Программа "Школа вожатых"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 с. Сухая Буйвола
Программа
«Школа вожатых»
для детей среднего и старшего школьного возраста
Срок реализации: 1 год
Выполнила:
учитель начальных классов
Дружбина И.М.
Пояснительная записка
Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития личности ребёнка и детского коллектива. Вожатый – проводник новых инициатив и идей, друг и наставник, организатор полезных дел, участник развлекательных мероприятий.
Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нём может участвовать не каждый – нужна специальная подготовка, нужен опыт и искреннее желание работать с детьми.
Именно поэтому и возникла необходимость в создании программы «Школа вожатых», которая предполагают круглогодичную подготовку участников школьного актива. Данная программа поможет повысить качество воспитательной работы и профессиональное мастерство.
Содержание программы ориентировано на изучение и сохранение культурного и духовного наследия России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Программа нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребёнка, включённого в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и взрослых. Программа имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.
Данная программа создана на основе авторской программы Волобуевой И.И., Сборник № 6 Образовательные программы дополнительного образования детей. М. 2008 г.
Цель: повышение уровня профессионально-педагогической компетентности участников школьного актива.
Задачи:
- обеспечение вожатыми в школе, в летнем лагере труда и отдыха «Парус»;
- профессиональная подготовка вожатых для работы с обучающимися;
- целевая подготовка к включению в инновационную деятельность.
Программа «Школа вожатых» рассчитана на 18 часов учебного времени, включает теоретический материал и практические задания. Время действия программы – один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 1 часа. Занятия в «Школе вожатых» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы и увлечения. Курс сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги, игры, часы общения по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, школе, методике организаций досуга детей.
Ожидаемые результаты освоения программы
В ходе занятий участники «Школы вожатых» приобретут определённые знания и умения.
Знания:
- особенностей возрастного развития воспитанников;
- основ охраны жизни и здоровья детей;
- прав и обязанностей вожатого;
- педагогики детского коллектива;
- логики развития лагерной смены, жизнедеятельности детского коллектива, методики организации тематических дней и смен;
- методики КТД;
- педагогических возможностей игры, игротеки;
- особенностей организации самоуправления в школе и в лагере;
- методики подготовки вожатых, лидеров.
Умения:
- диагностические (диагностика индивидуальных способностей личности, диагностика уровня развития коллектива, лидерских качеств личности);
- проектные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, классе-городе, определение конкретных целей и задач, создание программы воспитательной работы, планирование собственной педагогической деятельности);
- конструктивные (разработка творческих воспитательских дел и игр);
- организаторские (организация жизнедеятельности воспитанников в отряде, городе, координация собственной деятельности);
- аналитико-рефлексивные (анализ педситуаций, собственной деятельности);
- прикладные (изготовление призов, сувениров, игрушек; оформление школьной газеты, уголка, классной комнаты, игровой).
Тематический план.
№ | Темы | Количество часов | Дата | Воспитатель |
1 | Особенности работы вожатого в летнем лагере. | 1 | 17.02 | Чернышова А.В. |
2 | Игра как форма воспитания. Классификация игр. | 1 | 20.02 | Чернышова А.В |
3 | Правила и требования к организации и проведения игр | 1 | 24.02 | Малахова Г.Г. |
4 | Психологические и педагогические особенности детей младшего школьного возраста | 1 | 02.03 | Малахова Г.Г. |
5 | Формы и методы организации массовых мероприятий. Методика разработки сценариев. | 2 | 09.03 16.03 | Дружбина И.М. |
6 | Копилка отрядного вожатого. Подготовка программы, сценариев, методической папки, плана-сетки. | 2 | 21.03 | Левина О.Н. |
7 | Игровая деятельность в лагере, школе. Разработка игровой программы, игротеки. | 2 | Шепелева С.М. | |
8 | Оформительские умения в работе вожатого. Стенгазета, молния, объявление. | 2 | ||
9 | Практикум по оформлению отрядного уголка, плана работы лагеря | 2 | ||
Итого: |
Содержание программы
Раздел I.
Основы организаторской деятельности
- Личность вожатого
Характеристика личностных качеств вожатого. Педагогическая этика. Культура речи. Культура поведения. Нормативно-правовое регулирование летнего отдыха детей. Лагерь как образовательное учреждение: правовые аспекты. Закон об образовании. Конвенция о правах ребёнка. Ответственность вожатого (дисциплинарная, уголовная, административная, имущественная).
1.2. Логика развития лагерной системы
Периоды смены. Позиция вожатого в каждом из периодов. Организационный период: цели и задачи; учёт обучающихся в потоке; знакомство; целеполагание; планирование (план дня, план-сетка смены); основные дела; единые требования; законы и традиции лагеря. Основной период: цели и задачи; основные дела. Методика организации анализа жизни и деятельности в отряде.
- Основы организаторской деятельности
Основы организаторской деятельности. План потока. План работы вожатого. Тематические дни и смены в лагере. Роль тематических дней в лагере. Классификация тематических дней. Конструирование тематических дней. Ролевые игры в лагере.
Раздел II.
Развитие коллектива в условиях летнего лагеря «Парус»
2.1 Закономерности возрастного развития ребёнка
Особенности психического развития: младший школьник, подросток. Состояние ребёнка в различные периоды. Формы психолого-педагогической поддержки воспитанника.
2.2 Стадии развития коллектива
Стадии развития коллектива. Способы работы, способствующие развитию коллектива. Формы диагностики развития коллектива, критерии диагностики. Игры на формирование коллектива, позиция вожатого в игре.
