УМК 3 класса ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида г. Улан-Удэ на 2016-2017 учебный год.
учебно-методическое пособие (3 класс) по теме

Решетникова Ирина Михайловна

Программы И.М. Бгажноковой,  для  обучающихся с умственной (интеллектуальными нарушениями),  направлены на развитие коммуникативных способностей и социализацию обучающихся, что отражает требования современной действительности. Именно поэтому ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида г. Улан-Удэ полностью перешла на программы Ирины Магомедовны Бгажноковой. Под них составлен учебный план школы.

Темы в учебниках линии И.М.Бгажноковой тщательно продуманы и чётко сформулированы. Они строго регламентируют деятельность учителя, т.к. каждая тема обеспечена упражнениями, а также заставками объяснительного или мотивирующего характера. Личный опыт свидетельствует о том, что подобного наполнения урока вполне достаточно для умственно отсталых школьников. У учителя не возникает необходимости привлекать дополнительный материал. При условии, что одно из данных тематических упражнений будет задано на дом, появляется возможность использовать на уроке материалы «Рабочей тетради» или «Дидактического материала», входящих в УМК. Благодаря разбивке на поурочные темы, в учебниках линии И.М.Бгажноковой легче ориентироваться. Их содержание предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Большое внимание в учебниках уделяется речевому развитию умственно отсталого школьника. Особенно важной считаю работу над значением слова, его многозначностью, использованием в переносном значении, введением его в активный словарь ребенка, т.к. эти аспекты очень трудно воспринимаются лицами с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УМК21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс 3 класса ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида г. Улан-Удэ на 2016-2017 учебный год.

На данный момент в образовании умственно отсталых детей реализуется два вида официально утвержденных программ. Это программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.М. Бгажноковой и программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В. В. Воронковой. Программы В. В. Воронковой «старше», учебники под них разработаны давно, регулярно переиздаются, видоизменяются, корректируются и дополняются. Программы И.М. Бгажноковой,  для  обучающихся с умственной (интеллектуальными нарушениями),  направлены на развитие коммуникативных способностей и социализацию обучающихся, что отражает требования современной действительности. Именно поэтому ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида г. Улан-Удэ полностью перешла на программы Ирины Магомедовны Бгажноковой. Под них составлен учебный план школы.

Темы в учебниках линии И.М.Бгажноковой тщательно продуманы и чётко сформулированы. Они строго регламентируют деятельность учителя, т.к. каждая тема обеспечена упражнениями, а также заставками объяснительного или мотивирующего характера. Личный опыт свидетельствует о том, что подобного наполнения урока вполне достаточно для умственно отсталых школьников. У учителя не возникает необходимости привлекать дополнительный материал. При условии, что одно из данных тематических упражнений будет задано на дом, появляется возможность использовать на уроке материалы «Рабочей тетради» или «Дидактического материала», входящих в УМК. Однако подобное наполнение учебника создает определенные трудности для индивидуализации учебного пространства урока, т.к. подразумевает полное прохождение учебника всеми учащимися класса «от корки до корки». Учителю необходимо подбирать индивидуальные задания для учащихся из других источников, впрочем, также можно воспользоваться «Рабочей тетрадью» или «Дидактическим материалом»

Благодаря разбивке на поурочные темы, в учебниках линии И.М.Бгажноковой легче ориентироваться. Их содержание предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Большое внимание в учебниках уделяется речевому развитию умственно отсталого школьника. Особенно важной считаю работу над значением слова, его многозначностью, использованием в переносном значении, введением его в активный словарь ребенка, т.к. эти аспекты очень трудно воспринимаются лицами с интеллектуальными нарушениями.

Словарные слова вводятся с обязательным толкованием значения слова и, как правило, вписываются во внутреннюю логику урока, встречаясь неоднократно в других упражнениях темы. Особым образом строится работа с текстом. Она подразумевает не только работу над содержанием текста, но и исправление деформированного текста (нарушен порядок предложений, отсутствуют границы предложений, изменен порядок частей текста), или творческую работу по его дополнению, окончанию, распространению предложений, введению диалогов и т.п. Задания к тексту направлены на развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и т.д.). Все это позволяет учащимся полнее и точнее понять смысл текста, формирует познавательные и коммуникативные УУД.

