Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Умниуи и умницы"
рабочая программа (2 класс) на тему
В программе соблюдены все требования ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_-_kopiya.docx | 56.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано на заседании методического совета школы председатель ______________ протокол № 2 от 31.08.2015 | Утверждаю: директор школы ________________ Приказ от 01.09.2015 № 444
|
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 2 от 31.09.2015 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Белимовой Жанны Викторовны,
учителя начальных классов
Направление «Научно-познавательное»
для 2 б класса
пгт. Излучинск
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. - с. 191 - 210, программа внеурочной деятельности 1-4 классы. – Самара: Учебная литература, Издательский дом «Фёдоров», 2011 год
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках научно – познавательного направления.
Актуальность выбора определена следующими факторами:на основе диагностических фактов у обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Отличительными особенностями являются
- Определение видоворганизации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры ивоспитательные результаты.
- Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
- Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
- В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики,
предложенныеАсмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
- При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов. Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом второй год. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д, что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятийразработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей дляобучающихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления ихматематического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий обучающиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Рекомендуемая модель занятия во2 классе
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличиваетсяобъем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которогоэффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызватьинтерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут).
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразитьметоды и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка(3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок,штриховка (15 минут).
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Рекомендуемая модель занятий
1.«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
2.Разминка (3-5 минут)
3.Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут)
4.Веселая переменка (3-5 минут)
5.Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
6. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать
В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Предполагаемые результаты
Формирование универсальных учебных действий
Личностные результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно, выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов-приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Содержание программы
1 класс
1.Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
2.Действия предметов (8 часов)
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
3.Элементы логики (5 часов)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
4.Сравнение (3 часа)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
5.Комбинаторика (2 часа)
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
6.Развитие творческого воображения (4 часа)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
7.Практический материал (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
Содержание программы
2 класс
1.Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
2.Сравнение (6 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
3.Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
4.Комбинаторика (4 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
5.Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
6.Развитие творческого воображения (2 часа)
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .
7.Практический материал (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
Содержание программы
3 класс
1.Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
2.Сравнение (2 часа)
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
3.Комбинаторика (2 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
4.Действия предметов (4 часа)
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
5.Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
6.Элементы логики (10 часов)
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
7.Развитие творческого воображения (2 часа)
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
8.Практический материал (4 часа)
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Содержание программы
4 класс
1.Сравнение (2 часа)
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
2.Комбинаторика (2 часа)
Решение задач с помощью таблиц и графов.
3.Элементы логики (11 часов)
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
4.Развитие творческого воображения (11 часов)
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
5.Практический материал (3 часа)
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Тема урока | Кол-во часов | № урока | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||
«Умники и умницы» | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Запомни и нарисуй. Составь новые слова. Логические задачи. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | 1 | 3.09 | |
Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игры на внимание. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 | 2 | 10.09 | ||
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка слуховой памяти. Прочитай слова, правильно поставь ударение. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | 3 | 17.09 | ||
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | 4 | 24.09 | ||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игра «Так же, как…..» Найди буквенную закономерность (числовую) Логические задачи. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 5 | 1.10 | ||
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию). | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. . | 1 | 6 | 8.10 | ||
Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. | Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. . | 1 | 7 | 15.10 | ||
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. | Кто быстро и правильно ответить на вопросы. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 8 | 22.10 | ||
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова. | Развитие быстроты реакции . Совершенствование мыслительных операций. | 1 | 9 | 29.10 | ||
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Произнеси слово задом наперёд. Отгадайте слово по первым буквам слов. | Тренировка внимания. Развитие мышления. | 1 | 10 | 12.11 | ||
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Тренировка зрительной памяти. Игра «Угадай число». Ответь на вопросы по словам на доске. | Тренировка слуховой памяти. Графический диктант. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 | 11 | 19.11 | ||
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание» Как получилось слово? | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | 12 | 26.11 | ||
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игра «На что похоже?» | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 13 | 3.12 | ||
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 14 | 10.12 | ||
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Кто больше составит вопросов. Нарисуй вид сверху. Логические задачи. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 15 | 17.12 | ||
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Уровень кругозора. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | 16 | 24.12 | ||
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Тренировка слуховой памяти. Игра в слова. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 17 | 14.01 | ||
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы Тренировка зрительной памяти. Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство». | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | 18 | 21.01 | ||
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 19 | 28.01 | ||
Задания на поиск закономерностей. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 20 | 4.02 | ||
Упражнения на совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 21 | 11.02 | ||
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 22 | 18.02 | ||
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 23 | 25.02 | ||
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | Мозговая гимнастика Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание» Как получилось слово. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | 24 | 3.03 | ||
Развитие способности рассуждать. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | Уровень кругозора. | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | 1 | 25 | 10.03 | ||
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 26 | 17.03 | ||
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | 27 | 31.03 | ||
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | Интеллектуальная игра.(знакомство) | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | 28 | 7.04 | ||
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова. | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | 29 | 14.04 | ||
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Угадай героев сказок, рассказов, повестей. | Тренировка концентрации внимания. Тест №1. | 1 | 30 | 21.04 | ||
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах. | Развитие аналитических способностей. | 1 | 31 | 28.04 | ||
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах. | Тренировка слуховой памяти. Тест № 2. | 1 | 32 | 5.05 | ||
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах. | Упражнение на поиск закономерностей. Тест №3. | 1 | 33 | 19.05 | ||
Задания на поиск закономерностей. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах. | Совершенствование воображения. Ребусы. | 1 | 34 | 26.05 |
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметныхрезультатов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» | Методическое пособие для 2 класса |
2. | Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2011. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») | Программа развития познавательных способностей учащихся | |
3. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
4. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
5. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для обучающихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс
Программа составлена на основе примерной прграммы Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и Умницы"
Материал для внеурочной деятельности по программе "Умники и Умницы"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа курса «Умники и умницы» составлена на основе программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Р...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирвание...