Слава русского штыка не померкнет никогда. Рассказы С. Алексеева о Суворове.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок направлен на воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и формирует читательскую компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2ya.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Школа «МБОУ СОКШ № 4» (кадетская школа),  г. Нефтеюганск

Класс: 3 кадетский класс

Урок: Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей

Учитель: Максимова Леся Анатольевна

Ведущая технология: Технология «Развитие критического мышления»  

Тема: Слава русского штыка не померкнет никогда. Рассказы  С. Алексеева о Суворове.

Цели:

  1. Формирование читательской компетентности.
  2. Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Задачи:

  1. Формировать представление о качествах «защитника», познакомить с великим полководцем России А.В. Суворовым.
  2. Способствовать развитию речи детей, развивать умение мыслить и анализировать текст.  
  3. Стимулировать интерес к чтению, потребность в самостоятельном чтении.
  4. Вызвать чувство гордости за свой народ, героическое прошлое, воспитывать патриотизм и любовь к Родине. 
  5. В рамкам эффективного внедрения  технология развития критического мышления продолжить работу над формированием у учащихся комплекса  медиаобразовательных умений как необходимых  компонентов  подготовки школьников к жизни :
  1. находить требующуюся информацию в различных источниках;
  2. критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
  3. систематизировать информацию по заданным признакам;
  1. переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
  2. устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  3. уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.

Ход урока

I фаза «Вызов»
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Перед вами на слайде обложки   книг. Как вы думаете, что их объединяет?  

(Эти  книги о мужестве  и славных победах русских солдат, автором является Сергей Александрович Алексеев,  для которого историческое прошлое нашей Родины стало главной темой творчества).

Напомните мне, пожалуйста, с какой из книг  Сергея Алексеева  мы с вами познакомились на прошлом уроке.

Почему книга получила такое название?

Что вы узнали о великом полководце А. Суворове, читая рассказы Алексеева? Что бы вы еще хотели узнать нового. Заполните таблицу. (Столбик «Узнал», заполняется детьми в процессе работы над содержанием произведения)

знаю

хочу знать

Узнал  

Какой из рассказов произвел на вас большое впечатление? Почему? Захотелось ли вам поделиться впечатлениями о прочитанных рассказах с родителями, друзьями?

Ребята, к нашему классу с просьбой обратилась Нина Дмитриевна.

 В школьном музее готовится  лекция об  Александре Васильевиче Суворове и  требуется помощь в оформлении стенда «Рассказы о Суворове».  Какую помощь наш класс может предложить.  (Составить список интересных рассказов, изготовить  афиши-  презентации книг, написать отзывы о рассказах)

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

Сегодня  на уроке мы с вами познакомимся с новым рассказом  о полководце Суворове, изготовим афишу-  презентацию рассказа.

Прочитайте название нового рассказа. (Медаль)

Как вы  думаете, о чем речь пойдет в рассказе.

Давайте прочитаем  данный рассказ. ( Прием «Чтение с остановками»)

МЕДАЛЬ

Молодой, необстрелянный солдат Кузьма Шапкин во время боя у реки Рымник струсил и весь день просидел в кустах.

Почему солдат Кузьма Шапкин струсил и просидел в кустах?

Не знал Шапкин, что Суворов его приметил.

Как вы думаете, почему Суворов приметил  именно его? (Вероятно Суворов знал, что для Кузьмы Шапкина  то был первый бой. )

Как  вы считает, как должен поступить  Суворов?

В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали. Построили офицеры свои полки и роты. Прибыл к войскам Суворов, стал раздавать награды.

Стоял Шапкин в строю и ждал, чтобы скорее все это кончилось. Совестно было солдату. И вдруг… Шапкин вздрогнул, решил, что ослышался.

— Гренадер Шапкин, ко мне! — закричал Суворов.

Стоит солдат, словно в землю ногами вкопанный.

— Гренадер Шапкин, ко мне! — повторил Суворов.

— Ступай же, ступай, — подтолкнули Кузьму солдаты.

Вышел Шапкин, потупил глаза, покраснел.

А Суворов раз — и медаль ему на рубаху.

Как вы думаете, почему Суворов наградил Шапкина медалью?

Почему покраснел  гренадер Шапкин?

Как сейчас должен поступить Кузьма Шапкин?

 Вечером солдатам раздали по чарке вина. Расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды. Капелюхе за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Жакетке — за турецкий штандарт. Дындину — за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.

— Ну, а тебе за что же медаль? — спрашивают солдаты у Шапкина.

А тому и ответить нечего.

Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит.

Почему молчал Шапкин?

— Тебе что же, медаль язык придавила?! — шутят солдаты.

Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата. Не выдержал Шапкин, пошел к Суворову. Входит в палатку и возвращает медаль.

— Помилуй бог! — воскликнул Суворов. — Награду назад!

Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому полу, и во всем признался Суворову.

 «Ну, — думает, — пропадай моя голова».

Что ответил Суворов солдату?

Рассмеялся Суворов, обнял солдата.

— Молодец! — произнес. — Знаю, братец, без тебя все знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Добрый солдат. Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить.

Не ошибся Суворов.

В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль,  и великую славу.

Мы прочитали  новый рассказ о Суворове. Каким здесь изображен Суворов? Чему учит данный рассказ.  

А чему научились вы? Заполните таблицу.

Как вы понимаете слова: «Героем не рождаются, героем становятся»

Работа в группах.

 Оформление  афиши- презентации для школьного музея по прочитанному рассказу.

Творческая защита афиши.

III фаза «Рефлексия»

Мы с вами прочитали много рассказов о Суворове. Каким вы себе представили его?  Чему стоит поучиться, читая рассказы о Суворове?

В заключение урока я вам предлагаю написать синквейн о полководце.

1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Слава русской стороне, слава русской старине"

Презентацию использую на уроках на тему "Русские богатыри"....

Презентация к уроку русского языка :Изложение "Медаль" (по С. Алексееву)

В презентации представлены основные этапы работы над изложением по произведению С. Алексеева "Медаль": знакомство с содержанием рассказа, деление текста на части, составление плана, орфографическая по...

Проект учащихся "Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»

Проект для учащихся начальной школы  имеет ценностные установки: любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

План-конспект урока 3кл. «Наша слава – русская держава!»

План-конспект урока 3кл. «Наша слава – русская держава!»...

"Наша слава - русская держава!"

конспект урока музыки в 3 классе...