Слава русского штыка не померкнет никогда. Рассказы С. Алексеева о Суворове.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок направлен на воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и формирует читательскую компетентность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2ya.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа «МБОУ СОКШ № 4» (кадетская школа), г. Нефтеюганск
Класс: 3 кадетский класс
Урок: Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей
Учитель: Максимова Леся Анатольевна
Ведущая технология: Технология «Развитие критического мышления»
Тема: Слава русского штыка не померкнет никогда. Рассказы С. Алексеева о Суворове.
Цели:
- Формирование читательской компетентности.
- Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.
Задачи:
- Формировать представление о качествах «защитника», познакомить с великим полководцем России А.В. Суворовым.
- Способствовать развитию речи детей, развивать умение мыслить и анализировать текст.
- Стимулировать интерес к чтению, потребность в самостоятельном чтении.
- Вызвать чувство гордости за свой народ, героическое прошлое, воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
- В рамкам эффективного внедрения технология развития критического мышления продолжить работу над формированием у учащихся комплекса медиаобразовательных умений как необходимых компонентов подготовки школьников к жизни :
- находить требующуюся информацию в различных источниках;
- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
- систематизировать информацию по заданным признакам;
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
- уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.
Ход урока
I фаза «Вызов»
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
Перед вами на слайде обложки книг. Как вы думаете, что их объединяет?
(Эти книги о мужестве и славных победах русских солдат, автором является Сергей Александрович Алексеев, для которого историческое прошлое нашей Родины стало главной темой творчества).
Напомните мне, пожалуйста, с какой из книг Сергея Алексеева мы с вами познакомились на прошлом уроке.
Почему книга получила такое название?
Что вы узнали о великом полководце А. Суворове, читая рассказы Алексеева? Что бы вы еще хотели узнать нового. Заполните таблицу. (Столбик «Узнал», заполняется детьми в процессе работы над содержанием произведения)
знаю | хочу знать | Узнал |
Какой из рассказов произвел на вас большое впечатление? Почему? Захотелось ли вам поделиться впечатлениями о прочитанных рассказах с родителями, друзьями?
Ребята, к нашему классу с просьбой обратилась Нина Дмитриевна.
В школьном музее готовится лекция об Александре Васильевиче Суворове и требуется помощь в оформлении стенда «Рассказы о Суворове». Какую помощь наш класс может предложить. (Составить список интересных рассказов, изготовить афиши- презентации книг, написать отзывы о рассказах)
II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым рассказом о полководце Суворове, изготовим афишу- презентацию рассказа.
Прочитайте название нового рассказа. (Медаль)
Как вы думаете, о чем речь пойдет в рассказе.
Давайте прочитаем данный рассказ. ( Прием «Чтение с остановками»)
МЕДАЛЬ
Молодой, необстрелянный солдат Кузьма Шапкин во время боя у реки Рымник струсил и весь день просидел в кустах.
Почему солдат Кузьма Шапкин струсил и просидел в кустах?
Не знал Шапкин, что Суворов его приметил.
Как вы думаете, почему Суворов приметил именно его? (Вероятно Суворов знал, что для Кузьмы Шапкина то был первый бой. )
Как вы считает, как должен поступить Суворов?
В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали. Построили офицеры свои полки и роты. Прибыл к войскам Суворов, стал раздавать награды.
Стоял Шапкин в строю и ждал, чтобы скорее все это кончилось. Совестно было солдату. И вдруг… Шапкин вздрогнул, решил, что ослышался.
— Гренадер Шапкин, ко мне! — закричал Суворов.
Стоит солдат, словно в землю ногами вкопанный.
— Гренадер Шапкин, ко мне! — повторил Суворов.
— Ступай же, ступай, — подтолкнули Кузьму солдаты.
Вышел Шапкин, потупил глаза, покраснел.
А Суворов раз — и медаль ему на рубаху.
Как вы думаете, почему Суворов наградил Шапкина медалью?
Почему покраснел гренадер Шапкин?
Как сейчас должен поступить Кузьма Шапкин?
Вечером солдатам раздали по чарке вина. Расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды. Капелюхе за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Жакетке — за турецкий штандарт. Дындину — за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.
— Ну, а тебе за что же медаль? — спрашивают солдаты у Шапкина.
А тому и ответить нечего.
Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит.
Почему молчал Шапкин?
— Тебе что же, медаль язык придавила?! — шутят солдаты.
Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата. Не выдержал Шапкин, пошел к Суворову. Входит в палатку и возвращает медаль.
— Помилуй бог! — воскликнул Суворов. — Награду назад!
Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому полу, и во всем признался Суворову.
«Ну, — думает, — пропадай моя голова».
Что ответил Суворов солдату?
Рассмеялся Суворов, обнял солдата.
— Молодец! — произнес. — Знаю, братец, без тебя все знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Добрый солдат. Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить.
Не ошибся Суворов.
В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль, и великую славу.
Мы прочитали новый рассказ о Суворове. Каким здесь изображен Суворов? Чему учит данный рассказ.
А чему научились вы? Заполните таблицу.
Как вы понимаете слова: «Героем не рождаются, героем становятся»
Работа в группах.
Оформление афиши- презентации для школьного музея по прочитанному рассказу.
Творческая защита афиши.
III фаза «Рефлексия»
Мы с вами прочитали много рассказов о Суворове. Каким вы себе представили его? Чему стоит поучиться, читая рассказы о Суворове?
В заключение урока я вам предлагаю написать синквейн о полководце.
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Слава русской стороне, слава русской старине"
Презентацию использую на уроках на тему "Русские богатыри"....
Презентация к уроку русского языка :Изложение "Медаль" (по С. Алексееву)
В презентации представлены основные этапы работы над изложением по произведению С. Алексеева "Медаль": знакомство с содержанием рассказа, деление текста на части, составление плана, орфографическая по...
Проект учащихся "Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
Проект для учащихся начальной школы имеет ценностные установки: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие...
доклад " Пусть не померкнет никогда веков связующая нить"
родословная мои семьи...
Тема по самообразованию:Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...
План-конспект урока 3кл. «Наша слава – русская держава!»
План-конспект урока 3кл. «Наша слава – русская держава!»...
"Наша слава - русская держава!"
конспект урока музыки в 3 классе...