Коррекционно-развивающая программа для детей с особыми возможностями здоровья
рабочая программа (1 класс) на тему

Цель программы: оказание комплексной коррекционно - психолого  педагогической помощи при поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителями; осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekts._program.docx41.3 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Коррекционно – развивающая  программа

для детей с особыми возможностями здоровья

 (нарушение речи)

1 класс  

базовый

Сроки реализации -2016 -2017 учебный год

                                                                                 

                                   

                           

                                                                       

                                                                                              Составитель:

Лосева Ольга Сергеевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

                                                                     

                                                                        Заринск

                                                                           2016                    

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа составлена на основе основной общеобразовательной программы. Планируемые метапредметные, личностные и предметные результаты остаются на базовом  уровне. При окончании первого класса ребёнок с ОВЗ, должен освоить наравне со сверстниками необходимые знания и умения.

Цель программы: оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

 -определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии);

 -учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы;

 -осуществлять индивидуально-ориентированную и социально - психолого - педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-разработать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты;

-развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;

-реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;

-создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка;

-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание коррекционной работы:

  1. Коррекционная работа по развитию речи-66 часа;
  2. Коррекционная работа по развитию элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром – 66 часов;
  3. Перспективное планирование работы с родителями – 1час в  две недели (16,5 часа)

Расписание

Понедел-к

Среда

Пятница

1.Развитие речи

1.Развитие речи

1.Работа с родителями

2.Окружающий мир

2.Математика

1.Календарно-тематический  план коррекционной работы по развитию речи

 

№ п/п

Дата

К-во

часов

Тема занятия

Задачи

Коррекционный компонент

I четверть

1

05.09

07.09

2

Обследование устной речи

 Определить уровень развития речи

2

12.09

14.09

2

Слово

Формировать  понятие  «слово»  как часть предложения, его лексическое значение. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы

Развитие психологической базы речи

3

19.09

21.09

2

Слова,      обозначающие предметы

Закрепить у детей понятия  о словах, обозначающих предметы.  Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы

Развитие психологической базы речи

4

26.09

28.09

2

Слова,      обозначающие действие предмета

Формировать умение различать слова, обозначающие действие предмета

Развитие психологической базы речи

5

03.10

05.10

2

Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета

Закрепить у детей понятие понятия о словах, обозначающих предметы и действия.

Формировать умение выделять слова из простого нераспространенного предложения

Развитие психологической базы речи

6

10.10

12.10

2

Предложение. Дифференциация   «слово» - «предложение»

Формировать знания о предложении. Формировать умения дифференцировать понятия «слово» - «предложение».

 Формировать умения составлять простое нераспространенное предложение из двух слов

Развитие психологической базы речи

7

17.10

19.10

2

Слова, обозначающие признак предмета

Развивать знания о словах,  обозначающих признак предмета

Формировать умения правильно изменять слова, обозначающие предметы по родам

Развитие психологической базы речи

8

24.10

26.10

2

Предложение

Формировать умение слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения

Развитие структурного анализа предложения

II четверть

9

07.11

09.11

2

Предложение

Закрепить знания  об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие

Развитие структурного анализа предложения

10

14.11

16.11

2

Предложение. Распространение    предложений

Формировать умение составлять предложение из трех слов

Развитие структурного анализа предложения

11

21.11

23.11

2

Согласование  глагола с именем     существительным в роде и числе

Формировать умение правильно согласовывать глагол с именем существительным в роде и числе

Развитие умения согласования слов в предложении

12

28.11

30.11

2

Согласование        имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

Формировать умение правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе

Развитие умения согласования слов в предложении

13

05.12

07.12

2

Согласование        имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

Формировать умение правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе

Развитие умения согласования слов в предложении

14

12.12

14.12

2

Последовательный пересказ

Развивать умение составлять пересказ текста с опорой на вопросы

Развитие умения составлять смысловую программу пересказа текста с опорой на вопросы

15

19.12

21.12

2

Обследование устной речи

Определить зону актуального развития речи. Определить задачи формирования речи в зоне ближайшего развития

16

26.12

28.12

2

Предлоги.

Последовательный пересказ

Развивать знания о предлогах и умения пользоваться ими в устной речи.

Развивать умение   составлять   пересказ   по опорным словам

Формирование  предложно-падежных конструкций.

Развитие умения составлять смысловую программу пересказа текста по опорным словам

III четверть

17

11.01

16.01

2

Предлоги  на, в.

