ситуационные задачи
материал (3 класс) на тему
сит зад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_1_-_kopiya.doc | 58 КБ |
reshenie_pedagogicheskih_zadach.doc | 135 КБ |
situatsii.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЙ КЕЙС
для работы с родителями
потенциально одарённых дошкольников
авторы-составители:
Наймушина М.Е., воспитатель
МДОУ «Детский сад № 13»,
Онянова Ю.В., воспитатель
МДОУ «Детский сад № 48»,
Соликамск, 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПредлагаем вашему вниманию практические кейсы для работы с родителями потенциально одарённых дошкольников. Талантливые дети отличаются от сверстников не только выдающимися способностями, но и особенностями поведения как дома, так и в детском саду. Поэтому у воспитателей появляется масса поводов для общения с родителями. Не всегда профессиональная подготовка даёт возможность грамотно разрешить проблему. Использование кейс-технологии призвано облегчить педагогам общение с родителями в конкретных ситуациях реальной жизни.
Структура кейса включает:
- Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
- Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
- Комментарий ситуации, представленный автором
Решение кейсов
- Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.
- Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
- Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
- Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.
- Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Предложенные в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат толчком для творческого осмысления реальной проблемы.
Педагогические ситуацииСитуация 1.
Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.
Ваши действия.
Вариант 1.
Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.
Вариант 2.
Провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.
Вариант 3.
Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.
Вариант 4.
Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).
Вариант 5.
Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.
Ситуация 2.
- Мальчик, 7 лет.
С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».
Ваши действия.
Вариант 1.
Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.
Вариант 2.
Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.
Вариант 3.
Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.
Ситуация 3.
Мальчик Саша, оставшись еще на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребенка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у нее хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая ребенка из детского сада. Ольга Петровна (мама) обнаружила у него чужую маленькую машинку.
Как быть?
Вариант 1.
Расспросить ребенка:
- Саша, чья это машинка? Нужно ее отдать хозяину.
- Я ходил в гости к Нине Ивановне, учил малышей строить гараж и случайно положил в карман,- хитрит Саша.
- Сходи завтра к малышам и верни машинку.
- Нет, она мне нравиться, у меня такой нет,- упрямиться мальчик.
- Саша, может это домашняя машинка, и малыш плачет, ищет, - убеждает мама.
- Нет, не пойду. Нина Ивановна, будет сердиться, скажет, что я украл, нет, мне стыдно.
- Саша, давай завтра вместе сходим к Нине Ивановне и отдадим машинку, хорошо?
Вариант 2.
Убедить ребенка вернуть машинку, предварительно обсудив ситуацию с педагогом.
Вечером, прежде чем забрать ребенка, Ольга Петровна заходит к Нине Ивановне, рассказывает о случившемся и предупреждает, о своем приходе с сыном. Нина Ивановна поддерживает линию поведения мамы и когда ребенок возвращает машинку, обрадовано говорит:
-Ой, Саша, ты нашел Димину машинку! А мы ее весь день ищем, Дима плачет, иди скорее, отдай ее Диме, спасибо тебе большое.
Вариант 3.
Маме самой взять машинку и отнести её Ольге Петровне. Объяснить ей ситуацию. Но предварительно побеседовать с сыном о том, что нехорошо брать чужие вещи.
Ситуация 4.
Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.
Вариант 1.
Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.
Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.
Вариант 2.
Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.
Вариант 3.
Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.
Ситуация 5.
Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.
Вариант 1.
Объяснять правила игры до ее начала. Обговаривать с детьми правила безопасности.
Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.
Вариант 2.
Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.
Вариант 3.
Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.
Ситуация 6.
Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой.
Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: « Завтра в садик не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».
Как отреагировать маме?
Решение:
1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Светы к ситуации в детском саду.
2. Поддержать дочку: «Правильно, ты же у меня самая умная. А если ты не знаешь ответа – давай вместе узнаем / возможные источники информации/».
3. Обратить внимание! Возможно постоянная чрезмерная похвала дочки
вызвала неуверенность в первых неудачах.
Ситуация 7.
Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.
Решение:
Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».
Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».
Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа).
Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка. Если родители осознают проблему, то предложить посетить с ребенком практические занятия у психолога по формированию волевой сферы. Дать рекомендации «Формирование сдержанности у дошкольников», «Сферы применения способности быстрого, объемного запоминания» (шахматы, шашки, ГО).
Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам формирования адекватной самооценки.
Ситуация 8.
Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами.
Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»
■ С чем связано подобное явление?
