«Так ли страшны ВПР?»
проект (4 класс) на тему
«Ученики 4-х классов пишут ВПР» такая новость появилась в интернете. Мы тут же стали волноваться: «А что это такое? А как они выглядят? А зачем нам их писать? Почему никто никогда не писал, а мы пишем?» Так и родилась тема данной работы «Так ли страшны ВПР?»
Данная работа является актуальной, так как Роспотребнадзор сообщил, что ВПР теперь будут писать ученики всех классов, следовательно, необходимо разобраться что такое ВПР и надо ли их бояться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Так ли страшны ВПР?» | 42.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 3 Центрального района Волгограда»
VI международная учебно-практическая конференция
«Первые шаги»
«Так ли страшны ВПР?»
Выполнил:
учащийся 4 А класса
Матохин Иван Дмитриевич
руководитель:
Андрющенко Ольга Евгеньевна,
кандидат социологических наук, доцент ВолГУ
Коршунова Ирина Александровна,
учитель начальных классов МОУ гимназия № 3
Волгоград 2017
Оглавление
Введение……………………………………..…………………… | 3 | |
Глава I. | Что такое ВПР.…………………………………..……. | 4 |
1.1 Содержание понятия ВПР………………………………................ | 4 | |
1.2 Для чего нужны ВПР? ………………………………... | 4 | |
1.3 Мы будем первыми?!? ………………………………... | 5 | |
Глава II. | Анализ результатов социологического опроса, посвященного определению уровня знаний учащихся …………………………………………………. | 6 |
Заключение…………..……………….……………...……..…..… | 8 | |
Список источников и литературы……..………….….……...…... | 10 | |
Приложения…………..…………………………….………….…. | 11-15 |
Введение
«Ученики 4-х классов пишут ВПР» такая новость появилась в интернете. Мы тут же стали волноваться: «А что это такое? А как они выглядят? А зачем нам их писать? Почему никто никогда не писал, а мы пишем?» Так и родилась тема данной работы «Так ли страшны ВПР?»
Данная работа является актуальной, так как Роспотребнадзор[1] сообщил, что ВПР теперь будут писать ученики всех классов, следовательно, необходимо разобраться что такое ВПР и надо ли их бояться.
Объект исследования: всероссийские проверочные работы как социальное явление.
Предмет исследования: отношение к ВПР учеников 4 класса и их родителей.
Цель исследования: выявить уровень информированности учеников младших классов о ВПР на примере учащихся МОУ «Гимназия 3 Центрального района Волгограда».
Задачи исследования:
- изучить литературу, материалы СМИ по теме;
- проанализировать содержание понятия «ВПР»;
- провести социологический опрос, выяснить знание учащихся младших классов о ВПР;
- проанализировать результаты анкетного опроса.
- подготовить выступление на классном часе о ВПР
-разработать памятки для учащихся, которым предстоит писать ВПР.
Структура работы состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава I. Что такое ВПР
1.1 Содержание понятия ВПР
Понятие «Всероссийские проверочные работы» (ВПР) настолько новое, что ни в одном словаре или учебнике мы не нашли его определение. Информация о том что это такое имеется только на сайтах посвященных школьному образованию: ФИПИ[2], Статград[3] и других.
Согласно информации этих сайтов ВПР - это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования ФГОС. [4] (Приложение 1)
Таким образом, ВПР – это контрольные работы, которые школьники пишут в школе.
1.2 Для чего нужны ВПР?
Если ВПР это контрольные работы, то чем они отличаются от тех контрольных работ, которые мы пишем в школе? Задав этот вопрос, мы стали искать на него ответ и нашли интервью руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Сергеевича Кравцова.
