«Развитие коммуникативных компетенций школьников в условиях совместной творческой деятельности»
материал на тему
Учение с увлечением, через сказку,игру и творческую деятельность –дорога к сердцу ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие коммуникативных компетенций школьников в условиях совместной творческой деятельности»
Учение с увлечением, через сказку,
игру и творческую деятельность –
дорога к сердцу ребёнка.
Процесс взаимодействия ученика и учителя на современном уроке это прежде всего процесс общения. Какие 5 качеств по вашему мнению наиболее необходимы учителю, чтобы выстроить этот процесс максимально эффективно и сформировать у детей коммуникативные компетенции.
По моему мнению, педагог должен быть коммуникабельным, чтобы научить детей общаться друг с другом, а также и с учителями. Им должно быть комфортно на уроке.
В своей деятельности я уделяю большое внимание работе по формированию коммуникативных компетенций младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития.
Процесс общения младших школьников всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с умением понять точку зрения другого, увидеть в нем личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности.
Способность к общению включает в себя:
- Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)
- Умение организовать общение («Я умею»)
Процесс формирования коммуникативных способностей младших школьников будет успешным, если реализуется совокупность педагогических условий:
- создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого;
- организация совместной жизнедеятельности младших школьников на основе удовлетворения фундаментальных потребностей в общении, уважении.
Включение младших школьников в систему коммуникативных ситуаций взаимодействия с разными типами партнеров (учителями, сверстниками, незнакомыми взрослыми);
Только последовательная реализация этих условий может привести к формированию необходимых для успешной социализации коммуникативных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и коммуникативной компетентности младших школьников.
На мой взгляд, способности человек можно представить в виде дерева, где:
Корни – природные задатки человека
Ствол – общие способности
Ветви – специальные способности, в том числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево мощней, и ветвистее его крона.
Для реализации данных условий на своих уроках я применяю:
- игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими,
- создание проблемных ситуаций,
- групповую работу,
- оценивание друг друга и себя.
Если грамотно научить ребёнка общаться, то его личность расцветёт как весенний цветок. Какие методы помогают мне вырастить и раскрыть мои цветы?
Метод проектов.
Я считаю, что в результате специально организованной творческой совместной деятельности, реализуемой посредством метода проектов в условиях постоянной смены групп, уровень коммуникативных умений младших школьников станет выше.
Дети больше общаются, становятся более открытыми для общения со взрослыми. С моей стороны основными условиями эффективности использования методов проектов в учебной деятельности являются:
- Принятие роли заинтересованного руководителя совместной проектной деятельностью учеников,
- Готовность к отказу от образцов и штампов при формулировке и организации выполнения заданий,
- Коммуникативные и организаторские способности, владение методами коррекции работы группы в случаях конфликтной ситуации,
- Умение оказать каждому ребенку психологическую помощь, поддержать его желание внести свой вклад в общий результат.
Одним из последних наших проектов был проект « Компьютерные игры - за и против.» В процессе работы над которым одним из острых вопросов стала проблема общения. Проект занял первое место в рамках школьной мастерской « Открытие»
Технология проблемного обучения.
Важнейший показатель коммуникативной компетенции умение проанализировать ситуацию и найти нестандартное решение проблемы. Такое обучение является проблемным.
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий, ( обсуждение поступков героев на уроках литературного чтения)
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
Для достижения учебной цели мною:
- Создаются условия для приобретения учащимися методов познания и исследования.
- Повышается познавательная активность в процессе овладения знаниями.
- Применяются дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Для решения поставленных задач:
- Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
- Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определяю проблемные теоретические и практические задания;
- Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Задаю проблемные вопросы.( слайд)
Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений.
Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5».
Сюжетно-ролевые игры.
Конечно самое любимое и самое интересное занятие для любого возраста – это игра.
Примерьте на себя роль ученика, который включается на уроке в игру. Какие чувства и эмоции вы испытываете, включаясь в игры.
Суть ролевой игры как средства обучения общению, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.
Сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала.
Общение детей в сюжетно-ролевой игре ограничено и естественно. Командование и подчинение друг другу протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.
Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования раннее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к реальным, возможным в жизни действиям.
Выходя на 4 класс и имея уже достаточный опыт работы в группах, использую кейс-метод, который совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Конечно это не все приёмы, через которые можно развивать коммуникативную компетентность.
Использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса позволяет мне эффективно формировать коммуникативные навыки, направленные на практическую реализацию в условиях естественной коммуникации, развивать коммуникативную сторону речи и мышления на начальном этапе обучения. Что получает ребенок?
Успех. Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.
Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.
«Когда учиться интересно – учиться легко, учиться хочется».
Поэтому, я учу так, чтобы моим детям хотелось учиться!!!!
Вдохновляйте своих учеников!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности»
Доклад на районном семинаре руководителей ШМО начальных классов....
«Развитие самооценки младших школьников в условиях совместной деятельности»
Примеры некоторых групповых игр, а также упражнений, направленных на повышение самооценки ребенка....
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»...
Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования коммуникативных навыков...
Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС НОО II поколения
Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому ...
статья Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения.
Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения....
Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся через вовлечение в творческую деятельность.
Моё выступление к презентации по теме....