Контроль и оценка планируемых результатов обучения.
учебно-методический материал на тему
Контроль и оценка планируемых результатов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_i_otsenka_planiruemyh_rezultatov_obucheniya.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль и оценка планируемых результатов обучения - от теории
к практике
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
- духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач
Какие нужны новые формы и методы оценки?
Прежде всего, нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.) В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качествпо заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само рефлексии конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов,
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Какими должны быть границы применения системы оценки?
Все эти нововведения, как и любые другие, несут в себе скрытые риски. Это прежде всего риски перегрузки детей и преподавателей. Чтобы не допустить этого, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки. Перечислим эти границы.
1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Для этого мы разделяем все положения нашей системы на «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя).
2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3) Сокращение до минимума числа «отчётных документов» и сроков их обязательного заполнения учителем. Также для того, чтобы не загрузить педагога дополнительной бумажной работой, необходимо использовать два средства:
а) обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя;
б) внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру (пока руководство не обеспечит учителя подобными техническим средствами, оно не вправе требовать частых и подробных отчётов; они в принципе возможны только один раз в учебный год).
4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут». Например, нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками («Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта!») и т. п.
5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания».
В систему оценки предметных результатов входят:
- Опорные знания по предметам: русскому языку, математике, чтению, окружающему миру, которые включают в себя ключевые теории, идеи, факты, методы, понятийный аппарат.
- Предметные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения.
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:
- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и т.п.);
- индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
- статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;
- результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).
В системе проверочных и учебно-методических материалов выделяются следующие позиции: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание.
Стартовая диагностика.
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки ихпредметной готовности к изучению данного курса. Стартовая диагностика проводится с целью
выяснения общего уровня готовности класса к обучению
выяснения уровня готовности каждого ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение обучения.[1]
В прошлом году у наших первоклассников стартовая диагностика проводилась на основе комплексной работы, которая содержала 29 заданий. Каждому ребёнку распечатывалась работа с заданиями. По инструкции выполнение работы сопровождалось чтением заданий учителем и демонстрацией их с помощью проектора, так как первоклассникам нужна наглядная опора. После этого результаты обрабатывались: проставляли баллы в электронную программу, которая определяла уровень сформированности предметных и метапредметных результатов. Также результаты записывались в оценочный лист каждого ребёнка. [5]
Таблица результатов стартовой предметной диагностики первоклассника | ||||
Город или район ____________________ МОУ №_____ Класс 1 « » Ф.И. первоклассника__________________________________ | ||||
№ заданий | 1 | 2 | 3 | 4 … |
Баллы 1 или 0 | ||||
Подпись учителя _____________________ Дата _____сентября 20 г.
|
В январе мы провели промежуточную диагностику, также на основе комплексной работы. Результаты стартовой и промежуточной диагностики обсуждали на методобъединении в сравнении. Результаты получились следующие. В предметной области «Математика» базовый уровень сформированности предметных умений у первоклассников составляет по шкале 100%, ниже базового уровня 0%. С заданием повышенного уровня справились 84 % учащихся.
В предметной области «Русский язык» базовый уровень сформированности предметных умений у первоклассников составляет по шкале 99%, ниже базового уровня 10%. С заданием повышенного уровня справились 40 % учащихся
В предметной области «Окружающий мир» базовый уровень сформированности предметных умений у первоклассников составляет по шкале 95%, ниже базового уровня 5%. С заданием повышенного уровня справились 88 % учащихся.
Мониторинговые исследования выявили уровень сформированности познавательных (логических) универсальных действий. Уровень сформированности познавательного УУД по школе: высокий 71%, средний – 27%, низкий – 2%. По классам был индивидуальный расчёт с фамилиями ребят.
Познавательные УУД классификация: высокий – 38%, средний – 40%, низкий – 22%
Познавательные УУД знаково-символическое моделирование: высокий – 47%, средний – 31%, низкий – 23%. Причём данный вид УУД влияет на дальнейшее формирование осознанного чтения, грамотного письма, вычислительных навыков, умения решать задачи и т.д. поэтому учителями уделяется особое внимание формированию этого УУД.
Познавательные УУД выявление причинно-следственных связей: высокий – 62%, средний – 26%, низкий -12%.
Данная диагностика позволяет учителям скорректировать свою работу, составить индивидуальный план работы с учащимися.
Чем ещё хороша данная программа? Тем, что помимо предметных и метапредметных результатов она выявляет детей с логопедическими проблемами. Мы с вами знаем, как трудно убедить многих родителей, что у ребёнка проблемы с речью. А здесь мы показываем независимый результат. И некоторые родители обращаются к логопеду и исправляют ребёнку речь. Конечно не все, но нам важен каждый ребёнок, так как в дальнейшем будет легче работать и формировать предметные умения и универсальные учебные действия.
Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
В конце прошлого учебного года и в начале этого мы проводили итоговую комплексную работу (за первый класс в мае и входную комплексную работу в сентябре этого года). Работа представляет собой набор заданий по тексту (всего заданий 20). За задания ставится определённое количество баллов. На выполнение работы отводиться 2 урока, чтобы дети спокойно работали в своём темпе. Допускается даже разбить эту работу на два дня. Данные заносятся в электронную программу и обрабатываются. По работам прошлого года можно сказать:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования...
Доклад на тему: «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
1. Понятие - системы оценивания2.Принципы построения системы оценивания3.Оценка личностных результатов4.Оценка метапредметных результатов5. Оценка предметных результатов6. Описание системы оценк...
Доклад на тему: «СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
1. Понятие - системы оценивания2.Принципы построения системы оценивания3.Оценка личностных результатов4.Оценка метапредметных результатов5. Оценка предметных результатов6. Описание системы оценк...
Система оценки планируемых результатов. Методы и технологии оценки, критерии.
В статье раскрывается система оценки планируемых результатов. А также методы и технологии оценки....
УМК "Начальная школа 21 века" Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык "Оценка достижений планируемых результатов обучения" 2 класс
Предлагается система занаий, позволяющих оценить текущие и итогоые результаты обучения русскому языку во 2 классе....
Контроль и оценка планируемых результатов (из опыта работы)
Данная статья была опубликована в "Педагогическом альманахе" г. Тольятти Ресурсный центр....
Для оценки планируемых результатов использую мониторинг, включающий тестовые технологии, портфолио, рейтинговую систему оценки знаний. Для проведения контрольных срезов использую ЦОРы профессиональных разработчиков. При подготовке обучающихся к промежуточ
Для оценки планируемых результатов использую мониторинг, включающий тестовые технологии, портфолио, рейтинговую систему оценки знаний. Для проведения контрольных срезов использую ЦОРы профессиональных...