По радуге дорожной безопасности
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности:
по радуге дорожной безопасности
1-4 класс
Срок реализации программы: 2015-2019 уч. год
Составитель:
Симченко Ольга Юрьевна, учитель начальных классов,
Кемерово, 2015 г.
Содержание
- Пояснительная записка ………………………………………………….3
- Общая характеристика курса ………………………………………….4-5
- Описание места курса …………………………………………………....6
- Описание ценностных ориентиров курса………………..………….7
- Личностные, метапредметные и предметные результаты ……..8-11
- Содержание курса …………………………………………………………12-15
- Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности…………………………..……………………16-36
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения …………………………………………………………………37
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах. Разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Общая характеристика курса
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так, как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
тематические занятия; игровые уроки; практические занятия; конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения; подготовка и проведение игр и праздников по ПДД; изготовление наглядных пособий для занятий по ПДД; просмотр видеоматериалов по ПДД; организация экскурсий на улицу.
Описание места курса
Сроки реализации программы: 4 года (1–4 класс).
Программа внеурочной деятельности «По радуге дорожной безопасности» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Описание ценностных ориентиров курса
Программа способствует:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам
Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностными результатами является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Предметными результатами является сформированность следующих знаний и умений:
1класс
Знать
- правила дородного движения
- сигналы светофора и жесты регулировщика
- правила пользования общественным транспортом
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
- местапредназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения
Уметь
- пользоваться правилами дорожного движения
- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения
- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта
- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой
- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части
- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице
2 класс
Знать
- правила дородного движения
- сигналы светофора и жесты регулировщика
- правила пользования общественным транспортом
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
- места, предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения
Уметь
- пользоваться правилами дорожного движения
- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения
- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта
- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой
- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части
- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице
3 класс
Знать
- правила дородного движения
- сигналы светофора и жесты регулировщика
- правила пользования общественным транспортом
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
- места, предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения
Уметь
- пользоваться правилами дорожного движения
- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения
- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта
- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой
- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части
- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице
4 класс
Знать
- правила дородного движения
- сигналы светофора и жесты регулировщика
- правила пользования общественным транспортом
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
- места, предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения
Уметь
- пользоваться правилами дорожного движения
- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения
- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта
- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой
- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части
- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице
Содержание курса
1 класс
Ориентировка в окружающем мире – 10 час.
Формы предметов окружающего мира. Цвет предметов. Близко – далеко, быстро – медленно. Форма и цвет знаков ДД. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Безопасная дорога в школу. Транспорт. Наземный, подземный, водный, воздушный. Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход. Участники дорожного движения: особенности поведения. Дорога за городом.
Ты – пешеход – 12 час.
Мы идем по улице. Какие бывают дороги? Нас увидят в сумерках. Дорожные знаки: предписывающие, особых предписаний. Дорожные знаки: предписывающие, особых предписаний.
Безопасность пешеходов. Обязанности пешеходов. Безопасность пешеходов. Обязанности пешеходов. Светофор: пешеходный, транспортный. Особенности сигналов светофора. Викторина «В гостях у Светофора». Что такое перекресток? Какие бывают перекрёстки? Викторина «Веселый перекресток». Сигналы машин.
Ты – пассажир – 8 час.
Правила поведения в транспортном средстве. Мы едем на дачу.
Опасные ситуации. Несчастный случай. Операция «Айболит». Практическое занятие (настольные игры). Практическое занятие (подвижные игры по ПДД) Конкурс «Нарисуй дорожный знак!»
Ты – велосипедист - 3 час.
История велосипеда. Его общее устройство. Когда и где можно кататься? Практическое занятие (Мы едем-едем-едем…). Итоговое занятие. Диагностика по ПДД «Правила эти пусть знают все дети!»
2 класс
Ориентировка в окружающем мире - 17 час.
Основные правила учащихся поведения на улице и дороге.
