Внеурочная деятельность рабочая программа кружка "РОСТ"
рабочая программа (1 класс) на тему
Внеурочная деятельность рабочая программа кружка "РОСТ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kl_rab_progr_kruzhok_rost_2015.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение
Дубковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждено»
Приказ № ______ от _________
Директор школы:
_____________________/Н.В.Беляева/
Рабочая программа кружка «РОСТ – развитие, общение, самооценка, творчество» в 1 - 2 классах
I ступень основного общего образования
Срок реализации 2 года
составлена
учителем начальных классов
1 квалификационной категории
М.В.Ярышевой
п. Дубки
2015г.
Пояснительная записка
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя начальных классов Федеральный уровень
─ Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями).
─ Приказ Министерства образования и науки РФ №393 от 06.10.2009г «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования», зарегистрированный Минюстом №17785 от 22.12.2009г. Учебный план для 1-2 классов, составленный на основе базисного учебного плана (БУП), опубликованного в контексте «Примерной основной образовательной программы», рекомендованной к использованию решением координационного совета №1 от 27-28 июля 2010г.
─ Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010г. № 889, изменения, которые вносятся в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
─ Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» http: //www.edu.ru/mo/Data/d_09/m373/html
─ Приказ Минобрнауки РФ от 26.10.2010г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6.10.2009г. № 373» http: //www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1241.html
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки от 12 Мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
─ Письмо Департамента образования № 968/01 – 10 от 19.03.2010г. «О переходе на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» // http://www.depedu.yar.ru/de/orders/doc2010/968.shtml
─ Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
─ Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
─ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
─ Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы начального общего образования. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2009г.
─ Серия «Стандарты второго поколения». Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: «Просвещение», 2009г.
Документы, регламентирующие деятельность учителя начальных классов Федеральный уровень 2015 - 2016 гг.
Методическое письмо о преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных организациях Ярославской области в 2015/2016 уч.г.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15; http://fgosreestr.ru/node/2067 ).
Письмо Департамента образования Ярославской области от 13 февраля 2015 года № 254/01-10 «Об использовании учебников»
Универсальный курс внеурочной деятельности «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» разработан в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в начальной школе. Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Цель курса - всестороннее развитие детей и формирование разнообразных компетенций в процессе выполнения интересных творческих заданий. Задания каждого занятия развивают логику, мелкую моторику, коммуникативные умения, творческие способности, формируют самооценку, познавательную активность, эстетические потребности, навыки адаптации в коллективе.
Актуальность программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащегося.
Цели курса:
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
1. Формирование у учащихся ориентироваться в новой социальной среде.
2. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
3. Знакомство учащихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
4. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты:
- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
- развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
- укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
Программа внеурочной деятельности (ФГОС)
учащихся 1 класса начальной школы
Программа рассчитана на возраст детей 6-7 лет.
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка. Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально. В настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащегося.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческой, познавательной, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
учащихся 2 класса начальной школы
Программа рассчитана на учащихся 7-8 лет.
Во втором классе в силу возрастных способностей ребёнку всё ещё трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса, придерживаясь традиций курса «РОСТ» для 1 класса, построены по принципу «спирали», т.е. последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Цели курса –
- разностороннее развитие второклассника и формирование жизненно необходимых компетенций в процессе выполнения творческих заданий;
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
Задания развивают логику, мелкую моторику, коммуникативные умения, творческие способности, формируют положительную самооценку, познавательную активность, эстетические потребности, навыки адаптации в коллективе.
Программа рассчитана на детей 7-8 летнего возраста.
Актуальность программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой - обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Содержание учебной программы
В 1 классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», т.е. последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
- динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата;
- познавательно-логические;
- коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и движение органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы, и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнения «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и др.
Для профилактики зрительных расстройств и в целях ослабления нагрузки на зрение школьников предлагается гимнастика для глаз.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Универсальные учебные действия. Структура занятий.
Занятия курса предполагают развитие предметных УУД.
