Программы Мир профессий
рабочая программа на тему

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_mir_professiy.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 170 с кадетским отделением-интернатом имени Героя Советского Союза З.А. Космодемьянской

городского округа Самара

Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 4 от «27» апреля 2012 года.

Руководитель Широкова В.А.

        Согласовано «27»апреля 2012г. Зам. директора по УВР                 Кошкина О.А.

        Утверждаю.  «27»апреля  2012г. Директор                    Моисеенко А.К.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мир профессий»

Программа реализуется в течение одного года.

 Возраст обучающихся: 1 класс

  Автор-составитель:

                                                                                       Донкеева Елена Юрьевна,

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                    МБОУ СОШ № 170

Самара 2012

 

Пояснительная записка

 Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.

 Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.

 Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

 О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи: 

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Структура занятий

  • Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
  • Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
  • что я знаю об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
  • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
  • Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
  • Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Объем программы:
На реализацию курса «Мир профессий» в 1 классе отводится 33 ч в год ( 1 час в неделю)


Ожидаемые результаты прохождения курса:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
  • расширение кругозора о мире профессий,
  • заинтересованность в развитии своих способностей,
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

  •  Содержание курса

п/п Раздел

Кол-во часов

Планируемые результаты

Опыт коллективно-творческой деятельности

Введение в мир профессий

8

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности.
  • расширение кругозора о мире профессий,
  • заинтересованность в развитии своих способностей,
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
  • возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности,
  • способность добывать новую информацию из различных источников.

Профессии в школе

2

Знакомство с различными профессиями

12

Проект «Азбука профессий»

6

Профессия моих родителей

3

Викторина «Что мы узнали о профессиях?»

1

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

Итого

33 час.



Тематическое планирование занятий

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Основное содержание

Ресурсы, оборудова
ние

Введение в мир профессий 8 ч

Нужно ли человеку  трудиться?

2

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Презентация
Разрезные карточки с пословицами

Какие профессии тебе известны?

2

Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.
Игра «Угадай профессию!»

Презентация

Необычные профессии

1

Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Презентация

Чем пахнут ремесла?

2

Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Презентация

Кем я хочу стать?

1

Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий

Профессии в школе 2 ч

Профессия — учитель

1

Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?
Сценка «На уроке»
Конкурс загадок на тему «Школа»

Презентация — клип «Учитель»

Профессия -библиотекарь

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Карточки

Знакомство с различными профессиями 12 ч

Профессия — продавец

2

Разминка. Заочное путешествие в магазин.
Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Презентация
Весы

Профессия — парикмахер

2

Разминка. Знакомство с профессией парикмахера.
Экскурсия в парикмахерскую

Презентация

Профессия — повар

2

Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара .

Профессия — почтальон

2

Разминка. Знакомство с профессией почтальона.
Экскурсия на почту.

Профессия — врач

2

Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

Презентация
Халат врача, аптечка.

Профессия — художник

2

Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник»

Проект «Азбука профессий» 6ч

Организационное занятие. Наш проект.

1

Разминка.
Коллективная работа: составление азбуки профессий.

Представление мини-проектов на буквы А-Д

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д

Представление мини-проектов на буквы Е-К

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К

Представление мини-проектов на буквы Л-Р

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р

Представление мини-проектов на буквы С-Я

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я

Я трудился - не ленился

1

Создание папки «Азбука профессий».

Профессия моих родителей

Профессии моих родителей.

2

Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»

Презентация

Чем интересна профессия моих родителей?

1

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

Итоговые занятия 2 ч

Викторина «Что мы узнали о профессиях?»

1

Разминка. Викторина «Что мы узнали?»

Презентация

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»

     

Используемая литература:

Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008г.

Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./

Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.

Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.

Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.

Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.

 Энциклопедия «Мир профессий». –М.: Изд. «Знание», 2005.

 Энциклопедия «Я познаю мир». –М.: Изд. Дрофа, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Мир профессий"

Метапредметный проект знакомит детей с миром профессий....

Развлекательная программа "Лабиринт профессий"

Развлекательная программа "Лабиринт профессий"...

Профориентационная программа "Калейдоскоп профессий" для учащихся 1-4 классов.

Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В младшем школьном возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий....

Игровая программа о профессиях в начальной школе «Мир профессий».

Познакомить с понятием «профессия»; расширить знания о многообразии профессий; развивать кругозор, любознательность; учить анализировать, делать выводы.формирование и закрепление первичных...

Конкурсная программа «Калейдоскоп профессий»

Конкурсная программа «Калейдоскоп профессий»...

Сценарий спортивно - познавательной программы "Все профессии нужны, все профессии важны!"

Цель:   определение уровня знаний обучающихся о профессиях; расширение знания детей о мире профессий; в игровой форме подготовить обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору професси...