Мы здесь живем. Безопасная дорога в школу. Практическое
занятие (экскурсия по посёлку) Населённый пункт. Мой посёлок. Дорога за городом. Части дороги. Состояние дороги. Остановочный путь и скорость движения. Опасная дорога (движение по мокрой и скользкой дороге). О транспорте (личный, общественный; маршрутное ТС) Пешеходные переходы и их обозначения. Перекресток. Виды перекрёстков. Регулировщик. Сигналы регулировщика. Светофор. Сигналы светофора. Светофорное регулирование. Дорожные знаки. Дорожная разметка. Дорога глазами водителей. Где можно играть? Причины ДТП. Операция «Айболит» Операция «Айболит- практическое занятие
Ты – пешеход – 6 часов
Знаки дорожного движения (группы дорожных знаков и их значение)
Знаки дорожного движения (предупреждающие, запрещающие – цвет и форма). Дорожные знаки в микрорайоне школы. Практическое
занятие (настольные игры). Практическое занятие (подвижные игры
по ПДД). Будем уважать людей!
Мы – пассажиры – 5 часов
Поездка за город. Загородная трасса- – движение автотранспорта.
Загородная трасса- – правила передвижения пешеходов. Ремни безопасности. Железнодорожные переезды и их виды. Правила перехода
через железнодорожные переезды. Несчастные случаи. Операция «Айболит»
Ты – велосипедист – 6 час.
Общее устройство велосипеда. Типичные неисправности и их устранение.
Практическое занятие -фигурное вождение велосипеда: круг, змейка,
узкая дорожка. Практическое занятие –фигурное вождение велосипеда: проезд под перекладиной, перенос предмета.
3 класс
Ориентирование в окружающем мире – 17 часов
Правила поведения учащихся на улицах и дорогах.
Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.
Пешеходная и велосипедная дорожки. Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный путь. Тормозной путь. Особенности движения автотранспорта в разное время суток. Пешеходные переходы. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. Сигналы транспортного средства: начало движения, изменение направления движения. Дорожные ситуации. Поездка на автомобиле и в автобусе. Поездка в трамвае и других транспортных средствах. Где можно и где нельзя играть. Внимание! Железнодорожный переезд. Движение в трудных условиях. Мы ориентируемся на местности. Мы ориентируемся на местности. Причины ДТП.
Ты – пешеход – 7 часов
Практическое занятие: маршрут «дом-дорога-дом» - безопасная дорога. Элементы дороги: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса.
Перекрёсток. Виды перекрёстков. Светофор. Регулировщик. Сигналы светофора и регулировщика. Где можно переходить дорогу. Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Правила движения пешеходов в тёмное время суток.
Мы – пассажиры – 4 часа
Поведение учащихся в общественном транспорте. Поездка за город.
Правила перехода загородных дорог. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из транспортного средства.
Случай на дороге. «Айболит» спешит на помощь.
Ты – велосипедист – 6 часов
Правила безопасной езды на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда:
скачок, яма с песком, поворот. Фигурное вождение велосипеда: проезд под
перекладиной, круг, узкая дорожка. Фигурное вождение велосипеда: перенос
предмета, слалом, восьмёрка. Итоговое занятие. Игра «Знатоки ПДД»
4 класс
Ориентирование в окружающем мире – 6 часов
Правила поведения учащихся на улицах и дорогах.
Пешеходная и велосипедная дорожки. Скорость движения и торможение автомобиля. Особенности
тормозного транспортного средства при разных дорожных условиях. История создания разных транспортных средств. Разнообразие транспортных средств. Транспорт будущего. Движущийся транспорт-
угроза безопасности человека. Причины ДТП с детьми.
Ты – пешеход -14 часов
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Дорожное движение в различных ситуациях. Взаимодействие участников дорожного движения. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Дорожные
знаки: предупреждающие, запрещающие, особых
предписаний, информационные, сервиса. Светофор.
Виды светофоров. Светофор на железнодорожных
переездах; светофор для пешеходов и транспортных средств; с дополнительными стрелками. Нерегулируемые участки дороги: перекрёсток.
Правила движения на нерегулируемых перекрёстках.
Дорожные опасности. Населённый пункт. Правила поведения в населённых пунктах. Правила поведения на дорогах при различных погодных условиях. Сигналы водителей, светофора и регулировщика. Рядом с железной дорогой. Движение учащихся группами и колоннами.
Ты – пассажир – 6 часов
Перевозка людей. Правила перевозки в различных транспортных средствах. Где можно переходить дорогу. Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортных происшествий. Возможность
оказания первой доврачебной помощи. Вызов «Скорой помощи» Практическое занятие: основы доврачебной помощи при ранениях и кровотечениях.
