Концепция
методическая разработка (3 класс) на тему
Концепция на конкурс "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx | 132.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Волосовская средняя общеобразовательная школа № 2»
Педагогическая концепция
учителя начальных классов Бессоновой Ирины Валентиновны
на тему:
«ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ И МЕДИА-БЕЗОПАСНОСТИ»
Волосово
2014 год
Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. Деформация духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей, влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни. В связи с чем, возникает проблема информационной и медиа-безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Ребёнок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Поэтому возникает острая необходимость обучения и воспитания учащихся в условиях информационной и медиа-безопасности.
Информационная безопасность — защита конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Медиа-безопасность – это состояние защищенности каждого индивида от недостоверной или опасной информации, причиняющей вред здоровью человека, его нравственности и личностному развитию.
Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. С родителями проводятся беседы и родительские собрания по информационной и медиа-безопасности, а с учащимися классные часы и уроки.
Цель: Обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
1) информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию
2) информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации
3) ознакомление учащихся с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности детей;
4) обучение детей и подростков способам защиты от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);
5) профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);
6) предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием сети Интернет.
Информационное и медиа-образование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию младших школьников в медиа-среде, что является одним из необходимых условий эффективного развития учащихся.
Ожидаемые результаты.
В ходе уроков информационной медиа-безопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:
- критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
- отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;
- избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
- распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
- критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;
- анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
- применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.
Реализация концепции.
Принципы деятельности:
Познавательная
Игровая
Работа в парах
Проблемное обучение
Формы работы:
- Уроки-практикумы. Помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению.
- Урок - дискуссия. Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий и т.д.
- Урок-соревнование. Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.
Этапы реализации:
- Диагностика - рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса. (в виде опроса, теста)
- Практическая деятельность.
I этап – Опрос родителей и детей на тему: «Интернет в моей семье»
II этап – Проведение родительских собраний, классных часов, медиа-уроков.
III этап – Выявление динамики , результатов достижения.
- Анализ .
- Результаты.
Вопросы | 2012 год | 2013 год |
1. Сколько времени ты проводишь в сети Интернет? | А) не бываю в сети 15% Б) менее 1 часа 30% В) Более 2 часов 55% | А) 25% Б) 60% В) 15% |
2. Как ты считаешь – опасен Интернет или нет? | А) Да 40% Б) Нет 60% | А) 94% Б) 6% |
3.Чем занимаешься в Интернете? | А) общаюсь в социальных сетях 80% Б) играю в игры on-line 100% В) скачиваю программы 60% Г) просматриваю запрещенное родителями 40% | А) 60% Б) 50% В) 20% Г) 0 % |
Вопросы: | 2012 год | 2013 год |
1.Часто ли ты пользуешься интернетом? | А) Часто 80% Б) Редко 20% | А) 50% Б) 50% |
2.Как родители относятся к твоей работе в сети Интернет? | А) разрешают свободно 75% Б) ограничивают время 25% | А) 15 % Б) 85% |
3.Знаешь ли ты, как безопасно пользоваться интернетом? | А) Да 30% Б) Нет 70% | А) 80% Б) 20% |
Диаграмма к вопросу № 1.
Диаграмма к вопросу № 2.
Диаграмма к вопросу № 3.
На основе проведения родительских собраний, классных часов, опросов между родителями, детьми, проведения уроков информационной безопасности и медиа-уроков в 2012 – 2013 годах можно сделать вывод:
Дети научились делать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях. Научились отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной; избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации. Родители освоили правила и рекомендации, которыми они пользуются и помогают безопасному пользованию учащихся в интернете.
Список литературы:
1.БулинСоколова, Е.И. Формирование ИКТкомпетентности младших школьников : пос. для учителей общеобразоват. учреждений / Е.И. Булин Соколова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011. – (Серия «Работаем по новым стандартам»).
2. Малых Т.А. Педагогические аспекты информационной безопасности //
Народное образование. - М. 2007. № 5. С. 231-236.
4. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная
школа плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"
Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"
Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...
Педагогическая концепция
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...
От концепции «винтика» к концепции Человека!
Моя педагогическая философия!...