ВС_окружающий мир
материал на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Дикие и домашние животные»
Цель урока: формировать у учащихся представление о диких и домашних животных
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- Формирование понятий " домашние " и " дикие " животные, особенности ухода за домашними животными, условий необходимых для их жизни;
- Формирование представлений о сходстве и различии домашних и диких животных;
- Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.
2. Метапредметные:
- Развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;
- Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
- Анализ - при выявлении существенных признаков домашних и диких животных;
- сравнение домашних и диких животных по существенным признакам
- установление связей между домашними животными и продукцией получаемой от них;
- обобщение при формулировке вывода (определение понятий домашние и дикие животные);
- Развитие умения работать в паре, группе
3. Личностные:
- Воспитание бережного отношения к животным и к окружающей среде;
- Воспитание познавательного интереса;
- Воспитание культуры общения: учитель-ученик, ученик-ученик
Ход урока:
1 .Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Улыбнитесь друг другу, пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час! Наш урок хочу начать с одной известной поговорки. Как вы понимаете ее смысл?
Учеба и труд рядом идут.
Актуализация знаний:
А к нам в гости пришёл…
Отгадайте загадку
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок –слайд№2)
Он с нами будет сегодня на уроке. А из чего он сделан?А мука из каких растений была смолота ?
- На какие две группы можно разделить все растения?
(Дикорастущие и культурные)
- Какие дикорастущие растения вы знаете?(Слайд № 3)
- А какие культурные растения вы знаете?
- В свою очередь культурные растения на какие группы делятся?
(Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные)
3.Подготовительная работа к изучению нового материала
Игра «Молчанка» с проблемной ситуацией.
Показываю картинку с изображением разных представителей культурных и дикорастущих растений. Если учащиеся считают, что растение культурное, поднимают знак – дом, а если дикорастущее – лес.
(Слайд № 8-17)
-Гладиолус, клубника, орешник, одуванчик, груша, жёлуди, смородина, капуста, (Дикорастущее, дети должны доказать, что это культурное растение.), шишки.
-Ребята, а кто любит шишки и запасает их на зиму? (Белка.)
-А я нашла картинку белки. (Картинка лежит на столе учителя.)
-А где она живёт? (В лесу.)
-Куда мы её поселим? (В лес.) Прикрепляю картинку на лесную зону проекта.
-Ребята, как вы думаете, к какой группе животных относится белка? (Зверь.)
-А на какие 6 групп мы делим всех животных? Кто помнит? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)
- Молодцы!
III. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему.
-А теперь отгадаем загадки. Готовы?
На столах учащихся лежат картинки животных.
Не мой бы труд,
Не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь в отставке буду скоро. (Лошадь)
- Кто это, ребята? (Лошадь)
-Найдите у себя на столе картинку лошади. Куда вы её прикрепите? (Ближе к дому.)
-И так, если вы считаете что животное дикое, то селим его в природу, а домашнее - к жилищу человека. Будьте внимательны!
Выгоняли рога | С хозяином дружит, |
На поляне возле елок | Не царь, а в короне, |
Домовитая хозяйка | Летом бродит без дороги |
Длинное ухо, комочек пуха. | Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь) |
Даже по железной крыше | Хитрая плутовка, рыжая головка, |
У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (Рыба) щуки и карпа | |
Не зверь, и не птица, Всего боится. Наловит мух – И в воду – плюх! (Лягушка) Земноводные |
По мере разгадывания вывешиваются картинки животных.
-Давайте проверим нашу работу. Всех ли мы поселили правильно?
-Ребята, животные здесь живут, а как мы назовём эту группу животных? (Дикие - домашние животные.) Прикрепить таблички.
-Ребята, как вы думаете, какая будет у нас сегодня тема урока? («Дикие и домашние животные»)
-Зная тему, сформулируйте цели урока. Чему мы должны сегодня научиться? Всё ли мы знаем о жизни животных? (Научиться различать диких и домашних животных, больше узнать о жизни животных; создать проект урока.
-Для того чтобы научиться различать диких и домашних животных, мы создадим проект нашего урока. Показать.
-Чтобы работа была плодотворной, надо четко и быстро выполнять все задания, уметь формулировать свои мысли, не бояться задавать вопросы и показывать свои знания.
-И так, продолжим?
4.Формирование знаний и умений учащихся:
А) Вопросы:
-Каких животных называют домашними? А каких дикими? почему?
-Как вы думаете, откуда появились домашние животные? Как они стали домашними?
