Методический семинар "Методика творческого погружения"
методическая разработка на тему

Балобанова Евгения Алексеевна

Методический семинар

"Методика творческого погружения".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Методический семинар

Методика творческого погружения

2 слайд

Звучит стихотворение

- Мама, что такое совесть?

-Совесть, дочка, это повесть

Про хорошие дела-

Жизнь их нам с тобой дала.

Это путеводный свет

Он спасёт тебя от бед,

Он в тебе всегда горит,

Он твой самый прочный щит!

У каждого ли он есть этот щит? Когда и как  он помогает человеку? У каждого из нас есть свидетель поступков и плохих, и хороших. Это наша душа. Бывают брошенные дома. Бывают брошенные автомобили. А еще бывают мертвые души.

Так начинается занятие на тему «Совесть и раскаяние» в курсе основ православной культуры, который я преподаю в начальных классах. Детям этого возраста сложно самим примирить христианское мировоззрение с тем, что они узнают о жизни из окружающего их мира. А потому, на мой взгляд, именно на духовно-нравственное образование возложена кардинальная задача - помочь детям освоить «единство мировоззрения», чтобы они не оказались под влиянием принятой в нашем мире двойственности.

3 слайд

 И здесь, на мой взгляд очень уместно вспомнить высказывание Николая Витальевича Лысенко: «Духовность, нравственность воспитываются через творческие погружения в культуру, историю, язык…

4 слайд

Именно поэтому я считаю, что при изучении основ православной культуры наиболее приемлема технология творческого погружения.  Эта технология помогает лучше понять, что православная культура – целостная открытая система, ядро которой – идеал нравственного человека.

Существуют различные модели «погружения». Мне кажется наиболее эффективными:

  • тематическое «погружение» или «погружение» в образ;
  • выездное «погружение»

Щелкнуть

Использование творческого погружения помогает формировать понятия православной культуры через доступные сказки, притчи, художественный язык, предметный мир, главное в котором – духовное начало.

5 слайд

Что предполагает творческое погружение?

Слово «творческое» в этом контексте имеет большое значение. В любом словаре можно прочитать, что

Щелкнуть

творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

6 слайд

Творческое погружение возможно только при системно-деятельностном подходе в обучении, который условно можно представить в виде следующих этапов и результатов деятельности. Их 4

Так, например, прозвучавшее в начале занятия на тему: «Совесть и раскаяние» стихотворение заставляет каждого задуматься, что же такое на самом деле совесть?

7 слайд

Как можно применить это понятие к себе? На этом эмоциональном подъёме можно приступить ко второму этапу: обсуждение нравственных проблем, которые связаны с ситуацией жизненного, возникающими в реальной жизни на примере героини маленького рассказа А.Гайдара под названием «Совесть»

8 слайд

Рассказ о девочке, которая прогуливая уроки, решила пристыдить малыша, который тоже не пошёл в школу, но потому, что испугался собаки. Ей пришлось проводить его в школу по велению сердца. А потом она горько плакала оттого, что её сердце грызла беспощадная совесть.

И только после беседы об этом рассказе уместно познакомить ребят с историей апостола Петра, который трижды отрекшись от Христа, как тот и предсказывал, при крике петуха вспомнив это предсказание, заплакал

от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа.

И наконец, для творческой работы предлагаю детям самим написать маленький рассказ из своего небогатого, но всё-таки имеющегося жизненного опыта под таким, же названием. Не нужно свой рассказ озвучивать перед всеми. Оставить для себя. Но работа над подобным заданием заставляет маленького человека прожить, прочувствовать, повторно ситуацию нравственного выбора, укрепить этот щит под названием совесть.

 Таким образом, в результате усвоения знаний учащиеся   воспроизводят их творчески - они создают свой продукт через выполнение художественных заданий.

9 слайд

Про убийство младенцев царём Иродом

Это приём эмоционального потрясения при изучении темы  «Христианские праздники». Один из великих праздников Рождество Христово. Именно с ним связано имя царя Ирода и 14 000 убиенных им младенцев. Детям сложно самим понять, за что пострадали ни в чём не повинные дети. Но именно такой была их дорога в Царство Небесное.

10 слайд

 На следующем этапе знакомимся  с традициями и легендами этого праздника. Отмечаем неповторимую изюминку, присущую только празднику Рождества Христова. Это Рождественский вертеп — своеобразный кукольный театр, который показывали наши предки на Рождество Христово и на Святках.

11слайд

Теневой театр вертеп

Давайте же заглянем в окошко маленького домика-вертепа: в глубине люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и святой Иосиф, ослик и вол согревают Младенца дыханием... В неровной тени простенькие куклы, оживают — и свершается чудо: плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть! Пастухи и волхвы кланяются Младенцу... Никто уже не скажет, что рождение Христа — сказка. Всё именно так и было!

А потом мы  вместе приступаем к изготовлению нашего вертепа. Это работа не одного урока и даже не одного дня. И, конечно, нам помогают родители. И вот результат нашего коллективного труда.

Демонстрация вертепа

Этот приём  в методике погружения можно назвать методом реконструкции

 Вот, например, своеобразной реконструкцией при изучении темы «О чём поют колокола» является такая минизвонница.

Начинаем занятие со звона колоколов.

12 слайд

Видео со звонарём

Колокольные звоны - это голос нашей Родины. Их несколько:

благовест, трезвоне, перебор, перезвон.

На следующем этапе ребята узнают, что колокольный звон - замечательное явление в русской культуре.

13 слайд

Хотя по преданию, первый колокол был отлит итальянским монахом, вдохновлённым цветком колокольчика в 6 веке.

14 слайд

Но уже в 15 веке русские мастера сами овладели секретом изготовления колоколов и вскоре превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.

Могут ли композиторы использовать звучание колокола при создании музыкальных произведений? Безусловно!

15 слайд

Специальный инструмент  входит в состав симфонического оркестра. Он так и называется - колокол.

16 слайд

А вот как звучит «Великий колокольный звон» из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

Звучание музыки.

Чтобы запомнить звон и при случае повторить, надо было его записать. А как? Нотной записи тогда еще не существовало. И звонари стали придумывать разные попевки, например: «Любишь Бога, ходи в храм! Любишь Бога, ходи в храм!»

Каждый желающий в классе может попробовать это поющее железо в роли звонаря. Конечно, на этой мини звоннице и используя вот такой тренажёр.

17 слайд

Демонстрация тренажёра

А творческое задание: найти и записать звонарские попевки.

 А желающие могут создать их сами и, конечно, показать

18 слайд

(снять на видео как дети звонят) 

И вот такие книжки-малышки, своеобразные сборники звонарских попевок, получились у ребят.

Вряд ли стоит в младшем школьном возрасте говорить с детьми о догматических понятиях: Бог, Троица, сакральный смысл Церкви. Главное в этом возрасте, всё-таки доступность.

19 слайд

 Например, разговор о сотворении мира начинаю с предложения внимательно посмотреть вокруг. Приношу на урок арбуз. Разве не чудо, что из маленького семечка вырастает такой плод?

20 слайд

 Предлагаю детям принести свое чудо - кто-то камушек с берега моря, кто-то ракушку, кто-то - осенний кленовый лист. Посмотрите вокруг, как все красиво, премудро устроено. А уж бабочки, птицы и рыбки - давайте нарисуем.

21слайд

 Через эмоциональное восприятие красоты Божьего мира - переходим к теме сотворения мира. А арбуз и семечки запомнятся навсегда.

Используя приём «выездного погружения», мы очень тесно сотрудничаем с воскресной школой при храме нашей станицы.

Так при изучении темы «Устройство храма» дети были на экскурсии в Свято-Никольском храме станицы Саратовской, которую проводил настоятель отец Дионисий. 22, 23, 24 слайд

 Вместе с учениками воскресной школы принимали участие в пасхальном фестивале. 25, 26, 27 слайд

 Особенно запомнилась нам экскурсия в храм святителя Тихона Московского в Апшеронске 28, 29, 30, 31слайд

Новоафонский Михайловский мужской  монастырь.

32, 33 слайд

При изучении темы «Хранилища культуры»  в сельской библиотеке мы принимали участие в празднике православной книги «А было всё так…».

34 слайд

Здесь мы узнали, что слово библиотека производное от слова Библия, что в светском греческом языке означает книги.

 В заключение хотелось бы сказать, что методика погружения не инновация, конечно, она находит свое воплощение в педагогической практике, и в то же время, она, бесспорно, может приобретать и новое значение,  и  стать важным элементом новых методик.

35 слайд

Хочу назвать основополагающие принципы при реализации этого метода:

Принцип образности: изучение православной культуры тесно связано с образно-эмоциональным восприятием, умением видеть изображение, слышать музыку

Принцип творческого дела: создание своеобразного символа темы, о которой шла речь. Рисование, лепка, работа с бумагой. Пусть на память о каждой теме останется рисунок – символ. Птичка в небе над рекой - как символ Крещения, веточка зеленая в клюве у голубя - как символ окончания Потопа, ангел из бумаги как символ Благовещения.

Принцип годового календарного круга. Вне событий, предусмотренных календарем, невозможно строить уроки по ОПК. Единство церковного календаря и гражданского во многих случаях очевидно.

А главный для меня принцип -  стремится к тому, чтобы каждый урок православной культуры был погружением ребенка в мир красоты и радости.

Не могу не сказать и о том, какое эмоциональное погружение испытала я, побывав в этом году в Москве на Рождественских образовательных Чтениях, тема которых «Уроки столетия».

36, 37 слайд

Это знаковое духовно-культурное мероприятие. В ходе Чтений затрагивались вопросы образования, обучения, воспитания, приглашая к дискуссии широкий круг церковных специалистов, представителей государственной власти и общественных организаций

Выступали Святейший Патриарх Кирилл, министр ин. дел Сергей Лавров, мин. культуры Владимир Мединский.  

Проходило награждение победителей конкурса «Красота Божьего мира».

38 слайд

Наверное, сам Бог, устроил мне встречу с родственниками, которых я никогда не видела. Это мои двоюродные брат и сестра. Отец Дмитрий. Матушка Елена. Я получила огромную поддержку своего рода.

39 слайд

Они устроили мне встречу с протеиреем Русской Православной Церкви, известным писателем и проповедником, педагогом, настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе Артемием Владимировым.

Уезжая домой, я подумала: «А что если бы я не увидела этого?»

Кстати, нередко я заканчиваю урок таким вопросом

А что  бы вы подарили младенцу Христу?

А что если бы на Земле не было зла?

Хочу и вам в заключение предложить подумать:  А что, если бы у человека не было возможности выбора?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ АВТОМОДЕЛЬНОГО СПОРТА»

1.     Характеристика проблемной ситуации       В 2016 году численность детей и подростков в Санкт-Петербурге составила более  860 тысяч человек....

Методическая разработка творческого задания на тему: «Поздравительная открытка к 8 марта», 1 класс

Разработка предназначена для учителей, работающих в начальной школе....

Методическая разработка творческого проекта "Твои книжки" для 3 класса по ИЗО

Методическая разработка творческого проекта "Твои книжки" для 3 класса по ИЗО...

Методическая разработка творческое упражнение "Силуэт города"

Для реализации задач художественного образования педагогу нужно разработать комплекс творческих упражнений. Творческие упражнения дают возможность разнообразить учебный процесс, сделать занятия более ...

Методическая разработка творческого представления ко Дню толерантности "Киргизия - страна снежных вершин".

В методической разработке представлены символика (флаг, герб), обычаи, традиции, достопримечательности, великие люди страны Киргизия....

Региональный конкурс научно-исследовательских, методических и творческих работ «Мой край – моя Россия»

Тема: Сельский механизатор – это великая профессияАвтор: Алеев Ришат Рауфатович, ученик 5 класса.Руково...