Практическое занятие: основы доврачебной помощи
при травмах.
Ты – велосипедист – 8 часов
Экипировка велосипедиста. Места для движения велосипедов. ПДД для велосипедистов. Фигурное вождение велосипеда: скачок, яма с песком,
поворот. Фигурное вождение велосипеда: проезд под
перекладиной, круг, узкая дорожка. Фигурное вождение велосипеда: слалом, восьмёрка, перенос предмета. Конкурс по фигурному вождению велосипеда. Итоговое занятие. Игра «Знатоки ПДД»
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности1 класс
№ п\п | Тема | Основные виды внеурочной деятельности |
Ориентировка в окружающем мире – 10 час. | ||
1 | Формы предметов окружающего мира. Цвет предметов. | Характеризовать объекты окружающего мира. Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме занятия. Объединять разные предметы и объекты окружающего мира. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
2 | Близко – далеко, быстро – медленно | Определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). |
3 | Форма и цвет знаков ДД. | Выбирать ответ из предложенных вариантов. Выполнять простую инструкцию под руководством учителя. Предъявлять знания, имеющиеся об окружающем мире. |
4 | Предупреждающие знаки. | Понимать и описывать назначение предупреждающих знаков. Моделировать ситуации поведения в разных дорожных ситуациях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). |
5 | Запрещающие знаки. | Называть запрещающие знаки. Сравнивать поведение нарушителей дорожного движения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
6 | Безопасная дорога в школу. | Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. |
7 | Транспорт. Наземный, подземный, водный, воздушный. Транспортное средство. | Выделять из многообразия объектов транспортное средство; группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный. Составлять описательный рассказ. Получать информацию из таблицы. |
8 | Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход. | Называть обязанности участников дорожного движения. Моделировать ситуации поведения водителя, пассажира, пешехода в разных дорожных ситуациях. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
9 | Участники дорожного движения: особенности поведения. | Описывать моделировать ситуации поведения водителя, пассажира, пешехода в разных дорожных ситуациях. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
10 | Дорога за городом. | Описывать особенности сельской дороги. Рассказывать о видах опасностей на сельской дороге. Выделять особенности поведения водителя, пешехода и пассажира на сельской дороге. Взаимодействовать с участниками диалога. |
| Ты – пешеход – 12 час. | |
11 | Мы идем по улице. Какие бывают дороги? Нас увидят в сумерках. | Характеризовать основные признаки темного времени суток. Описывать опасности, которые могут возникнуть в это время суток на дороге. Моделировать ситуации безопасного поведения на дороге. |
12 | Дорожные знаки: предписывающие, особых предписаний. | Понимать и описывать назначение предписывающих знаков. Моделировать ситуации поведения в разных дорожных ситуациях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). |
13 | Дорожные знаки: предписывающие, особых предписаний. | Называть предписывающие знаки. Сравнивать поведение нарушителей дорожного движения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
14 | Безопасность пешеходов. Обязанности пешеходов | Называть наименование населенного пункта, в котором живет ученик. Кратко характеризовать населенный пункт. Понимать, что такое дорога. Осознавать, какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду. Анализировать дорогу в школу. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
15 | Безопасность пешеходов. Обязанности пешеходов. | Характеризовать обязанности пешеходов. Моделировать ситуации поведения пешеходов. Называть правила поведения на дороге. Понимать антонимы: внимательный-невнимательный, осторожный - неосторожный. |
16 | Светофор: пешеходный, транспортный | Различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); Классифицировать светофоры по заданному назначению: транспортный, пешеходный. Называть правила перехода дороги по светофору. |
17 | Особенности сигналов светофора. | Различать сигналы светофора и объяснять их значение; Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. Моделировать ситуации безопасного перехода дороги по светофору. |
18 | Викторина «В гостях у Светофора». | Принимать учебную задачу, выполнять правила. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
19 | Что такое перекресток? | Называть правила дорожного движения; объяснять что такое перекрёсток. Воспроизводить теоретические знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Моделировать ситуации на правила поведения на перекрёстке. Понимать, как человек должен действовать на перекрёстке. |
20 | Какие бывают перекрёстки? | Называть виды перекрестков. Выполнять правила дорожного движения на регулируемом перекрестке. Характеризовать основные признаки регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. Моделировать ситуации на тему поведение участников дорожного движения на перекрёстке |
21 | Викторина «Веселый перекресток». | Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
22 | Сигналы машин. | Наблюдать и кратко характеризовать основные сигналы машин. Различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота; ориентироваться в сигналах приближающегося транспортного средства (поворот, торможение); |
Ты – пассажир – 8 час. | ||
23 | Правила поведения в транспортном средстве. | Понимать и называть правила пользования общественным транспортом. Моделировать ситуации на тему поведение в общественном транспорте. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
24 | Мы едем на дачу. | Понимать и называть правила пользования личным транспортом. Моделировать ситуации на тему поведение в личном транспорте. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
25 | Опасные ситуации. | Описывать опасные ситуации, возникающие на дороге. Характеризовать причину появления этих опасностей. Называть пути избегания опасностей на дороге. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
26 | Несчастный случай | Обсуждать правила поведения на улице, важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий с детьми. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
27 | Операция «Айболит» | Наблюдать и кратко характеризовать основные правила дорожного движения. Различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; Участвовать в тематических обсуждениях и выражать свои предложения. Использовать элементы импровизации для решения творческих задач. |
28 | Практическое занятие (настольные игры) | Составлять правила поведения на дороге. Называть правила поведения в транспорте. Моделировать ситуации на тему: поведение в транспорте. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
29 | Практическое занятие (подвижные игры по ПДД) | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
30 | Конкурс «Нарисуй дорожный знак!» | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
Ты – велосипедист - 3 час. | ||
31 | История велосипеда. Его общее устройство. Когда и где можно кататься? | Называть дорожные знаки. Понимать и описывать назначение знаков. Составлять правила для велосипедистов. Моделировать ситуации поведения в разных дорожных ситуациях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). |
32 | Практическое занятие (Мы едем-едем-едем…) | Называть правила велосипедистов. Показывать умение выполнять эти правила в практической деятельности. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
33 | Итоговое занятие. Диагностика по ПДД «Правила эти пусть знают все дети!» | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. |
Итого 33 часа |
Тематическое планирование 2 класс
№ п\п | Тема | Основные виды внеурочной деятельности |
Ориентировка в окружающем мире - 17 час. | ||
Основные правила учащихся поведения на улице и дороге. | Характеризовать объекты окружающего мира. Сравнивать предметы по их положению в пространстве; определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему; Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Мы здесь живем. . Безопасная дорога в школу. | Соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); Различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»; Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). | |
Практическое занятие (экскурсия по посёлку) | Выбирать ответ из предложенных вариантов. Выполнять простую инструкцию под руководством учителя. Предъявлять знания, имеющиеся об окружающем мире. | |
Населённый пункт. Мой посёлок. | Самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, Ближе -дальше, рядом, около и пр.); Моделировать ситуации поведения в разных дорожных ситуациях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). | |
Дорога за городом. Части дороги. Состояние дороги. | Называть части дороги. Оценивать состояние дороги и предвидеть опасность. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Остановочный путь и скорость движения. | Ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно); выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения; | |
Опасная дорога (движение по мокрой и скользкой дороге). | Анализировать дорогу замечать опасные участки. Анализировать состояние дороги во время дождя. Воспроизводить правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. | |
О транспорте (личный, общественный; маршрутное ТС) | Различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт. Определять безопасное поведение в условиях дорожного движения: определять геометрическую форму знаков дорожного движения, Группировать знаки по цвету и геометрической форме | |
Пешеходные переходы и их обозначения. | Характеризовать обязанности пешеходов. Моделировать ситуации поведения пешеходов. Называть правила поведения на дороге. Понимать антонимы: внимательный-невнимательный, осторожный - неосторожный. | |
Перекресток. Виды перекрёстков. | Называть правила дорожного движения; объяснять что такое перекрёсток. Воспроизводить теоретические знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Моделировать ситуации на правила поведения на перекрёстке. Понимать, как человек должен действовать на перекрёстке. | |
Регулировщик. Сигналы регулировщика. | Называть сигналы регулировщика. Характеризовать значение сигналов регулировщика. Моделировать ситуации, связанные с регулированием дорожного движения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Светофор. Сигналы светофора. Светофорное регулирование. | Различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); Классифицировать светофоры по заданному назначению: транспортный, пешеходный. Называть правила перехода дороги по светофору. | |
Дорожные знаки. Дорожная разметка. | Понимать и описывать назначение изученных дорожных знаков. Классифицировать знаки по назначению. Моделировать ситуации поведения в разных дорожных ситуациях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). | |
Дорога глазами водителей. | Понимать ответственность водителя за жизнь и здоровье пассажира. Называть наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части. различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Где можно играть? | Знать и называть места, отведённые для игр детей. Оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные места для игр. Участвовать в тематических обсуждениях и выражать свои предложения. Использовать элементы импровизации для решения творческих задач. | |
Причины ДТП. Операция «Айболит» | Отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»; Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Операция «Айболит» - практическое занятие | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Ты – пешеход – 6 часов | ||
Знаки дорожного движения (группы дорожных знаков и их значение) | Объяснять значение конкретного знака. Моделировать учебные ситуации. Выполнять правила дорожного движения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Знаки дорожного движения (предупреждающие, запрещающие – цвет и форма). | Различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных). Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Дорожные знаки в микрорайоне школы. | Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Практическое занятие (настольные игры) | Обсуждать правила поведения на улице, важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий с детьми. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Практическое занятие (подвижные игры по ПДД) | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Будем уважать людей! | Выбирать ответ из предложенных вариантов. Выполнять простую инструкцию под руководством учителя. Предъявлять знания, имеющиеся о правилах дорожного движения. | |
Мы – пассажиры – 5 часов | ||
Поездка за город. Загородная трасса- – движение автотранспорта. | Классифицировать автомобильные дороги. Характеризовать виды дорог, их особенности с точки зрения безопасности. Называть элементы дорог. Участвовать в тематических обсуждениях и выражать свои предложения. | |
Загородная трасса- – правила передвижения пешеходов. | Участвовать в тематических обсуждениях и выражать свои предложения. Использовать элементы импровизации для решения творческих задач. | |
Ремни безопасности. | Называть правила поведения в личном транспорте. Называть причины применения ремней безопасности. Моделировать ситуации на тему: поведение в транспорте. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Железнодорожные переезды и их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды. | Знать и называть основные правила движения через железнодорожные пути. Показывать умение вести себя правильно вблизи железной дороги. Моделировать ситуации на тему: поведение вблизи железнодорожных путей. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Несчастные случаи. Операция «Айболит» | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Ты – велосипедист – 6 час. | ||
Общее устройство велосипеда. Типичные неисправности и их устранение. | Называть дорожные знаки. Понимать и описывать назначение знаков. Составлять правила для велосипедистов. Моделировать ситуации поведения в разных дорожных ситуациях. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). | |
Практическое занятие - фигурное вождение велосипеда: круг, змейка, узкая дорожка. | Называть правила велосипедистов. Показывать умение выполнять эти правила в практической деятельности. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Практическое занятие – фигурное вождение велосипеда: проезд под перекладиной, перенос предмета. | Показать практические навыки вождения велосипеда. Показывать умение выполнять на практике знание основных правил велосипедистов. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). | |
Практическое занятие – фигурное вождение велосипеда: проезд под перекладиной, перенос предмета, круг. | Показать практические навыки вождения велосипеда. Показывать умение выполнять на практике знание основных правил велосипедистов. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). | |
Практическое занятие – фигурное вождение велосипеда: змейка, круг, перенос предмета. | Показать практические навыки вождения велосипеда. Показывать умение выполнять на практике знание основных правил велосипедистов. Выполнять учебные действия в совместной деятельности (парная работа). | |
Итоговое занятие. Диагностика ПДД: Викторина «Правила эти пусть знают все дети!» | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Итого: 34 часа |
Тематическое планирование 3 класс
№ п\п | Тема | Основные виды внеурочной деятельности |
Ориентирование в окружающем мире – 17 часов | ||
Правила поведения учащихся на улицах и дорогах. | Различать главное и существенное на основе выученных правил дорожного движения. Участвовать в коллективном обсуждении проблем. Соблюдать правила дорожного движения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос | |
Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. | Называть и характеризовать знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны». Принимать учебную задачу, выполнять правила. | |
Пешеходная и велосипедная дорожки. | Объяснять значение "Пешеходной и велосипедной дорожка с совмещенным движением" Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный путь. Тормозной путь. | Оценивать дорожные ситуации: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, не быстро, дает сигналы поворота или остановки). Моделировать ситуации на дороге. | |
Особенности движения автотранспорта в разное время суток. | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | |
Пешеходные переходы. | Различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; Находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); | |
Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. | Выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения. Объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; | |