РЕШЕНИЕ. Подобное явление связано с несовершенством владения грамматическим строем речи. Ребенок может придавать какому-либо новому слову ту форму, которой он овладел. Элементы осознанного владения ребенком этой формы вызывают детской словотворчество.
Ситуация 9.
В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.
Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».
А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»
■ Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?
■ Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?
РЕШЕНИЕ. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное.
Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.
Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.
Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.
Ситуация 10.
. Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»
А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймешь!»
■ В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?
РЕШЕНИЕ. Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению.
Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»)
Ситуация 11.
. «Мой сын Миша (7 лет), - пишет мама, - почти совершенство. Но в своей группе на людях всегда молчит. Я старалась его оправдать какими-то причинами: устал, торопится домой и т.д. Когда же он дома — все в порядке. А на людях — замыкается. Посоветуйте, что делать?»
■ Дайте совет маме.
РЕШЕНИЕ. Постарайтесь объяснить Мише, что застенчивость часто воспринимается как недружелюбие, и чтобы нравиться людям, надо быть более общительным.
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
РЕШЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ
Задания для практических занятий
по дисциплине «Социальная педагогика»
Для студентов специальности 050711
«Социальная педагогика»
ББК 74
Р47
Печатается по решению методического совета
Воронежского государственного
промышленно-гуманитарного колледжа
Составитель Т.И. ГОРБУНОВА
Р47 | Решение социально-педагогических задач : задания для практ. занятий по дисциплине «Социальная педагогика» : для студентов специальности 050501 «Проф. обучение (по отраслям)» заоч. формы обучения / Федер. агентство по образованию, Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. Т.И. Горбунова]. – Воронеж : ВГПГК, 2010. – 16 c. Методические указания предназначены для формирования у студентов навыков социально-педагогической деятельности, представлена система подбора социально-педагогических задач и способы их решения. Они предназначены для проведения семинарских и практических занятий. ББК 74 |
_______________________
Редактор Н.Р. Подобедова
Компьютерная верстка Н.Р. Подобедова
Подписано в печать 11.10.2010. Формат 60 × 84 1/16. Бумага для офисной техники.
Гарнитура Таймс. Цифровая печать. Усл. печ. л. 0,93. Уч.-изд. л. 0,63. Тираж 25 экз.
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)
Учебно-производственный участок оперативной полиграфии ВГПГК
Адрес колледжа и участка оперативной полиграфии:
394000 г. Воронеж, пр. Революции, 20
© © | Горбунова Т.И., 2010 Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2010 |
В социальных направлениях деятельности практически всегда возникают конкретные проблемы. Поэтому социально-педагогическая задача является центральным объектом внимания социальных педагогов, а ее решение составляет основное содержание их работы. Соответственно при подготовке таких специалистов много времени должно отводиться анализу жизненных проблемных ситуаций.
Будущим специалистам необходимо освоить определенный общий алгоритм решений задач. Тогда они смогут творчески подойти к конкретному случаю, учитывая особенности каждой проблемной ситуации, используя свои личностные особенности и возможности.
В результате обучения решению задач ставятся следующие цели:
– создать у будущих социальных педагогов адекватное представление о задаче и ее решении вообще, а также о решении социально-педагогических задач в частности;
– вооружить студентов умениями и навыками успешного решения задач, что обеспечит эффективность дальнейшей профессиональной деятельности;
– дать научные основы методики решения социально-педагогических задач и предложить инструмент контроля и самоконтроля ее усвоения.
ЗАДАЧИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МОДЕЛЕЙ
ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Задача 1
Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка часто выпивают. Мать настроена против них, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.
Вопросы
1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей?
2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей?
Ответы
1. Социальный педагог должен выявить причину злоупотребления алкоголем у юноши.
2. Провести работу с матерью и помочь ей пересмотреть свои отношения с сыном.
Задача 2
В школе организовалась группа, состоящая из мальчиков 14–16 лет (из параллельных классов). Время вне школы они проводят вместе. Самому младшему в этой группе 14 лет. Еще недавно он хорошо учился и был благополучным ребенком. Теперь он поздно возвращается домой, часто от него пахнет алкоголем.
Вопросы
1. Кто является объектом для социального педагога в данной ситуации?
2. В каких видах помощи нуждается семья мальчика?
Ответы
1. Социальный педагог должен определить причину алкоголизации подростка как в семье, так и в школе.
2. Дать рекомендации родителям подростка по коррекции его поведения.
