Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" (1 класс)
рабочая программа (1 класс) на тему

Зверева Данута Вацлавовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "умники и умницы" предназначена для учителей 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

        Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №4» и авторской программы О. Холодовой  (Москва: РОСТ книга, – 2014 г.)

  Рабочая программа  рассчитана на 66 учебных часов (2 часа в неделю).

2. Результаты освоения курса «Логические игры»

Личностные:

Обучающиеся научатся и приобретут:

- культуру мышления, способность четкости, последовательности, доказательности рассуждения, эффективности и убедительности речи;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке

других участников группы и педагога, делать выбор;

- умения определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве; овладеют правилами рационального рассуждения и аргументации;

 Обучающиеся получат возможности для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- самосознания, интеллектуального развития личности;

- умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; компетентности в рассуждении, умении строить высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод;

- логической культуры высказываний.

 Метапредметные результаты

Регулятивные УДД

Обучающиеся научатся:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; высказывать свое предположение (версию);

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

- совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- повысить творческую активность и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

-анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и  несущественных);-

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-проводить выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;

- устанавливать  причинно-следственные связи;

- строить логическую цепь рассуждений;

- проводить доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование;

- осуществлять классификацию, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием дополнительной литературы, ресурсов библиотек и сети интернет;

С-троить логические  рассуждения, включающие установление причинно – следственные связи.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

-  выражать свои мысли;

-  объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;

- адекватно использовать абстрактное мышление, коммуникативные средства для решения задач, строить монологическое высказывание;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

-контролировать действия партнёра;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

- владеть монологической и диалогической формами речи;

-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных и логических задач.

 Предметные УУД

В ходе реализации программы учащиеся научатся:

- сравнивать предметы по заданному свойству;

- устанавливать общие признаки;

- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

- определять последовательность действий;

- находить истинные и ложные высказывания;

- наделять предметы новыми свойствами;

- переносить свойства с одних предметов на другие.

 - элементам логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.)

-проводить классификацию, определяя существенные признаки; систематизировать изученный материал с помощью схем, таблиц;

-  устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений;

- самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

3.  Содержание курса «Логические игры»

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

   Основные виды деятельности учащихся:

¬ решение занимательных задач;

 ¬ оформление математических газет

¬ знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

¬ проектная деятельность, творческие работы

 ¬ самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

4. Распределение материала курса «Логические игры»

Название раздела

Количество часов

1.

Введение

1 час

2.

Развитие восприятия

11 часов

3.

Развитие памяти

15 часов

4.

Развитие внимания

10 часов

5.

Развитие мышления

22 часа

6.

Развитие речи

4 часа

7.

Итоговые занятия

2 часа

5. Календарно – тематическое планирование   курса «Логические игры»

№ п/п

Дата

по плану

Дата по факту

Тема урока

Примечания

Введение (1 ч.)

1

06.09

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

Развитие восприятия (11 ч.)

2.

07.09

Игры на развитие слуховых, осязательных ощущений. Игра «Угадай, что это?».

3.

13.09

Игры на развитие пространственных представлений.  Игра «Угадай, кто за кем»

4.

14.09

Тренировочные упражнения по ориентации в пространстве листа. Графический диктант.

5.

20.09

Игры на ориентацию в пространстве листа. Игра «Найди узор по описанию», 

6.

21.09

Игры на развитие фонематического слуха. Графический диктант

7.- 8.

27.09

28.09

Игры на восприятие времени, формы, цвета.

Игра «Дорисовки»,

9.

04.10

Тренировочные упражнения по развитию восприятия и наблюдательности. Игра «Найди отличия».

10.- 11.

05.10

18.10

Игры по развитию восприятия и наблюдательности. Игра «Что изменилось?».

12.

19.10

Игры по перекладыванию спичек.

Развитие памяти (15  ч.)

13.

25.10

 Игры на развитие зрительной памяти. Игра «Запомни и дорисуй».

14.

