программа внеурочной деятельности "Юный медик"
материал на тему
программа по спортивно-оздоровительному направлению "Юный медик" 5-8 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Юный медик" кружок | 43.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Деулинская основная общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«радуга»
ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ЮНЫЙ МЕДИК»
Автор – составитель:
Оробей В.Н. учитель
начальных классов
Д. Деулина 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а так же, частично, на основании положения о конкурсе «Юный – медик», который проходил 10 июня 2014 года на базе ГБУ « Каргапольской ЦРБ»
Учащиеся, проявившие интерес к физиологии, анатомии и другим медицинским дисциплинам, объединяются в кружок «Юный медик».
Занятия в кружке способствуют овладению школьниками системой медицинских знаний.
Актуальность: Содержание и структура курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьников, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к людям. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных медицинских понятий, рассмотрением медицинских явлений от клеточного уровня строения организма до организма в целом.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Программа способствует углублению знаний обучающихся по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков диагностирования заболеваний, оказания перовой доврачебной медицинской помощи
Цели: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими понятиями и терминами, учить применять их на практике, сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать овладению и углублению полученных знаний в области спасения
- иметь знания о поведении человека в экстремальных условиях, оказания само и взаимопомощи в случае опасных ситуаций возникающих в следствии различных обстоятельств
- формировать необходимые навыки оказания первой доврачебной помощи
- Формировать навыки и умения по распознанию некоторых травм, болезней.
- Обучить детей владению инструментами и приспособлениями при оказании помощи пострадавшему.
Развивающие:
- Развивать способности быстрого оказания само и взаимопомощи в случае ее необходимости
- Развивать внимание, память, усидчивость, толерантность, гуманность.
- Расширять анатомический и медицинский кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся.
- Способствовать в потребности ответственного отношения к своему здоровью, умению находить в дополнительной литературе интересные и необходимые факты, связанные с сохранением и укреплением здоровья.
Воспитательные:
- Формировать в себе позицию гражданина готового оказать помощь нуждающемуся;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим такие как сострадание, милосердие, ответственность.
Место курса в учебном плане.
Программа кружка рассчитана на 30 часов 1 час в неделю для учащихся 5-6 классов. Продолжительность занятия 35 - 40 минут. В течение занятия проводится физкультминутка для профилактики нарушения осанки.
Материалы данной программы знакомят школьников с гигиеническими правилами направленными на сохранение здоровья людей, методами оказания первой доврачебной помощи т.е. дополняет базовый курс, полученные ранее на уроках биологии и ОБЖ, а также включает новые знания, не входящие в базовую программу.
Программа включает как теоретические, так и практические знания и они должны быть научными и доступными для понимания.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
- практические занятия по изготовлению поделок и оформлению
творческих отчетов о проделанной работе.
Методы | Приемы |
Объяснительно- иллюстративные | Рассказ, показ, беседа |
Эвристические | Практические занятия |
Результатом данной программы будут приобретённые знания:
- измерять артериальное давление, пульс.
- делать перевязки, обрабатывать раны.
- оказывать первую медицинскую помощь.
- измерять вес, рост.
- назначать лекарственные средства первой необходимости.
- уметь применить лекарственные растения в медицине.
- умение применять получение знания на практике.
- выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;
- умение работать самостоятельно и в группе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний об оказании первой медицинской помощи при травмах, несчастных случаях и внезапных заболеваниях, личной и общественной гигиене, истории создания Каргапольской больницы, лекарственных растениях.
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Результаты освоения курса:
Личностными результатами являются:
- развитие любознательности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами самоорганизации внеклассной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных достижений;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации; систематизации информации; понимания информации, представленной в различной знаковой форме;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи;
- расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего часов | ||
1 | Оказание первой доврачебной помощи. | 5 | 5 | 10 |
2 | Первая помощь при острых заболеваниях и отравлениях. | 5 | 3 | 8 |
3 | Способы сохранения здоровья. | 4 | 5 | 9 |
4 | История | 3 | 3 | |
Итого | 17 | 13 | 30 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Раздел 1. Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях. – 10 часов.
Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи. Содержание аптечки (на медицинском посту, дома, в автомобиле).
Понятие о травматизме и травматическом шоке.
Остановка кровотечения, обезболивание. Иммобилизация, согревание, бережная транспортировка.
Донорство – проявление гуманности и патриотизма. Показания и противопоказания к переливанию крови.
Опасность кровопотери. Способы временной и окончательной остановки кровотечения.
Виды ран: резанные, колотые , ушибленные, рваные , укушенные.
