«Развитие коммуникативных компетенций школьников в условиях совместной творческой деятельности»
материал на тему

Ищик Алевтина Владиславовна

Учение с увлечением, через сказку,игру и творческую деятельность –дорога к сердцу ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных компетенций школьников в условиях совместной творческой деятельности»

Учение с увлечением, через сказку,

игру и творческую деятельность –

дорога к сердцу ребёнка.

Процесс взаимодействия ученика и учителя на современном уроке это прежде всего процесс общения. Какие 5 качеств по вашему мнению наиболее необходимы учителю, чтобы выстроить этот процесс максимально эффективно и сформировать у детей коммуникативные компетенции.

По моему мнению, педагог должен быть коммуникабельным, чтобы научить  детей общаться друг с другом,  а также и с  учителями. Им должно быть комфортно на уроке.

 В своей деятельности я уделяю большое внимание работе по формированию коммуникативных компетенций младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития.

Процесс общения младших школьников всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с умением понять точку зрения другого, увидеть в нем личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
  2. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)
  3. Умение организовать общение («Я умею»)

Процесс формирования коммуникативных способностей младших школьников будет успешным, если реализуется совокупность педагогических условий:

- создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого;

- организация совместной жизнедеятельности младших школьников на основе удовлетворения фундаментальных потребностей в общении, уважении.

Включение младших школьников в систему коммуникативных ситуаций взаимодействия с разными типами партнеров (учителями, сверстниками, незнакомыми взрослыми);

Только последовательная реализация этих условий может привести к формированию необходимых для успешной социализации коммуникативных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и коммуникативной компетентности младших школьников.

На мой взгляд, способности человек можно представить в виде дерева, где:

Корни – природные задатки человека

Ствол – общие способности

Ветви – специальные способности, в том числе и творческие.

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, и ветвистее его крона.

Для реализации данных условий на своих уроках я применяю:

- игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими,

- создание проблемных ситуаций,

- групповую работу,

- оценивание друг друга и себя.

Если грамотно научить ребёнка общаться, то его личность  расцветёт как весенний цветок. Какие методы помогают мне вырастить и раскрыть мои цветы?

Метод проектов.

Я считаю, что в результате специально организованной творческой совместной деятельности, реализуемой посредством метода проектов в условиях постоянной смены групп, уровень коммуникативных умений младших школьников станет выше.

    Дети больше общаются, становятся более открытыми для общения со взрослыми. С моей стороны  основными условиями эффективности использования методов проектов в учебной деятельности являются:

  1. Принятие роли заинтересованного руководителя совместной проектной деятельностью учеников,
  2. Готовность к отказу от образцов и штампов при формулировке и организации выполнения заданий,
  3. Коммуникативные и организаторские способности, владение методами коррекции работы группы в случаях конфликтной ситуации,
  4. Умение оказать каждому ребенку психологическую помощь, поддержать его желание внести свой вклад в общий результат.

Одним из последних наших проектов был проект « Компьютерные игры - за и против.» В процессе работы над которым одним из острых вопросов стала проблема общения. Проект занял первое место в рамках школьной мастерской « Открытие»          

Технология проблемного обучения.

Важнейший показатель коммуникативной компетенции умение проанализировать ситуацию и найти нестандартное решение проблемы. Такое обучение является проблемным.

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий, ( обсуждение поступков героев на уроках литературного чтения)

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

Для достижения учебной цели мною:

  1. Создаются условия для приобретения учащимися методов познания и исследования.
  2. Повышается познавательная активность в процессе овладения знаниями.
  3. Применяются дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Для решения поставленных задач:

- Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

- Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

- Определяю проблемные теоретические и практические задания;

- Ставлю  проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Задаю проблемные вопросы.( слайд)

Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений.

Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5».

Сюжетно-ролевые игры.

 Конечно самое любимое и самое  интересное занятие  для любого возраста – это игра.

Примерьте на себя роль ученика, который включается на уроке в игру. Какие чувства и эмоции  вы  испытываете, включаясь в игры.

Суть ролевой игры как средства обучения общению, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.

Сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала.

Общение детей в сюжетно-ролевой игре ограничено и естественно. Командование и подчинение друг другу протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.

Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования раннее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к реальным, возможным в жизни действиям.

Выходя на 4 класс  и имея уже достаточный опыт работы в группах, использую кейс-метод, который  совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Конечно это не все приёмы, через которые можно развивать коммуникативную компетентность.

Использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса позволяет мне эффективно формировать коммуникативные навыки, направленные на практическую реализацию в условиях естественной коммуникации, развивать коммуникативную сторону речи и мышления на начальном этапе обучения. Что получает ребенок?

Успех. Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.

Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.

«Когда учиться интересно – учиться легко, учиться хочется».

Поэтому, я учу так, чтобы моим детям хотелось учиться!!!!

Вдохновляйте своих учеников!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие самооценки младших школьников в условиях совместной деятельности»

Примеры  некоторых групповых игр, а также упражнений, направленных на повышение самооценки ребенка....

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»...

Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования  коммуникативных навыков...

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС НОО II поколения

Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность.  В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому ...

статья Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие   коммуникативных  компетенций младших    школьников в условиях введения ФГОС второго поколения....