«Так ли страшны ВПР?»
проект (4 класс) на тему
«Ученики 4-х классов пишут ВПР» такая новость появилась в интернете. Мы тут же стали волноваться: «А что это такое? А как они выглядят? А зачем нам их писать? Почему никто никогда не писал, а мы пишем?» Так и родилась тема данной работы «Так ли страшны ВПР?»
Данная работа является актуальной, так как Роспотребнадзор сообщил, что ВПР теперь будут писать ученики всех классов, следовательно, необходимо разобраться что такое ВПР и надо ли их бояться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 3 Центрального района Волгограда»
VI международная учебно-практическая конференция
«Первые шаги»
«Так ли страшны ВПР?»
Выполнил:
учащийся 4 А класса
Матохин Иван Дмитриевич
руководитель:
Андрющенко Ольга Евгеньевна,
кандидат социологических наук, доцент ВолГУ
Коршунова Ирина Александровна,
учитель начальных классов МОУ гимназия № 3
Волгоград 2017
Оглавление
Введение……………………………………..…………………… | 3 | |
Глава I. | Что такое ВПР.…………………………………..……. | 4 |
1.1 Содержание понятия ВПР………………………………................ | 4 | |
1.2 Для чего нужны ВПР? ………………………………... | 4 | |
1.3 Мы будем первыми?!? ………………………………... | 5 | |
Глава II. | Анализ результатов социологического опроса, посвященного определению уровня знаний учащихся …………………………………………………. | 6 |
Заключение…………..……………….……………...……..…..… | 8 | |
Список источников и литературы……..………….….……...…... | 10 | |
Приложения…………..…………………………….………….…. | 11-15 |
Введение
«Ученики 4-х классов пишут ВПР» такая новость появилась в интернете. Мы тут же стали волноваться: «А что это такое? А как они выглядят? А зачем нам их писать? Почему никто никогда не писал, а мы пишем?» Так и родилась тема данной работы «Так ли страшны ВПР?»
Данная работа является актуальной, так как Роспотребнадзор[1] сообщил, что ВПР теперь будут писать ученики всех классов, следовательно, необходимо разобраться что такое ВПР и надо ли их бояться.
Объект исследования: всероссийские проверочные работы как социальное явление.
Предмет исследования: отношение к ВПР учеников 4 класса и их родителей.
Цель исследования: выявить уровень информированности учеников младших классов о ВПР на примере учащихся МОУ «Гимназия 3 Центрального района Волгограда».
Задачи исследования:
- изучить литературу, материалы СМИ по теме;
- проанализировать содержание понятия «ВПР»;
- провести социологический опрос, выяснить знание учащихся младших классов о ВПР;
- проанализировать результаты анкетного опроса.
- подготовить выступление на классном часе о ВПР
-разработать памятки для учащихся, которым предстоит писать ВПР.
Структура работы состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава I. Что такое ВПР
1.1 Содержание понятия ВПР
Понятие «Всероссийские проверочные работы» (ВПР) настолько новое, что ни в одном словаре или учебнике мы не нашли его определение. Информация о том что это такое имеется только на сайтах посвященных школьному образованию: ФИПИ[2], Статград[3] и других.
Согласно информации этих сайтов ВПР - это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования ФГОС. [4] (Приложение 1)
Таким образом, ВПР – это контрольные работы, которые школьники пишут в школе.
1.2 Для чего нужны ВПР?
Если ВПР это контрольные работы, то чем они отличаются от тех контрольных работ, которые мы пишем в школе? Задав этот вопрос, мы стали искать на него ответ и нашли интервью руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Сергеевича Кравцова.
