программа внеурочной деятельности "Юный медик"
материал на тему

Оробей Виктория Николаевна

программа по спортивно-оздоровительному направлению "Юный медик" 5-8 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Юный медик" кружок43.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Деулинская основная общеобразовательная школа»

                   

ПРОГРАММА

курса  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«радуга»

ПО  СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ЮНЫЙ МЕДИК»

Автор – составитель:

Оробей В.Н. учитель

начальных классов

Д. Деулина 2015 г.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а так же, частично,  на основании положения о конкурсе «Юный – медик», который проходил  10 июня 2014 года на базе ГБУ « Каргапольской ЦРБ»

 Учащиеся, проявившие интерес к физиологии, анатомии и другим медицинским дисциплинам, объединяются в кружок «Юный медик».

Занятия в кружке способствуют овладению школьниками системой медицинских знаний.

        Актуальность:  Содержание и структура курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьников, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к людям. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных медицинских понятий, рассмотрением медицинских явлений от клеточного уровня строения организма до организма в целом.

         Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности  использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Программа способствует  углублению знаний обучающихся по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков диагностирования заболеваний, оказания перовой доврачебной медицинской помощи

           Цели:  создать условия для овладения учащимися основными медицинскими понятиями и терминами, учить применять их на практике,   сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной,  формирование здорового образа жизни.

       Задачи:  

 Образовательные:

  • способствовать  овладению и углублению полученных знаний в области спасения 
  • иметь знания о поведении человека в экстремальных условиях,  оказания само и взаимопомощи в случае опасных ситуаций возникающих в следствии различных обстоятельств
  • формировать  необходимые навыки оказания первой доврачебной помощи
  • Формировать навыки и умения по распознанию некоторых травм, болезней.
  • Обучить детей владению инструментами и приспособлениями при оказании помощи пострадавшему.

Развивающие:

  • Развивать способности быстрого оказания само и взаимопомощи в случае ее необходимости
  •  Развивать внимание, память, усидчивость, толерантность, гуманность.
  • Расширять анатомический и медицинский  кругозор, обогащать  личный жизненно – практический опыт учащихся.
  • Способствовать в потребности ответственного отношения к своему здоровью, умению находить в дополнительной литературе интересные и необходимые   факты, связанные с сохранением и укреплением здоровья.  

Воспитательные:

  • Формировать в себе  позицию гражданина готового оказать помощь нуждающемуся;
  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим такие как сострадание, милосердие, ответственность.

Место курса в учебном плане.

Программа кружка рассчитана на 30 часов 1 час в неделю для учащихся 5-6  классов.  Продолжительность занятия 35 - 40 минут. В течение занятия проводится физкультминутка для профилактики нарушения  осанки.

Материалы данной программы знакомят школьников с    гигиеническими правилами направленными на сохранение здоровья людей, методами оказания первой доврачебной помощи т.е. дополняет базовый курс, полученные ранее на уроках биологии и ОБЖ, а также включает новые знания, не входящие в базовую программу.

Программа включает как теоретические, так и практические знания и они должны быть научными и доступными для понимания.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры,  работа с учебной  литературой;
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
  • практические занятия по изготовлению поделок и оформлению    

     творческих отчетов о проделанной работе.

    Методы

         Приемы

Объяснительно-

иллюстративные      

Рассказ, показ, беседа

Эвристические

Практические занятия

Результатом данной программы будут  приобретённые  знания:

  • измерять артериальное давление, пульс.
  • делать перевязки, обрабатывать раны.
  • оказывать первую медицинскую помощь.
  • измерять вес, рост.
  • назначать лекарственные средства первой необходимости.
  • уметь применить лекарственные растения в медицине.
  • умение применять получение знания на практике.
  •  выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;
  • умение работать самостоятельно и в группе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

• приобретение учащимися знаний об оказании первой медицинской помощи при травмах, несчастных случаях и внезапных заболеваниях,  личной и общественной гигиене, истории создания Каргапольской больницы, лекарственных растениях.

• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Результаты освоения курса:

Личностными результатами являются:

- развитие любознательности;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами самоорганизации внеклассной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных  достижений;

- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации; систематизации информации; понимания информации, представленной в различной знаковой форме;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи;

- расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование

 раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

1

Оказание первой доврачебной помощи.

5

5

10

2

Первая помощь  при острых заболеваниях и отравлениях.

5

3

8

3

Способы сохранения здоровья.

4

5

9

4

История

3

3

Итого

17

13

30

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Раздел 1.  Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях. –  10 часов.

Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи. Содержание аптечки (на медицинском посту, дома, в автомобиле).

Понятие о травматизме и травматическом шоке.  

Остановка кровотечения, обезболивание. Иммобилизация, согревание, бережная транспортировка.

Донорство – проявление гуманности и патриотизма. Показания и противопоказания к переливанию крови.

Опасность кровопотери. Способы временной и окончательной остановки кровотечения.

Виды ран:   резанные, колотые , ушибленные, рваные , укушенные.  

