доклад " Пусть не померкнет никогда веков связующая нить"
материал (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Иситская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему
«Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
Выполнил ученик 4 класса: Филиппов Алеша
Руководитель: Филиппова З.А.
2014г
Содержание
1. Введение: проблема, актуальность, цели и задачи исследования……………
2. Родословная моей семьи ………………………………………………….
2.1. С чего все начиналось.………………….
3. Заключение …………………………………………………………………..…
4.Библиография …………………………………………………………………..
Введение.
Цель проекта:
– изучить историю моей семьи, всех ее многочисленных представителей, многие из которых остались только на фото и в памяти последующих поколений.
- проявлять любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, ведь знание своей родословной, своего прошлого - это тот фундамент, на котором создаётся будущее человека.
Актуальность темы:
Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками. Фотографии, художественно оформлено в красивую рамочку весело на видном месте в домах знатных людей и являлось предметом гордости за свой род.
Задачи:
1. проследить генеалогию семьи Филипповых, обобщить полученные данные
2. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.
3. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких.
4. составить генеалогическое древо из полученных сведений.
Проблематика моего исследования состоит в сохранении знаний о моей родословной. Работа была написана на основе воспоминаний моих родственников, а также большого количества фото и документов.
Гипотеза исследования: Предположить о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.
Как плохо жить, как больно жить на свете
Без стебелька, без листьев, без корней.
Марина Симонова
Родословная моей семьи.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите и цените счастье.
Оно рождается в семье.
Что может быть её дороже
В этих строках очень просто толкуется понятие «человеческое счастье». Оно – в семье. «Где одному не справиться, там род поддержит», - гласит народная мудрость. И на самом деле так. В самые трудные минуты жизни именно близкие, родные люди становятся надежной опорой и защитой. Человек же, любой человек, - лишь звено в цепочке поколений.… Одно поколение сменяется другим, передается какой-то опыт. А ведь передать своим детям, внукам можно не только какие-то материальные ценности, но и бесценный духовный опыт. Я уверен, что, учитывая ошибки прошлого, легче познать себя, определить своё предназначение и место в жизни, познать свою собственную ответственность перед семьей. Почитать и уважать предков, хранить память о них – раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках. Но, думаю, каждый мыслящий человек хотя бы раз задавался вопросом: «А какова моя родословная? Как выглядит моё семейное, фамильное генеалогическое древо?»
Согласно историческим исследованиям, первое упоминание о фамилии Филипповых появилось в истории России в начале 19-го века
Наша фамилия имеет свою удивительную историю, а если подумать, то тысячи людей являются носителями одной и той же фамилии, в числе которых многие известные люди. Династия Филипповых от своего начала была прославлена знаменитыми действиями своего основателя и своих наследников. Это прекрасный пример неустанного трудолюбия, целеустремленности и порядочности благодаря которым любой человек может прославить свой род, принести пользу людям. Главная же цель потомков Филипповых это быть достойными ее носителями известной фамилии, стараться обогатить историю своего рода новыми достижениями.
Легенды и предания моих предков Нынешняя наша духовная жизнь пронизана такими высокими понятиями как национальное самосознание, национальная культура, национальная честь и достоинство.
Человек не может не задаваться вопросами: кто я? Где мои корни? В чем мое своеобразие? не зная своей родословной невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных людей, проникнуть в суть событий. Живя в мире, необходимо знать и понимать соседей, но прежде всего нужно понять и узнать самих себя. Беден тот, кто лишен исторической памяти о своих предках.
Каждый человек - современник какой-либо эпохи и ровесник определенного поколения. А что понимают под словом "поколение"? Интервал времени между средним возрастом родителей и их детей. Древнегреческий историк Геродот полагал, что триста тысяч поколений составляют десять тысяч лет, потому-что три поколения составляют столетие. И благодаря преемственности поколений, человечество как род людской сохраняется, не обрывается "дней связующая нить": "История одного человека не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему людей". Каждое поколение продолжает унаследованную деятельность в новых условиях и старается видоизменить старые условия. Поколение не может существовать иначе, как только основываясь на результатах деятельности своих предшественников. Человек не может обойтись без своего прошлого.
В жизни мы часто слышим: " Он прожил очень большую жизнь", "У него была крайне интересная жизнь", "Человек с богатым прошлым", "Человек со сложной судьбой". И даже тот, кто живет только сегодняшним днем, не может обойтись без своего прошлого, только его отношение к нему бессознательно и невнятно. В большинстве случаев люди не представляют себе ценности, хранящихся у них в доме старинных документов, личных архивов. В семейном архиве должны сохраняться из поколения в поколение: фотографии, фотоальбомы, письма известных людей, автобиографии, любые мемуарные записи...
Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя - мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше - четверо. Прабабушек и прадедушек еще вдвое - восемь, а тех, кто прапра... И так далее. Вот сколько у человека предков. И каждому из них мы обязаны жизнью. Вот не было бы на свете, например, прапрабабушки... не родился бы на свете, прадедушка... не появилась бы бабушка, а без бабушки не было на свете вашего отца. Ау! Прапрабабушка...! Как это получилось, что ты встретилась именно с прадедушкой, а не с кем-нибудь другим? Достаточно было пойти в гости или просто где-нибудь с другим, свернуть направо, а не налево - и все бы пошло совсем по-другому. И ты никогда бы не родился. Родились бы другие дети, но не было бы в мире вот этого единственного и неповторимого тебя. Вот ведь такое чудо! Узнав свою родословную, можно предугадать, какие качества будут у твоих потомков. Основываясь на генетических данных, можно помочь развить те или иные качества и уменьшить отрицательные черты.
Человек рождается на свет, растет и задумывается кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит « ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Поэтому одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составляли свою родословную.
Семья играет для людей важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились ценности или сам человек?
К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но обширную историю своего рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с рассказами мамы, бабушек, дедушек. И пусть не все сегодня с нами, история и сам род продолжают движение в жизненном цикле Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Все наши родственные связи напоминают огромное дерево, или, по крайней мере, ветвистый куст. И не прав тот, что говорит, что у него мало родственников. Это маловероятно, почти невозможно. Нет человека, который бы появился на свет сам по себе. У каждого есть свои родители. У родителей, в свою очередь, также есть родители. И эту цепочку можно продолжать до бесконечности. Но, к большому сожалению, часто эта цепочка обрывается, и мы утрачиваем сведения о своих предках. Я присоединяюсь к словам В. С. Василевской, сказавшей по этому поводу следующее: «Сколько поколений своих предков помнит каждый из нас? Максимум три-четыре, остальные чаще всего скрыты в глубине веков. А ведь у каждого хоть однажды появлялось желание узнать больше о своих предках времен Петра I или Отечественной войны 1812 года. Возможно, они были столбовыми дворянами, муллами или купцами-миллионерами? А может, получили из рук «белого царя» грамоты на владение башкирскими землями? Разве не интересно?. А ведь совсем недавно, каких-то триста – двести лет назад, родословную было принято знать до седьмого колена каждой уважающей себя семье. Конечно, делали это далеко не все, но знатные люди не имели права не знать свою генеалогию. В наши дни интерес к родословной вновь повысился, стало модным. Я не гонюсь за модой, не следую принципу «Я как все». Мне просто действительно очень интересно узнать больше о своих родственниках.
Работа была написана на основе воспоминаний моих родственников, а также большого количества фото и документов. Сначала я расспросил своих бабушек, дедушку, родителей и родственников, рассмотрела краеведческие материалы, собранные моей учительницей Филипповой Зосей Алексеевной.
Хочу поделиться с вами найденной информацией и рассказать вам часть (пока неполную) истории своей семьи, которую я смог восстановить и составить по документам.
Изучая свою родословную, я узнал, что мои предки, как с материнской стороны, так и с отцовской линии наполовину из местных якутов и русских ямщиков. Они издавно жили на берегу р. Лены, на лесных аласах. И сейчас большинство моих родственников живут в Исите и называют родиной это небольшое красивое село.
Мой прапрадед Филиппов Прокопий - высокий красивый казак , приехал с Ярославской губернии для наблюдения за ссыльными. В 1778г он отправил двух своих сыновей на с. Иситская и ст. Малаканская. Оттуда происходит мой род.
Рассказ по таблице
Заключение
На примере собственной семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные люди. Семья оказывает решающее влияние на личность ребенка и взрослого человека. Все это можно наглядно проследить на примере моей собственной семьи, которая прошла через многие испытания, но по-прежнему неразлучны, а значит счастливы.
Работа над изучением истории своих корней многое изменили в моем миро-
ощущении, расширили мой кругозор. Я считаю, что изучать родословную необходимо, но делать это нужно не из праздной любопытности и не из-за погони за модой, как делают это сейчас многие. Нет, просто это необходимо для каждого человека в отдельности и для нации в целом. Изучая свои истоки, мы учимся любить свою родину, уважать наши традиции и обычаи, быть людьми. Хочется закончить свою работу словами великого русского поэта А.С.Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности
В заключение хочется сказать, что, несомненно, мои познания о собственной родословной еще не достигли ожидаемого результата. Многое так и осталось неразгаданным, хотелось бы больше найти фотографий своих родственников. Узнать свой род как можно досконально, чтобы в конечном результате лучше понять себя. Для этого буду продолжать изучать архивы, собирать сведения о своих родных. Возможно, кто-нибудь из моих родственников вспомнит еще что-нибудь важное, что поможет в изучение предмета моего исследования. Но уже на данном этапе работы я многое для себя узнал и приобрел.