С.С.Кравцов сказал, что ВПР проводятся для того, чтобы школы могли проверить себя сами. Обычные контрольные работы мы пишем по КИМам (Приложение 1) который разрабатывается в школах, а ВПР разрабатывают в ФИПИ, это называется «контрольные измерительные материалы стандартизированной формы», там же, где разрабатывают задания для ОГЭ и ЕГЭ, которые сдают выпускники 9-х и 11-х классов.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки заверил, что основная задача ВПР это:
- дать ученикам хорошую психологическую подготовку к экзаменам в 11-м и 9-м классах (ГИА и ЕГЭ);
- проверить объем и качество знаний, полученных в течение учебного года;
- ВПР заставят школьников систематически заниматься на протяжении всего учебного процесса, а не только в выпускных классах;
- будут видны недостатки учебной программы по экзаменационным дисциплинам;
- родителям будет понятна общая картина знаний ученика;
- ВПР помогут усовершенствовать региональную систему образования.
А значит ВПР помогут школам провести «независимую оценку знаний учеников и организовать работу с учениками по устранению имеющихся пробелов в знаниях». [5]
При этом «результаты ВПР не повлияют на итоговые годовые оценки ученика. Они будут учитываться только в текущей четверти».
1.3 Мы будем первыми?!?
Следующий вопрос, возникший у нас: «Значит, мы будем первыми, на ком будет проведен эксперимент?».
Но информация, на сайте Роспотребнадзора успокоила: Впервые ВПР было написано в декабре 2015 г., когда около 600 тысяч учеников четвертых классов из 19 тысяч школ 70 регионов Российской Федерации в пробном режиме написали проверочные работы по математике и русскому языку.[6]
А завуч начальной школы нашей гимназии Коршунова Ирина Александровна рассказала, что 9 и 10 ноября 2016 года ВПР по русскому языку писали ученики 2-х и 5-х классов нашей гимназии.
Выводы по 1 главе:
ВПР- это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования ФГОС.
ВПР помогут школам провести «независимую оценку знаний учеников и организовать работу с учениками по устранению имеющихся пробелов в знаниях».
ВПР начали апробировать в 2015/16 учебном году. Сначала в декабре 2015г. учащиеся 4-х классоа попробовали написать по двум предметам: русский язык и математика. В мае 2016г четвероклассники уже писали ВПР по трем предметам(русский язык в 2-ъх частях, математика и окружающий мир)
Глава II. Анализ результатов социологического опроса
Так может быть ВПР не так страшны? Мы решили узнать, как относятся к всероссийским контрольным работам четвероклассники нашей гимназии и их родители. С этой целью я провел социологическое исследование посвященное определению уровня осведомленности учеников 4А класса и их родителей о ВПР.
В анкетировании приняло участие 19 родителей, что составило 63% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество, и остаются не равнодушным к жизнедеятельности учреждения.
При анализе анкетирования выявлено следующее: родители все имеют понятие о «всероссийских проверочных работах» (100%). В основном, сведения об этом они получили от учителя, в школе (84%). Понимают, что целью ВПР является проверка знаний учащихся (75%), однако есть родители, которые связывают проведение ВПР с проверкой эффективности преподаваемых программ, подготовкой учителя (20%) и лишь один родитель признался, что ему «абсолютно непонятно…зачем..». Конечно же, большая часть родителей (53%) испытывает волнение и тревогу за детей, как они справятся с ВПР. Однако, есть родители, которые уверены в своих детях, проявляют лишь интерес или вообще не делают на этом акцент. И 5% (1 чел) испытывает жалость к детям и 5%(1 чел) относится к ВПР –«отрицательно». Практически все родители (95%) считают , что к ВПР надо специально, дополнительно готовиться или просто «усиленно заниматься». Всероссийские проверочные работы в свое школьное время родители не писали, но если считать ВПР обычными контрольными работами, то их писал ЛЮБОЙ школьник.
В анкетировании приняло участие 25 учащихся 4-х классов, что составило 83% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что учащиеся проявляют достаточный интерес к проблемам школьного характера.