Значение повязок. Общие правила наложения повязок. Перевязочный материал. Правила использования подручных средств для наложения повязок. Виды и типы повязок.
Опорно-двигательная система.
Общее понятие закрытой травмы, классификация травм. Ушибы мягких тканей. Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих.
Первая помощь при переломах костей, виды, признаки и возможные осложнения.
Понятие об ожогах. Меры борьбы и профилактика. Первая помощь при ожогах, наложение стерильной повязки.
Отморожения. Первая помощь и уход за пострадавшим.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры профилактики.
Укусы насекомых, змей, клещей, животных. Меры профилактики.
Распознавание больных животных. Болезни, передающиеся через животных.
В том числе
Практические занятия: «Косыночные повязки на различные части тела», «Плащевидные повязки», «Бинтовые повязки: Циркулярная, спиральная, черепашья, сходящая, расходящаяся», «Повязки на верхнюю конечность, на кисть, локтевой сустав, плечо, плечевой сустав», «Техника временной остановки кровотечения наложением давящей повязки, жгутов, закрутки и подручных средств».
Раздел 2. Первая помощь при острых заболеваниях и отравлениях. – 9 часов.
Цели и задачи лекарственной терапии. Пути введения лекарственных веществ в организм человека. Их достоинства и недостатки.
Понятие об аллергии.
Неотложная помощь при обмороке, стенокардии, гипертоническом кризе, инфаркте миокарда. Факторы, способствующие заболеваниям сердечнососудистой системы.
Краткий анатомо-физиологический обзор органов пищеварения.
Классификация острых отравлений. Общие признаки, оказания помощи.
Съедобные и ядовитые грибы, способы распознавания. Первая помощь при отравлении.
Правила поведения на природе, способы выживания.
В том числе
Практические занятия: «Понятие о лечебном питании», «Оказание помощи при икоте», «Наблюдение за дыханием, измерение температуры тела », «Измерение пульса и артериального давления».
Раздел 3. Способы сохранения здоровья. – 8 часов.
Лекарственные травы.
Применение лекарственных растений в качестве источника витаминов. Правила хранения и потребления лекарственных растений в домашних условиях.
Изучение видов ядовитых растений: белена черная, дурман обыкновенный, мак снотворный, бузина, клещевина, болиголов крапчатый, лютик ядовитый, красавка белладонна, донник лекарственный и др.
Лекарственные растения на приусадебных участках. Овощные и плодово – ягодные культуры – лекарственные растения и источники витаминов. Способы применения овощных культур в качестве лекарственных растений.
Приготовление настоек, мазей, отваров. Блюда из растительного сырья.
В том числе
Практические занятия: Экологический фитодизайн интерьера является и дизайнерским интерьером и профилактическим, оздоравливающим методом.
Волшебная сила ароматов. Познакомиться с нетрадиционными методами лечения запахами растений.
Культура пользования химическими средствами.
Здоровье и факторы, формирующие его.
Врожденные и приобретенные заболевания.
"Болезни цивилизации"
Раздел 4. История .
История основания Каргапольской больницы.
Почётные работники Каргапольской больницы.
История создания газеты « Наше здоровье».
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:
- Печатные пособия для учителя и для учеников (по кол-ву учеников)
- Образцы рисунков, иллюстрации травм (по теме занятия.)
- Презентации
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства. Технические средства обучения:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Колонки для прослушивания видеофильмов.
