Семинар
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Миронюк Юлия Леонидовна

Доклад "Задержка психического развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_-_kopiya.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задержка психического развития Подготовила: Александрова Ю.Л.

Слайд 2

Понятие ЗПР Задержка психического развития (ЗПР) — это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Сухарева Г.Е. (1891 – 1981) 90 лет Лебединская К.С. (1925-1993) 68 лет Власова Т.А. (1905-1986) 81 год

Слайд 3

Понятие ЗПР Задержка психического развития – вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния легкой интеллектуальной недостаточности с частичным (парциальным) недоразвитием интеллектуальных функций ( преимущественно, так называемых, предпосылок интеллекта) и (или) личности, занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и олигофренией, имеющие тенденцию к положительной динамике при хорошо организованной реабилитационной работе.

Слайд 4

Причины ЗПР: причины биологического характера ; причины социально - психологического характера.

Слайд 5

Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967) выделили среди детей с ЗПР две наиболее многочисленные группы: 1) Дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Инфантилизм - нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга ).

Слайд 6

Систематика ЗПР Клара Самойловна Лебединская (1982 г .) выделяет задержку психического развития :

Слайд 7

Систематика ЗПР обусловлена замедленным созреванием и функциональной недостаточностью филогенетически молодых лобных структур мозга и их связей (гармонический психический и психофизический инфантилизм) проявляется в: дефиците познавательной активности при обучении; отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»; преобладании игровых интересов в школьном возрасте ; быстрой пресыщаемости в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения; неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей;

Слайд 8

Систематика ЗПР Этот тип задержки развития психики обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития внутренних органов (сердце, почки, легкие и др.). В замедлении темпа психического развития таких детей значительная роль принадлежит стойкой астении (слабости), болезненному состоянию, которое характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению. Причины неуспеваемости при астеническом состоянии лежат в ослаблении умственной работоспособности ( а не в интеллектуальной недостаточности) . Из-за общей ослабленности организма темп деятельности, скорость усвоения материала, память снижены. На первый план выступают быстрое снижение работоспособности, сужение объема воспринимаемого материала, трудности распределения и переключения внимания. Клара Самойловна Лебединская

Слайд 9

Систематика ЗПР Данный вид ЗПР связывается с неблагоприятными условиями воспитания. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. Психотравмирующая среда : негативное влияние на ребенке еще в утробе матери, если женщина испытывает сильные, длительно действующие негативные переживания . социальное сиротство, безнадзорность, культурная депривация, гиперопека. воспитание детей психически больными родителями , прежде всего матерью. А в зависимости от индивидуальных особенностей его психики возникают различные типы эмоционального реагирования : агрессивно-защитный, пассивно-защитный, «инфантилизированный» Клара Самойловна Лебединская

Слайд 10

Систематика ЗПР отличается большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Анамнез детей с данным типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности, родов, постнатальных нейроинфекций и др. При этом варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. Клара Самойловна Лебединская

Слайд 11

Познавательная деятельность детей с задержкой психического развития характеризируется рядом особенностей: Отмечаются следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения : Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью . Узкий объем внимания.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приветствие учителей, участников семинара "Предметная неделя в начальных классах"

Данная публикация представляет собой приветственные слова учителям перед семинаром, который посвящён предметным неделям в начальных классах....

Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")

Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

Семинар для родителей "Как помочь ребёнку стать уверенным в себе?"

На этом материале можно ближе познакомить родителей с чувством неуверенности, проработать более полно ощущение этого чувства на себе. Семинар можно также провести как тематическое собрание для ро...

Семинар для родителей "Как помочь ребёнку стать уверенным в себе?"

На этом материале можно ближе познакомить родителей с чувством неуверенности, проработать более полно ощущение этого чувства на себе. Семинар можно также провести как тематическое собрание для ро...

Буклет семинара МО по теме: Тема семинара: «Методическое сопровождение аттестации учителей начальных классов»

Буклет подготовлен к проведению районного семинара МО учителей начальных классов...