При анализе анкетирования выявлено следующее: все учащиеся 4-х классов имеют понятие о «всероссийских проверочных работах» (100%). В основном, сведения об этом они получили от учителя, в школе (60%). Однако, некоторые узнали от пятиклассников или своих родственников. Школьники считают, что целью ВПР является проверка знаний учащихся за четыре года (68%), однако есть учащиеся, которые связывают проведение ВПР с переходом в 5 класс (24%) и один считает, что целью ВПР является определение, какие ошибки делают дети и затем их исправить. Конечно же, большая часть учащихся (76%) испытывает волнение и страх перед ВПР. И, как правило, этот страх связан с получением «2», а также ВПР связывают с переходом, поступлением в 5 класс. Однако, есть дети, которые уверены в своих знаниях и испытывают радость. Практически все учащиеся (80%) считают , что к ВПР надо специально, дополнительно готовиться. И все таки, 20% считают , что у них уже достаточно знаний и они успешно справятся со всероссийскими проверочными работами.
Выводы по II главе:
Итак, и учащиеся, и родители 4А класса, все осведомлены о том, что в конце учебного года будут проводиться всероссийские проверочные работы. Большинство опрошенных испытывают волнение, тревогу, страх. Хотя, понимают, с какой целью проводятся эти контрольные работы. Все заинтересованы в положительном результате и для его получения ведут подготовительную работу, как в школе, так и дома. И конечным результатом видят все-таки переход в 5 класс, т.е. воспринимают ВПР как преодоление какого-то «трамплина». Но уже часть детей и родителей понимают, что если систематически заниматься, не будет «пробелов» в знаниях, то и ВПР не стоит бояться…..
Заключение
В ходе работы получили ответ на интересный для нас вопрос «Так ли страшны ВПР?».
Выявили отношение четвероклассников к всероссийским проверочным работам.
С помощью соцопроса определили уровень информированности учеников младших классов о ВПР.
Изучена литература по данному вопросу.
Проанализировано понятие «ВПР».
Узнали, что выполняются ВПР на специальных бланках заданий, которые выдаются перед началом испытаний. Также дети могут использовать черновики, только все, что написано в черновиках при оценивании работы не учитывается.
Интересно, что имена и фамилии учеников в работах не указываются. А указывается специальный четырехзначный код, который присваивается ученику. Этот код пишется в специально отведенном месте на бланке с заданиями. Для чего нужны эти коды? Не проще ли было подписывать работы по-человечески? Может и проще. Но в этом есть смысл.
Дело в том, что использование кодов позволяет учителям при проверке работ не быть предвзятыми. Ведь они не знают, кто конкретно работу выполнял, так что любимчики и нелюбимчики отменяются. Педагог видит только ошибки и правильные ответы, а не конкретного ученика, который работу выполнял. Оценивают работы в соответствии с критериями оценивания, которые школа получает вместе с вариантами работ. А вариантов много. Не так как раньше, первый и второй. Так что, списать не получится.
Перед началом работы, педагог проводит обязательный инструктаж. В 4 классе он длится 5 минут. На инструктаже ребятам объясняют:
- что они сейчас будут писать проверочную работу;
- говорят, сколько в ней заданий, о том, что выполнять эти задания можно в любом порядке, главное решить как можно больше;
- показывают листки с заданиями с двух сторон;
- предупреждают, что если вдруг ученик поймет, что он ошибся в ответе, то можно зачеркнуть неправильный вариант и написать правильный.
Затем все вместе дети записывают свои коды в нужное место. Им обязательно желают удачи, и они начинают работать.
Никакими дополнительными материалами, книгами, учебниками, рабочими тетрадками, словарями, калькуляторами, атласами пользоваться нельзя. Все должно быть уже у школьника в голове.
Все ученики четвертых классов России пишут ВПР в одни и те же дни. Я узнал, что этом году для ВПР определены следующие дни: 18, 20, 25 и 27 апреля.
На проведение ВПР отводится 45 минут. По каким же предметам проводят ВПР в 4 классе? Русский язык, математика, окружающий мир.
Так ли страшны ВПР?
Нужно брать себя в руки и стараться, стараться, стараться. И учителя слушать внимательно, и если что-то непонятно совсем, то либо родителям объяснить, не полениться, либо к педагогу обратиться. До апреля время еще есть. Можно многое наверстать. Главное этого захотеть. Ну что ж, друзья, теперь мы знаем, что такое ВПР и уже не так страшно. Уже точно знаем, чего ждать. Я жду отличных результатов. Ну, а если получится не совсем то, чего мы ожидали, то сильно не расстраиваться. Ведь это первый такой экзамен в жизни детей. А первый блин, как известно, может быть комом.
Но все-таки будем надеяться на лучшее) И не забывайте, что ВПР по сути ни на что особо не влияет. Даже если написать работу совсем уж неважно, то ребенок все равно пойдет в 5 класс вместе со своими одноклассниками. Все-таки, при всех сходствах, это не ЕГЭ…
Список источников и литературы
- Специфика «Спецификации»,или Код «Кодификатора»
[Электронный ресурс] ©2016 Подготовка к ЕГЭ
– Режим доступа: http://www.brave-on-ege.ru/docs2.php
- Федеральные государственные образовательные стандарты
[Электронный ресурс] ©2011 - 2017 Министерство образования и науки Российской Федерации
– Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
- Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314
[Электронный ресурс] © « Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» 2017
– Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/region/about.php
- Всероссийские проверочные работы
[Электронный ресурс] © 2004-2017 Федеральный институт педагогических измерений
– Режим доступа: http://www.fipi.ru/vpr
- Всероссийские проверечные работы. Информационный портал
[Электронный ресурс] © СтатГрад, 2006 — 2015 МЦНМО
– Режим доступа: https://vpr.statgrad.org/#vpr2017/
- Что такое Всероссийские проверочные работы и зачем они нужны?
[Электронный ресурс] © Российское образование. Федеральный портал
– Режим доступа: http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/chto-takoe-vserossiyskie-proverochnye-raboty-i-zac/
- Всероссийские проверочные работы по русскому языку напишут в ноябре ученики 2 и 5 классов
[Электронный ресурс] © 2017 МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Департамента образования города Москвы
– Режим доступа: https://mcko.ru/articles/619
- Всероссийские проверочные работы (ВПР)
[Электронный ресурс] © Российское образование. Федеральный портал
– Режим доступа: http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/chto-takoe-vserossiyskie-proverochnye-raboty-i-zac/
Приложение 1
Словарь терминов, используемых в работе
Понятие | Значение | Источник |
ЕГЭ | Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. | |
КИМы | Контрольно-измерительные материалы – это тесты, которые создаются и утверждаются Федеральными предметными комиссиями и служат для проверки знаний школьников | Специфика «Спецификации», или Код «Кодификатора» [Электронный ресурс] ©2016 Подготовка к ЕГЭ – Режим доступа: http://www.brave-on-ege.ru/docs2.php |
ОГЭ | ОГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. | |
ФИПИ | Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требования, предъявляемые государством и обязательные при обучении детей в школе, учащихся в колледжах и студентов в вузах. | Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] ©2011 - 2017 Министерство образования и науки Российской Федерации – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ |
Роспотребнадзор | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 [Электронный ресурс] © « Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» 2017 – Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/region/about.php |
Приложение 2
Анкета
(для учащихся)
Уважаемые респонденты, просим Вас ответить на вопросы анкеты, цель определить Ваше отношение к ВПР. Для нас очень важно Ваше мнение. Подписывать анкету не надо, исследование полностью анонимно. Спасибо за работу над анкетой!
1.Знакомо ли Вам понятие «ВПР»?
1 Да 2 Нет 3 Мне трудно ответить
2. 1.Знакомо ли Вам понятие «Всероссийские проверочные работы»?
1 Да 2 Нет 3 Мне трудно ответить
3. Если «Да» то как Вы о них узнали?
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, зачем нужны Всероссийские проверочные работы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Какое чувство Вы испытываете, когда думаете о том, что нам придется писать Всероссийские проверочные работы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Готовитесь ли Вы к ВПР специально или считаете, что имеющихся у Вас знаний достаточно, чтобы их написать?
