Коррекционно-развивающая программа для детей с особыми возможностями здоровья
рабочая программа (1 класс) на тему
Цель программы: оказание комплексной коррекционно - психолого педагогической помощи при поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителями; осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekts._program.docx | 41.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Коррекционно – развивающая программа
для детей с особыми возможностями здоровья
(нарушение речи)
1 класс
базовый
Сроки реализации -2016 -2017 учебный год
Составитель:
Лосева Ольга Сергеевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Заринск
2016
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа составлена на основе основной общеобразовательной программы. Планируемые метапредметные, личностные и предметные результаты остаются на базовом уровне. При окончании первого класса ребёнок с ОВЗ, должен освоить наравне со сверстниками необходимые знания и умения.
Цель программы: оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
-определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии);
-учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы;
-осуществлять индивидуально-ориентированную и социально - психолого - педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-разработать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты;
-развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;
-реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
-создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка;
-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание коррекционной работы:
- Коррекционная работа по развитию речи-66 часа;
- Коррекционная работа по развитию элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром – 66 часов;
- Перспективное планирование работы с родителями – 1час в две недели (16,5 часа)
Расписание
Понедел-к | Среда | Пятница |
1.Развитие речи | 1.Развитие речи | 1.Работа с родителями |
2.Окружающий мир | 2.Математика |
1.Календарно-тематический план коррекционной работы по развитию речи
№ п/п | Дата | К-во часов | Тема занятия | Задачи | Коррекционный компонент | ||||
I четверть | |||||||||
1 | 05.09 07.09 | 2 | Обследование устной речи | Определить уровень развития речи | |||||
2 | 12.09 14.09 | 2 | Слово | Формировать понятие «слово» как часть предложения, его лексическое значение. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы | Развитие психологической базы речи | ||||
3 | 19.09 21.09 | 2 | Слова, обозначающие предметы | Закрепить у детей понятия о словах, обозначающих предметы. Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы | Развитие психологической базы речи | ||||
4 | 26.09 28.09 | 2 | Слова, обозначающие действие предмета | Формировать умение различать слова, обозначающие действие предмета | Развитие психологической базы речи | ||||
5 | 03.10 05.10 | 2 | Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета | Закрепить у детей понятие понятия о словах, обозначающих предметы и действия. Формировать умение выделять слова из простого нераспространенного предложения | Развитие психологической базы речи | ||||
6 | 10.10 12.10 | 2 | Предложение. Дифференциация «слово» - «предложение» | Формировать знания о предложении. Формировать умения дифференцировать понятия «слово» - «предложение». Формировать умения составлять простое нераспространенное предложение из двух слов | Развитие психологической базы речи | ||||
7 | 17.10 19.10 | 2 | Слова, обозначающие признак предмета | Развивать знания о словах, обозначающих признак предмета Формировать умения правильно изменять слова, обозначающие предметы по родам | Развитие психологической базы речи | ||||
8 | 24.10 26.10 | 2 | Предложение | Формировать умение слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения | Развитие структурного анализа предложения | ||||
II четверть | |||||||||
9 | 07.11 09.11 | 2 | Предложение | Закрепить знания об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие | Развитие структурного анализа предложения | ||||
10 | 14.11 16.11 | 2 | Предложение. Распространение предложений | Формировать умение составлять предложение из трех слов | Развитие структурного анализа предложения | ||||
11 | 21.11 23.11 | 2 | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе | Формировать умение правильно согласовывать глагол с именем существительным в роде и числе | Развитие умения согласования слов в предложении | ||||
12 | 28.11 30.11 | 2 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | Формировать умение правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе | Развитие умения согласования слов в предложении | ||||
13 | 05.12 07.12 | 2 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | Формировать умение правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе | Развитие умения согласования слов в предложении | ||||
14 | 12.12 14.12 | 2 | Последовательный пересказ | Развивать умение составлять пересказ текста с опорой на вопросы | Развитие умения составлять смысловую программу пересказа текста с опорой на вопросы | ||||