Задача 3
В больницу привезли шестилетнего ребенка в состоянии алкогольного опьянения. Пьяный малыш бил стекла в здании местного техникума, пока его не задержали. В больнице протрезвевший ребенок рассказал, что водкой его много раз угощал мамин сожитель.
Вопросы
1. Что необходимо сделать социальному педагогу в данном случае?
2. С какими специалистами должен работать социальный педагог для разрешения проблемы?
Ответы
1. Провести беседу с матерью и определить проблему аморального образа ее жизни.
2. В первую очередь необходимо привлечь медиков для лечения начальной стадии алкоголизма у ребенка.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задача 1
Сыну 16 лет, он бросил школу, не работает. В квартире постоянно собираются шумные компании, в которых курят, сквернословят, пьют алкогольные напитки. В этой семье пять лет назад скончался пьяный отец, отравившись суррогатным спиртным напитком. Мать – «тихая алкоголичка», никому не мешает, но и сыном не занимается.
Задача 2
Группу подростков арестовали за то, что они избили случайного прохожего. Ребята сдали экзамен, купили две бутылки вина, распили и пошли гулять. Захотелось курить, попросили у проходившего мимо мужчины. Он в ответ что-то буркнул, им показалось, что мужчина им грубо ответил, тогда они догнали его и избили.
Задача 3
Мать, несильно пьющая, но «легкого поведения», своего сына сразу после рождения подкинула деду с бабушкой. Дед сильно пил, в свои десять лет мальчик украл у него водку и выпил с приятелями. Дед с бабушкой развелись, но к этому времени мальчик уже мог выпить две бутылки водки за один раз. Бабушку он стал обижать, а сам семь раз лечился. Из школы ушел после 8-го класса.
Задача 4
В семье, где муж – алкоголик, жена неоднократно пыталась поменять место жительства в надежде, что он бросит пить. Поняв, что это бесполезно, перестала обращать внимание на бесконечное пьянство. Стала жить и терпеть ради детей.
Задача 5
Ребенок растет в «трудной семье»: отца нет, мать иногда выпивает. Воспитанием мальчика занималась бабушка. В 1-й класс ребенок пошел с желанием учиться. Но у его учительницы сложилось предвзятое мнение о ребенке. Если в классе что-то случалось, виноват всегда был он. К 3-му классу за ним закрепился
ярлык «трудный ребенок».
Задача 6
В детский дом привезли девочку, возраст которой было трудно определить. Она не говорила, не ходила, была страшно истощена, не приучена к элементарной гигиене, не переваривала нормальную пищу. Ее родители, признанные вменяемыми, запирали девочку в кладовке, и она жила в коробке с опилками.
ЗАДАЧИ ПРОСТЫХ МОДЕЛЕЙ
ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Задача 1
Свете, ученице 8-го класса, позвонила ее одноклассница, печальным голосом пожаловалась на свое одиночество, на то, что она больше не верит, что жизнь может принести что-то хорошее, и поэтому она постоянно думает о смерти. Света обещала к ней вечером заехать.
Вопросы
1. Как и о чем должна Света разговаривать с Катей?
2. Может ли Света реально помочь Кате?
Задача 2
На школьной перемене социальный педагог неоднократно
делала замечания двум расшалившимся пятиклассникам. Когда начался урок, она вошла вместе с учителем в этот класс и потребовала от мальчиков, чтобы они дали ей свои дневники. Мальчики отказались это сделать.
Вопросы
1. Как вы оцениваете действия социального педагога?
2. Как должен поступить социальный педагог в этой ситуации?
Задача 3
Татьяна Ивановна, социальный педагог, возвращалась с работы и стала невольным свидетелем того, как прямо на улице, на глазах прохожих, женщина избивает своего восьмилетнего сына. Татьяна Ивановна подошла, стала стыдить женщину и пыталась забрать у нее кричащего мальчика. Однако женщина еще более разозлилась.
Вопросы
1. Как бы вы поступили на месте Татьяны Ивановны?
2. Можно ли подобным вмешательством повлиять на отношение родителей к детям?
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задача 1
Олег учится в 8-м классе. Ученик он довольно слабый, но старается. Характер у него мягкий, доброжелательный. С отцом у Олега отношения напряженные. Отец очень недоволен тройками, которые Олег получает в школе, поэтому ругает сына, называет его мямлей, тугодумом, слюнтяем. Мать заступается за Олега, но ему важнее реакция отца.
Задача 2
Женя удивляла всех тем, что обманывала даже тогда, когда ее ложь была очевидной. Социальный педагог решила поговорить об этом с Жениной мамой. Однако мама знала эту черту Жениного характера, но ничего не могла изменить.