  Значение повязок. Общие правила наложения повязок. Перевязочный материал. Правила использования подручных средств для наложения повязок. Виды и типы повязок.

 Опорно-двигательная система.

Общее понятие закрытой травмы, классификация травм. Ушибы мягких тканей. Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих.

Первая помощь при переломах костей, виды, признаки и возможные осложнения.  

Понятие об ожогах.    Меры борьбы и профилактика. Первая помощь при ожогах, наложение стерильной повязки.

Отморожения.   Первая помощь и уход за пострадавшим.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры профилактики.

Укусы насекомых, змей, клещей, животных. Меры профилактики.

Распознавание больных животных. Болезни, передающиеся через животных.

В том числе

Практические  занятия: «Косыночные повязки на различные части тела», «Плащевидные повязки», «Бинтовые повязки: Циркулярная, спиральная, черепашья, сходящая, расходящаяся», «Повязки на верхнюю конечность, на кисть, локтевой сустав, плечо, плечевой сустав», «Техника временной остановки кровотечения наложением давящей повязки, жгутов, закрутки и подручных средств».

Раздел 2. Первая помощь   при острых заболеваниях и отравлениях. –  9 часов.

Цели и задачи лекарственной терапии.   Пути введения лекарственных веществ в организм человека. Их достоинства и недостатки.

Понятие об аллергии.

 Неотложная помощь при обмороке, стенокардии, гипертоническом кризе, инфаркте миокарда. Факторы, способствующие заболеваниям сердечнососудистой системы.  

Краткий анатомо-физиологический обзор органов пищеварения.

Классификация острых отравлений. Общие признаки, оказания помощи.

Съедобные и ядовитые грибы, способы распознавания. Первая помощь при отравлении.

Правила поведения на природе, способы выживания.

В том числе

Практические занятия: «Понятие о лечебном питании», «Оказание помощи при икоте», «Наблюдение за дыханием, измерение температуры тела », «Измерение пульса и артериального давления».

 Раздел 3. Способы сохранения здоровья. – 8  часов.

  Лекарственные травы.

Применение  лекарственных  растений  в  качестве  источника  витаминов. Правила  хранения  и  потребления  лекарственных  растений  в  домашних  условиях.  

Изучение  видов  ядовитых   растений: белена  черная, дурман  обыкновенный, мак  снотворный, бузина, клещевина, болиголов  крапчатый, лютик  ядовитый, красавка  белладонна, донник  лекарственный  и  др.

 Лекарственные  растения  на  приусадебных  участках. Овощные  и  плодово – ягодные  культуры – лекарственные  растения  и источники  витаминов. Способы  применения  овощных  культур  в  качестве  лекарственных  растений.

 Приготовление  настоек, мазей, отваров. Блюда  из растительного сырья.

В том числе

Практические занятия: Экологический фитодизайн интерьера является и дизайнерским  интерьером  и  профилактическим, оздоравливающим  методом.

Волшебная сила ароматов. Познакомиться с нетрадиционными методами лечения  запахами  растений.

Культура пользования химическими средствами.

Здоровье и факторы, формирующие его.

 Врожденные и приобретенные заболевания.

"Болезни цивилизации"

Раздел 4. История .

История основания Каргапольской  больницы.

Почётные работники Каргапольской больницы.

История создания  газеты « Наше здоровье».

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Наименование объектов и средств  материально-технического обеспечения:

  • Печатные пособия для учителя и для учеников (по кол-ву учеников)
  • Образцы рисунков, иллюстрации  травм (по теме занятия.)
  • Презентации

Компьютерные и  информационно-коммуникационные средства. Технические  средства обучения:

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Колонки для прослушивания видеофильмов.

Оборудование класса:

  • Бинты стерильные, эластичные
  • Жгут
  • Ножницы
  • Ступки для приготовление порошка
  • Чашечки
  • Баночки, коробки, упаковки от различных препаратов

Для решения задач программы, всё материально – техническое обеспечение должно быть в необходимом количестве, т. е. минимум по 1 шт на человека.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Форма и методы работы

Виды контроля

Дата

Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях. –  10 часов.

1

Значение первой медицинской помощи.

 Значение само- и взаимопомощи

1 час

Беседа, презентационный материал

2

Содержание аптечки

Знать содержание и назначение отдельных компонентов аптечки санитарного поста. Уметь комплектовать аптечку по назначению (домашняя, сан поста, автомобильная)

1 час

Практические занятия

Текущий

3

Понятие о травматизме и травматическом шоке.  

Остановка кровотечения, обезболивание. Иммобилизация, согревание, бережная транспортировка.

Опасность кровопотери. Способы временной и окончательной остановки кровотечения

1 час

Беседа, презентационный материал

4

Виды ран:   резанные, колотые , ушибленные, рваные , укушенные.  

Значение повязок. Общие правила наложения повязок. Перевязочный материал.

1 час

Беседа, презентационный материал

5

Виды и типы повязок.

Правила использования подручных средств для наложения повязок.