Сигналы транспортного средства: начало движения, изменение направления движения. | Определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад); Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос | |
Дорожные ситуации | Анализировать особенности дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски). Находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации; | |
Поездка на автомобиле и в автобусе. | Называть правила дорожного движения, виды транспортных средств, виды переходов, сигналы светофора; Узнавать и характеризовать знаки “Место остановки автобуса”, “Место остановки трамвая”, “Место остановки троллейбуса”; Называть и объяснять обязанности пассажиров; | |
Поездка в трамвае и других транспортных средствах. | Называть правила перехода улиц после выхода из транспорта; Объяснять правила поведения в транспорте. Называть поведения на остановке. Моделировать ситуации поведения в транспортных средствах. | |
Где можно и где нельзя играть. | Называть правила дорожного движения; обсуждать причину опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороги); Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос | |
Внимание! Железнодорожный переезд. | Применять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Называть и характеризовать предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». | |
Движение в трудных условиях. | Объяснять особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос | |
Мы ориентируемся на местности. | Понимать пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос | |
Мы ориентируемся на местности. | Оценивать дорожные ситуации: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализировать особенности дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски). | |
Причины ДТП. | Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). Анализировать дорожно-транспортные происшествия. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос | |
Ты – пешеход – 7 часов | ||
Практическое занятие: маршрут «дом-дорога-дом» - безопасная дорога. | Самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина). Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос | |
Элементы дороги: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса. | Находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части; Моделировать ситуации поведения на дорогах. | |
Перекрёсток. Виды перекрёстков. | Называть виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Выполнять правила дорожного движения на регулируемом перекрестке Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос | |
Светофор. Регулировщик. Сигналы светофора и регулировщика. | Характеризовать светофоры с дополнительными секциями. Называть правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Описывать регулировщика, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Моделировать ситуации поведения пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. | |
Где можно переходить дорогу. | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. | Описывать регулировщика, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Моделировать ситуации поведения пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос | |
Правила движения пешеходов в тёмное время суток. | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Мы – пассажиры – 4 часа | ||
Поведение учащихся в общественном транспорте. | Называть правила перехода улиц после выхода из транспорта. Объяснять правила поведения в транспорте. Моделировать ситуации поведения на остановке, | |
Поездка за город. Правила перехода загородных дорог. | Называть особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями; отвечать на вопросы, формулировать вопрос | |
Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из транспортного средства. | Называть правила перехода улиц после выхода из транспорта. Объяснять правила поведения в транспорте. Моделировать ситуации поведения на остановке, | |
Случай на дороге. «Айболит» спешит на помощь. | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Ты – велосипедист – 6 часов | ||
Правила безопасной езды на велосипеде. | Узнавать и характеризовать запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Принимать учебную задачу, выполнять правила. | |
Фигурное вождение велосипеда: скачок, яма с песком, поворот. | Рассказывать о правилах выбора велосипеда, осмотра его перед выездом. Применять элементарные правила для велосипедистов на практике. | |
Фигурное вождение велосипеда: проезд под перекладиной, круг, узкая дорожка. | Показывать умение ездить на учебной площадке с преодолением препятствий. Принимать учебную задачу, выполнять правила. | |
Фигурное вождение велосипеда: перенос предмета, слалом, восьмёрка. | Рассказывать о предупредительных сигналах велосипедистов; Принимать учебную задачу, выполнять правила. | |
Фигурное вождение велосипеда: слалом, восьмёрка, перенос предмета. | Применять навыки безопасной езды на учебной площадке. Принимать учебную задачу, выполнять правила. | |
Итоговое занятие. Игра «Знатоки ПДД» | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Уметь доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
Итого 34 часа |
Тематическое планирование 4 класс
№ п\п | Тема | Основные виды внеурочной деятельности |
Ориентирование в окружающем мире – 6 часов | ||
Правила поведения учащихся на улицах и дорогах. | Объяснять значение правил дорожного движения. Обсуждать правила поведения на улице, важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий с детьми. | |
Пешеходная и велосипедная дорожки. | Характеризовать слова «опасность», «опасный». Объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный», Объяснять значение "Пешеходной и велосипедной дорожка с совмещенным движением" | |