26.10

Игры на развитие зрительной памяти. Игры «Запомни точно»,  «Восстанови порядок».

15.

01.11

Игры на развитие зрительной памяти.  Игры «Какой игрушки не хватает?», «Рисуем узоры по памяти».

16.

02.11

Игры на тренировку зрительной памяти.  Игра «Прятки с фигурами».

17.

08.11

Игры на развитие слуховой памяти. Игра «Расскажи сказку».

18.

09.11

Игры на развитие слуховой памяти. Игры «Запоминаем вместе», «Пересказ по кругу».

19.

15.11

Игры на развитие слуховой памяти. Задачи в стихах.

20.

16.11

Игры на развитие слуховой памяти. Графический диктант.

21.

29.11

Игры на развитие образной памяти. Игра «Узнай предмет».

22.

30.11

Игры на развитие образной памяти. Игра «Веселые рисунки».

23.

06.12

Игры на развитие образной памяти. Игра «Найди такой же»

24.

07.12

Игры на развитие образной памяти. Поиск закономерностей.

25.

13.12

Игры на развитие точности и быстроты запоминания.  Игра  «Все помню»

26

14.12

Игры на развитие точности и быстроты запоминания.  Игра «Увидел, услышал – запомнил».

27.

20.12

Игры на развитие точности и быстроты запоминания. Игры «Запоминайка», «Рисуем по памяти».

Развитие внимания (10 ч.)

  28.

21.12

Диагностика произвольного внимания. Графический диктант.

 29.

27.12

Игры на развитие произвольного внимания. Игры «Лото», «Хитрый гном».

 30.

28.12

Игры на развитие произвольного внимания «Человечки», «Путаница».

31.

10.01

Игры на развитие концентрации внимания. Игры «Запрещенная буква», «Что изменилось».

32.

11.01

 Игры на развитие концентрации внимания. Игры «Скрытая подсказка», «Дрессированная муха».

33.

17.01

Игры на развитие концентрации внимания. Игра «Будьте внимательны».

34.

18.01

Игры на развитие концентрации внимания. Рисуем по образцу.

35.

24.01

Игры на тренировку внимания. Игры «Самые внимательные», «Найди 10 отличий».

36.

25.01

Игры на тренировку внимания. Графический диктант.

37.

31.01

 Игры на тренировку внимания. Игры «Исчезнувший предмет», «Рыбаки».

Развитие мышления (22 ч.)

38.

01.02

Игры на развитие мышления. Игры «Угадайка», «Буквомешалка»

39. - 40

07.02

08.02

Игры на развитие мышления. Задания по перекладыванию спичек.

41. - 42

14.02

15.02

Игры на совершенствование мыслительных операций. Кроссворды. Ребусы.

43. -44

28.02

01.03

Игры на развитие аналитических способностей. Числовые головоломки.

45.

07.03

Игры на совершенствование мыслительных операций. Шарады.

46.

14.03

Игры на совершенствование мыслительных операций. Задачи в стихах.

47.

15.03

Игры на совершенствование мыслительных операций. Задачи – шутки.

48.

21.03

Игры на совершенствование мыслительных операций. Анаграммы.

49.-50.

22.03

28.03

Нестандартные задачи.

51.

29.03

Игра «Математическая эстафета»

52.-53.

04.04

05.04

Игра «Танграм».

54.

18.04

Математические фокусы.

55.

19.04

Игры на установление закономерностей.

56. -57.

25.04

26.04

Игры на классификацию и ассоциацию.

  58. - 59

02.05

03.05

Лабиринты.

Развитие речи (4 ч.)

60.- 61.

09.05

10.05

Учимся составлять загадки.

62. -63.

16.05

17.05

Учимся сочинять сказки.

Итоговые занятия (2 ч.)

65.

23.05

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец года.

66.

24.05

 Итоговое занятие. Игра – соревнование «Умники и умницы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса "Умники и умницы"

Программы по внеурочной деятельности составлены в соответствии с требованиями ФГОС...