Для формирования личностных УУД предлагаются такие виды заданий, как творческие задания, подведение итогов занятия (самооценка).
Для формирования познавательных УУД предлагаются следующие виды заданий: поиск лишнего, лабиринты, упорядочивание, «цепочки», работа с таблицами, сравнение, хитроумные решения, отгадывание загадок.
Для формирования регулятивных УУД предлагаются такие виды заданий: «преднамеренные ошибки», рисунки на сетке и клетчатой бумаге, упражнения на развитие моторики, на решение проблем творческого характера («изобрази», «разрежь фигуру так, чтобы…»).
Для формирование коммуникативных УУД предлагаются такие виды заданий: «объясни…», «аргументируй своё мнение…», задания и загадки с неоднозначным ответом (учёт разных мнений), игровые задания и работа в парах и группах.
Основные этапы занятия в 1 классе.
1) «Отгадай загадку» (задание №1 в каждом занятии). Основная задача этого этапа – подготовить ребёнка к активной деятельности. Загадки рассчитаны на кругозор, сообразительность, быстроту реакции, развивают ассоциативность мышления. Как правило, одна из загадок предполагает неоднозначный ответ.
2) «Задачи, развивающие логику, направленные на развитие умений анализировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве (№2).
3) «Поиграем с пальчиками» (№3). Упражнения для ладоней и пальцев, развивающие мелкую моторику рук и воображение.
4) «Нестандартные задачи» (№4, №5). Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Задачи на применение знаний в новой ситуации, развитие умения видеть закономерности, причинно-следственные связи и ориентироваться в пространстве.
5) «Весёлая зарядка» (№6). Предлагаются упражнения, позволяющие развивать двигательную способность ребёнка, воображение, умение встать на позицию другого, т.е. «войти в образ». Следует поощрять во время этих фантазию – как моторную, так и речевую, разрешать и даже приветствовать громкие звуки (имитирующие звуки животных или звуки механизмов).
6) «Логопедические упражнения» (№7, №8). Упражнения для развития лицевой мускулатуры и произнесение скороговорок и чистоговорок на определённый звук. Учитель сначала 2-3 раза читает скороговорку, соблюдая ударения и чётко произносит выделяемый звук. После этого дети 2-3 раза произносят её хором и после этого в паре произносят её по очереди. Это упражнение развивает коммуникативные способности (умение слушать партнёра).
7) Упражнения на развитие способности к мобилизации сил, внимания, памяти, коммуникативных способностей (№9).
8) «Помоги художнику» (№10). Упражнения на развитие воображения, творческих способностей, самовыражение.
По завершении каждого занятия ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу, развивая тем самым личностные УУД.
УМК
1. Е.Г.Коннова. РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. Курс внеурочной деятельности (ФГОС). 1 класс. Пособие для учителей и родителей. Ростов-на Дону. «Легион», 2013.
Количество часов, на которое рассчитана программа
Программа рассчитана на 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа (33 учебные недели).
Учебно – тематическое планирование
№ | дата | Содержание занятия и развиваемые способности |
1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
3 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
5 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
6 | Изготовление работ в технике рваной аппликации. | |
7 | Творческая работа в технике рваной аппликации. | |
8 | Совершенствование воображения. | |
9 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
10 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
12 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
13 | Изготовление новогодних гирлянд. объёмных поделок из бумаги. | |
14 | Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги. | |
15 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
16 | Совершенствование воображения. | |
17 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
19 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
20 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
21 | Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток. | |
22 | Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги. | |
23 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
24 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
25 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
26 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | |
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
28 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения. | |
29 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | |
30 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | |
31 | Конструирование. Изготовление простейших многогранников. | |
32 | Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур. | |
33 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. |
Методическое обеспечение
- примерная рабочая программа курса;
- поурочные разработки для учителя;
- рабочие тетради для ученика.
Материально-техническое обеспечение:
- материалы для оформления и детского творчества;
- канцелярские принадлежности – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы.
Литература
1. Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.: Речь, 2011
2. Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. - М.: Ридерз Дайджест, 2006.
3. Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. – Минск: Харвест, 2007.
4. Перельман Я.И. Весёлые задачки и головоломки. – М.: АСТ, 2010.
5. Тюлле Эрве. Каляки-маляки. – М.: , 2012.
6. Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.
7. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
8. Биран В.П. «Великое счастье – хорошо видеть». (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.stimed.net/node/40.
9. Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.yventamed.ru/avetisov.html.
10. Детские уроки (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.babylesson.ru/igra-golovolom-katangram/.
Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 2 класса начальной школы
Цели курса –
- разностороннее развитие второклассника и формирование жизненно необходимых компетенций в процессе выполнения творческих заданий;
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
Задания развивают логику, мелкую моторику, коммуникативные умения, творческие способности, формируют положительную самооценку, познавательную активность, эстетические потребности, навыки адаптации в коллективе.
Программа рассчитана на детей 7-8 летнего возраста.
Актуальность программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой - обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Задачи курса
1. Формирование у учащихся ориентироваться в новой социальной среде.
2. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
3. Знакомство учащихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
4. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты:
- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
- развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
- укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
Содержание учебной программы
Во 2 классе в силу возрастных особенностей ребёнку всё ещё трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса, придерживаясь традиций курса «РОСТ» для 1 класса, построены по принципу «спирали», т.е. последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
- динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата;
- познавательно-логические;
- коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и движение органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы, и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнения «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и др.
Для профилактики зрительных расстройств и в целях ослабления нагрузки на зрение школьников предлагается гимнастика для глаз.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Универсальные учебные действия. Структура занятий.
Занятия курса предполагают развитие предметных УУД.
Для формирования личностных УУД предлагаются такие виды заданий, как творческие задания, подведение итогов занятия (самооценка).
Для формирования познавательных УУД предлагаются следующие виды заданий: поиск лишнего, лабиринты, упорядочивание, «цепочки», работа с таблицами, сравнение, хитроумные решения, отгадывание загадок.
Для формирования регулятивных УУД предлагаются такие виды заданий: «преднамеренные ошибки», рисунки на сетке и клетчатой бумаге, упражнения на развитие моторики, на решение проблем творческого характера («изобрази», «разрежь фигуру так, чтобы…»).
Для формирование коммуникативных УУД предлагаются такие виды заданий: «объясни…», «аргументируй своё мнение…», задания и загадки с неоднозначным ответом (учёт разных мнений), игровые задания и работа в парах и группах.
Основные этапы занятия во 2 классе.
1) «Отгадай загадку» (задание №1 в каждом занятии). Основная задача этого этапа – подготовить ребёнка к активной деятельности. Загадки рассчитаны на кругозор, сообразительность, быстроту реакции, развивают ассоциативность мышления. Как правило, одна из загадок предполагает неоднозначный ответ.
2) «Задачи, развивающие логику, направленные на развитие умений анализировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве (№2).
3) «Поиграем с пальчиками» (№3). Упражнения для ладоней и пальцев, развивающие мелкую моторику рук и воображение.
4) «Нестандартные задачи» (№4, №5). Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Задачи на применение знаний в новой ситуации, развитие умения видеть закономерности, причинно-следственные связи и ориентироваться в пространстве.
5) «Весёлая зарядка» (№6). Предлагаются упражнения, позволяющие развивать двигательную способность ребёнка, воображение, умение встать на позицию другого, т.е. «войти в образ». Следует поощрять во время этих фантазию – как моторную, так и речевую, разрешать и даже приветствовать громкие звуки (имитирующие звуки животных или звуки механизмов).
6) «Логопедические упражнения» (№7, №8). Упражнения для развития лицевой мускулатуры и произнесение скороговорок и чистоговорок на определённый звук. Учитель сначала 2-3 раза читает скороговорку, соблюдая ударения и чётко произносит выделяемый звук. После этого дети 2-3 раза произносят её хором и после этого в паре произносят её по очереди. Это упражнение развивает коммуникативные способности (умение слушать партнёра).