Скорость движения и торможение автомобиля. Особенности тормозного транспортного средства при разных дорожных условиях. | Анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | |
История создания разных транспортных средств. Разнообразие транспортных средств. Транспорт будущего. | Называть разнообразие транспортных средств. Воспроизводить краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Представлять и графически изображать транспорт будущего. | |
Движущийся транспорт- угроза безопасности человека. | Предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде. Выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них. Осознавать необходимость беречь своё здоровье. Вести учебный диалог. | |
Причины ДТП с детьми. | Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. | |
Ты – пешеход -14 часов | ||
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. | Группировать знаки дорожного движения по назначению. Объяснять назначение каждой группы знаков дорожного движения. Соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения; Поддерживать учебный диалог. | |
Дорожное движение в различных ситуациях. | Представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …». Осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.). Работать в группах: разыгрывать житейские ситуации (по выбору детей). | |
Взаимодействие участников дорожного движения. | Показывать знания правил дорожного движения. Понимать необходимость в безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. Применять навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. | |
Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. | Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами. Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. | |
Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, особых предписаний, информационные, сервиса. | Группировать знаки дорожного движения по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков дорожного движения. Соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на Дороге. Находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения; | |
Светофор. Виды светофоров. | Характеризовать светофоры с дополнительными секциями. Называть правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Моделировать ситуации поведения пешехода в зависимости от сигналов светофора. | |
Светофор на железнодорожных переездах; светофор для пешеходов и транспортных средств; с дополнительными стрелками. | Объяснять особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. | |
Нерегулируемые участки дороги: перекрёсток. Правила движения на нерегулируемых перекрёстках. | Определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома. Работать в парах: готовить памятку правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. | |
Дорожные опасности. | Характеризовать виды дорожных опасностей. Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами. Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. | |
Населённый пункт. Правила поведения в населённых пунктах. | Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Объяснять правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах выполнять рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; | |
Правила поведения на дорогах при различных погодных условиях. | Работать в парах: готовить памятку: правила поведения на дорогах при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта). Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Поддерживать учебный диалог. | |
Сигналы водителей, светофора и регулировщика. | Обсуждать жизненные ситуации: «Улица полна неожиданностей». Работать в группах. Оформлять вывод: «Команды регулировщика важнее, чем сигналы светофора и знаки дорожного движения». Составлять рассказ-рассуждение. Поддерживать учебный диалог | |
Рядом с железной дорогой. | Выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда.). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами. Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. | |
Движение учащихся группами и колоннами. | Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами. Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. | |
Ты – пассажир – 6 часов | ||
Перевозка людей. Правила перевозки в различных транспортных средствах. | Пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками. Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. | |
Где можно переходить дорогу. | Показывать знания правил дорожного движения. Понимать необходимость в безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. Применять навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. | |
Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортных происшествий. | Выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками. Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. | |
Возможность оказания первой доврачебной помощи. Вызов «Скорой помощи» | Понимать основные правила оказания первой доврачебной помощи. Объяснять в чем состоит оказание первой помощи на месте ДТП. Перечислять три последовательных этапа оказания помощи. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками. Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. | |
Практическое занятие: основы доврачебной помощи при ранениях и кровотечениях. | Называть виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное. Показывать способы остановки кровотечения. Характеризовать виды повязок. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами. | |
