Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В статье дан обзор литературы, которая поможет учителю в работе над развитием творческого мышления учащихся. Данная литература используется на уроках, во внеурочной деятельности и на кружках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения.

За последнее время значительно изменились требования к обучению и развитию младших школьников, которые находят отражение в ФГОС, где особое внимание уделяется развитию логического мышления, умению решать нестандартные задачи, чтобы адаптироваться в современном обществе и ориентироваться в огромном потоке постоянно меняющейся информации

Младший школьный возраст является наиболее важным этапом школьного детства. на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка

 Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Творческое мышление - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Психологические исследования и опыт обучения в школах показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях (на уроках, во внеурочной деятельности и на кружках).

НА УРОКАХ.

На уроках необходимо использовать нестандартные формы организации занятий: олимпиады, экскурсии, путешествия, концерты, спектакли, викторины, встречи и т.д. Сразу возникает вопрос : «Где взять необходимый материал для данных уроков?». Современная печать предлагает большой выбор методической литературы. Однако, в процессе работы лишь несколько изданий становятся настольным. Хочу представить ряд книг, которые стали для меня настоящими помощниками.

МАТЕМАТИКА.

(Г.Г. Левитас. Нестандартные задачи.)

http://www.virtualacademy.ru/files/shop/f_575ff8366db72.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9a29395c09eba6b072a285d4d48aa56b&n=33&h=215&w=157 http://www.book-find.ru/image/3063/65993931_0.jpg http://readli.net/wp-content/uploads/2016/08/BC2_1472299157.jpg

В книгах собраны задачи, рассчитанные на формирование навыков логико-математического мышления у детей. Подборка задач сделана таким образом, чтобы они не только вырабатывали навыки выполнения математических действий, но и вызывали интерес к математике. Многие задачи имеют свою интригу, способствуют азартному взаимодействию взрослых и детей в игровых ситуациях.
Задачи по уровню трудности соответствуют знаниям детей разного возраста.

РУССКИЙ ЯЗЫК

(книги Татьяны Рик)

http://www.libex.ru/dimg/3c4a1.jpghttp://s017.radikal.ru/i431/1203/14/9c09c5ad7884.jpghttp://www.libex.ru/dimg/3191a.jpg

  Эти книги помогают  легко и радостно выучить сложные грамматические правила, связанные с частями речи. Путешествуя по сказочной стране Речь, герои книги в занимательной форме изучают русский язык и узнают много важных вещей, необходимых современному школьнику.

На основе прочитанного ребята пытаются сами сочинять истории на те  или иные правила русского языка.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

В своей практике я использую два курса, направленных на развитие творческого мышления:

  1. О. Холодова «Юным умникам и умницам»

http://xn-----clcobofakcfg0aeim6cpk4fn4eqf.xn--p1ai/wp-content/uploads/images/junim_umnikam_i_umnitsam_informatika-_logika-_matematika_1_klass_rabochaja_tetrad_v_2_chastjah_kompl.jpghttp://ylipar.business.thruhere.net/pic/gdz-po-umnikam-i-umnitsam-4-klass-holodova-1-chast-1624-large.jpeghttp://domick116.ru/papapojwop/6198http://knigovo.com.ua/images/product_images/popup_images/17060_0.jpg

Достоинствами этой программы является то, что детям предлагаются задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно для младших школьников.

В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них.

Ребенок сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемы задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.  Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной, благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

  В результате дети многому научаются, эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе, то есть повышается учебная мотивация.

  1. Ю. Б. Гатанов. Курс развития творческого мышления.

http://school-int.kob.ru/data/inklusia/55ed39612c606.jpg

Курс развития творческого мышления (как и программы Дж. Рензулли), созданный первоначально для обучения одаренных детей, в силу своих конструктивных особенностей оказался пригодным для обычных детей, а также детей, несколько отстающих в развитии.

Цель курса — как системное развитие творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработки), так и развитие отдельных творческих мыслительных способностей. Курс состоит из 4 независимых выпусков, рассчитанных на детей разного возраста. Каждый выпуск содержит 36 уроков. Занятия проводятся в увлекательной форме, позволяющей быстро установить контакт с детьми, создать свободную непринужденную обстановку для развития детей.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА (КРУЖКИ)

Одним из способов развития творческого мышления  является включение ученика в процесс внеклассной работы. Каждому учителю известно, как много дает внеклассная  работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.

 Преемственность между урочной и внеклассной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Трудно переоценить роль кружков при подготовке ребят к предметным олимпиадам.

Рекомендуемая литература:

(Н.Г. Белицкая. Школьные олимпиады. О.Н. Пупышева. Задания школьных олимпиад.)

                          http://sportsandfishing.mypartnershop.ru/pictures/2/48/478962.jpg                       http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1013564973.jpg

Систематическая работа над развитием творческого мышления даёт свои результаты. Повышается  способность ребят  неординарно действовать в предлагаемых обстоятельствах.

Среди  моих ребят есть призёры городского тура олимпиады по русскому языку, регионального тура  Открытой Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения и воспитания

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, тв...

развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения русскому языку

Развитие творческих возможностей уч-ся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрас...

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения.

Что же такое творческое мышление? Можно ли его развивать в учебном процессе? Какие методы и упражнения для этого исподьзовать? На эти и другие вопросы автор статьи постаралась найти ответ....

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова»

Работа представлена для обмена опытом работы учителей-занковцев...

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»

quot;Заинтересовать ребенка творческой деятельностью можно, используя на уроках различные творческие задания, упражнения". В работе рассказывается о развитии творческих способностей младших школ...

Развитие логического мышления младшего школьника в процессе обучения математики.

Данная работа окажет большую помощь преподавателям начальной школы,  работающим над развитием логического мышления учащихся на уроках математики. Разработанная система упражнений может быть испол...