15 | 19.12 21.12 | 2 | Обследование устной речи | Определить зону актуального развития речи. Определить задачи формирования речи в зоне ближайшего развития | |||||
16 | 26.12 28.12 | 2 | Предлоги. Последовательный пересказ | Развивать знания о предлогах и умения пользоваться ими в устной речи. Развивать умение составлять пересказ по опорным словам | Формирование предложно-падежных конструкций. Развитие умения составлять смысловую программу пересказа текста по опорным словам | ||||
III четверть | |||||||||
17 | 11.01 16.01 | 2 | Предлоги на, в. Рассказ по серии картин | Развивать знания о значении предлогов на,в. Развивать умение правильно пользоваться ими в речи. Развивать умение составлять пересказ по сюжетной картине | Формирование предложно-падежных конструкций. Развитие умения составлять смысловую программу пересказа текста по серии картин | ||||
18 | 18.01 23.01 | 2 | Предлоги с (со), из | Развивать знания о значении предлогов с (со), из Развивать умение составлять пересказ по сюжетной картине | Формирование предложно-падежных конструкций. Развитие умения составлять смысловую программу пересказа текста по сюжетной картине | ||||
19 | 23.01 25.01 | 2 | Предлоги по, к. Рассказ – описание | Развивать знания о значении предлогов по,к. Развивать умение правильно пользоваться ими в речи. Совершенствовать умение составлять рассказ – описание с опорой на символический план | Формирование предложно-падежных конструкций. Развитие умения составлять рассказ – описание с опорой на символический план | ||||
20 | 30.01 01.02 | 2 | Предлоги за, из-за. Рассказ – описание | Развивать знания о значении предлогов за, из-за. Развивать умение правильно пользоваться ими в речи. Совершенствовать умение составлять рассказ – описание с опорой на вербально-графический план | Формирование предложно-падежных конструкций. Развитие умения составлять рассказ – описание с опорой на вербально-графический план | ||||
21 | 06.02 08.02 | 2 | Предлоги над, под, из-под. Рассказ на заданную тему (поры года) | Развивать знания о значении предлогов над, под, из-под. Развивать умение правильно пользоваться ими в речи. Совершенствовать умение составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметный план | Формирование предложно-падежных конструкций. Развитие умения составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметный план | ||||
22 | 20.02 22.02 | 2 | Звуки речевые и неречевые. Гласные и согласные звуки | Совершенствовать знания о способах образования гласных и согласных звуков. Совершенствовать умения различать гласные и согласные звуки | Формирование звукового анализа и синтеза слов | ||||
23 | 27.02 01.03 | 2 | Слоговой состав слова | Развивать умение делить на слоги двусложные и трёхсложные слова. Формировать понятие о слогообразующей роли гласного. Формировать умения выделять гласные из слов, определять порядок слогов в слове | Формирование слогового анализа и синтеза слов | ||||
24 | 06.03 13.03 | 2 | Ударение | Развивать умение определять ритмический рисунок слова, соотносить его с самим словом. Развивать умение выделять в слове ударную гласную, ударный слог | Формирование звукового и слогового анализа и синтеза слов | ||||
25 | 15.03 20.03 22.03 | 3 | Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда | Развивать умение слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда. Развивать звукобуквенный анализ слов с гласными второго ряда | Развитие фонематического восприятия и слуха. Развитие звукобуквенного анализа | ||||
IV четверть | |||||||||
26 | 03.04 05.04 10.04 | 3 | Дифференциация звонких и глухих согласных | Развивать умение на слух определять звонкие и глухие в слове | Формирование фонематического восприятия и слуха. Развитие звукобуквенного анализа | ||||
27 | 12.04 17.04 19.04 | 3 | Слово. Количество слов в предложении. Краткий пересказ | Развивать умение определять количество слов в предложении зрительно и на слух Формировать умение находить главную мысль рассказа. Формировать умение кратко пересказывать текст | Развитие умение проводить структурный анализ предложения. Формирование умения выделять главную мысль рассказа и кратко пересказывать рассказ | ||||
28 | 24.04 26.04 03.05 | 3 | Слово. Графическая схема предложения Краткий пересказ | Развивать умение составлять графическую схему предложения. Формировать умение кратко пересказывать текст | Развитие умения составлять графическую схему предложения. Формирование умения выделять главную мысль рассказа и кратко пересказывать рассказ | ||||
29 | 10.05 15.05 17.05 | 3 | Предложение. Составление предложений по заданной теме. Выборочный пересказ | Развивать умение составлять предложения. Формировать умения выборочного пересказа | Развитие умения составлять предложения по заданной схеме. Формирование умения пересказывать рассказ выборочно | ||||
30 | 22.05 24.05 | 3 | Обследование устной речи | Определить зону актуального развития речи. Определить задачи формирования речи в зоне ближайшего развития | |||||
