Организация исследовательской деятельности младших школьников
статья на тему

Редникова Елена Викторовна

В материале описан процесс и формы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности младших школьников

          Потребность в познании окружающего мира – одна из первых, появляющихся у человека, буквально с самого рождения. Именно она помогает приобщить ребенка к миру вещей, явлений природы и социальной действительности. Именно на ее развитие в первую очередь направлено обучение в начальной школе.

          Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку. Это приводит к тому, что от подрастающего поколения требуется высокий уровень развития физических, социальных, творческих и интеллектуальных качеств. И если рассматривать воспитательно – образовательный процесс в школе как один из этапов подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, то становится очевидным, что это не просто «желательное», а необходимое условие его будущей успешности.

           Именно поэтому, на наш взгляд, столь востребованы на сегодня образовательные технологии, позволяющие оптимизировать учебный процесс в соответствии с новым социальным заказом общества.
Одной из них, без сомнения, является исследовательская деятельность детей, позволяющая комплексно решать задачи интеллектуального и социального совершенствования личности маленького человека.

           В течение ряда последних лет педагогический коллектив нашей школы проводит большую  работу по приобщению младших школьников к основам  исследовательской деятельности. Начинается она с того момента, когда ребенок переступает порог нашей школы. Это подготовительные курсы для дошкольников.

          Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его узнавать: разбирает игрушки, изучая их устройство, наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение птиц за окном, проводит опыты с разными предметами. Всё это – объекты исследования. На данном этапе начинается работа, направленная на развитие творческого и интеллектуального  потенциала личности. На занятиях клуба «Почемучка» учащиеся младших классов учатся задавать вопросы, выслушивать ответы, классифицировать, давать простейшие определения понятиям, учатся наблюдать.

В своей практике часто использую метод наблюдения, считая его

наиболее эффективным. Как пробудить потребность наблюдать, исследовать? Конечно же, через игру.

Провожу игры: Что я вижу? Что я слышу? Что я чувствую? Потому что

необходимо этому учить детей,… задавать вопросы и находить на них ответы!)    

 Настоящий наблюдатель живет по принципу: «Замечаю, наблюдаю, размышляю, узнаю».

А дальше, по желанию:

исследую, анализирую, получаю результат, делаю вывод.

Эти занятия  обучают детей наблюдению и экспериментированию,  включают в себя полный цикл исследовательской деятельности: от определения  проблемы до представления и защиты полученных результатов. (Например, задание: проведи эксперимент. Тебе понадобиться лампа или фонарик, чтобы узнать, как разные предметы пропускают свет. Для начала проверь, пропускают ли свет: чертежная бумага,  тетрадный лист, цветная бумага, полиэтилен, ткань. Подведи итоги.)

Здесь каждый ребенок знакомится с техникой проведения исследования.

Сначала надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем. Для этого надо определить, какими методами мы будем пользоваться. Выбрав тему и определив методы исследования, приступаем к сбору материала. Собираемые сведения запомнить трудно, поэтому лучше фиксировать. Сделать это технически несложно, но можно использовать пиктографическое письмо, что очень удобно, особенно для первоклассников и, конечно же, для дошкольников. На листочках бумаги дети делают заметки в виде рисунков, значков, символов. У каждого ребенка есть папка исследователя, в кармашки которой вкладываются листочки с найденной информацией. В конце работы собранные сведения надо проанализировать и обобщить.

            Продолжением этой работы являются занятия в кружке «Почемучка», которые есть в каждой параллели начальной школы. Проводится аналогичная работа, раскрывая разнообразные способы наблюдения и экспериментирования. Очень нравится ребятам участвовать в игре «Самый умный». Участниками становятся те дети, которые определились с темой, накопили некоторый материал с помощью методов исследования, о которых я уже говорила, и готовы показать свои знания. Выбираются три ученика, остальные  дети, зная их темы, готовят вопросы. Дальше по правилам игры «Самый умный»: участники запоминают свои ячейки. Правильный ответ на свой вопрос – 2 балла, на вопрос соперника – 3 балла, на общий вопрос – 1 балл. Подводятся итоги, объявляется победитель. Для участников становится ясно: стоит ли продолжать работать над темой или можно завершать работу.  

          Эти занятия дают возможность детям осознать свою значимость, принадлежность к большой науке, знакомят с методами исследовательской и творческой работы, развивают познавательный интерес, любознательность, учат общению со сверстниками, способствуют приобщению школьников к исследовательской деятельности, учат умению принимать нестандартные решения.

     Занятия в кружке «Почемучка» позволяют детям приобрести некоторый опыт, но рассчитаны они в основном на игры в исследования. Временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность  ребенка ограничивать не стоит. Поэтому дальнейшая работа продолжается на более сложном уровне, она может быть как и индивидуальной, так и коллективной (совместно со взрослыми).

                             

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования), формулирование цели, объекта и предмета исследования.

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи: предположим…, допустим…, возможно…, что, если…).

5. Выявление и систематизация подходов к решению

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

            Все исследовательские работы детей выполнялись по этой схеме.

      Выбрана тема, собраны все сведения, сделаны все необходимые наблюдения и эксперименты начинается подготовка к  защите исследовательской  работы. Нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать. Для этого потребуется:

Подготовка к защите исследовательской работы

 1. Дать определения основным понятиям. (Выделить понятия, подумать как кратко их выразить.)

 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления      и события. (Разбить на группы.)

3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы. (Парадокс-мнение или утверждение, резко расходящееся с общепринятым.)

 4. Ранжировать основные идеи. (Выстроить их по степени важности, значимости.)

 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы). (Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.)

 6. Выработать суждения и сделать умозаключения. (Работа потеряет смысл, если исследователь не сделает выводов, не подведет итоги.)

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения. (Как и в каком направлении можно и нужно следовать дальше.)

 8. Подготовить текст доклада.

9. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.

10. Подготовиться к ответам на вопросы.

         На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.

         Формирование этих умений лучше всего происходит, когда дети вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность. Наблюдая за учениками во время такой работы, понимаешь, что они выполняют данную работу не только ради конечного результата. Им интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие.

         «Обучая других, обучаешься сам» - это точная мысль Я.А.Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает. Следовательно, ЗАЩИТА – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающегося исследователя.

           Ежегодно в школе проходит школьная научно-практическая конференция, где ребята выступают со своими исследовательскими работами, отстаивают свою точку зрения.

        В заключении можно сделать вывод, что долгое время нас пытались приучить к тому, что обучение ребенка должно строится на послушании, повторении и подражании. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка, к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании.

         Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддержать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.  Что мы и пробуем претворить в жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

Презентация "Организация исследовательской деятельности младших школьников в КОГОКУ "Лицей естественных наук"

В данной презентации представлен опыт работы по организации  исследовательской деятельности младших школьников в Кировском областном ггосударственном общеобразовательном казенном учреждении "Лице...

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Учителя, долгое время работающие в школе, знают, какое огромное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска...

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности».

Тема опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство развития познавательной активности»....

Организация исследовательской деятельности младших школьников.

Организация исследовательской деятельности младших школьников.Заместитель директора по УВР, учитель Грахова Т.В. Дорога к истине берет начало  из детства светлого,Ведь ум детей пытлив ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию спос...