Рассказ по серии картин

Развивать знания о   значении предлогов на,в. 

Развивать умение правильно пользоваться ими в речи.

Развивать умение  составлять пересказ по сюжетной картине

Формирование  предложно-падежных конструкций.

Развитие умения составлять смысловую программу пересказа текста по серии картин

18

18.01

23.01

2

Предлоги с (со), из
Рассказ по сюжетной картине

Развивать знания о   значении предлогов с (со), из
Развивать умение правильно пользоваться ими в речи.

Развивать умение  составлять пересказ по сюжетной картине

Формирование  предложно-падежных конструкций.

Развитие умения составлять смысловую программу пересказа текста по сюжетной картине

19

23.01

25.01

2

Предлоги по, к.

Рассказ – описание

Развивать знания о   значении предлогов по,к. Развивать умение правильно пользоваться ими в речи.

Совершенствовать умение составлять рассказ – описание с опорой на символический план

Формирование  предложно-падежных конструкций.

Развитие умения составлять рассказ – описание с опорой на символический план

20

30.01

01.02

2

Предлоги за, из-за.

Рассказ – описание

Развивать знания о   значении предлогов за, из-за.

Развивать умение правильно пользоваться ими в речи.

Совершенствовать умение составлять рассказ – описание с опорой на вербально-графический план

Формирование  предложно-падежных конструкций.

Развитие умения составлять рассказ – описание с опорой на вербально-графический  план

21

06.02

08.02

2

Предлоги над, под,  из-под.

Рассказ на заданную тему (поры года)

Развивать знания о   значении предлогов над, под, из-под.

Развивать умение правильно пользоваться ими в речи.

Совершенствовать умение составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметный план

Формирование  предложно-падежных конструкций.

Развитие умения составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметный план

22

20.02

22.02

2

Звуки речевые и неречевые. Гласные и согласные звуки

Совершенствовать знания о способах образования гласных и согласных звуков. Совершенствовать умения  различать гласные и согласные звуки

Формирование звукового анализа и синтеза слов

23

27.02

01.03

2

Слоговой состав слова

Развивать умение  делить на слоги двусложные и трёхсложные  слова.

Формировать  понятие о слогообразующей роли гласного.

Формировать умения выделять гласные из слов,

определять порядок слогов в слове

Формирование слогового анализа и синтеза слов

24

06.03

13.03

2

Ударение

Развивать умение   определять ритмический рисунок слова, соотносить его с самим словом.

Развивать умение выделять в слове ударную гласную, ударный слог

Формирование звукового и  слогового анализа и синтеза слов

25

15.03

20.03

22.03

3

Обозначение     мягкости согласных  при   помощи гласных второго ряда

Развивать умение  слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда.

Развивать звукобуквенный анализ слов с гласными второго ряда

Развитие фонематического восприятия и слуха.

Развитие звукобуквенного анализа

IV четверть

26

03.04

05.04

10.04

3

Дифференциация звонких и глухих согласных

Развивать умение на слух определять звонкие и глухие в слове

Формирование фонематического восприятия и слуха.

Развитие звукобуквенного анализа

27

12.04

17.04

19.04

3

Слово. Количество слов в предложении.

Краткий пересказ

Развивать умение определять количество слов в предложении зрительно и на слух

Формировать умение  находить главную мысль рассказа.

Формировать умение кратко пересказывать текст

Развитие  умение проводить структурный анализ предложения.

Формирование умения выделять главную мысль рассказа и кратко пересказывать рассказ

28

24.04

26.04

03.05

3

Слово. Графическая схема предложения

Краткий пересказ

Развивать умение составлять графическую схему предложения.

Формировать умение кратко пересказывать текст

Развитие  умения составлять графическую схему предложения.

Формирование умения выделять главную мысль рассказа и кратко пересказывать рассказ

29

10.05

15.05

17.05

3

Предложение. Составление предложений по заданной теме.

Выборочный пересказ

Развивать умение составлять предложения.

Формировать умения выборочного пересказа

Развитие  умения составлять предложения по заданной схеме.

Формирование умения пересказывать рассказ выборочно

30

22.05

24.05

3

Обследование устной речи

Определить зону актуального развития речи. Определить задачи формирования речи в зоне ближайшего развития

Всего:

66часа

2.Календарное  планирование комплексных коррекционно-развивающих занятий

Развитие элементарных математических представлений
Ознакомление с окружающим миром

Дата

Название темы

Количество часов

Результат

1

05.09

Диагностика.

