Программа по оригами для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников  предназначена для работы с детьми начальной школы и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения, расширяя и обогащая их. Наблюдения показали, что у детей к школе недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникает проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем. Кроме того,         программа по математике в начальной школе  предполагает изучение  объемного блока по геометрии, что замечательно дополнят занятия оригами.

Кроме этого данные занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющее учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_origami.docx46.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Бумажные фантазии»  

для учащихся начальных классов.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.                                        От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

                                                                                                                         Сухомлинский В. А.

          Пояснительная записка

         Рабочая программа  «Бумажные фантазии»  составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования. В основу образовательной программы по оригами была положена книга Т.Б.Сержантовой «365 моделей оригами» (более позднее название – «366 моделей оригами»). В работе широко используются книги таких признанных мастеров отечественного оригами, как С.Ю.Афонькин и С.В.Соколова.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников  предназначена для работы с детьми начальной школы и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения, расширяя и обогащая их.

Курс «Бумажные фантазии» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков.  

Наблюдения показали, что у детей к школе недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникает проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем. Кроме того,         программа по математике в начальной школе  предполагает изучение  объемного блока по геометрии, что замечательно дополнят занятия оригами.

Кроме этого данные занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющее учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Курс «Бумажные фантазии» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Цели программы

   1. Углубление знаний программ по трудовому обучению, математике, изобразительной деятельности.

  2. Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического    вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

  3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

  • развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной  и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Отличительные особенности данной программы


Программа рассчитана на обучение детей в начальной школе. Возраст учащихся 7-10 лет. На реализацию программы в 1-ом классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год. Продолжительность занятия 45 минут с обязательным применением физминутки. Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математике, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 15 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.


Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы  используется музыкальное сопровождение  с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к.  музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами.

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Бумажные фантазии» в первом  классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
  • совершенствовать  коммуникативные способности и умение  работать в коллективе.

Метапредметными  результатами изучения курса «Бумажные фантазии» в первом  классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Бумажные фантазии» в первом  классе является формирование следующих знаний и умений.

знать

  • что такое оригами;
  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • условные обозначения к схемам;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

 уметь

  • под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • различным приемам работы с бумагой;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  •  реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

К концу 1 года обучения.

Ученик научится:

  • понимать общие правила создания изделия;
  • планировать предстоящую практическую работу с помощью педагога;
  • организовывать свое рабочее место, выполнять доступные действия по самообслуживанию.
  • выполнять доступные технологические приемы ручной обработки бумаги: разметка деталей, резание, многократное сгибание,  сборка и отделка изделия; экономно расходовать материалы;
  • применять приемы безопасной работы ручными инструментами: линейка, ножницы;
  • работать с простейшей технической документацией: распознавать и читать простейшие чертежи;
  • изготавливать изделия по простейшим чертежам.

Ученик получит возможность научиться:

  • уважительно относится к труду людей;
  • прогнозировать конечный практический результат

 Содержание программы

Введение (1 ч).

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Особенности материала, внешнего вида изделий декоративного искусства. Организация рабочего места, техника безопасного труда. Восприятие и анализ информации. Контроль и корректировка хода работы. Общее понятие о материале и его  происхождении. Исследование элементарных свойств материала. Подготовка материала к работе. Экономное расходование материалов.

Базовая форма «треугольник»  (10ч).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Общее представление о конструировании изделий. Изделие, деталь изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Виды и способы складывания формы треугольник. Знакомство с разными видами треугольников.

Базовая форма «книжка» (5 ч).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Виды и способы складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой.

Базовая форма «дверь» (3).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Виды и способы складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой.

Базовая форма воздушный змей (9 ч).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Складывание формы двойной треугольник. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.

 Базовая форма «блин» (5 ч).

Соблюдение правил рационального  использования материала. Общее представление о технологическом процессе.  Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по  чертежу, образцу, схеме. Виды и способы складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой.

 Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные
методы:
Методы
, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  •  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  •  репродуктивный  – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  •  частично-поисковый  – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  •  исследовательский  – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  •  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  •  групповой – организация работы в группах;
  •  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы подведения итогов

 реализации дополнительной образовательной программы


Текущие формы контроля: 

- устные ответы на занятиях;

 - самостоятельные работы.

 Формы итогового контроля:

- выставки  творческих работ

       

Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.

 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.

III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 Оцениваются такие  умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Программа будет реализовываться в классной комнате МБОУ «Нахабинская гимназия № 4», оборудованной для учащихся начальной школы. Кабинет хорошо освещен.
  2. Для  освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется мультимедийное оборудование, интерактивная доска.  
  3. Перечень  необходимых материалов: бумага для оригами, цветной картон, цветная бумага, клей, тряпочка у каждого ученика.

 Перечень  необходимых инструментов – ножницы, инструмент для разглаживания сгибов у каждого ученика.

Перечень  подготовленных пособий – мультимедийные презентации на каждую тему занятия,

а также диски с музыкальным сопровождением.

Перечень необходимого  раздаточного материала: схемы изделий, шаблоны для аппликаций.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

1

Беседа по охране труда.  Правила поведения на занятиях.      

1

Базовая форма «треугольник»  (10ч).

2

Стакан. Совок.

1

3

Щенок 1. Щенок 2.

1

4

Кот. Полосатый котик.

1

5

Летящий голубь.

1

6

Головные уборы: шляпка для Красной Шапочки, колпак Петрушки.

1

7

Муха.

1

8

Черепашка.

1

9

Звезда.

1

10

Золотая рыбка.

1

11

Салфетка «Лилия».

1

Базовая форма «книжка» (5 ч).

12

Лодочка.

1

13

Коробочка с карандашами.

1

14

Салфетка веер для праздничного стола.

1

15

Цветочек-подснежник.

1

16

Салфетка для столовых приборов

1

Базовая форма «дверь» (3).

17

Лодка наизнанку.

1

18

Грибочек.

1

19

Поросенок.

1

Базовая форма воздушный змей (9 ч).

20

Голубка на гнезде.

1

21

Тюльпан.

1

22

Водоплавающая птица.

1

23

Павлин.

1

24

Гномик.

1

25

Тополь.

1

26

Парусник.

1

27

Пингвин.

1

28

Утка.

1

Базовая форма «блин» (5 ч).

29

Игрушка-шутка.

1

30

Коробочка «Санбо».

1

31

Стриж.

1

32

Менажница.

1

33

Кувшинка из бумажной салфетки.

1

Список литературы:

  1. Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество»  http://stranamasterov.ru
  2. Проснякова  Т. Н  Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
  3. Проснякова  Т. Н  Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА
  4. Т.Б.Сержантова  «366 моделей оригами», М.:АЙРИС-ПРЕСС, 2016.-192 стр.

                       Интернет ресурсы:

                     http://stranamasterov.ru                    

                     http://www.encyclopedia.ru/                   

                     http://www.nachalka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности оригами 2 класс

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Оригами» для 2 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 200...

программа внеурочной деятельности оригами 3 класс

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Оригами» для 3 классов разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарт...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Программа ВНД "Оригами" 1 класс

Программа ВНД "Оригами" 1 класс...

Технологическая карта по технологии на тему "Модульное оригами" Изделие: Орнамент из модулей оригами 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории возникновения техники, формирование и развитие ценностного отношения учащихся в современной учебно-познавательной деятельности по способу знак...

Конспект урока технологии «Оригами». Изделие: композиция с тюльпанами, выполненными в технике «оригами» (2 класс)

Цели деятельности учителя: изготовление тюльпанов в технике «оригами»; повторение технических приемов сгибание, складывание; повторение чтения схемы; изготовление композиции с тюльпанами.П...

Конспект урока технологии «Оригами». Изделие: композиция с кошкой и собакой, выполненными в технике «оригами» (1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления об «оригами»; изготовление собаки и кошки в технике «оригами»; повторение технических приемов сгибание, складывание; закре...