Всего: | 66часа |
2.Календарное планирование комплексных коррекционно-развивающих занятий
Развитие элементарных математических представлений
Ознакомление с окружающим миром
№ | Дата | Название темы | Количество часов | Результат |
1 | 05.09 | Диагностика. | 1 | Проведена анкета по освоению навыков произношения, составления предложения, физической подготовке |
2 | 07.09 | Пространственные представления. | 1 | Никита, не совсем ориентируется в пространстве, с помощью учителя может показать стороны и направления. |
3 | 12.09 | Овощи. | 1 | Знает названия овощей, их вкус и пользу |
4 | 14.09 | Вчера. Сегодня. Завтра. | 1 | Знает, какая сегодня дата и названия месяцев, может найти в дневнике нужное число и дни недели. Может с лёгкостью вспомнить, что происходило вчера и сегодня |
5 | 19.09 | Фрукты. | 1 | Называет все фрукты, различает их вкус, может раскрасить и дорисовать веточку с листиком. |
6 | 21.09 | Дни недели. | 1 | Умеет ориентироваться в календаре и дневнике. Называет дни недели по порядку. |
7 | 26.09 | Ягоды. | 1 | Знает названия многих ягод. Что можно приготовить из ягод. Может вспомнить, где растёт и как ухаживать за той или иной ягодой. |
8 | 28.09 | Порядковый счёт. | 1 | Умеет считать до 10. Может назвать соседей числа. Вычисляет с помощью линейки или оперирует предметами. |
9 | 03.10 | Грибы. | 1 | Знает названия грибов. Различает съедобные и не съедобные. |
10 | 05.10 | Числа от 1 до 10. | 1 | Красиво и правильно записывает числа в тетрадь. Правильно ведёт запись примеров и неравенств. |
11 | 10.10 | Деревья и кустарники. | 1 | Умеет различать деревья и кустарники. Определяет вид дерева по представленному листу. |
12 | 12.10 | Знаки равно, неравно. | 1 | Умеет правильно читать запись равенства и неравенства. Определяет, где нужно поставить знаки «больше», «меньше», «равно». |
13 | 17.10 | Число 0. | 1 | Умеет писать цифру. Знает количественный состав. |
14 | 19.10 | Осень. | 1 | Может изобразить осенний пейзаж. Называет осенние месяцы, признаки наступления осени. |
15 | 24.10 | Состав числа 2,3. | 1 | Знает состав чисел |
16 | 26.10 | Бытовые приборы. | 1 | Умеет пользоваться приборами. Называет столовые приборы. |
17 | 07.11 | Состав числа 4. | 1 | Знает состав числа. Умеет прибавлять и вычитать в пределах четырёх |
18 | 09.11 | Изменения в природе осенью. | 1 | Знает осенние приметы. Название листьев деревьев. |
19 | 14.11 | Состав числа 5. | 1 | Знает состав числа. Умеет прибавлять в пределах пяти. |
20 | 16.11 | Одежда. | 1 | Может назвать предметы одежды. Цвет, предназначение. Показать предметы одежды на себе. Запоминает картинки и соотносит их со словами. |
21 | 21.11 | Состав числа 6. | 1 | Знает состав числа. Умеет прибавлять и вычитать в пределах 6. |
22 | 23.11 | Обувь. | 1 | Знает предназначение обуви. Умеет определять вид обуви. |
23 | 28.11 | Состав числа 7. | 1 | Знает состав числа 7. Умеет считать от 1 до 7 и в обратном направлении. |
24 | 30.11 | Головные уборы. | 1 | Знает предназначение головных уборов. Виды головных уборов. Может составить предложение про головной убор. |
25 | 05.12 | Состав числа 8. | 1 | Знает состав числа 8. Умеет писать цифру 8. |
26 | 07.12 | Дифференциация: одежда, обувь, головные уборы. | 1 | Умеет распределять на группы. |
27 | 12.12 | Состав числа 9. | 1 | Знает состав числа 9. Умеет писать. Считать в пределах 9. |
28 | 14.12 | Зима. | 1 | Умеет характеризовать время года. Знает стихотворения о зиме. |
29 | 19.12 | Состав числа 10. | 1 | Знает состав 10. Умеет писать цифру 10. |
30 | 21.12 | Забавы детей зимой. | 1 | Знает названия зимних забав. Играет на улице в весёлые игры. Умеет лепить снеговика. |
31 | 26.12 | Диагностика. | 1 | Анализ результатов |
32 | 28.12 | Точка. Линия. Отрезок. | 1 | Может начертить с помощью линейки точку, линию, отрезок. |
33 | 11.01 | Ломаная линия. | 1 | Может начертить ломаную. Измерить звенья с помощью линейки. |
34 | 16.01 | Зимующие птицы. | 1 | Называет зимующих птиц. Описывает, рисует. |
35 | 18.01 | Числовой отрезок. | 1 | Может начертить числовой отрезок. Измеряет с помощью линейки. |
36 | 23.01 | Домашние птицы. | 1 | Называет домашних птиц. Описывает, рисует. |
37 | 25.01 | Сложение. Знак «+». | 1 | Умеет читать примеры. Считает с помощью счётных палочек. |
38 | 30.01 | Домашние животные. | 1 | Называет домашних животных. Описывает, рисует. |
39 | 01.02 | Сложение. | 1 | Считает с помощью счётных палочек. |
40 | 06.02 | Дикие животные. | 1 | Называет диких животных. Описывает, рисует. |
41 | 08.02 | Вычитание. | 1 | Считает с помощью счётных палочек. |
42 | 20.02 | Дифференциация дикие домашние животные. | 1 | Тест |
43 | 22.02 | Результат действий. | 1 | Считает с помощью счётных палочек. |
44 | 27.02 | Транспорт. | 1 | Называет виды транспорта. Описывает, рисует. |
45 | 01.03 | Примеры. | 1 | Решает примеры в пределах десяти с помощью счётных палочек. |
46 | 06.03 | Транспорт. | 1 | Называет виды транспорта. |
47 | 08.03 | Примеры. | 1 | Решает примеры в пределах десяти с помощью счётных палочек. |
