"Четыре путешествия в "Счисляндию"
рабочая программа на тему
рабочая программа для реализации внеурочной деятельности по математике (на основе изученного матеиариа по математике УМК "ПНШ")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 106 КБ |
КТП для работы | 14.92 КБ |
ктп для работы | 14.74 КБ |
ктп для работы | 14.49 КБ |
ктп для работы | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе авторской программы «Путешествие в Счисляндию»: Шубиной И. Г. (г. Краснодар), адаптирована для обучающихся МБОУ «ООШ №9»
Программа рассчитана в общим объеме на 135 учебных часа по 1 часу в неделю (в 1 классе – 33 часа, во 2-4 класса – по 34 часа). Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 6,6 – 11- 12 лет, 1 – 4 классы).
Данная программа вводится в 1 классе и в 4 классе, с учетом запроса родителей.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Четыре путешествия в Счисляндию» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса «Четыре путешествия в Счисляндию» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.
Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой.
Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.
Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;
2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;
3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;
4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;
5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;
6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности |
1 год обучения (33 часа) | |||
1. | Арифметические забавы. | 9 |
|
2. | Логика в математике. | 15 | |
3. | Задачи с геометрическим содержанием. | 8 | |
2 год обучения (34 часа) | |||
1. | Арифметические забавы. | 11 |
|
2. | Логика в математике. | 14 | |
3. | Задачи с геометрическим содержанием. | 9 | |
3 год обучения (34 часа) | |||
1. | Арифметические забавы. | 10 |
|
2. | Логика в математике. | 13 | |
3. | Задачи с геометрическим содержанием. | 11 | |
4 год обучения (34 часа) | |||
1. | Арифметические забавы. | 9 |
|
2. | Логика в математике. | 13 | |
3. | Задачи с геометрическим содержанием. | 12 |
Содержание программы
В программе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:
- работать с разными источниками информации;
- пользоваться изученной терминологией;
- ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
- сравнивать, анализировать полученную информацию;
- рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
- раскрывать общие закономерности;
- составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
- работать в группе, в паре;
- решать открытые и закрытые задачи;
- определять последовательность осуществления логических операций
Программа обучения делится на четыре ступени (4 года обучения).
ЗАДАЧИ
1 ступень (1 год обучения):
- развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
- обучить решению логических задач;
- научить решать задачи с геометрическим содержанием;
- научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
- научить обобщать математический материал;
- воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;
2 ступень (2 год обучения)
- научить оперировать числовой и знаковой символикой;
- научить поиску закономерностей;
- упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;
- научить решать задачи с геометрическим содержанием;
- стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;
- воспитывать ответственность, самостоятельность;
3 ступень (3 год обучения)
- научить решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;
- обучить решению задач на планирование действий, решению задач на упорядочивание множеств;
- познакомить с осевой и центральной симметрией;
- познакомить с принципом Дирихле;
- обучить умению анализировать;
- воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;
4 ступень (4 год обучения)
- научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);
- обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
- научить решать задачи, применяя принцип Дирихле;
- научить решать более сложные комбинаторные задачи;
- научить обобщать, делать выводы;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь.
Ожидаемые результаты по освоению курса
Личностными результатами обучающихся являются: готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Планируемые результаты по освоению к концу 1-го года:
Обучающиеся научаться или получат возможность научиться:
- последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;
- решению логических задач;
- решать задачи с геометрическим содержанием;
- решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
- обобщать математический материал;
- понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом.
Планируемые результаты по освоению к концу 2-го года:
Обучающиеся научаться или получат возможность научиться:
- оперировать числовой и знаковой символикой;
- поиску закономерностей;
- сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;
- решать задачи с геометрическим содержанием;
- самостоятельно принимать решения, делать выводы;
- понимать значимость коллектива и свою ответственность
перед ним;
Планируемые результаты по освоению к концу 3-го года:
Обучающиеся научаться или получат возможность научиться:
- решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;
- решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств;
- отличать осевую и центральную симметрию;
- принципу Дирихле;
- анализировать;
- уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга;
Планируемые результаты по освоению к концу 4-го года:
Обучающиеся научаться или получат возможность научиться:
- тайнам шифра (чтение и составление ребусов).
- решать и составлять задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
- решать задачи, применяя принцип Дирихле;
- решать более сложные комбинаторные задачи;
- обобщать, делать выводы;
- аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь.
Контроль знаний
Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:
- один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
- вставить пропущенное ключевое слово;
- опрос по «цепочке»;
- цифровой диктант;
- графический диктант;
- маршрутная карта;
- обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
- повторение последней фразы и оценка ее корректности;
- продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
- организация цепочки отвечающих;
- комбинированная эстафета и т.д.