1

Проведена анкета по освоению навыков произношения, составления предложения, физической подготовке

2

07.09

Пространственные представления.

1

Никита, не совсем ориентируется в пространстве, с помощью учителя может показать стороны и направления.

3

12.09

 Овощи.

1

Знает названия овощей, их вкус и пользу

4

14.09

Вчера. Сегодня. Завтра.

1

Знает, какая сегодня дата и названия месяцев, может найти в дневнике нужное число и дни недели. Может с лёгкостью вспомнить, что происходило вчера и сегодня

5

19.09

Фрукты.

1

Называет все фрукты, различает их вкус, может раскрасить и дорисовать веточку с листиком.

6

21.09

Дни недели.

1

Умеет ориентироваться в календаре и дневнике. Называет дни недели по порядку.

7

26.09

Ягоды.

1

Знает названия многих ягод. Что можно приготовить из ягод. Может вспомнить, где растёт и как ухаживать за той или иной ягодой.

8

28.09

Порядковый счёт.

1

Умеет считать до 10. Может назвать соседей числа. Вычисляет с помощью линейки или оперирует предметами.

9

03.10

Грибы.

1

Знает названия грибов. Различает съедобные и не съедобные.

10

05.10

Числа от 1 до 10.

1

Красиво и правильно записывает числа в тетрадь. Правильно ведёт запись примеров и неравенств.

11

10.10

Деревья и кустарники.

1

Умеет различать деревья и кустарники. Определяет вид дерева по представленному листу.

12

12.10

Знаки равно, неравно.

1

Умеет правильно читать запись равенства и неравенства. Определяет, где нужно поставить знаки «больше», «меньше», «равно».

13

17.10

Число 0.

1

Умеет писать цифру. Знает количественный состав.

14

19.10

Осень.

1

Может изобразить осенний пейзаж. Называет осенние месяцы, признаки наступления осени.

15

24.10

Состав числа 2,3.

1

Знает состав чисел

16

26.10

Бытовые приборы.

1

Умеет пользоваться приборами. Называет столовые приборы.

17

07.11

Состав числа 4.

1

Знает состав числа. Умеет прибавлять и вычитать в пределах четырёх

18

09.11

Изменения в природе осенью.

1

Знает осенние приметы. Название листьев деревьев.

19

14.11

Состав числа 5.

1

Знает состав числа. Умеет прибавлять в пределах пяти.

20

16.11

Одежда.

1

Может назвать предметы одежды. Цвет, предназначение. Показать предметы одежды на себе. Запоминает картинки и соотносит их со словами.

21

21.11

Состав числа 6.

1

Знает состав числа. Умеет прибавлять и вычитать в пределах 6.

22

23.11

Обувь.

1

Знает предназначение обуви. Умеет определять вид обуви.

23

28.11

Состав числа 7.

1

Знает состав числа 7. Умеет считать от 1 до 7 и в обратном направлении.

24

30.11

Головные уборы.

1

Знает предназначение головных уборов. Виды головных уборов. Может составить предложение про головной убор.

25

05.12

Состав числа 8.

1

Знает состав числа 8. Умеет писать цифру 8.

26

07.12

Дифференциация: одежда, обувь, головные уборы.

1

Умеет распределять на группы.

27

12.12

Состав числа 9.

1

Знает состав числа 9. Умеет писать. Считать в пределах 9.

28

14.12

Зима.

1

Умеет характеризовать время года. Знает стихотворения о зиме.

29

19.12

Состав числа 10.

1

Знает состав 10. Умеет писать цифру 10.

30

21.12

Забавы детей зимой.

1

Знает названия зимних забав. Играет на улице в весёлые игры. Умеет лепить снеговика.

31

26.12

Диагностика.

1

Анализ результатов

32

28.12

Точка. Линия. Отрезок.

1

Может начертить с помощью линейки точку, линию, отрезок.

33

11.01

Ломаная линия.

1

Может начертить ломаную. Измерить звенья с помощью линейки.

34

16.01

Зимующие птицы.

1

Называет зимующих птиц. Описывает, рисует.

35

18.01

 Числовой отрезок.

1

Может начертить числовой отрезок. Измеряет с помощью линейки.

36

23.01

Домашние птицы.

1

Называет домашних птиц. Описывает, рисует.

37

25.01

Сложение. Знак «+».

1

Умеет читать примеры. Считает с помощью счётных палочек.