С.С.Кравцов сказал, что ВПР проводятся для того, чтобы школы могли проверить себя сами. Обычные контрольные работы мы пишем по КИМам (Приложение 1) который разрабатывается в школах, а ВПР разрабатывают в ФИПИ, это называется «контрольные измерительные материалы стандартизированной формы», там же, где разрабатывают задания для ОГЭ и ЕГЭ, которые сдают выпускники 9-х и 11-х классов.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки заверил, что основная задача ВПР это:
- дать ученикам хорошую психологическую подготовку к экзаменам в 11-м и 9-м классах (ГИА и ЕГЭ);
- проверить объем и качество знаний, полученных в течение учебного года;
- ВПР заставят школьников систематически заниматься на протяжении всего учебного процесса, а не только в выпускных классах;
- будут видны недостатки учебной программы по экзаменационным дисциплинам;
- родителям будет понятна общая картина знаний ученика;
- ВПР помогут усовершенствовать региональную систему образования.
А значит ВПР помогут школам провести «независимую оценку знаний учеников и организовать работу с учениками по устранению имеющихся пробелов в знаниях». [5]
При этом «результаты ВПР не повлияют на итоговые годовые оценки ученика. Они будут учитываться только в текущей четверти».
1.3 Мы будем первыми?!?
Следующий вопрос, возникший у нас: «Значит, мы будем первыми, на ком будет проведен эксперимент?».
Но информация, на сайте Роспотребнадзора успокоила: Впервые ВПР было написано в декабре 2015 г., когда около 600 тысяч учеников четвертых классов из 19 тысяч школ 70 регионов Российской Федерации в пробном режиме написали проверочные работы по математике и русскому языку.[6]
А завуч начальной школы нашей гимназии Коршунова Ирина Александровна рассказала, что 9 и 10 ноября 2016 года ВПР по русскому языку писали ученики 2-х и 5-х классов нашей гимназии.
Выводы по 1 главе:
ВПР- это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования ФГОС.
ВПР помогут школам провести «независимую оценку знаний учеников и организовать работу с учениками по устранению имеющихся пробелов в знаниях».
ВПР начали апробировать в 2015/16 учебном году. Сначала в декабре 2015г. учащиеся 4-х классоа попробовали написать по двум предметам: русский язык и математика. В мае 2016г четвероклассники уже писали ВПР по трем предметам(русский язык в 2-ъх частях, математика и окружающий мир)
Глава II. Анализ результатов социологического опроса
Так может быть ВПР не так страшны? Мы решили узнать, как относятся к всероссийским контрольным работам четвероклассники нашей гимназии и их родители. С этой целью я провел социологическое исследование посвященное определению уровня осведомленности учеников 4А класса и их родителей о ВПР.
В анкетировании приняло участие 19 родителей, что составило 63% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество, и остаются не равнодушным к жизнедеятельности учреждения.
При анализе анкетирования выявлено следующее: родители все имеют понятие о «всероссийских проверочных работах» (100%). В основном, сведения об этом они получили от учителя, в школе (84%). Понимают, что целью ВПР является проверка знаний учащихся (75%), однако есть родители, которые связывают проведение ВПР с проверкой эффективности преподаваемых программ, подготовкой учителя (20%) и лишь один родитель признался, что ему «абсолютно непонятно…зачем..». Конечно же, большая часть родителей (53%) испытывает волнение и тревогу за детей, как они справятся с ВПР. Однако, есть родители, которые уверены в своих детях, проявляют лишь интерес или вообще не делают на этом акцент. И 5% (1 чел) испытывает жалость к детям и 5%(1 чел) относится к ВПР –«отрицательно». Практически все родители (95%) считают , что к ВПР надо специально, дополнительно готовиться или просто «усиленно заниматься». Всероссийские проверочные работы в свое школьное время родители не писали, но если считать ВПР обычными контрольными работами, то их писал ЛЮБОЙ школьник.
В анкетировании приняло участие 25 учащихся 4-х классов, что составило 83% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что учащиеся проявляют достаточный интерес к проблемам школьного характера.
При анализе анкетирования выявлено следующее: все учащиеся 4-х классов имеют понятие о «всероссийских проверочных работах» (100%). В основном, сведения об этом они получили от учителя, в школе (60%). Однако, некоторые узнали от пятиклассников или своих родственников. Школьники считают, что целью ВПР является проверка знаний учащихся за четыре года (68%), однако есть учащиеся, которые связывают проведение ВПР с переходом в 5 класс (24%) и один считает, что целью ВПР является определение, какие ошибки делают дети и затем их исправить. Конечно же, большая часть учащихся (76%) испытывает волнение и страх перед ВПР. И, как правило, этот страх связан с получением «2», а также ВПР связывают с переходом, поступлением в 5 класс. Однако, есть дети, которые уверены в своих знаниях и испытывают радость. Практически все учащиеся (80%) считают , что к ВПР надо специально, дополнительно готовиться. И все таки, 20% считают , что у них уже достаточно знаний и они успешно справятся со всероссийскими проверочными работами.
Выводы по II главе:
Итак, и учащиеся, и родители 4А класса, все осведомлены о том, что в конце учебного года будут проводиться всероссийские проверочные работы. Большинство опрошенных испытывают волнение, тревогу, страх. Хотя, понимают, с какой целью проводятся эти контрольные работы. Все заинтересованы в положительном результате и для его получения ведут подготовительную работу, как в школе, так и дома. И конечным результатом видят все-таки переход в 5 класс, т.е. воспринимают ВПР как преодоление какого-то «трамплина». Но уже часть детей и родителей понимают, что если систематически заниматься, не будет «пробелов» в знаниях, то и ВПР не стоит бояться…..
Заключение
В ходе работы получили ответ на интересный для нас вопрос «Так ли страшны ВПР?».
Выявили отношение четвероклассников к всероссийским проверочным работам.
С помощью соцопроса определили уровень информированности учеников младших классов о ВПР.
Изучена литература по данному вопросу.
Проанализировано понятие «ВПР».
Узнали, что выполняются ВПР на специальных бланках заданий, которые выдаются перед началом испытаний. Также дети могут использовать черновики, только все, что написано в черновиках при оценивании работы не учитывается.
Интересно, что имена и фамилии учеников в работах не указываются. А указывается специальный четырехзначный код, который присваивается ученику. Этот код пишется в специально отведенном месте на бланке с заданиями. Для чего нужны эти коды? Не проще ли было подписывать работы по-человечески? Может и проще. Но в этом есть смысл.
Дело в том, что использование кодов позволяет учителям при проверке работ не быть предвзятыми. Ведь они не знают, кто конкретно работу выполнял, так что любимчики и нелюбимчики отменяются. Педагог видит только ошибки и правильные ответы, а не конкретного ученика, который работу выполнял. Оценивают работы в соответствии с критериями оценивания, которые школа получает вместе с вариантами работ. А вариантов много. Не так как раньше, первый и второй. Так что, списать не получится.
Перед началом работы, педагог проводит обязательный инструктаж. В 4 классе он длится 5 минут. На инструктаже ребятам объясняют:
- что они сейчас будут писать проверочную работу;
- говорят, сколько в ней заданий, о том, что выполнять эти задания можно в любом порядке, главное решить как можно больше;
- показывают листки с заданиями с двух сторон;
- предупреждают, что если вдруг ученик поймет, что он ошибся в ответе, то можно зачеркнуть неправильный вариант и написать правильный.
Затем все вместе дети записывают свои коды в нужное место. Им обязательно желают удачи, и они начинают работать.
Никакими дополнительными материалами, книгами, учебниками, рабочими тетрадками, словарями, калькуляторами, атласами пользоваться нельзя. Все должно быть уже у школьника в голове.
Все ученики четвертых классов России пишут ВПР в одни и те же дни. Я узнал, что этом году для ВПР определены следующие дни: 18, 20, 25 и 27 апреля.
На проведение ВПР отводится 45 минут. По каким же предметам проводят ВПР в 4 классе? Русский язык, математика, окружающий мир.
Так ли страшны ВПР?