Практическое занятие: основы доврачебной помощи при травмах. | Называть виды травм: переломы, ушибы, раны, ожоги и т.д.). Характеризовать основные виды травм, получаемые при наезде на пешехода. Характеризовать виды травм, получаемые пассажирами, сидящими в кабине или салоне автомобиля. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами. Разыгрывать различные роли. | |
Ты – велосипедист – 8 часов | ||
Экипировка велосипедиста. Места для движения велосипедов. | Рассказывать историю велосипеда, его общее устройство. Понимать, что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем. Называть места для движения велосипедов. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами. Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. | |
ПДД для велосипедистов. | Называть правила безопасной езды на велосипеде. Применять культуру поведения на дороге. Характеризовать травмы, получаемые велосипедистами. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками. Разыгрывать различные роли. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). | |
Фигурное вождение велосипеда: скачок, яма с песком, поворот. | Называть правила выбора велосипеда, осмотра его перед выездом. Применять элементарные правила для велосипедистов на практике. Показывать навык безопасной езды на учебной площадке. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками. Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. | |
Фигурное вождение велосипеда: проезд под перекладиной, круг, узкая дорожка. | Показывать сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками. Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. | |
Фигурное вождение велосипеда: перенос предмета, слалом, восьмёрка. | показывать повороты, развороты и движение задним ходом. Объяснять расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками. Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. | |
Фигурное вождение велосипеда: слалом, восьмёрка, перенос предмета. | Показывать в графическом виде место, где запрещен поворот, движение задним ходом, полосу торможения и разгона. Работать в парах: готовить памятку). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками. Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. | |
Конкурс по фигурному вождению велосипеда. | Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам на велосипедах (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). Проводить игры и учебные ситуации со сверстниками. Разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. | |
Итоговое занятие. Игра «Знатоки ПДД» | Показывать знания правил дорожного движения. Понимать необходимость в безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. Применять навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. | |
Итого 34 часа |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Технические средства
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Экран или интерактивная доска;
- Устройства вывода звуковой информации — колонки;
- Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.
Список литературы.
- Бесова, М.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины [Текст] / М.А. Бесова - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.- 390 с.
- Былеева, Л. В. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника [Текст] / Л.В. Былеева, В.Г. Яковлев - М.: ФиС, 2006 г. - 268 с.
- Жуков, М. Н. Безопасное поведение на улицах и дорогах [Текст]: учеб. пособие / М.Н. Жуков – М.: Academia, 2000. – 157 с.
- Кенеман, А. В. Дорожная безопасность [Текст] /А.В. Кеменан – М.: Просвещение, 1998. – 239 с.
- Князева Р.А.,100 задач по ПДД [Текст] /Р.А. Князева - М.:Просвещение,2011.- 233 с.
- Коджаспиров, Ю.Г. Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма [Текст]: учеб. пособие для учителей / Ю.Г. Коджаспиров – М.: Просвещение, 2003.- 135 с.
- Кондакова, О.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. [Текст] / О.Н Кондакова – М.: Детская литература, 1999.- 102 с.
- Коротков, И. М. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу [Текст]: учеб. пособие / И.М. Коротков - М.: ФиС, 2006 г.- 365с.
- Якуб Н.К. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / Н.К. Якуб - М: Детская литература, 1998. – 242 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-111-1548350257.jpg)
Программа кружка по ПДД "Азбука дорожной безопасности"
Программа составлена для детей 7-8 лет и рассчитана на 1 год реализации.Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/14/picture-139960-1528981879.jpg)
Проект по ПДД "Дорожная безопасность" классный руководитель Анисимова Л.И.
Содержание проекта отвечает требованию времени: дети являются частыми участниками дорожных аварий. Работа построена так, что соблюдение правил дорожного движения станет для них привычкой, сделае...
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»
Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-139206-1352397364.jpg)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КЛАССНОМУ ЧАСУ УРОК ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Презентация отображает основные этапы проведения классного часа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-206092-1412763399.jpg)
познавательно-развивающего мероприятия во 2 классе- здоровье сберегающая викторина «Азбука дорожной безопасности»
Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя на улице, вспомним правила дорожного движения, поближе познакомимся с дорожными знаками. Во время нашего мероприятия “Азбука безопасности” вы узнаете ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-247585-1485889121.jpg)
Разработка внеклассного мероприятия, проведённого в 4 классе по основам дорожной безопасности «Школа дорожных наук ».
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. Мною составлена рабочая програм...