Программы Мир профессий
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 170 с кадетским отделением-интернатом имени Героя Советского Союза З.А. Космодемьянской
городского округа Самара
Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 4 от «27» апреля 2012 года.
Руководитель Широкова В.А.
Согласовано «27»апреля 2012г. Зам. директора по УВР Кошкина О.А.
Утверждаю. «27»апреля 2012г. Директор Моисеенко А.К.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мир профессий»
Программа реализуется в течение одного года.
Возраст обучающихся: 1 класс
Автор-составитель:
Донкеева Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 170
Самара 2012
Пояснительная записка
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий
- Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
- Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
- Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
- Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Объем программы:
На реализацию курса «Мир профессий» в 1 классе отводится 33 ч в год ( 1 час в неделю)
Ожидаемые результаты прохождения курса:
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширение кругозора о мире профессий,
- заинтересованность в развитии своих способностей,
- участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
- Содержание курса
№п/п Раздел | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Опыт коллективно-творческой деятельности | ||
Введение в мир профессий | 8 |
|
Профессии в школе | 2 | |
Знакомство с различными профессиями | 12 | |
Проект «Азбука профессий» | 6 | |
Профессия моих родителей | 3 | |
Викторина «Что мы узнали о профессиях?» | 1 | |
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | |
Итого | 33 час. |
Тематическое планирование занятий
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Ресурсы, оборудова |
Введение в мир профессий 8 ч | |||||
Нужно ли человеку трудиться? | 2 | Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» | Презентация | ||
Какие профессии тебе известны? | 2 | Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. | Презентация | ||
Необычные профессии | 1 | Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. | Презентация | ||
Чем пахнут ремесла? | 2 | Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» | Презентация | ||
Кем я хочу стать? | 1 | Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» | Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий | ||
Профессии в школе 2 ч | |||||
Профессия — учитель | 1 | Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? | Презентация — клип «Учитель» | ||
Профессия -библиотекарь | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | Карточки | ||
Знакомство с различными профессиями 12 ч | |||||
Профессия — продавец | 2 | Разминка. Заочное путешествие в магазин. | Презентация | ||
Профессия — парикмахер | 2 | Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. | Презентация | ||
Профессия — повар | 2 | Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . | |||
Профессия — почтальон | 2 | Разминка. Знакомство с профессией почтальона. | |||
Профессия — врач | 2 | Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» | Презентация | ||
Профессия — художник | 2 | Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» | |||
Проект «Азбука профессий» 6ч | |||||
Организационное занятие. Наш проект. | 1 | Разминка. | |||
Представление мини-проектов на буквы А-Д | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д | |||
Представление мини-проектов на буквы Е-К | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К | |||
Представление мини-проектов на буквы Л-Р | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р | |||
Представление мини-проектов на буквы С-Я | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я | |||
Я трудился - не ленился | 1 | Создание папки «Азбука профессий». | |||
Профессия моих родителей | |||||
Профессии моих родителей. | 2 | Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» | Презентация | ||
Чем интересна профессия моих родителей? | 1 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | |||
Итоговые занятия 2 ч | |||||
Викторина «Что мы узнали о профессиях?» | 1 | Разминка. Викторина «Что мы узнали?» | Презентация | ||
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
Используемая литература:
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008г.
Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
Энциклопедия «Мир профессий». –М.: Изд. «Знание», 2005.
Энциклопедия «Я познаю мир». –М.: Изд. Дрофа, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Мир профессий"
Метапредметный проект знакомит детей с миром профессий....
Развлекательная программа "Лабиринт профессий"
Развлекательная программа "Лабиринт профессий"...
рабочая программа "Азбука профессий"
рабочая программа...
Профориентационная программа "Калейдоскоп профессий" для учащихся 1-4 классов.
Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В младшем школьном возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий....
Игровая программа о профессиях в начальной школе «Мир профессий».
Познакомить с понятием «профессия»; расширить знания о многообразии профессий; развивать кругозор, любознательность; учить анализировать, делать выводы.формирование и закрепление первичных...
Конкурсная программа «Калейдоскоп профессий»
Конкурсная программа «Калейдоскоп профессий»...
Сценарий спортивно - познавательной программы "Все профессии нужны, все профессии важны!"
Цель: определение уровня знаний обучающихся о профессиях; расширение знания детей о мире профессий; в игровой форме подготовить обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору професси...