Нужно брать себя в руки и стараться, стараться, стараться. И учителя слушать внимательно, и если что-то непонятно совсем, то либо родителям объяснить, не полениться, либо к педагогу обратиться. До апреля время еще есть. Можно многое наверстать. Главное этого захотеть. Ну что ж, друзья, теперь мы знаем, что такое ВПР и уже не так страшно. Уже точно знаем, чего ждать. Я жду отличных результатов. Ну, а если получится не совсем то, чего мы ожидали, то сильно не расстраиваться. Ведь это первый такой экзамен в жизни детей. А первый блин, как известно, может быть комом.
Но все-таки будем надеяться на лучшее) И не забывайте, что ВПР по сути ни на что особо не влияет. Даже если написать работу совсем уж неважно, то ребенок все равно пойдет в 5 класс вместе со своими одноклассниками. Все-таки, при всех сходствах, это не ЕГЭ…
Список источников и литературы
- Специфика «Спецификации»,или Код «Кодификатора»
[Электронный ресурс] ©2016 Подготовка к ЕГЭ
– Режим доступа: http://www.brave-on-ege.ru/docs2.php
- Федеральные государственные образовательные стандарты
[Электронный ресурс] ©2011 - 2017 Министерство образования и науки Российской Федерации
– Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
- Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314
[Электронный ресурс] © « Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» 2017
– Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/region/about.php
- Всероссийские проверочные работы
[Электронный ресурс] © 2004-2017 Федеральный институт педагогических измерений
– Режим доступа: http://www.fipi.ru/vpr
- Всероссийские проверечные работы. Информационный портал
[Электронный ресурс] © СтатГрад, 2006 — 2015 МЦНМО
– Режим доступа: https://vpr.statgrad.org/#vpr2017/
- Что такое Всероссийские проверочные работы и зачем они нужны?
[Электронный ресурс] © Российское образование. Федеральный портал
– Режим доступа: http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/chto-takoe-vserossiyskie-proverochnye-raboty-i-zac/
- Всероссийские проверочные работы по русскому языку напишут в ноябре ученики 2 и 5 классов
[Электронный ресурс] © 2017 МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Департамента образования города Москвы
– Режим доступа: https://mcko.ru/articles/619
- Всероссийские проверочные работы (ВПР)
[Электронный ресурс] © Российское образование. Федеральный портал
– Режим доступа: http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/chto-takoe-vserossiyskie-proverochnye-raboty-i-zac/
Приложение 1
Словарь терминов, используемых в работе
Понятие | Значение | Источник |
ЕГЭ | Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. | |
КИМы | Контрольно-измерительные материалы – это тесты, которые создаются и утверждаются Федеральными предметными комиссиями и служат для проверки знаний школьников | Специфика «Спецификации», или Код «Кодификатора» [Электронный ресурс] ©2016 Подготовка к ЕГЭ – Режим доступа: http://www.brave-on-ege.ru/docs2.php |
ОГЭ | ОГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. | |
ФИПИ | Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требования, предъявляемые государством и обязательные при обучении детей в школе, учащихся в колледжах и студентов в вузах. | Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] ©2011 - 2017 Министерство образования и науки Российской Федерации – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ |
Роспотребнадзор | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 [Электронный ресурс] © « Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» 2017 – Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/region/about.php |
Приложение 2
Анкета
(для учащихся)
Уважаемые респонденты, просим Вас ответить на вопросы анкеты, цель определить Ваше отношение к ВПР. Для нас очень важно Ваше мнение. Подписывать анкету не надо, исследование полностью анонимно. Спасибо за работу над анкетой!
1.Знакомо ли Вам понятие «ВПР»?
1 Да 2 Нет 3 Мне трудно ответить
2. 1.Знакомо ли Вам понятие «Всероссийские проверочные работы»?
1 Да 2 Нет 3 Мне трудно ответить
3. Если «Да» то как Вы о них узнали?
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, зачем нужны Всероссийские проверочные работы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Какое чувство Вы испытываете, когда думаете о том, что нам придется писать Всероссийские проверочные работы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Готовитесь ли Вы к ВПР специально или считаете, что имеющихся у Вас знаний достаточно, чтобы их написать?