48 | 13.03 | Посуда. | 1 | Различает предметы посуды. Помогает дома маме сервировать стол. |
49 | 15.03 | Арифметическая задача. | 1 | Делит задачу на части (условие, вопрос), решает задачу, записывает ответ. |
50 | 20.03 | Мебель. | 1 | Различает предметы мебели и её назначение. |
51 | 22.03 | Структура задач. | 1 | Делит задачу на части (условие, вопрос), решает задачу, записывает ответ. |
52 | 03.04 | Москва – столица России. | 1 | Называет столицу России, достопримечательности Москвы. |
53 | Решение задач по демонстрации действия. | 1 | Решает задачи, сопровождает расстановкой предметов. | |
54 | Птицы. | 1 | Знает названия птиц. Различает перелётных и зимующих. | |
55 | Решение задач по демонстрации действия. | 1 | Решает задачи, сопровождает расстановкой предметов. | |
56 | Насекомые. | 1 | Называет насекомых, изображает на рисунках. Отличает насекомых от других животных. | |
57 | Составление задач по картинкам. | 1 | Составляет условие и вопрос задачи. | |
58 | Рыбы. | 1 | Называет виды рыб. Знает названия. Определяет по картинке чела рыбы. | |
59 | Составление задач по картинкам. | 1 | Составляет условие и вопрос задачи. | |
60 | Обобщающие понятия: птица, рыба, насекомые. | 1 | Тестирование. | |
61 | Придумывание задач по указанным числовым данным. | 1 | Составляет задачи, записывает их, решает. | |
62 | 9 мая – День Победы. | 1 | Рисунок. Песня. Стихотворение. | |
63 | Вычитание. | 1 | Решает примеры. | |
64 | Профессии. | 1 | Называет виды профессий. Необходимые атрибуты. | |
65 | Нахождение суммы и остатка. | 1 | Решает примеры, находит остаток. | |
66 | Диагностика. | 1 | ||
Всего: | 66 часов |
3. Перспективное планирование работы
с родителями Глусцова Никиты
I четверть
1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.
№ | Дата | Тема |
1 | 02.09 | Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» |
2 | 16.09 | Консультация: «Почему ребенку нужна игра?» |
3 | 30.09 | Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) |
4 | 14.10 | Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» |
5 | 28.10 | Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») |
«Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – оформление ширмы «Азбука здоровья»; – оформление папки «Артикуляционная гимнастика»; – оформление папки «Мелкая моторика» |
II четверть
№ | Дата | Тема |
1 | 11.11 | Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» |
2 | 25.11 | Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?» |
3 | 09.12 | Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) |
4 | 23.12 | Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка» |
Наглядность – дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»; – оформление папки «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
III четверть
№ | Дата | Тема |
1 | 20.01 | Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви» |
2 | 03.02 | Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком» |
3 | 24.02 | Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания» |
4 | 10.03 | Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей» |
Наглядность – оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»; – дополнение в папку «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
IV четверть
№ | Дата | Тема |
1 | 07.04 | Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье» |
2 | 21.04 | Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи» |
3 | 05.05 | Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания) |
4 | 19.05 | «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги |
Наглядность – выставка детских книг, дидактических пособий, игр; – дополнение в папку «Все о здоровье»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья»
Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья» был написан, так как это является одной из актуальных проблем современного российского общества. Решение пробле...
Актуальные аспекты обучения детей с особыми возможностями здоровья и трудностями в освоении основной образовательной программы
В этой работе я описываю возможную помощь семьям, в которых воспитываются дети с особыми возможностями здоровья. Реализация таких детей в современном обществе....
Возможности применения методики ТИКО – моделирования при дистанционном обучении детей с особыми возможностями здоровья.
Что может помочь учителю создать условия обучения в соответствии с особыми возможностями и потребностями ребёнка? Возможности дистанционного обучения по...
Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья....
Коррекционно-развивающая пространственная среда для учащихся с особыми возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзивного образования.
Одним из важных условий тдля полноценной коррекции и адаптации учащихся с ОВЗ является созданик коррекционно- развивающей прстранственной среды с современным инатерактивным оборудованием...
(Методические рекомендации) Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и ...
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в...