рабочая программа по внеурочной деятельности ЭРУДИТ 4кл
рабочая программа (4 класс) на тему

рабочая программа по внеурочной деятельности ЭРУДИТ 4кл с указанием всех формируемых УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской

Рамонского муниципального района

Воронежской области

РАССМОТРЕНО                                СОГЛАСОВАНО                                           УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО                        Руководитель                                 Приказ  № _____от

Протокол №___  от                             методического совета                            «___»________2016 г         «__» _________2016г                    «___»____________2016г

Руководитель                           _________И.В. Кувшинкина                

___________И.А. Радченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«ЭРУДИТ»

4 б класс, возраст обучающихся 10 лет

2016-2017 учебный год

Разработчик программы:

Тарарыкова Татьяна Вячеславовна

учитель начальных классов, первая  квалификационная категория

р.п. Рамонь

2016 г

1. Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для 4 класса

Количество недельных часов -2.

Количество часов в год-68

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Эрудит » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Винокуровой Н.К. «Развиваем способности детей» с использованием  методического пособия  Пупышевой О.Н. «Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир" ( М.: ВАКО,-2014).

Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:              

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ;
  • Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;

-от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);

- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:

- от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- от 24.11.2015г.  № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13

 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от

25.05. 2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;

  • Примерная основная образовательная и примерные программа начального общего

образования, программы отдельных учебных предметов;

  • Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.

Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

-развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

-развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

-формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

-развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

 Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки, а  в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Срок реализации: один год.

Режим занятий: два  раза в неделю по 40 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

                                                   Личностные результаты

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

                                           Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-  и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

                                                            Предметные результаты

  • Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных  и пространственных отношений.
  • Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч  при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.

В начале и в конце каждого года обучения по программе проводится тестирование учащихся на выявление уровня познавательных процессов.

                                                              Ожидаемые результаты:

-расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;

-рост личностных достижений;

-создание атмосферы успеха;

-установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества;

-накопление опыта творческой деятельности;

-участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению


                                                                                                  2. Содержание учебного курса

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Основное содержание

темы, термины   и понятия.

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

  1. 11

1

Математика

20

 Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике и информатике.

практическая работа; устный опрос;

консультации;

самостоятельная работа;

игра-викторина

заседание клуба

защита мини-проектов

Решение ребусов, кроссвордов. Их составление.   Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей.

2

Русский язык

20

Выполнение заданий по русскому языку,  литературному чтению, окружающему миру. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.

практическая работа; устный опрос;

консультации;

самостоятельная работа;

Решение ребусов, кроссвордов. Их составление.  Исследование пословиц, поговорок, афоризмов.

3

Литературное чтение

14

Выполнение заданий по литературному чтению. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по литературному чтению текущего года.

практическая работа; устный опрос;

консультации;

самостоятельная работа;викторина, КВН, заседание клуба, защита мини-проектов.

Решение ребусов, кроссвордов. Их составление.  Исследование пословиц, поговорок, афоризмов. Приобретение начального опыта применения языковых знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

4

Окружающий мир

14

Выполнение заданий по окружающему миру. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по окружающему миру текущего года.

практическая работа; устный опрос;

консультации;

самостоятельная работа;викторина, КВН, заседание клуба, защита мини-проектов.

Решение ребусов, кроссвордов. Их составление.   Приобретение начального опыта применения знаний об окружающем мире для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

ИТОГО

68


                                          3. Календарно-тематическое планирование  

№ п/п

Тема занятия

Примерные сроки изучения

Фактическая дата проведения

Примечание

1-2

Хорошо ли ты знаешь русский язык и математику.

05-09.09.2016

3-4

Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит»).

12-16.09.2016

5-6

Интеллектуальные игры. Игры с числами.

19-23.09.2016

7-8

Развивающие игры. (Развиваем логическое мышление и сообразительность).

26-30.09.2016

9-10

Арифметические операции над многозначными числами. Приёмы, облегчающие вычисления (умножение и деление.)

03-07.10.2016

11-12

Арифметические операции.  Головоломки, ребусы.

10-14.10.2016

13-14

Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений.

17-21.10.2016

15-16

Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными).

24-28.10.2016

17-18

Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика. Морфемика.

31.10.2016-

04.11.2016

19-20

Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология. Лексика.

14-18.11.2016

21-22

Решение заданий интеллектуального марафона прошлых лет.

21-25.11.2016

23-24

Олимпиадные задания по математике. Логические задачи.

28.11.2016-02.12.2016

25-26

Олимпиадные задания по математике. Текстовые задачи.

05-09.12.2016

27-28

Математические фокусы.

12-16.12.2016

29-30

Волшебные (магические квадраты) и волшебная таблица.

19-23.12.2016

31-32

Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости.

26-28.12.2016

33-34

Интересные приёмы устных вычислений.

16-20.01.2017

35-36

Задачки о времени.

23-27.01.2017

37-38

Олимпиадные задания по окружающему миру.

30.01.2017-03.02.2017

39-40

Мир вокруг нас.

06-10.02.2017

41-42

Арифметические и грамматические игры.

13-17.02.2017

43-44

Происхождение слов. Почему их так называют?  Слова-пришельцы.

20-24.02.2017

45-46

Приемы быстрого счета. Числа-великаны. Применение предметных знаний в нестандартных ситуациях.

27.02.2017-3.03.2017

47-48

Олимпиадные задания по математике. Геометрические задачи.

06-10.03.2017

49-50

Олимпиадные задания по математике. Геометрия в пространстве.

13-17.03.2017

51-52

Занимательная геометрия.

20-24.03.2017

53-54

Крылатые слова и выражения.

03-07.04.2017

55-56

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

10-14.04.2017

57-58

Поиск ответов на вопросы в энциклопедии и интернете.

17-21.04.2017

59-60

Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.

24-28.04.2017

61-62

Решение орфографических задач.

02-05.05.2017

63-64

Задачи с несколькими решениями.

10-12.05.2017

65-66

Задачи с различной степенью наглядности решения (чертежи, схемы, иллюстрирование).

15-19.05.2017

67-68

Логические задачи. Задачи-смекалки, задачи-шутки.

22-26.05.2017

        


         4.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

Класс

Учебно-методическое обеспечение (учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, средства контроля)

4

1. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей.4 класс. - М.:РОСМЭН.-2011.

2. Пупышева, О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО,-2012.

3. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2011.

4. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы.

 http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

        

  • Цветные карандаши и ручки, простой карандаш, линейка.
  • Классная доска с магнитами.
  • Компьютер.
  • Презентационное оборудование

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 класса.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 класса. Программа расчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит»

Данная программа создана для внеурочной работы с одаренными детьми. Может использоваться при подготовке к предметным олимпиадам....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" для 3 кл.

В рабочей прграмме по внеурочной деятельности научно – технической направленности "Эрудит" представлена пояснительная записка, планируемые результаты и тематическое планирование в соответствии с ФГОС ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Эрудит» (интеллектуальное направление) 1-4 класс

Курс представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 2 класс...

Рабочая программа во внеурочной деятельности "Эрудит"

Данная программа разработана с учетом методических рекомендаций для детей младшего школьного возраста. Она направлена на формирование интеллектульно развитой личности, расширения и углубления знаний п...