Методические рекомендации
Занятия проводятся с учащимися 7-11-летнего возраста и начинаются
с 1-го класса. Программа основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах.
Одним из факторов, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во-вторых, в моей программе используются различные типы заданий:
- «закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;
- задачи с неполным условием;
- с избыточными условиями;
- открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
- творческие задания.
Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию мышления. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – олимпиада, урок – КВН. Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий.
Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.
Формы и методы работы
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
- сказочные сюжеты уроков;
- поиск основных алгоритмических конструкций
- на хорошо знакомых сказках
- сочинение своих сказок.
Материально – техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание | |
Библиотечный фонд | |||
Список литературы:
| |||
Печатные пособия | |||
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов | Д П | Многоразового использования | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |||
Электронные справочники, электронные пособия | П | По необходимости | |
Технические средства обучения | |||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Проектор. Сканер, принтер | Д Д Д Д Д | ||
Демонстрационные пособия | |||
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100. Наглядные пособия для изучения состава чисел (карточки с цифрами и с другими знаками) Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, для изучения геометрических фигур Демонстрационная таблица умножения, таблица Пифагора (пустая и заполненная) | Д Д Д Д Д | ||
Экранно-звуковые пособия | |||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса математики | Д | ||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100. Наглядные пособия для изучения состава чисел (карточки с цифрами и с другими знаками) Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты, и др. Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования | К К К К | Размер каждого объекта не менее 5 см. | |
Игры | |||
Настольные развивающие игры. Конструкторы. Электронные игры развивающего характера | ФФ Ф |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование (1 класс)
№ | Тема | Дата | Прим-ние | |
п/п | В четверти | |||
Арифметические забавы | ||||
1 | Из истории математики. | |||
2 | Игры с числами. | |||
3 | Задачи на сообразительность. | |||
4 | Задачи на внимание. | |||
5 | Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша». | |||
6 | Шарады. Ребусы. | |||
7 | Задачи в стихах. | |||
8 | Магические квадраты. | |||
9 | Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. | |||
Логика в математике. | ||||
10 | Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее. | |||
11 | Множество и его элементы. | |||
12 | Способы задания множеств. | |||
13 | Сравнение и отображение множеств. | |||
14 | Математическая эстафета. | |||
15 | Кодирование и декодирование. | |||
16 | Отрицание. | |||
17 | Истинные и ложные высказывания. | |||
18 | Математические фокусы, игры на внимание. | |||
19 | Символы в реальности и сказке. | |||
20 | Самостоятельное создание символов. | |||
21 | Обозначение действий, знаки – пиктограммы. | |||
22 | Понятие «дерево». | |||
23 | Графы. | |||
24 | Решение задач комбинаторного типа. | |||
25 | Задачи, решаемые подбором. | |||
Задачи с геометрическим содержанием | ||||
26 | Кодирование. | |||
27 | Симметрия фигур. | |||
28 | Задачи на разрезание. | |||
29 | Задачи на склеивание. | |||
30 | Игра «Конструктор». | |||
31 | Задачи со спичками. | |||
32 | Геометрическая викторина. | |||
33 | «КВМ» (игра) |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование (2 класс)
№ | Тема | Дата | Прим-ние | |
п/п | В четверти | |||
Арифметические забавы | ||||
1 | Без карандаша и бумаги. | |||
2 | Числовые головоломки. | |||
3 | Задачи на нахождение целого и его части. | |||
4 | Шифры. Ребусы. | |||
5 | Задачи про цифры. | |||
6 | «Сколько же?» | |||
7 | Закономерности. | |||
8 | Математический турнир. | |||
9 | Задачи на взвешивание. | |||
10 | Задачи на переливание. | |||
11 | Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы». | |||
Логика в математике. | ||||
12 | Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. | |||
13 | Алгоритм. | |||
14 | Ветвление. | |||
15 | Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. | |||
16 | Математический бой. | |||
17 | Задачи на поиск закономерности. | |||
18 | Задачи на внимательность и сообразительность. | |||
19 | Задачи – шутки. | |||
20 | Математическая смесь. | |||
21 | Математический конкурс «Умники и умницы». | |||
22 | Калейдоскоп идей. | |||
23 | Задачи с лишними или недостающими данными. | |||
24 | Математическая викторина. | |||
25 | Задачи, решаемые без вычислений. | |||
