ВС_окружающий мир
материал на тему

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_vs.docx190.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дикие и домашние животные»

Цель урока: формировать у учащихся представление о диких и домашних животных

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • Формирование понятий " домашние " и " дикие " животные, особенности ухода за домашними животными, условий необходимых для их жизни;
  • Формирование представлений о сходстве и различии домашних и диких животных;
  • Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.

2. Метапредметные:

  • Развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;
  • Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
  1. Анализ - при выявлении существенных признаков домашних и диких животных;
  2. сравнение домашних и диких животных по существенным признакам
  3. установление связей между домашними животными и продукцией получаемой от них;
  4. обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);
  • Развитие умения работать в паре, группе

3. Личностные:

  • Воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде;
  • Воспитание познавательного интереса;
  • Воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик

Ход урока:

1 .Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Улыбнитесь друг другу, пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час! Наш урок хочу начать с одной известной поговорки. Как вы понимаете ее смысл?

Учеба и труд рядом идут.

Актуализация знаний:

А к нам в гости пришёл…

Отгадайте загадку

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (
Колобок –слайд№2) 

Он с нами будет сегодня на уроке. А из чего он сделан?А  мука из каких растений была смолота ?

- На какие две группы можно разделить все растения?

                                                                                         (Дикорастущие и культурные)

- Какие дикорастущие растения вы знаете?(Слайд № 3)

- А какие культурные растения вы знаете?

- В свою очередь культурные растения на какие группы делятся?

                              (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные)

3.Подготовительная работа к изучению нового материала 

Игра «Молчанка» с проблемной ситуацией.

Показываю картинку с изображением разных  представителей культурных и дикорастущих растений. Если учащиеся считают, что растение культурное, поднимают знак – дом, а если дикорастущее – лес.

(Слайд № 8-17)

-Гладиолус, клубника, орешник, одуванчик, груша, жёлуди, смородина, капуста, (Дикорастущее, дети должны доказать, что это культурное растение.), шишки.

-Ребята, а кто любит шишки и запасает их на зиму? (Белка.)

-А я нашла картинку белки. (Картинка лежит на столе учителя.)

-А где она живёт? (В лесу.)

-Куда мы её поселим? (В лес.) Прикрепляю картинку на лесную зону проекта.

-Ребята, как вы думаете, к какой группе животных относится белка? (Зверь.)

-А на какие 6 групп  мы делим всех животных? Кто помнит? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)

- Молодцы!

III. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему.        
-А теперь отгадаем загадки. Готовы?  

На столах учащихся лежат картинки животных.

Не мой бы труд,
Не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь в отставке буду скоро.
(Лошадь)


- Кто это, ребята? (Лошадь)

-Найдите у себя на столе картинку лошади. Куда вы её прикрепите? (Ближе к дому.)

-И так, если вы считаете что животное дикое, то селим его в природу, а домашнее - к жилищу человека. Будьте внимательны!

Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.  
(Корова)

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком
. (Собака)

На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (
Муравей)

Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.
 (Петух)

Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.   (Пчела)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)

Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко,
грызёт морковку. (Кролик)

Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки.  (Гусь) 

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днём всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...  (Лиса)

У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (Рыба) щуки и карпа

Не зверь, и не птица, Всего боится. Наловит мух – И в воду – плюх! (Лягушка)            

                                                                                                            Земноводные

По мере разгадывания вывешиваются картинки животных.

-Давайте проверим нашу работу. Всех ли мы поселили правильно?

-Ребята, животные здесь живут, а как мы назовём эту группу животных? (Дикие - домашние животные.)                       Прикрепить таблички.

-Ребята, как вы думаете, какая будет у нас сегодня тема урока? («Дикие и домашние животные»)

-Зная тему, сформулируйте цели урока. Чему мы должны сегодня научиться? Всё ли мы знаем о жизни животных? (Научиться различать диких и домашних животных, больше узнать о жизни животных; создать проект урока.

-Для того чтобы научиться различать диких и домашних животных, мы создадим проект нашего урока. Показать.

-Чтобы работа была плодотворной, надо четко и быстро выполнять все задания, уметь формулировать свои мысли, не бояться задавать вопросы и показывать свои знания.

-И так, продолжим?

4.Формирование знаний и умений учащихся:

А) Вопросы:

-Каких животных называют домашними? А каких дикими? почему?

-Как вы думаете, откуда появились домашние животные? Как они стали домашними?

   Давайте мы с вами  и Колобком перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. К их жилищу часто подходили волки. Люди стали подкармливать их. Волки становились добрее, а их детёныши привязались к человеку и остались жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Громким лаем, они предупреждали об опасности. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь уже человек не может жить без своих домашних друзей и помощников. Считается, что самым первым домашним животным стала собака. Это произошло около 10 - 15 тысяч лет назад. Но некоторые исследователи уверены, что на это почетное место могут претендовать и овца, и коза, и свинья. Они рядом с человеком около 10 тысяч лет. Потом пришла очередь быков, буйволов, лошадей... Но человек одомашнил не только зверей - млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, куры, фазаны, индейки. Есть даже домашние насекомые. Например, труженица пчела и тутовый шелкопряд. Домашние животные часто становятся домашними любимцами. Собака, например, не только помощник на охоте или сторож, но и товарищ для игр и проказ. А современной кошке - мурлыке не обязательно ловить мышей. Да и мышка для иного - тоже домашний любимец. А кто - то души не чает в своем хомячке, морской свинке, попугае  или рыбках. И этот список можно продолжать. Главное, "братья наши меньшие" бескорыстно дарят нам свою любовь.

5.Работа по теме урока (продолжение)

- Давайте посмотрим, кто строит жилище?

- Кто как питается?

-Как животные заботятся о своём потомстве?

- Ребята, давайте поиграем в интересную игру «Великий совет диких и домашних зверей». Представьте себе, что все мы звери. 

Одни – домашние звери, а другие – дикие звери. (Выберите себе роль, кого вы бы хотели сейчас сыграть дикого или домашнего животного. Распределение ролей. Дети надевают шапочки зверей. Можно предложить роли домашнего поросёнка и дикой свиньи; горного барана и домашнего барана; дикого слона и домашнего слона; дикого верблюда и домашнего верблюда; дикой козы и домашней козы и т.д.)

Жили на свете домашние и дикие животные и вот однажды собрались они на большой совет, и между ними возник спор: Кому живётся лучше диким или домашним животным. (Класс разбивается на 2 команды – 1 команда - домашние животные; другая - дикие животные. Каждый должен защитить своего животного, рассказать о его условиях жизни.) В результате игры заполняется таблица, характеризующая домашних и диких животных. Таким образом, учащиеся самостоятельно знакомится с новым материалом, с понятиями дикие и домашние животные. При этом, учащиеся являются не просто пассивными зрителями, но исследователями, активно включающимися в обучающий процесс: отгадывают загадки, решают проблемные ситуации, отвечают на сложные вопросы.

Проблемный вопрос: определить особенности домашних и диких животных.

Давайте сравним и сделаем выводы.(Дети под руководством учителя заполняют таблицу) 

Игра «Найди пару»     


- Кабан – Свинья          - Волк – Собака             - Рысь – Кошка      

- Утка - Утка                 - Гусь - Гусь                   - Заяц – Кролик

-Ребята, а как вы думаете, легко ли приручить животное? (Предположения детей.)

-Один из самых древних и верных приёмов приручения – предложить пищу голодному животному. Но даже для животного пища не самое главное. Есть что-то сильнее голода и усталости, боли и смерти – есть сила, которая привязывает животное к человеку нерушимыми узами верности. Животное может отказаться от пищи и погибнуть, потеряв любимого хозяина, оно всецело предано человеку. В прекрасной книге «Маленький принц» (Показать книгу) французского писателя Антуана Сент-Экзюпери Лисёнок сказал Маленькому принцу: «…не забывай, ты всегда в ответе за тех, кого приручил.»  Помните эти слова!

Закрелпение:

- Вы хорошо работали на уроке. Я хочу убедиться в том, что наш урок не прошёл даром, и вы усвоили изученный материал. Проверим, всё ли вы запомнили, внимательны ли вы были на уроке?

На экране появляется слайд с названиями различных животных. Из каждой строчки дети должны выбрать лишнее животное, и сказать по какому признаку определяли.

Какое из животных лишнее.       Почему? 

Лиса, волк, медведь, коза.

Свинья, лось, лошадь, собака.

Котёнок, жеребёнок, щенок, корова.

+ Самостоятельное заполнение таблицы.

Подведение итогов.

-Какую цель ставили в начале урока? Удалось ли нам ее достичь?

-Чем отличаются домашние животные от диких животных?

-Только ли домашние животные требуют бережного отношения к себе?

-Используя наш проект, созданный сегодня на уроке, вы сможете рассказать родителям и друзьям как отличить домашних животных от диких?

-Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас с вами в классе выставка книг о животных, которые вы читали. Вы нарисовали

Рефлексия. 

-Сегодня вы все хорошо работали на уроке. Скажите себе: "Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!"
- У вас на партах лежат лесенки знаний. Поставьте крестик там, где как вы кажется находились на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...