Задача 3
Наташа, ученица 9-го класса, открыта навстречу всему миру. Ее интересует и поэзия, и музыка, и спорт. О ней с восхищением отзываются все учителя. Наташа – неизменный участник всех олимпиад. Но на городской олимпиаде по математике она заняла только третье место. Однако не унывает. Стала усиленно заниматься. По мнению учителей, девочка успешно развивается.
Задача 4
Полы в классе дети мыли по очереди. Один Олег находил причину, по которой мог увильнуть от мытья полов. Когда стало заметно, что это тщательно продуманное действие, классный руководитель решила принять меры:
– пристыдить тем, что другие – такие же дети, однако моют полы;
– пригрозить двойкой по поведению;
– посоветоваться с Олегом, как бы он поступил на месте классного руководителя;
– вызвать родителей;
– оставить Олега во время его дежурства и вымыть пол за него.
Задача 5
В школе появилось давно забытое увлечение – стрельба из рогаток. Стреляли по всему, что видели: по окнам прохожим, изоляторам на столбах, прожекторам. Рогатками, казалась, вооружена целая армия мальчишек. Нужно было принимать меры:
а) вызывать родителей;
б) штрафовать за поврежденное имущество;
в) отбирать рогатки при входе в школу;
г) построить в глубине двора мишень для стрельбы.
Задача 6
Мама тщательно прибрала квартиру к приходу гостей. Четырехлетний Андрей мастерит из конструктора корабль. Вдруг корабль ломается, и весь конструктор рассыпается по полу. Мама ругает сына и в гневе выбрасывает конструктор в мусорную корзину. Спустя 10 лет она жалуется: «У моего сына нет никаких
увлечений. Целый день лежит перед телевизором. Ничего его не интересует».
ЗАДАЧИ УСЛОЖНЕННЫХ МОДЕЛЕЙ
ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Задача 1
Из письма в редакцию:
«Пишу вам, потому что больше не могу терпеть, пишу из отчаяния, не знаю, как дальше жить.
Сегодня я снова не пошла в школу (и это уже не в первый раз). Сижу, а на душе так плохо, все равно через день или два придется идти, а там одноклассники, учителя (учусь я в 9-м классе). «Почему ты не ходишь в школу, – спросите, – что случилось?»
А ничего. Даже писать стыдно. Не знаю, поймете ли Вы меня, ведь все это с виду пустяки, но для меня не так... Я плохо учусь, хоть и стараюсь. Учителя жалеют, ставят тройки за четверть, хотя у меня одни двойки из года в год. Сколько ни старайся, ничего не получается, переводят из класса в класс за старательность, а сколько огорчений...
Как все-таки жизнь несправедлива! Есть у нас в классе одна девочка. Красивая, стройная, учится хорошо, дома у нее все в порядке, у матери и отца под крылышком. И такая беспечность! Учеба дается от природной способности, никакого труда. А я должна, как раб Божий, сидеть за книгами день и ночь, потому что до меня не дойдет все сразу, да еще ее вдобавок все равно
одни двойки получишь. Почему же одним людям живется на свете легче, чем другим? У одних есть все, а у тебя ничего: ни способностей к учебе, ни человеческого вида (я сама себе противна), ни жизни порядочной (в семье у нас пьет отчим). Живем мы
на частной квартире, скоро приедут хозяева, и нам надо уходить. Моим родителям по 36 лет, а над головой нет своей крыши, нет ничего, даже телевизора. Еды не хватает, хотя мать зарабатывает на бетонном заводе неплохо, но она не может экономно вести
хозяйство. Одеваться тоже не на что, а ведь я в 9-м классе, да притом некрасивая, ношу очки и еще много, много других недостатков, о волосах и говорить не хочется...».
Предложения
1. Определите основную проблему девочки.
2. Разработайте план и программу работы с ней.
Задача 2
Письмо молодой девушки, окончившей среднюю школу:
«Я единственная в семье. Мои родители работают на высоких должностях. С нами живет бабушка. Мне 19, лет я нигде не учусь, не работаю. Почему? Неохота! Мне скучно Я смотрю на мир с нескрываемой зевотой. Мне скучно, когда я кручу фирменные диски, смотрю свой видеомагнитофон, разговариваю с друзьями по телефону, разъезжаю по городу на собственных «Жигулях» (их мне подарили на мое 18-летие). Мне многие завидуют: у меня несколько джинсовых костюмов, костюмы из замши, велюра, дубленка, несколько пар сапог и туфель... Им завидно, а мне все это надоело. Мне лень жить, лень что-то сделать. Всю работу по дому делает бабушка. Ей 85 лет. Мне всегда делается страшно, когда я подумаю, что она ведь скоро умрет. Но мне жалко не ее, я ужасаюсь от мысли, что потом всю работу мне придется делать самой. У меня часто бывают конфликты со своими родителями. Ругают из-за того, что я не учусь, не работаю, но я привыкла их не слушать».