Учебники не дают готовых правил. Они формулируются учащимися самостоятельно, в свободном изложении, на основании примеров и подразумевают понимание темы (понятия), а не ее (его) заученность. Если проанализировать содержательную часть каждой учебной темы УМК И.М.Бгажноковой, то можно убедиться, что сначала идёт упражнение на первичное изучение понятия. Мастерство учителя позволяет использовать его, как пробное учебное действие для построения урока с элементами деятельностной технологии. Второе упражнение учебной темы может быть использовано для первичного закрепления с комментированием во внешней речи, а третье – для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Контроль знаний учащихся осуществляется посредством ответов на вопросы, которые в большом количестве ставятся авторами учебника к каждому упражнению. Также контроль знаний предусматривается на заключительных уроках изучения темы через контрольные вопросы и задания, их можно успешно применять на каждом уроке по мере прохождения темы.

 В учебниках широко используются межпредметные связи, что позволяет не только актуализировать знания учащихся, но и формировать целостное представление о мире.

Таким образом, УМК «начальных классов» направлен на развитие самостоятельного мышления умственно отсталых школьников, способностей к обобщению, переработке и применению усвоенных знаний в письменной речи, а также формирование коммуникативной функции речи и возможности развернуто выражать мысли, точнее понимать других людей. Структура и методический аппарат учебников позволяют использовать на уроках традиционные, игровые, личностно-ориентированные технологии.

УМК  3-а класса ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида г. Улан-Удэна 2016-2017 уч.год.

  1. Русский язык. 3 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ С.В.Аксенова – М.: Просвещение, 2013г.
  2. Читай, думай, пиши - рабочая тетрадь в 2- х частях для 3 кл А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская – М.: Просвещение, 2015г.
  3. Устная речь. 3 класс. Комарова С.В. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.– М.: Просвещение, 2015 г.
  4. Устная речь. 3 класс. Комарова С.В., Головкина Т. М. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014
  5. Устная речь. 1-4 классы. Комарова С.В Методические рекомендации для специальных (коррекц.) учреждений VIII вида. – М.: .: Просвещение, 2014.
  6. Живой мир. 3 класс. Матвеева Н.Б., Попова М. А., Куртова Т. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013
  7. Живой мир. 3 класс. Матвеева Н.Б., Попова М.А. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014
  8. Технология: Ручной труд: 3 класс Кузнецова Л.А. Симукова Я.С.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – 2-е изд. – СПб.: филиал изд-ва Просвещение, 2013г.
  9. Математика  3класс  В.В. Эк, М. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013
  10. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях Т.В. Алышева, В.В. Эк, 3класс, Москва, «Просвещение», 2013г.

Методическая литература:

  1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. и др. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012г.
  2. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: Первое сентября, 2013г.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
  4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: Астрель, 2014г.
  5. Воронкова В.В. Дифференцированный подход в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталых школьников 1-4 классов. – М., 2001г. 
  6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей. – М., 2005г. 
  7. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. 
  8. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Под ред. Ж.М. Глозман. –М.: Сфера, 2011г.
  9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1999г.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия» 2000г.
  11. Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта. Программно-методический материал./ Под ред. Бгажноковой И.М. – М.: «Владос», 2014г.
  12. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под. Редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: «Просвещение», 2011г.
  13. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г. 
  14. Рубинштейн С. Я.  Психология умственно отсталого школьника: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986 г.
  15. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М., 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока "Ковровая вышивка" 8"с" класс ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида

открытый урок по ремеслу и самоанализ данного урока...

Урок - игра по математике для 3 класса СКОШ VIII вида

Урок - игра «Путешествие по планете Математика». Задачи :- закреплять табличное умножение чисел 2,3,4,5 в пред...

Рабочая программа по трудовому обучению. 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIII вида".

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией ...

Рабочая программа по трудовому обучению. 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIII вида".

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией ...

Карточки с тренингами по математике для 3 класса СКОШ VIII вида.

Тренинги позволяют развивать у учащихся специальных (коррекционных) школ логическое мышление, речь; воспитывать положительную мотивацию учения; формировать умения сравнивать, обобщать, исключать лишне...

Рабочая программа по трудовому обучению. 4 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIII вида".

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией ...

Урок математики во 2 классе МСКОУ СКОШ VIII вида "Решение задач"

Урок был проведён на ШМО учителей начальных классов. Для урока учителем подготовлена презентация "Решение задач". Цель урока: закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколь...