Работа ассоциации учителей ОПК
О качестве преподавния ОРКСЭ в школах Урмарского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_kompetencii_uchit_opk.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Под пристальным вниманием детских глаз.
Третий поток четвероклассников школ Урмарского района Чувашской Республики приступил к изучению нового комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Большинство родителей Урмарского района выбрало модуль «Основы православной культуры». Предмет носит светский, культурологический характер, поэтому преподают его педагоги школ, прошедшие обучение по специальной программе. На что обращали директора школ при выборе учителей для преподавания этого предмета? Безусловно, на наличие у педагога профессиональных и личностных компетенций, соответствующих специфике учебного предмета ОПК.
И сами учителя, преподающие новый предмет, и руководители образовательного процесса понимают, что учитель должен иметь определенные знания о православной вере, ее традициях и ценностях. Каким образом учитель вырабатывает знаниевую компетенцию? Информационную компетенцию учителя повышают, участвуя в работе районной ассоциации учителей ОПК, совершая поездки в храмы и монастыри Русской Православной Церкви (городов Чебоксары и Цивильск). Они самостоятельно изучают историю Русской Православной Церкви, учения святых отцов Православия и выступают на заседаниях ассоциации (Соколова О.А., Урмарская СОШ; Степанова И.А., Кульгешская ООШ; Яковлева И.Л., Большечакинская ООШ).
Как драгоценный камень требует благородной огранки, так и предметные знания учителя должны раскрываться на уроках, построенных по требованиям современной образовательной парадигмы. Это значит, на уроке ученик проявляет себя как субъект, активный участник образовательного процесса, а учитель в этом процессе не столько информатор и транслятор знаний, сколько координатор, организатор диалога, помощник и наставник учащихся. Следовательно, учителя ОПК школ Урмарского района не ограничиваются только усвоением инновационных педагогических технологий, а изменяют стиль, модель поведения в образовательном пространстве. Выстраивают свою профессиональную деятельность на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога с учащимися. Создают условия для личностной реализации каждого ученика, развития его индивидуальных способностей (Степанова Т.А., Мусирминская СОШ; Федорова Л.Н., Большеяниковская СОШ; Алексеева Т.И., Ковалинская ООШ).
Учителя ОПК совершенствуют свою профессиональную компетенцию на открытых уроках, проводимых в рамках работы ассоциации учителей ОПК. На этих уроках педагоги демонстрируют умение учитывать возрастные особенности 10-11 летних детей, строить проблемные диалоги и поддерживать интерес учащихся к предмету (Смирнова С.И., Челкасинская ООШ; Васильева О.Н., Шоркистринская СОШ; Адякина В.А., Шигалинская ООШ). Также учителя показывают навыки владения современными образовательными методиками и технологиями обучения (уроки-диалоги, художественно-образное преподавание, метод проектов, ИКТ, технология критического мышления.) (Николаева Г.Н., Кудеснерская ООШ; Смирнова С.И., Челкасинская ООШ; Меркурьева И.Г., Староурмарская ООШ).
Познавательные и воспитательные задачи учебного предмета учителями ОПК реализуются через творческую деятельность учащихся как на уроках, так и вне урока (Выполнение проектных работ и их защита, участие в творческом онлайн – конкурсе «Пасха Православная», Общероссийской олимпиаде по ОПК, районном фестивале духовной культуры «Пасхальный благовест», районном фестивале духовной песни «Пасхальная радость»).
Предмет ОПК не похож на остальные учебные предметы по своему содержанию. В рамках этого курса затрагивается личностная сфера человека, раскрываются нравственные понятия «что такое хорошо и что такое плохо», познаются проблемы мировоззренческого и нравственного выбора. Знакомятся с духовно-нравственными категориями добро и зло, добродетель и грех. Познаётся идеал православного христианина, к чему человек стремится всю свою жизнь. На уроках учитель и учащиеся ведут разговор об общечеловеческих ценностях как добро, любовь, дружба, милосердие и сострадание…Этими особенностями предмета и вызваны повышенные требования к личностным качествам самого учителя. Он должен обладать умением создавать особый психологический климат в классе через личную заинтересованность, открытость и готовность перейти на личностное общение. (Петрова Л.Н., Арабосинская ООШ; Демьянова И.Ю., Тегешевская ООШ).
Вот и подошли мы к самому деликатному вопросу – личность педагога. Конечно, его слова и дела, повседневная жизнь и поведение находятся под пристальным вниманием детских глаз. Поэтому педагог должен обладать важными личностными качествами, которые не давали бы повода детям усомниться в том, что поведение учителя расходится с его же словами, произнесенными на уроках. Слова, образ жизни учителя ОПК, его взаимоотношения с коллегами и учениками, которые не соответствуют духовно-нравственным законам (которые изучаются на уроке), могут вызвать у ребят недоверие. Это недоверие преодолеть будет сложно или невозможно совсем. Уроки-диалоги, уроки-размышления, уроки творчества в рамках ОПК могут быть успешны только на основе доверия ребят к учителю, на его моральном авторитете.
Таким образом, учитель, преподающий ОПК, находится в процессе овладения совокупностью объективных факторов, в числе которых профессиональная компетентность, современное понимание роли педагога в образовательном пространстве и безупречные личные качества.
Соколова О.А., тренер-преподаватель ОРКСЭ, учитель основ православной культуры.