1 час

Беседа, презентационный материал + практика

Текущий

6

Опорно-двигательная система.

Общее понятие закрытой травмы, классификация травм. Ушибы мягких тканей. Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих.

1 час

Беседа, презентационный материал

7

Первая помощь при переломах костей

Виды, признаки и возможные осложнения при переломах костей

1 час

Беседа, презентационный материал + практика

Текущий

8

Понятие об ожогах.    

Меры борьбы и профилактика. Первая помощь при ожогах, наложение стерильной повязки.

1 час

Беседа, презентационный материал

9

Отморожения.  

Первая помощь и уход за пострадавшим.

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры профилактики.

1 час

Беседа, презентационный материал

10

Укусы насекомых, змей, клещей, животных.

Меры профилактики.

Распознавание больных животных. Болезни, передающиеся через животных.

1 час

Беседа, презентационный материал + практика

Текущий

Первая помощь   при острых заболеваниях и отравлениях. –  9 часов.

11

Цели и задачи лекарственной терапии

Пути введения лекарственных веществ в организм человека. Их достоинства и недостатки.

1 час

Беседа, презентационный материал + практика

Текущий

12

Понятие об аллергии.

Факторы, способствующие развитию аллергии. Хроническое течение болезни.  

1 час

Беседа, презентационный материал

13, 14

Неотложная помощь при обмороке, стенокардии, гипертоническом кризе, инфаркте миокарда

Факторы, способствующие заболеваниям сердечнососудистой системы.  

2 часа

Беседа, презентационный материал + практика

Текущий

15

Краткий анатомо-физиологический обзор органов пищеварения.

Знакомство с пищеварительной системой. Факторы влияющие на её работу.

1 час

Беседа, презентационный материал

16

Классификация острых отравлений

Общие признаки, оказания первой помощи.

1 час

Беседа, презентационный материал

17

Съедобные и ядовитые грибы, способы распознавания

Уметь различать грибы по виду, месту произрастания. Пищевые ценности продукта.

1 час

Беседа, презентационный материал + практика

Текущий

18

Правила поведения на природе, способы выживания

Как выжить в природе без еды и воды. Помочь найти себя.

1 час

Беседа, презентационный материал + практика

Текущий

19

Понятие о лечебном питании

Составление личной оздоровительной диеты.

1 час

Беседа, презентационный материал

Способы сохранения здоровья. – 8  часов.

20

  Лекарственные травы

Применение  лекарственных  растений  в  качестве  источника  витаминов. Правила  хранения  и  потребления  лекарственных  растений  в  домашних  условиях.  

1 час

Беседа, презентационный материал + практика

Текущий

21

Изучение  видов  ядовитых   растений

белена  черная, дурман  обыкновенный, мак  снотворный, бузина, клещевина, болиголов  крапчатый, лютик  ядовитый, красавка  белладонна, донник  лекарственный  и  др.

1 час

Беседа, презентационный материал

22

Лекарственные  растения  на  приусадебных  участках.

Овощные  и  плодово – ягодные  культуры – лекарственные  растения  и источники  витаминов. Способы  применения  овощных  культур  в  качестве  лекарственных  растений.

1 час

Беседа, презентационный материал

23

Приготовление  настоек, мазей, отваров

Блюда  из растительного сырья.

1 час

Практическое занятие

Индив.

24

Экологический фитодизайн интерьера

  Дизайнерский и  профилактический интерьер

1 час

Беседа, презентационный материал

25

Волшебная сила ароматов

Познакомиться с нетрадиционными методами лечения  запахами  растений.

1 час

Беседа, презентационный материал + практика

Текущий

26

Здоровье и факторы, формирующие его.

Воспитать в себе необходимости вести  здоровый образ жизни.

1 час

Беседа, презентационный материал + практика

Текущий

27

"Болезни цивилизации"

Самые распространённые болезни. Профилактика. Лечение. Жизнь с неизлечимой болезнью.

1 час

Беседа, презентационный материал

28

История основания Каргапольской  больницы.

Знать год основания и открытия больницы, кем была основана

1 час

Беседа, презентационный материал

29

Почётные работники Каргапольской больницы.

Знать  имена сотрудников больницы, ФИО  трех последних главных врачей, кто из медицинских работников и когда был занесен в  энциклопедию «Лучшие люди России»

1 час

Беседа, презентационный материал

30

История создания  газеты « Наше здоровье».

Знать год создания и первого выпуска, кем была создана газета.

1 час

Беседа, презентационный материал

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Рекомендуемая литература для учащихся:

Анатасова Л.П, Гольнева Д.П. «Человек и окружающая среда» М. «Просвещение» -1997 г.

Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М.  «Дрофа»- 2010г.

Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях» Владикавказ «Алания»-1996г.

Рекомендуемая литература для учителя:

Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» -2000г

Сергеев Б.Ф «Занимательная физиология» М. «Просвещение» -2001г

Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М. «Просвещение» 1995г

Курцева П.А «Медико-санитарная подготовка учащихся» М. «просвещение» 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...