Давайте мы с вами и Колобком перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. К их жилищу часто подходили волки. Люди стали подкармливать их. Волки становились добрее, а их детёныши привязались к человеку и остались жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Громким лаем, они предупреждали об опасности. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь уже человек не может жить без своих домашних друзей и помощников. Считается, что самым первым домашним животным стала собака. Это произошло около 10 - 15 тысяч лет назад. Но некоторые исследователи уверены, что на это почетное место могут претендовать и овца, и коза, и свинья. Они рядом с человеком около 10 тысяч лет. Потом пришла очередь быков, буйволов, лошадей... Но человек одомашнил не только зверей - млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, куры, фазаны, индейки. Есть даже домашние насекомые. Например, труженица пчела и тутовый шелкопряд. Домашние животные часто становятся домашними любимцами. Собака, например, не только помощник на охоте или сторож, но и товарищ для игр и проказ. А современной кошке - мурлыке не обязательно ловить мышей. Да и мышка для иного - тоже домашний любимец. А кто - то души не чает в своем хомячке, морской свинке, попугае или рыбках. И этот список можно продолжать. Главное, "братья наши меньшие" бескорыстно дарят нам свою любовь.
5.Работа по теме урока (продолжение)
- Давайте посмотрим, кто строит жилище?
- Кто как питается?
-Как животные заботятся о своём потомстве?
- Ребята, давайте поиграем в интересную игру «Великий совет диких и домашних зверей». Представьте себе, что все мы звери.
Одни – домашние звери, а другие – дикие звери. (Выберите себе роль, кого вы бы хотели сейчас сыграть дикого или домашнего животного. Распределение ролей. Дети надевают шапочки зверей. Можно предложить роли домашнего поросёнка и дикой свиньи; горного барана и домашнего барана; дикого слона и домашнего слона; дикого верблюда и домашнего верблюда; дикой козы и домашней козы и т.д.)
Жили на свете домашние и дикие животные и вот однажды собрались они на большой совет, и между ними возник спор: Кому живётся лучше диким или домашним животным. (Класс разбивается на 2 команды – 1 команда - домашние животные; другая - дикие животные. Каждый должен защитить своего животного, рассказать о его условиях жизни.) В результате игры заполняется таблица, характеризующая домашних и диких животных. Таким образом, учащиеся самостоятельно знакомится с новым материалом, с понятиями дикие и домашние животные. При этом, учащиеся являются не просто пассивными зрителями, но исследователями, активно включающимися в обучающий процесс: отгадывают загадки, решают проблемные ситуации, отвечают на сложные вопросы.
Проблемный вопрос: определить особенности домашних и диких животных.
Давайте сравним и сделаем выводы.(Дети под руководством учителя заполняют таблицу)
Игра «Найди пару»
- Кабан – Свинья - Волк – Собака - Рысь – Кошка
- Утка - Утка - Гусь - Гусь - Заяц – Кролик
-Ребята, а как вы думаете, легко ли приручить животное? (Предположения детей.)
-Один из самых древних и верных приёмов приручения – предложить пищу голодному животному. Но даже для животного пища не самое главное. Есть что-то сильнее голода и усталости, боли и смерти – есть сила, которая привязывает животное к человеку нерушимыми узами верности. Животное может отказаться от пищи и погибнуть, потеряв любимого хозяина, оно всецело предано человеку. В прекрасной книге «Маленький принц» (Показать книгу) французского писателя Антуана Сент-Экзюпери Лисёнок сказал Маленькому принцу: «…не забывай, ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» Помните эти слова!
Закрелпение:
- Вы хорошо работали на уроке. Я хочу убедиться в том, что наш урок не прошёл даром, и вы усвоили изученный материал. Проверим, всё ли вы запомнили, внимательны ли вы были на уроке?
На экране появляется слайд с названиями различных животных. Из каждой строчки дети должны выбрать лишнее животное, и сказать по какому признаку определяли.
Какое из животных лишнее. Почему?
Лиса, волк, медведь, коза.
Свинья, лось, лошадь, собака.
Котёнок, жеребёнок, щенок, корова.
+ Самостоятельное заполнение таблицы.
Подведение итогов.
-Какую цель ставили в начале урока? Удалось ли нам ее достичь?
-Чем отличаются домашние животные от диких животных?
-Только ли домашние животные требуют бережного отношения к себе?
-Используя наш проект, созданный сегодня на уроке, вы сможете рассказать родителям и друзьям как отличить домашних животных от диких?
-Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас с вами в классе выставка книг о животных, которые вы читали. Вы нарисовали
Рефлексия.
-Сегодня вы все хорошо работали на уроке. Скажите себе: "Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!"
- У вас на партах лежат лесенки знаний. Поставьте крестик там, где как вы кажется находились на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...