвероклассников не знают определения данного понятия. Среди ответов были такие: это одежда, которую не видно при свете; светящиеся предметы; когда тебя не видят наземные и воздушные устройства; когда люди маскируются в цвет земли, травы, снега; маскировка техники. Как и при анализе результатов двадцатилетней давности, мы обнаружили, что в сознании детей отождествляются понятия светомаскировка и маскировка.

Вопросы следующего разделаимели персонифицированный характер. Называя имена героев Великой Отечественной войны (вопрос 13) наиболее часто школьники упоминают Г.К. Жукова, М.А. Егорова, И.В. Сталина, Ю.А. Гагарина. Как видим, спектр исторических персонажей, известных детям, весьма узок. При этом и количественные данные оказались удручающими: только 9,6% учащихся 3 классов и 15% четвероклассников сумели дать ответ.Результаты, полученные в 1995 году (они отражены на диаграмме), были ощутимо выше: 24% и 40% соответственно.

Диаграмма 7

Ответы на вопрос о героях Великой Отечественной войны

Не менее безрадостной оказалась картина, полученная при анализе ответов на вопрос: «Какими орденами и медалями награждали наших воинов?». Лишь 29,7% учащихся 4 классов назвали Медаль «За отвагу». Остальные либо не ответили, либо дали неверные ответы, такие как: медаль «За дружбу», георгиевская лента.

Отвечая на вопрос,как народ помогал своей армии, учащиеся продемонстрировали свою трактовку жизни в тылу:женщины трудились; воевали с армией; кормили, поили, находили патроны; вставал на защиту; народ создавал партизанские отряды; подавал патроны отстреливаться; собирал народное ополчение. Однако были и такие (15%), кому этот вопрос оказался не по силам.

Значимымидля нас оказалась информация о том, откуда современные младшие школьники черпают свои представления о Великой Отечественной войне (вопрос 16). Наиболее частотным был ответ: учитель. Реже встречаются ответы: бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка. Очень редко встречаются учащиеся, которым о войне рассказали родители. В ответах респондентов 1995 года прослеживались иные тенденции: большинство детей узнавали о войне со слов бабушек и дедушек, меньшему количеству школьников рассказывали мамы и папы. Однако в отличие от современных детей, учащиеся тех лет узнавали о Великой Отечественной войне из книг, фильмов, при посещении музеев.

Следующий вопрос непосредственно относится к проблеме семейной памяти: лишь несколько учащихся сумели чётко сказать, кто из родных воевал.

Об узости кругозора, ограниченности источников впечатлений свидетельствуют ответы испытуемых на вопрос о том, в каких музеях, посвящённых войне, они бывали. Большинство учащихся 3 и 4 классов назвали музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны», как и их предшественники. Оставшиеся написали, что не были в музеях.

Следующий блок вопросов позволил выяснить, каков круг литературных, музыкальных, кинематографических источников, из которых младшие школьники постигают образный ряд событий военных лет.

Так, ответы на вопрос о том, какие стихи, посвящённые войне, знают третьеклассники и четвероклассники, не порадовал нас разнообразием. Назывались «Василий Теркин», «Сын полка», «Рассказ танкиста», однако встретились и произведения, не имеющие отношения к данному историческому событию: «Бородино», «Сижу за решеткой». Сравнивая с результатами предыдущего анкетирования, мы обнаружили, что учащиеся не знают таких произведений, как «Валя Котик», «Четвертая высота», «День Победы»,«На ялике», «Звенигород», «Дорогие мои мальчишки» и многих других.

Зато современные младшие школьники продемонстрировали неплохое знание современных кино- и телепродуктов: самыми популярными у опрошенных детей 3-х и 4-х классов являются фильмы «Битва за Севастополь», «Небесный тихоход», сериал «Ночные ласточки». Длясравнения с результатами 1995 года мы построили следующие диаграммы:

Диаграмма 8

Ответы на вопрос: Какие фильмы о Великой Отечественной войне ты знаешь?

Перечисление памятников, посвящённыхпобеде в Великой Отечественной войне, показало, что знания учащихся обладают региональной спецификой: наиболее часто упоминаются памятник-надгробие «Скорбящая мать», Мемориал, посвящённый памяти советских граждан, погибших в концентрационных лагерях, на улице им. Полка Нормандия – Неман, Вечный огонь. Аналогичные ответы были представлены респондентами и двадцать лет назад.

Некоторым разнообразием отличаются перечень музыкальных произведений, посвящённых данному историческому событию. Многие младшие школьники назвали такие песни: «Катюша», «Журавли», «День Победы», «Священная война», «Смуглянка». Не ответили на этот вопрос половина третьеклассников и четвероклассников.