2.3 Воспитательные возможности коллектива
Понятия: коллектив, временный детский коллектив. Педагогическое управление развитием коллектива. Психолого-педагогические методы изучения межличностных отношений в отрядах.
2.4 Методика работы с отрядом
Стили и методы управления. Микрогруппы, инициативная группа, деловая игра, мозговой штурм. Собрание, заседание. Способы принятия решений. Основы проведения собрания, заседания. Роль участников собрания, заседания.
Раздел III.
Копилка отрядного вожатого.
3.1 Самоуправление в лагере.
Управление в лагере. Самоуправление: понятие, цели, принципы самоуправления. Формы организации самоуправления в лагере. Роль вожатого в организации самоуправления.
3.2 Развитие лидерских позиций в условиях лагеря, школы.
Тематические основы лидерства. Типология лидеров. Качества лидера, развития лидерских качеств. Лидер как член отряда, влияние лидеров на членов отряда, организация работы лидеров.
Раздел IV.
Игровая деятельность в лагере и школе.
4.1 Игровая деятельность.
Различные подходы к понятию игры. Классификация игр. Этапы организации игры. Подготовка, проведение, анализ. Позиция вожатого. Игры в различные периоды смены: организационный, основной, заключительный.
4.2 Игротека.
Игры на знакомство на дискотеке, в ненастную погоду, с залом, подвижные игры.
Раздел V.
Организация досуговой деятельности.
- КТД
Методика конструирования и организация КТД. Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение и анализ.
- Разработка конкурсно-игровых программ.
Необходимость самостоятельного творчества. Конкурсно-игровая программа: идея, содержание, создание, организация, проведение. Оформление. Призы. Анализ дела.
Раздел VI.
Оформительские умения в работе вожатого.
Стенная газета. Фон. Шрифты. Отрядный уголок. План работы: объявление, изготовление призов и т.д.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года учащиеся:
- Закрепляют полученные знания.
- Будут знать, как подбирать материал к мероприятиям.
Будут уметь:
- Правильно и грамотно вести себя в той или иной ситуации, уметь передать настроение.
- Применять в повседневной жизни полученные знания и умения.
Методическое обеспечение программы:
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
|
|
Форма организаций занятий: урок-семинар, урок-практикум, урок-путешествие, урок-диспут.
Методы и приёмы обучения: беседа, лекции, рассказ, эвристические, частично-поисковые.
Формы подведения итогов: отчётное выступление, участие в конкурсах различного уровня.
Формы контроля:
- собеседование;
- практические работы в ходе занятий;
- практические работы;
- создание программы воспитательной работы;
- создание программы по организации летнего отдыха школьников;
- создание школьных и отрядных уголков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для педагога
- Абраменко В.И., Алексеев А.А. Практикум по общей психологии. - М., 1990.
- Берштейн А. Школьный блюз. Автопортрет на фоне профессии. - М., 1996.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. - СПб., 1994.
- Вожатому «Орленка». - Центр. метод. кабинет, 1984.
- Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1991.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.
- Игры для скаутов. - Петрозаводск, 1996.
- Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.
- Картотека коллективных познавательных игр и ролевых игр. - М., 1990.
- Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха. - Ижевск, 1996.
- Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1996.
- Леви В. Цвет судьбы. - СПб., 1993.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1996.
- Найк Анита Практическая психология для девочек, или Как относиться к себе и мальчикам .- М., 1997.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. - М., 1993.
- Психологические тесты для всех. - Киев, 1996.
- Психологические тесты для тинэйджеров. - Киев, 1996.
- Родчанин Е.Г., Зюнин И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М., 1991.
- Рудестам Ньелл Групповая психотерапия. - М.,1990.
- Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М., 1997.
- Тидор С.Н.Психология управления: от личности к команде. -Петрозаводск, 1997.
- Уайтсайд Р. О чем говорят лица. - СПб.,1996.
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. - Петрозаводск, 1993.
- Журналы: Внешкольник, Воспитание школьников, Время колокольчиков, Школьное воспитание и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся
- Кульневич С.В., Лакоценин Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воронеж, 2006г.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Москва. Просвещение, 1996г.
- Нечаев М.П. «Диагностика воспитанности» Москва, 2006г.
- Пружинская В.Б., Фёдорова Л.Ф. Вожатому летнего оздоровительного лагеря. Сыктывкар, 2001г.
- Ромашина Л.А. Летний отдых и оздоровление детей и подростков в Тамбовской области, 2001г.
- Шмаков С.А. Лето – М.: №13 «Магистр», 1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практика вожатой
Многое не выкладываю, но могу сказать что если с детьми постоянно занимаются то дети каждый день будут принимать участие во всех конкурсах и времени на плохие дела у них реально не о...
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере
Став вожатым, вы столкнетесь с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, вы увидите детский летний лагерь не глазами ребенка, а глазами взрослого, организатора, творца, если хотите, и од...
Сценарий конкурса "Вожатый года"
Сценарий написан в стихотворной форме с использованием переделанных песен. Тема: "Путь к звёздам"...
VI районный конкурс старших вожатых «Ступени мастерства»
"Как стать успешным"...
перспективный план работы старшей вожатой 2014 год
перспективный план работы старшей вожатой 2014 год...
разработка сценария спортивного праздника в оздоровительном лагере: «Мой вожатый и я, вместе дружная семья!»
Проведение спортивного праздника в оздоровительном лагере "Радуга"...
Требования охраны труда во время работы в оздоровительном лагере «Алые зори» (Методичка для вожатого)
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Правила пребывания детей в лагере2. Требования безопасности при организации и проведении купания детей3....