_____________________________________________________________________________
Ваш пол: А) мужской; Б) женский.
Спасибо!
Анкета
(для родителей)
Уважаемые респонденты, просим Вас ответить на вопросы анкеты, цель определить Ваше отношение к ВПР. Для нас очень важно Ваше мнение. Подписывать анкету не надо, исследование полностью анонимно. Спасибо за работу над анкетой!
1.Знакомо ли Вам понятие «ВПР»?
1 Да 2 Нет 3 Мне трудно ответить
2. 1.Знакомо ли Вам понятие «Всероссийские проверочные работы»?
1 Да 2 Нет 3 Мне трудно ответить
3. Если «Да» то как Вы о них узнали?
_____________________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, зачем нужны Всероссийские проверочные работы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Какое чувство Вы испытываете, когда думаете о том, что Вашим детям придется писать Всероссийские проверочные работы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Готовитесь ли Вы с ребенком к ВПР специально или считаете, что имеющихся у него знаний достаточно, чтобы их написать?
_____________________________________________________________________________
7. Писали ли Вы подобные работы, когда учились в школе?
_____________________________________________________________________________
Ваш пол: А) мужской; Б) женский.
Спасибо!
Приложение 3
Памятка
Советы по подготовке к проверочной работе
- Готовься планомерно
- Соблюдай режим дня
- Питайся правильно
- Во время подготовки чередуй занятия и отдых
Накануне проверочной работы
- С вечера перестань готовиться.
- Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.
Советы во время проверочной работы
- Соблюдай правила поведения на проверочной работе!
- Слушай, как правильно заполнять бланк!
- Работай самостоятельно!
- Используй время полностью!
При работе с заданиями:
- Сосредоточься!
- Читай задание до конца!
- Думай только о текущем задании!
- Начни с легкого!
- Проверь!
- Не оставляй задание без ответа!
- Не огорчайся!
Советы после проверочной работы
Способы снятия напряжения, негативного влияния стресса:
Занятия спортом; танцы; йога; рисование; пение
И многие другие занятия интересные для человека.
[1] Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Создана Указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 [Электронный ресурс] © « Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» 2017– Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/region/about.php
[2] Всероссийские проверочные работы [Электронный ресурс] © 2004-2017 Федеральный институт педагогических измерений – Режим доступа: http://www.fipi.ru/vpr
[3] Всероссийские проверечные работы. Информационный портал [Электронный ресурс] © СтатГрад, 2006 — 2015 МЦНМО– Режим доступа: https://vpr.statgrad.org/#vpr2017/
[4] Что такое Всероссийские проверочные работы и зачем они нужны? [Электронный ресурс] © Российское образование. Федеральный портал– Режим доступа: http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/chto-takoe-vserossiyskie-proverochnye-raboty-i-zac/
[5] Всероссийские проверочные работы по русскому языку напишут в ноябре ученики 2 и 5 классов[Электронный ресурс] © 2017 МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Департамента образования города Москвы– Режим доступа: https://mcko.ru/articles/619
[6] Всероссийские проверочные работы (ВПР) [Электронный ресурс] © Российское образование. Федеральный портал– Режим доступа: http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/chto-takoe-vserossiyskie-proverochnye-raboty-i-zac/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пожар-это страшно, пожар - это опасно.
Занятие позволяет научить прогнозировать опасности, связанные с возникновением пожаров в помещениях , в транспорте, в лесу....
Мероприятие "Война- страшнее нету слова"
Общешкольное мероприятие на праздник 9 мая....
Страшная сказка
Презентация по теме "Страшная сказка"....
Реферат по теме "Страшная сказка"
Страшная сказка...
Е.Чарушин "Страшный рассказ"
Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения....
Конспект открытого урока по чтению во 2 классе. Е.Н.Чарушин «Страшный рассказ»
Данный урок позволяет пробудить интерес у детей к чтению произведений о животных, знакомит детей с творчеством Е.И.Чарушина.На уроке совершенствуются умения детей читать целыми словами, со...
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.
Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются ва...