Ответы на заключительный вопрос– Почему наш народ смог одержать победу в Великой Отечественной войне? – даёт основания для надежды на сохранение исторической памяти. Как и двадцать лет назад, школьники пишут: наши солдаты были смелые; народ не сдавался; кто к нам с мечом придет, тот от него и погибнет; наш народ непобедим; мы были сильные духом; нам помогали партизаны.

Сопоставив ответы, данные младшими школьниками в 2015 году и их ровесниками в 1995, мы со всей очевидностью приходим к выводу, что уровень сформированности представлений о Великой Отечественной войне у современных учащихся младших классов значительно снизился.Дети уже почти не интересуются событиями тех лет, не читают книги о войне и не смотрят фильмы. Правда, сегодня под воздействием средств массовой информации, теле- и киноиндустрии мы наблюдаем всплеск патриотических настроений и искреннего неравнодушия к событиям Великой Отечественной войны. Однако есть опасения, что по окончании юбилейных торжеств интерес к ним начнёт угасать. Не допустить этого поможет очень большой пласт качественной детской литературы, созданной в советские годы. Заметная её часть в так называемые доперестроечные годы была представлена на страницах учебников чтения. С начала 1990-х годов количество произведений о Великой Отечественной войне существенно уменьшилось.

Подтвердим сказанное результатами анализа современных УМК по литературному чтению.

Так, в учебнике «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (УМК «Школа России») учащиеся знакомятся с ними лишь в 4 классе при подготовке проекта «Они защищали Родину». Ситуация более чем странная: осуществление проектной деятельности на данную тему не опирается ни на одно произведение из учебника, которое было бы посвящено Великой Отечественной войне.

В учебнике «Литературное чтение» В.Ю. Свиридовой (система развивающего обучения Л. В. Занкова») знакомство младших школьников с Великой Отечественной войной происходит в только в 4 классе при чтении таких произведений: «До свидания, мальчики...» Б.Ш. Окуджавы; «Мужчина»В.Д. Берестова; «В мае 1945 года»А.Д. Дементьева; «Зачем шумит трава глухая...»А.К. Передреева; «Шинель»Е.А.Благининой; «Неизвестный цветок»А.П.Платонова; «Кораблик»Н.Н.Матвеевой; «Пуля» Г.Я. Горбовского; «Я знаю, никакой моей вины...»А.Т.Твардовского.

В комплекте по чтению Р.Н. и Е.В. Бунеевых(УМК «Школа 2100») младшие школьники изучают произведения военной тематики в 3 классе в разделе «День Победы», куда вошли стихи А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого; а также рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Вучебников «Литературное чтение» О.В. Кубасовой (УМК «Гармония») включает следующие произведения о Великой Отечественной войне: В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Б. Н. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», помещенные в раздел «За доброе дело стой смело».

Как видим, спектр произведений о войне не слишком велик, в связи с чем ощущается потребность расширить его за счёт чтения детских книг. Нами подобраны произведения, вхождение которых в круг детского чтения мы считаем целесообразным по следующим причинам: во-первых, их художественная ценность проверена временем, а во-вторых, они обладают несомненным воспитывающим потенциалом.

 «Рассказы о Великой Отечественной войне» и «Богатырские фамилии» С.П. Алексеева; «Шел по городу солдат» С.А. Баруздина; Н.А. Надеждина «Партизанка Лара»; Н.К. Чуковский «Морской охотник»; К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете», «Родина», «Сын артиллериста»

Думается, что освоение богатств той части советской детской литературы, которая посвящена подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, позволит подрастающим гражданам современной России сохранить историческую память и передать её по наследству потомкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Празднование 73-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. как неотъемлимая часть формирования патриотического воспитания младших школьников

Патриотическое  воспитание -  неотъемлемая  часть  общей  культуры  государства. Стала  все  более  заметной тенденция  постепенной  утраты...

Патриотическое воспитание младших школьников на событиях Великой Отечественной войны

Материал для проведения внеклассного мероприятия,посвященного памяти Блокадного Ленинграда...

Младшим школьникам о Великой Отечественной войне

Презентация для совместного изучения младших школьников и родителейВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА1941— 1945 гг....

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...

Статья на тему "Младшим школьникам о Великой Отечественной войне"

С каждым годом всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей военных действий. Всё дальше и дальше в историю уходят события 1941-1945гг. Да и сама история иногда трактуется неоднозначно.Как сохранить ...