Рабочая программа "Волшебный мир оригами"
рабочая программа по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования по направлению "Волшебный мир оригам" (титульный лист, протокол, приказ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_origami.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
начального общего образования
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Срок реализации 1 год.
Программа составлена на основе авторской программы
Устименкой Л. А., КоротковойТ. В.,
Программу составила:
Учитель начальных классов Миленченко А.Ф.
Г. Когалым 2012г.
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, дополнительное образование детей – это “мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно».
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1года .
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. В 1 год обучения в кружок «Волшебный мир оригами» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. Занятия проводятся два раза в неделю,70 занятий в год .
Цель программы: Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Отличительные особенности данной программы
В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) данная программа адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы фиксации результатов
• Проведение аттестации учащихся
в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
– в библиотеке.
Содержание программы
№п/п | Раздел | Кол – во часов | Планируемые результаты |
1 | Вводное занятие | 1 | Рассказ об истории развития искусства оригами. |
2 | Беседа по охране труда | 1 | |
3 | Диагностика обученности учащихся | 2 | Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы». |
4 | Летние композиции | 3 | Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке». |
5 | Чудесные превращения бумажного листа | 9 | Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков. |
6 | Модульное оригами | 28 | Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей: елка, фрукты, снеговик и др… |
7 | Оригами на праздничном столе | 2 | Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. |
8 | Цветы к празднику 8 марта | 12 | Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов. |
9 | Оригами – почта | 4 | Различные виды конвертов для писем. |
10 | Впереди – лето! | 3 | Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей. |
11 | Итоговое занятие | 1 | Оригамская сказка о четырех братьях. |
12 | Оформление выставочных работ | 4 | Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам». |
ИТОГО | 70 ч. |
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2. | Беседа по охране труда | 1 | - | 1 |
3. | Диагностика обученности учащихся | - | 2 | 2 |
4. | Летние композиции | - | 3 | 3 |
5. | Чудесные превращения бумажного листа | 1 | 8 | 9 |
6. | Модульное оригами | 2 | 26 | 28 |
7. | Оригами на праздничном столе | 1 | 1 | 2 |
8. | Цветы к празднику 8 марта | 1 | 11 | 12 |
9. | Оригами - почта | 1 | 3 | 4 |
10. | Впереди – лето! | - | 3 | 3 |
11. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
12. | Оформление выставочных работ | - | 4 | 4 |
| ИТОГО: | 9 | 61 | 70 |
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс:
1. Учебные и методические пособия:
Научная, специальная, методическая литература
2.Список оборудования и материалов,
необходимых для занятий оригами
|
|
Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и
базовых форм оригами
• умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь
инструкционными картами и схемами
- умение сделать несложное изделие по схеме.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
• умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики
(в начале учебного года) этот параметр не оценивается.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
• Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Примерное тематическое планирование занятий
Дата | №п/п | Тема занятия | Кол –во часов |
1 | История развития искусства оригами. | 1 | |
2 | Беседа по охране труда. | 1 | |
3 | Входная диагностика. | 1 | |
Летние композиции | |||
4 | Калужница. | 1 | |
5 | Ландыш. | 1 | |
6 | Сон-трава. | 1 | |
7 | Оформление выставки «На лесной полянке» | 1 | |
Чудесные превращения бумажного листа | |||
8 | Сказочный цветок (мозаика из 6 модулей). | 1 | |
9-10 | Простые коробки (2 варианта) | 2 | |
11-12 | Коробка с крышкой из квадратного листа бумаги. | 2 | |
13-14 | Коробки для подарков. Базовая модель. | 2 | |
15-16 | Коробки для подарков. Различные варианты. | 2 | |
Модульное оригами | |||
17-20 | Оригами. Работа с модулями. Заяц. | 4 | |
21-24 | Оригами Работа с модулями. Фрукты | 4 | |
25-28 | Оригами. Работа с модулями. Елка | 4 | |
29-32 | Оригами. Работа с модулями. Снеговик | 4 | |
33-36 | Оригами. Работа с модулями. Цыпленок | 4 | |
37-40 | Оригами. Работа с модулями. Ваза с цветами | 4 | |
41-44 | Оригами. Работа с модулями. Торт | 4 | |
45 | Диагностика по итогам 1 полугодия. | 1 | |
46 | Оформление класса к Новому году. | 1 | |
| |||
47 | Правила этикета. Приглашение – открытка | 1 | |
48 | Оригами на праздничном столе: салфетка «Веер», салфетка для столового серебра, | 1 | |
Цветы к празднику 8 марта | |||
49-50 | Василёк и гвоздика. | 2 | |
51-52 | Композиция «Букет гвоздик». | 2 | |
53-54 | Японская ваза для цветов. | 2 | |
55-56 | Объемные тюльпаны. | 2 | |
57-58 | Объемные колокольчики. | 2 | |
59-60 | Объемные тюльпаны. | 2 | |
61 | Оформление выставки «Цветы для наших мам». | 1 | |
Оригами – почта | |||
62 | Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. | 1 | |
63 | Датское и английское письмо. | 1 | |
64-65 | Оригинальный конверт (2 варианта). | 2 | |
Впереди – лето! | |||
66-67 | Пилотка (2 варианта) и шапочка с козырьком. | 2 | |
68 | Самолеты и истребители. | 1 | |
Итоговое занятие | |||
69 | Оригамская сказка о четырех братьях. | 1 | |
70 | Диагностика по итогам года. | 1 |
Приложение 1
Сайты
ОРИГАМИ ИЗ БУМАГИ - http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/kukly_ezhik.html
ПРОГРАММА - http://www.origami-school.narod.ru/page_045.htm
Елочка -http://stranamasterov.ru/technics/module_fir
Апельсин -http://stranamasterov.ru/technic/orange
Дед Мороз - http://stranamasterov.ru/technics/ded_moroz
Клубника - http://stranamasterov.ru/technic/strawberry
Мини – ананас - http://stranamasterov.ru/technic/pineapple
Радужный лебедь - http://stranamasterov.ru/technic/swan
Рамочка - http://stranamasterov.ru/technics/origami_frame.html
Зайка – модница - http://stranamasterov.ru/technic/lady-bunny
Бабочка, летящая на цветок -http://stranamasterov.ru/node/10141
Новогодний бычок - http://stranamasterov.ru/technics/module-bull
Осенняя прогулка - http://stranamasterov.ru/technic/bunny
Подснежники в вазе - http://stranamasterov.ru/technics/snowdrop
Праздничный торт - http://stranamasterov.ru/node/31491
Рождественский венок - http://stranamasterov.ru/technics/garland.html
Стрекозы - http://stranamasterov.ru/technics/dragon-fly
Торт на день рождения - http://stranamasterov.ru/technics/cake
Тюльпаны - http://stranamasterov.ru/technics/tulips
Цветущий кактус - http://stranamasterov.ru/technics/module_cactus
Дракон - http://bebi.lv/origami-podelki-shemi-i-uroki/moduljnoe-origami-drakon-shema.html
Тюльпаны в вазе(видео) - http://www.trozo.ru/archives/24128
Лебедь ВИДЕО - http://www.liveinternet.ru/users/3981365/post215472215/
Сердечки ВИДЕО - http://www.liveinternet.ru/users/3981365/post204188676/
Цветок лотоса ВИДЕО - http://www.liveinternet.ru/users/3981365/post184100214/
Попугайчики ВИДЕО - http://www.liveinternet.ru/users/3981365/post142946367/
Звезда ВИДЕО - http://bestjapaneseproducts.ru/japan/jp-amazing-japan/origami/видео-урок-модульное-оригами/
Рыба ВИДЕО - http://zhezel.ru/handmade/origami/1911-modulnoe-origami-ryba-video-obuchenie.html
Модульное оригами: корзинка из бумаги (видео урок) - http://zhezel.ru/handmade/origami/1913-modulnoe-origami-korzinka-iz-bumagi-video-urok.html
Модульное оригами: елка (онлайн обучение) - http://zhezel.ru/handmade/origami/1912-modulnoe-origami-elka-onlayn-obuchenie.html -
Модульное оригами: лиса (обучающее видео) - http://zhezel.ru/handmade/origami/1910-modulnoe-origami-lisa-obuchayuschee-video.html
Модульное оригами цветов (онлайн обучение) - http://zhezel.ru/handmade/origami/1918-modulnoe-origami-cvetov-onlayn-obuchenie.html
Модульное оригами: заяц (видео урок) - http://zhezel.ru/handmade/origami/1914-modulnoe-origami-zayac-video-urok.html
Корзина ВИДЕО - http://zhezel.ru/handmade/origami/1913-modulnoe-origami-korzinka-iz-bumagi-video-urok.html
Ваза с подснежниками ВИДЕО - http://zhezel.ru/handmade/origami/1909-kak-sdelat-vazu-iz-bumagi-video-urok.html
Литература
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
- Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
- Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
• Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей
и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...
Рабочая програма внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для учащихся начальных классов (2 класс)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Оригами и развитие ребенка" 2 класс
Полная рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами. Развитие ребенка" для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа кружка "Оригами"
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только...
Рабочая программа кружка "Оригами"
Рабочая программа кружка "Оригами" 1 год обучения...