7) Упражнения на развитие способности к мобилизации сил, внимания, памяти, коммуникативных способностей (№9).
8) «Помоги художнику» (№10). Упражнения на развитие воображения, творческих способностей, самовыражение.
По завершении каждого занятия ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу, развивая тем самым личностные УУД.
УМК
1. Е.Г.Коннова. РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. Курс внеурочной деятельности (ФГОС). 2 класс. Пособие для учителей и родителей. Ростов-на Дону. «Легион», 2013.
Количество часов, на которое рассчитана программа
Программа рассчитана на 1 час в неделю: 2 класс – 34 часа (34 учебные недели).
Учебно – тематическое планирование
№ | дата | Содержание занятия и развиваемые способности |
1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок. | |
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения выдвигать гипотезы. | |
3 | Развитие аналитических способностей. Развитие мышления. Развитие умения видеть проблему. | |
4 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения классифицировать. | |
5 | Совершенствование мыслительных операций. Тренировка умения ставить вопросы. | |
6 | Изготовление поделок из бумаги: бабочки и «звёздочки счастья». | |
7 | Творческая работа по изготовлению композиций из бабочек и звёздочек. | |
8 | Совершенствование воображения. Развитие умения классифицировать. | |
9 | Развитие аналитических способностей. Развитие умения выдвигать гипотезы. | |
10 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения видеть проблему. | |
11 | Тренировка зрительной памяти. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Бери – раз, два или три». | |
12 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения классифицировать. | |
13 | Изготовление объёмных поделок из бумаги. | |
14 | Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги. | |
15 | Развитие аналитических способностей и умения ставить вопросы. | |
16 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения классифицировать. | |
17 | Развитие мышления. Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения. | |
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни квадрат». | |
19 | Совершенствование мыслительных операций. Тренировка умения высказывать гипотезы. | |
20 | Знакомство с комбинаторными задачами. Умения определять понятия. | |
21 | Практическая работа. Изготовление коробочек для подарков без клея. | |
22 | Творческая работа по изготовлению корзинки для подарков. | |
23 | Развитие коммуникативных навыков в парной игре на поле для игры в бриджит. | |
24 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Умение определять понятия. | |
25 | Развитие коммуникативных навыков в командной игре. | |
26 | Развитие умения классифицировать. Развитие мышления. | |
27 | Развитие аналитических способностей. Тренировка умения высказывать гипотезы. | |
28 | Тренировка умения работать с информацией. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «окружение». | |
29 | Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм – работа по конструированию. | |
30 | Развитие аналитических способностей. Тренировка умения высказывать гипотезы. | |
31 | Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения. | |
32 | Тренировка умения работать с информацией. | |
33 | Тренировка умения удерживать различные точки зрения, развитие воображения. | |
34 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года. |
Методическое обеспечение
- примерная рабочая программа курса;
- поурочные разработки для учителя;
- рабочие тетради для ученика.
Материально-техническое обеспечение:
- материалы для оформления и детского творчества;
- канцелярские принадлежности – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы.
Литература
1. Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.: Речь, 2011
2. Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. - М.: Ридерз Дайджест, 2006.
3. Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. – Минск: Харвест, 2007.
4. Перельман Я.И. Весёлые задачки и головоломки. – М.: АСТ, 2010.
5. Тюлле Эрве. Каляки-маляки. – М.: , 2012.
6. Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. – М.: Ридерз Дайджест, 2008.
7. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
8. Биран В.П. «Великое счастье – хорошо видеть». (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.stimed.net/node/40.
9. Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.yventamed.ru/avetisov.html.
10. Детские уроки (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.babylesson.ru/igra-golovolom-katangram/.
11. Дмитриева В. 1000 игр, загадок, конкурсов. М: АСТ, Сова, 2008.
12. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Дом Фёдорова, 2011.
13. Степанов В.А. Кошкины друзья. Учебник для малышей. М: Фламинго, 2007.
14. Чуковский К. И. От двух до пяти. М: Педагогика, 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...