_____________________________________________________________________________
Ваш пол: А) мужской; Б) женский.
Спасибо!
Анкета
(для родителей)
Уважаемые респонденты, просим Вас ответить на вопросы анкеты, цель определить Ваше отношение к ВПР. Для нас очень важно Ваше мнение. Подписывать анкету не надо, исследование полностью анонимно. Спасибо за работу над анкетой!
1.Знакомо ли Вам понятие «ВПР»?
1 Да 2 Нет 3 Мне трудно ответить
2. 1.Знакомо ли Вам понятие «Всероссийские проверочные работы»?
1 Да 2 Нет 3 Мне трудно ответить
3. Если «Да» то как Вы о них узнали?
_____________________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, зачем нужны Всероссийские проверочные работы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Какое чувство Вы испытываете, когда думаете о том, что Вашим детям придется писать Всероссийские проверочные работы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Готовитесь ли Вы с ребенком к ВПР специально или считаете, что имеющихся у него знаний достаточно, чтобы их написать?
_____________________________________________________________________________
7. Писали ли Вы подобные работы, когда учились в школе?
_____________________________________________________________________________
Ваш пол: А) мужской; Б) женский.
Спасибо!
Приложение 3
Памятка
Советы по подготовке к проверочной работе
- Готовься планомерно
- Соблюдай режим дня
- Питайся правильно
- Во время подготовки чередуй занятия и отдых
Накануне проверочной работы
- С вечера перестань готовиться.
- Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.
Советы во время проверочной работы
- Соблюдай правила поведения на проверочной работе!
- Слушай, как правильно заполнять бланк!
- Работай самостоятельно!
- Используй время полностью!
При работе с заданиями:
- Сосредоточься!
- Читай задание до конца!
- Думай только о текущем задании!
- Начни с легкого!
- Проверь!
- Не оставляй задание без ответа!
- Не огорчайся!
Советы после проверочной работы
Способы снятия напряжения, негативного влияния стресса:
Занятия спортом; танцы; йога; рисование; пение
И многие другие занятия интересные для человека.
[1] Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Создана Указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 [Электронный ресурс] © « Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» 2017– Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/region/about.php
[2] Всероссийские проверочные работы [Электронный ресурс] © 2004-2017 Федеральный институт педагогических измерений – Режим доступа: http://www.fipi.ru/vpr
[3] Всероссийские проверечные работы. Информационный портал [Электронный ресурс] © СтатГрад, 2006 — 2015 МЦНМО– Режим доступа: https://vpr.statgrad.org/#vpr2017/
[4] Что такое Всероссийские проверочные работы и зачем они нужны? [Электронный ресурс] © Российское образование. Федеральный портал– Режим доступа: http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/chto-takoe-vserossiyskie-proverochnye-raboty-i-zac/
[5] Всероссийские проверочные работы по русскому языку напишут в ноябре ученики 2 и 5 классов[Электронный ресурс] © 2017 МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Департамента образования города Москвы– Режим доступа: https://mcko.ru/articles/619
[6] Всероссийские проверочные работы (ВПР) [Электронный ресурс] © Российское образование. Федеральный портал– Режим доступа: http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/chto-takoe-vserossiyskie-proverochnye-raboty-i-zac/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пожар-это страшно, пожар - это опасно.
Занятие позволяет научить прогнозировать опасности, связанные с возникновением пожаров в помещениях , в транспорте, в лесу....
Мероприятие "Война- страшнее нету слова"
Общешкольное мероприятие на праздник 9 мая....

Е.Чарушин "Страшный рассказ"
Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения....

Конспект открытого урока по чтению во 2 классе. Е.Н.Чарушин «Страшный рассказ»
Данный урок позволяет пробудить интерес у детей к чтению произведений о животных, знакомит детей с творчеством Е.И.Чарушина.На уроке совершенствуются умения детей читать целыми словами, со...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.
Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются ва...