Моя семья - это частичка большого рода, и счастье в том, что я знаю, откуда я и кто я. Моя семья - это мое богатство. Давно уже нет многих моих старших родственников. Но я знаю, что когда-нибудь через много-много лет они встретят меня в том, другом мире. И я скажу, что история нашей семьи и ее традиции хранятся у моих детей и внуков. Я верю, что эта связующая нас нить не оборвется никогда. Хочется закончить словами:
Храни тепло родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Статистика.
количество поколений -7
Количество персон | Ныне живущих | Средняя продолжительность жизни | Средний возраст | Среднее число детей | |
Всего | 102 | 89 | 51,0 | 34,7 | 3,2 |
Мужчины | 45 | 38 | 49,5 | 38,4 | 3,8 |
Женщины | 57 | 51 | 52,5 | 31,7 | 2,3 |
Место жительства
Всего по России | Якутск | Покровск | Исит | Санкт-Петербург | Усть-Илимск | Мохсоголлох | Верхний -Бестях | Хабаровск | Новосибирск | Украина |
42 | 7 | 9 | 12 | 5 | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Статистика имен
Дмитрий | Николай | Владимир | Наталья | Любовь | Александр | Татьяна | Альбина | Надежда | Варвара | Альбина | Надежда | Варвара | |
6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Алексей | Павел | Валентина | Леонид | ||
3 | 3 | 3 | 3 |
Вера | Семен | Светлана | Юлия | Мария | Алена | Ирина | Елена | Галина | Максим | Руслан | Кристина |
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Сергей | Валентин | Василий | Матрена | Нина | Акулина | Ульяна | Альберт | Дарина | Ариана | Борис | Оксана |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Эдик | Никита | Виктория | Анна | Раиса | Маргарита | Олимпиада | Ольга | Катерина | Зоя | Диана |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Зосим | Евгений | Ярослава | Евгения | Валерий | Илья | Зося | Артем | ||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Библиография
1. Где мои корни? Пособие по составлению родословной /Сост. Н. И. Юрта-
ев. Или http://bspu.secna.ru/E_public/geneologia/
2. Занимательная генеалогия /Сост. Е. В. Бибикова. М.: СВРТ, 2006. – 21 с.:
ил.
3. Краско А. В. Несколько слов начинающему генеалогу // Тальцы. - 2003. -
№ 3. - С. 73-79 или http://www.petergen.com/metod/sovkrasko.shtml
4. Кричман А. Я и моя родословная… // Школьная библиотека. – 2002. - №
6. – С. 50-51.
5. Лыхин Ю. Как составить родословную // Сибирское наследство. Иркут.
обл. публ. б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2004 - № 1 - 3 с.
6. Мартышин В. С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению исто-
рии семьи и составлению родословной (серия "Духовно-нравственные
основы семьи"). - М.: "Школьная Пресса", 2000. – 224
7. Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО
“Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с.
8. Моя родословная. Пособие для начальной школы / Автор-составитель В.
С. Василевская. М.: ВИТА-Пресс - 1999. – 48 с.
9. Технология написания научной статьи: метод.пособие/ авт.-сост.:
И.Н.Козырева, Ю.Г.Маковецкая. 2-е изд., Челябинск: МБОУ ДПО УМЦ,
2012. – 40с.
10. Я и моя родословная // Школьная библиотека. – 2002. - № 1. – С. 52-53.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по программе: «Волшебный мир тряпичной куклы» на тему: «Связующая нить»
Методический проект «Новое педагогическое образование»Направление «Траектория будущего»Тема «Методическое обеспечение качественно нового уровня развития детского творческого коллектива» Отк...
Слава русского штыка не померкнет никогда. Рассказы С. Алексеева о Суворове.
Урок направлен на воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и форми...
Урок по музыке, 2 класс. Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…)"
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок музыки показывает процесс ...
Презентация. Музыки связующая нить.
Урок предназначен:· показать связь музыкального произведения, поэтических текстов и творчества художников;·...
Сценарий праздника " Веков связующая нить"
Сценарий праздника для всей семьи " Веков связующая нить" для 3-4 класса...
Проект учащихся "Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
Проект для учащихся начальной школы имеет ценностные установки: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие...
Проект "И пусть не померкнет слава солдата".
Знание истории школы, села, страны – важная составляющая формирования настоящего человека, гражданина своей страны.Это знание является связующей нитью поколений.Исследовательская краеведческая р...