38

30.01

Домашние животные.

1

Называет домашних животных. Описывает, рисует.

39

01.02

Сложение.

1

Считает с помощью счётных палочек.

40

06.02

Дикие животные.

1

Называет диких животных. Описывает, рисует.

41

08.02

Вычитание.

1

Считает с помощью счётных палочек.

42

20.02

Дифференциация дикие домашние животные.

1

Тест

43

22.02

Результат действий.

1

Считает с помощью счётных палочек.

44

27.02

Транспорт.

1

Называет виды транспорта. Описывает, рисует.

45

01.03

Примеры.

1

Решает примеры в пределах десяти с помощью счётных палочек.

46

06.03

Транспорт.

1

Называет виды транспорта.

47

08.03

Примеры.

1

Решает примеры в пределах десяти с помощью счётных палочек.

48

13.03

Посуда.

1

Различает предметы посуды. Помогает дома маме сервировать стол.

49

15.03

Арифметическая задача.

1

Делит задачу на части (условие, вопрос), решает задачу, записывает ответ.

50

20.03

Мебель.

1

Различает предметы мебели и её назначение.

51

22.03

Структура задач.

1

Делит задачу на части (условие, вопрос), решает задачу, записывает ответ.

52

03.04

Москва – столица России.

1

Называет столицу России, достопримечательности Москвы.

53

Решение задач по демонстрации действия.

1

Решает задачи, сопровождает расстановкой предметов.

54

Птицы.

1

Знает названия птиц. Различает перелётных и зимующих.

55

Решение задач по демонстрации действия.

1

Решает задачи, сопровождает расстановкой предметов.

56

Насекомые.

1

Называет насекомых, изображает на рисунках. Отличает насекомых от других животных.

57

Составление задач по картинкам.

1

Составляет условие и вопрос задачи.

58

Рыбы.

1

Называет виды рыб. Знает названия. Определяет по картинке чела рыбы.

59

Составление задач по картинкам.

1

Составляет условие и вопрос задачи.

60

Обобщающие понятия: птица, рыба, насекомые.

1

Тестирование.

61

Придумывание задач по указанным числовым данным.

1

Составляет задачи, записывает их, решает.

62

9 мая – День Победы.

1

Рисунок. Песня. Стихотворение.

63

Вычитание.

1

Решает примеры.

64

Профессии.

1

Называет виды профессий. Необходимые атрибуты.

65

Нахождение суммы и остатка.

1

Решает примеры, находит остаток.

66

Диагностика.

1

Всего:

66

часов

3. Перспективное планирование работы

 с родителями Глусцова Никиты

I четверть

1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.

Дата

Тема

1

02.09

Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

2

16.09

Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

3

30.09

Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

4

14.10

Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»

5

28.10

Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)

«Уголок для родителей»:

– оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– оформление ширмы «Азбука здоровья»;

– оформление папки «Артикуляционная гимнастика»;

– оформление папки «Мелкая моторика»

II четверть

Дата

Тема

1

11.11

Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»

2

25.11

Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

3

09.12

Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)

4

23.12

Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка»

Наглядность

– дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;

– оформление папки «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

III четверть

Дата

Тема

1

20.01

Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

2

03.02

Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

3

24.02

Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

4

10.03

Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

Наглядность

– оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;

– дополнение в папку «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

IV четверть

Дата

Тема

1

07.04

Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

2

21.04

Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

3

05.05

Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)

4

19.05

«Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги

Наглядность

– выставка детских книг, дидактических пособий, игр;

– дополнение в папку «Все о здоровье»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья»

Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья» был написан, так как это является  одной из актуальных  проблем современного российского общества. Решение пробле...

Актуальные аспекты обучения детей с особыми возможностями здоровья и трудностями в освоении основной образовательной программы

В этой работе я описываю возможную помощь семьям, в которых воспитываются дети с особыми возможностями здоровья. Реализация таких детей в современном обществе....

Возможности применения методики ТИКО – моделирования при дистанционном обучении детей с особыми возможностями здоровья.

Что может помочь учителю создать условия обучения в соответствии с особыми возможностями и потребностями ребёнка?         Возможности дистанционного обучения по...

Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья....

Коррекционно-развивающая пространственная среда для учащихся с особыми возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзивного образования.

Одним из важных условий тдля полноценной коррекции и адаптации учащихся с ОВЗ является созданик коррекционно- развивающей прстранственной среды с современным инатерактивным оборудованием...

(Методические рекомендации) Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и ...

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в...