Кружок "Начальное техническое моделирование"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_nachalnoe_tehnicheskoe_modelirovanie.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
За основу данной программы взята типовая программа А.П.Журавлевой «Кружок начального технического моделирования» («Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся»: - М.Просвещение.1988.) и является модифицированной и предусматривает дополнительное образование, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в области техники и художественного конструирования.
Целью данного курса является обучение учащихся основам конструирования моделей из бумаги и ознакомление их с принципами моделирования.
Задачи:
1. Помочь каждому ребёнку выявить и осознать свои потенциальные возможности в области технического творчества.
2. Привить интерес к технике и пробудить творческую инициативу.
3. Сформировать необходимые умения и навыки в сфере технического творчества.
4. Сформировать умение самостоятельно решать технические задачи в процессе изготовления моделей.
5. Содействовать социальной адаптации личности к жизни в окружающем мире.
Программа кружка «Начальное техническое моделирование» дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность овладеть различными приемами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребенка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков. Кроме того программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа построена по принципу постепенного усвоения содержания, способствует развитию творческого потенциала ребенка, одаренности. С целью развития пространственного представления у детей в соответствующих темах предложены поделки, сложность которых позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их практическую подготовленность. Содержание программы тесно связано с учебными программами по трудовому обучению для начальных классов. Ведущей идеей программы является способствование выявлению и развитию творческого потенциала ребенка с раннего возраста. Содержание программы направлено на формирование материальной и духовной культуры ребенка. Кроме познавательной информации и практических навыков по техническому моделированию и художественному конструированию, ребенок получит возможность почувствовать себя мастером, испытать гордость за свою работу.
Самый простой, недорогой, доступный всем, и взрослым, и детям, материал - бумага. Она легка в обработке, что очень привлекает работать с ней детей. Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и переводить их в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им посильную помощь;
• формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,
• бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться работать по предложенному педагогом плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
• учиться корректировать, вносить изменения в работу;
• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
• учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
• выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные УДД:
• учиться выражать свои мысли;
• учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
- знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические понятия и базовые формы «оригами»,
- уметь соблюдать правила техники безопасности;
- иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
- уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
- уметь конструировать изделия по готовым развёрткам;
- уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «оригами»;
- уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
Методы, используемые на занятиях кружка:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
работа с шаблонами;
творческое конструирование;
показ образца выполнения последовательности работы.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки.
Содержание программы
1. Вводное занятие. (1ч)
План и порядок работы объединения. Материалы, инструменты, их применение.
Виды бумаги, ее свойства. Сравнение видов бумаги, а также образцов работ, выполненных из разных видов бумаги. Организация рабочего места. Техника безопасности. Основные правила работы с ножницами, правила организации рабочего места.
2. Оригами: знакомство с техникой «оригами», базовые формы оригами. (8 ч) Условные обозначения, принятые в оригами. Конструирование из бумаги в технике «оригами».
Бумага для изготовления работ в технике «оригами». Учимся складывать и резать. Понятие «Базовая Форма». Складывание базовой формы, анализ порядка действий. Базовые формы в «оригами». Складывание базовых форм по образцу. Конструирование фигур животных, растений, насекомых с использованием различных базовых форм.
3. Модульное оригами. (8ч.)
Знакомство с понятием «модуля». Конструирование из модулей по образцу фигур насекомых, растений, животных.
4. Графическая подготовка. (2ч)
Понятие о линейке, угольнике, циркуле, карандаше. Их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого и невидимого контура, линия сгиба и центровая линия, сплошная, тонкая. Понятие об осевой симметрии и симметричных фигурах. Параллельные и перпендикулярные линии. Деление круга на 2, 4, 8 частей. Понятие о геометрические фигурах и телах. Их развертка.
5. Объемные поделки на основе квадратов и прямоугольников. (3ч)
Изготовление простейших разверток геометрических тел. Изготовление по ним макетов мебели, домов, беседок.
6. Простейшие авиамодели (4 ч)
Понятие о техническом рисунке (наглядное изображение без точного соблюдения размеров объекта), эскизе (построение от руки с приблизительным сохранением размеров). Перевод на бумагу эскизов при помощи копировальной бумаги.
Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести. Способы запуска модели. Устройство планеров (фюзеляж, крыло, хвостовое оперение). Изготовление силуэтных моделей планеров и самолетов на рейке (дельта, утка). Изготовление объемных моделей самолётов "УТ-2", "МИГ-23". Соревнования на дальность полета.
7. Простейшие силуэтные и объемные автомодели.(4ч)
Понятие о простейшем чертеже - построение с линейкой с соблюдением размеров. Чтение простейшего чертежа.
Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Современные достижения. Детали модели: рама, корпус, кабина, двигатель, руль, колеса. Изготовление силуэтных моделей легкового автомобиля, объёмных моделей.
8. Изготовление моделей из бросового материала (3ч)
Беседа "Бросовый материал и его волшебные превращения". Изготовление по собственному замыслу роботов, легковых машин, грузовых машин, космических кораблей, гоночных автомобилей, весов, тачки из коробок разных форм и размеров и спичечных коробков, металлических и пластмассовых банок и бутылок, полиэтиленовых пробок, кусков про во токи, исписанных стержней, карандашей без грифеля и т.д.
9. Заключительное занятие. (1ч)
Подведение итогов за год. Перспективы работы в следующем году.
Литература
1. В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,
2. Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.
3. Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.
Интернет-ресурсы:
- http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
- http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/priroda_koloski.html
- http://planetaorigami.ru/
- http://allforchildren.ru/article/index_origami.php
- http://stranamasterov.ru
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Оригами: знакомство с техникой «оригами», базовые формы оригами. | 1 | 7 | 8 |
3 | Модульное оригами. | 1 | 7 | 8 |
4 | Моделизм. Графическая подготовка. | 1 | 1 | 2 |
5 | Объемные поделки на основе квадратов и прямоугольников. | 1 | 2 | 3 |
6 | Простейшие авиамодели | 1 | 3 | 4 |
7 | Простейшие силуэтные и объемные автомодели. | 1 | 3 | 4 |
8 | Изготовление моделей из бросового материала. | 1 | 2 | 3 |
9 | Заключительное занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 9 | 25 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"
Авторская программа дополнительного образования по НТМ на один год обучения....
Творческий отчет «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей младшего школьного возраста на примере детского объединения «Самоделкины»
Мой опыт по организации системы работы в объединении по начальному техническому моделированию по теме «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей...
Техническое моделирование. Технология. 4 класс
Призентация к уроку...
Программа "Начальное техническое моделирование"
Программа дополнительного образования детей "Начальное техническое моделирования" способствует всестороннему развитию личности: воспитывает трудолюбие, стремление учиться, раскрыва...
Программа технического моделирования
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие УУД: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отно...
Программа внеурочной деятельности обучающихся технической направленности «Начальное техническое моделирование»
С самого раннего детства ребенок сталкивается с миром техники. Уже в двухлетнем возрасте малыши увлеченно катают механические игрушки, дети постарше управляют радио - и электрифицированными игрушками....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начально – техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начально - техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направлен...