Оборудование класса:
- Бинты стерильные, эластичные
- Жгут
- Ножницы
- Ступки для приготовление порошка
- Чашечки
- Баночки, коробки, упаковки от различных препаратов
Для решения задач программы, всё материально – техническое обеспечение должно быть в необходимом количестве, т. е. минимум по 1 шт на человека.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Основное содержание занятия | Кол-во часов | Форма и методы работы | Виды контроля | Дата |
Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях. – 10 часов. | ||||||
1 | Значение первой медицинской помощи. | Значение само- и взаимопомощи | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
2 | Содержание аптечки | Знать содержание и назначение отдельных компонентов аптечки санитарного поста. Уметь комплектовать аптечку по назначению (домашняя, сан поста, автомобильная) | 1 час | Практические занятия | Текущий | |
3 | Понятие о травматизме и травматическом шоке. | Остановка кровотечения, обезболивание. Иммобилизация, согревание, бережная транспортировка. Опасность кровопотери. Способы временной и окончательной остановки кровотечения | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
4 | Виды ран: резанные, колотые , ушибленные, рваные , укушенные. | Значение повязок. Общие правила наложения повязок. Перевязочный материал. | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
5 | Виды и типы повязок. | Правила использования подручных средств для наложения повязок. | 1 час | Беседа, презентационный материал + практика | Текущий | |
6 | Опорно-двигательная система. | Общее понятие закрытой травмы, классификация травм. Ушибы мягких тканей. Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих. | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
7 | Первая помощь при переломах костей | Виды, признаки и возможные осложнения при переломах костей | 1 час | Беседа, презентационный материал + практика | Текущий | |
8 | Понятие об ожогах. | Меры борьбы и профилактика. Первая помощь при ожогах, наложение стерильной повязки. | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
9 | Отморожения. | Первая помощь и уход за пострадавшим. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры профилактики. | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
10 | Укусы насекомых, змей, клещей, животных. | Меры профилактики. Распознавание больных животных. Болезни, передающиеся через животных. | 1 час | Беседа, презентационный материал + практика | Текущий | |
Первая помощь при острых заболеваниях и отравлениях. – 9 часов. | ||||||
11 | Цели и задачи лекарственной терапии | Пути введения лекарственных веществ в организм человека. Их достоинства и недостатки. | 1 час | Беседа, презентационный материал + практика | Текущий | |
12 | Понятие об аллергии. | Факторы, способствующие развитию аллергии. Хроническое течение болезни. | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
13, 14 | Неотложная помощь при обмороке, стенокардии, гипертоническом кризе, инфаркте миокарда | Факторы, способствующие заболеваниям сердечнососудистой системы. | 2 часа | Беседа, презентационный материал + практика | Текущий | |
15 | Краткий анатомо-физиологический обзор органов пищеварения. | Знакомство с пищеварительной системой. Факторы влияющие на её работу. | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
16 | Классификация острых отравлений | Общие признаки, оказания первой помощи. | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
17 | Съедобные и ядовитые грибы, способы распознавания | Уметь различать грибы по виду, месту произрастания. Пищевые ценности продукта. | 1 час | Беседа, презентационный материал + практика | Текущий | |
18 | Правила поведения на природе, способы выживания | Как выжить в природе без еды и воды. Помочь найти себя. | 1 час | Беседа, презентационный материал + практика | Текущий | |
19 | Понятие о лечебном питании | Составление личной оздоровительной диеты. | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
Способы сохранения здоровья. – 8 часов. | ||||||
20 | Лекарственные травы | Применение лекарственных растений в качестве источника витаминов. Правила хранения и потребления лекарственных растений в домашних условиях. | 1 час | Беседа, презентационный материал + практика | Текущий | |
21 | Изучение видов ядовитых растений | белена черная, дурман обыкновенный, мак снотворный, бузина, клещевина, болиголов крапчатый, лютик ядовитый, красавка белладонна, донник лекарственный и др. | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
22 | Лекарственные растения на приусадебных участках. | Овощные и плодово – ягодные культуры – лекарственные растения и источники витаминов. Способы применения овощных культур в качестве лекарственных растений. | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
23 | Приготовление настоек, мазей, отваров | Блюда из растительного сырья. | 1 час | Практическое занятие | Индив. | |
24 | Экологический фитодизайн интерьера | Дизайнерский и профилактический интерьер | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
25 | Волшебная сила ароматов | Познакомиться с нетрадиционными методами лечения запахами растений. | 1 час | Беседа, презентационный материал + практика | Текущий | |
26 | Здоровье и факторы, формирующие его. | Воспитать в себе необходимости вести здоровый образ жизни. | 1 час | Беседа, презентационный материал + практика | Текущий | |
27 | "Болезни цивилизации" | Самые распространённые болезни. Профилактика. Лечение. Жизнь с неизлечимой болезнью. | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
28 | История основания Каргапольской больницы. | Знать год основания и открытия больницы, кем была основана | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
29 | Почётные работники Каргапольской больницы. | Знать имена сотрудников больницы, ФИО трех последних главных врачей, кто из медицинских работников и когда был занесен в энциклопедию «Лучшие люди России» | 1 час | Беседа, презентационный материал | ||
30 | История создания газеты « Наше здоровье». | Знать год создания и первого выпуска, кем была создана газета. | 1 час | Беседа, презентационный материал |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Рекомендуемая литература для учащихся:
Анатасова Л.П, Гольнева Д.П. «Человек и окружающая среда» М. «Просвещение» -1997 г.
Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М. «Дрофа»- 2010г.
Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях» Владикавказ «Алания»-1996г.
Рекомендуемая литература для учителя:
Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» -2000г
Сергеев Б.Ф «Занимательная физиология» М. «Просвещение» -2001г
Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М. «Просвещение» 1995г
Курцева П.А «Медико-санитарная подготовка учащихся» М. «просвещение» 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.
Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...