Задачи с геометрическим содержанием | ||||
26 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | |||
27 | Задачи со спичками. | |||
28 | Игра - головоломка «Пифагор». | |||
29 | Линейные орнаменты (бордюры). | |||
30 | Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». | |||
31 | Игра: Сектор «Приз!» | |||
32 | Оригами. | |||
33 | Игра «Геометрическая мозаика». | |||
34 | КВМ «Весёлый математик» |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование (3 класс)
№ | Тема | Дата | Прим-ние | |
п/п | В четверти | |||
Арифметические забавы | ||||
1 | Конкурс «Шагай, соображай». | |||
2 | Задачи, решаемые перебором. | |||
3 | Решение задач с конца. | |||
4 | Задачи на переливание. | |||
5 | Арифметическая смесь. | |||
6 | Задачи с затруднительным положением. | |||
7 | Несколько задач на планирование. | |||
8 | Задачи на промежутки. | |||
9 | Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами. | |||
10 | Математическая лотерея. | |||
Логика в математике. | ||||
11 | Чётность – нечётность, чёрное – белое. | |||
12 | Выигрышная стратегия. | |||
13 | Забавные исчезновения. Остроумный делёж. | |||
14 | Задачи на планирование действий, упорядочивание множеств. | |||
15 | Арифметические ребусы и лабиринты. | |||
16 | Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. | |||
17 | Некоторые старинные задачи. | |||
18 | Задачи, решаемые с конца. | |||
19 | Составление выражений по графу. | |||
20 | Принцип Дирихле. | |||
21 | Задачи на расстановки. | |||
22 | Слова-кванторы. | |||
23 | Ориентированные графы. | |||
Задачи с геометрическим содержанием | ||||
24 | Не отрывая карандаш… | |||
25 | Пентамино. | |||
26 | Зеркальное отражение. Симметрия. | |||
27 | Симметричное вырезание. | |||
28 | Геометрическая викторина. | |||
29 | Неоднозначные фигуры. | |||
30 | Плоские орнаменты (паркеты). | |||
31 | Игра – головоломка «Монгольская игра». | |||
32 | Историческая страничка. | |||
33 | Математический КВН. | |||
34 | Обобщение и закрепление изученного. |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование (4 класс)
№ | Тема | Дата | Прим-ние | |
п/п | В четверти | |||
Арифметические забавы | ||||
1 | Цифры у разных народов. | |||
2 | Арифметические головоломки. | |||
3 | Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. | |||
4 | Некоторые старинные задачи. | |||
5 | Задачи на упорядочивание множеств. | |||
6 | Математический бой. | |||
7 | Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. | |||
8 | Задачи, связанные с величинами. | |||
9 | Математический лабиринт. | |||
Логика в математике. | ||||
10 | Тайны шифра (чтение и составление ребусов). | |||
11 | Решение шахматных задач. | |||
12 | Игра «Логическое домино». | |||
13 | Знаете ли вы проценты? | |||
14 | Математические софизмы. | |||
15 | Танграмы. | |||
16 | Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений. | |||
17 | Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел | |||
18 | Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов | |||
19 | Задачи на принцип Дирихле. | |||
20 | Что мы знаем об Архимеде? | |||
21 | Логленд (логический марафон). | |||
22 | Математический КВН. | |||
Задачи с геометрическим содержанием | ||||
23 | Геометрия танграма. | |||
24 | Конструирование из «Т». | |||
25 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | |||
26 | Геометрические головоломки. | |||
27 | Зашифрованная переписка (способ решётки). | |||
28 | Задачи со спичками. | |||
29 | Геометрия клетчатой бумаги. | |||
30 | Три способа прохождения лабиринта. | |||
31 | Игры на развитие конструкторских способностей. | |||
32 | Геометрическая викторина. | |||
33 | Геометрический тренинг. | |||
34 | Обобщение изученного. Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Четыре царства природы
Презентация к уроку окружающего мираУМК "Планта Знаний " 3 классЧетыре царства живой природы 4_zarstva.png...
Карточки в четыре варианта на решение примеров на порядок действий.
Проверить по вариантам решение примеров на порядок действий. 4 кл....
Закрепление изученного материала по теме «Четыре арифметических действия».
В этом уроке идёт отработка навыков вычислительных дейсвий на основе изучения карело-финского эпоса "КАЛЕВАЛА" Эти разработки уроков напечатаны в журнале "Нравственно-патриотическое воспитание"...
Число четыре. Цифра 4
урок математики в 1 классе. Специально пропущены некоторые этапы, чтобы можно было дописать под свой класс...
Число четыре. Цифра 4 (конспект с УУД)
Специально опущены некоторые моменты, чтобы можно было дописать под свой класс....
Математика 4 класс, 1-я четверть. Школа России. Обобщающий урок по теме:"Четыре арифметических действия"
Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий....
Рабочая программа курса "Четыре путешествия"по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления 1 класс
Курс «Четыре путешествия» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-6-х классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта общего...