Предложения
1. Окажите профессиональную консультативную помощь девушке в данной ситуации.
2. Предложите методы социальной помощи молодежи по данной проблеме.
Задача 3
В редакцию пришло письмо от юноши 19 лет:
«Мое поколение часто обвиняют в инфантильности. Леди и джентльмены! Считаю своим долгом объявить вам, что наше поколение не собирается исправляться. Кто виноват?
Во-первых, родители. Они часто не столько балуют детей (нет, чаще всего родители заставляют детей и обслуживать себя, и зарабатывать деньги, в этом смысле мы независимы), сколько стремятся думать за них. Вот парадокс: с одной стороны, зарабатывай больше денег, а с другой – именно так, таким способом; с одной стороны, женись по любви, с другой – женись именно на той, а не на этой. Сегодня, как никогда, в них развито чувство собственности на ребенка.
Во-вторых, виноват период переоценки ценностей. Молодежь заняла наблюдательную позицию: рассуждать, но не делать. И вообще, мне непонятна вся эта возня вокруг «молодежной темы». Всегда были проблемы «отцов и детей», но по этому поводу не было истерик. Почему именно сейчас? Чем мы такие особенные? Ха-ха, эта шумиха только повышает инфантильность. Может, оставленные в покое, мы бы сами решили свои проблемы»?
Вопросы
1. В чем проявляется инфантильность?
2. Является ли инфантильность типичной чертой характера современной молодежи?
3. В чем вы видите причины инфантильности молодого поколения?
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задача 1
Ира рассказывает о своей первой любви: «С Павлом мы
познакомились в оздоровительном лагере Нам было по 16 лет, но до него парня у меня не было. Влюбилась я в него сразу, и уже к концу второй недели знакомства я ему отдалась. Ни о каких противозачаточных средствах я не знала, он этот вопрос тоже не поднимал. К концу лета я поняла, что беременна. Когда Павлик узнал об этом, то благородно сказал: «Я, конечно, тебя не брошу, но ты подумай сама: через 4 месяца у тебя будет большой живот, и мы даже гулять с тобой не сможем, мне стыдно
будет».
Я так прониклась этой мыслью, что решила от ребенка избавиться. Наркоз мне не сделали, так как денег у меня не было. Что со мной было в больнице, я не забуду никогда. Этой боли Павлу я простить не смогла».
Задача 2
Нина – замкнутая девочка. Все ее стремления, интересы – за пределами школы. Одноклассники ее не привлекают, она даже их презирает, и самое большое желание, чтобы они не вмешивались в ее жизнь. Так и сосуществовали они рядом – 6 «Б» и Нина – до одного случая. Класс участвовал в общешкольном туристическом походе. Было много интересного: разные соревнования, конкурсы. К обеду все устали, хотелось пить. Из рюкзаков вытащили припасенные бутерброды, накрыли общий стол. В одном из рюкзаков обнаружили бутылки с минеральной водой. Воду с большим удовольствием выпили. Обиде, гневу Нины не было предела: «Зачем взяли мою воду, что я теперь буду пить?» – «Ой, извини, очень уж хотелось минеральной водички. Вот чай», – Таня протянула Нине кружку. Мгновение, и чай выплеснут Тане в лицо. Сначала было тихо, а потом...
С этого случая Нине не прощается ничего. Каждый ее промах высмеивается. Нина еще больше отдаляется от класса.
Задача 3
На вопрос: «Есть ли в вашей школе дети, которым трудно в семье и которые нуждаются в помощи?» – директор ответил утвердительно. В это время открылась дверь, и вошел мальчик лет восьми: «Александр Иванович, вы меня вызывали?»
Одного беглого взгляда было достаточно, чтобы определить, что за мальчишкой никто не следит: одежда мятая и грязная,
волосы давно не стрижены, лицо и руки в грязных разводах.
Был мальчонка весь какой-то пришибленный, с лицом землистого цвета. Желтыми прокуренными пальцами он теребил некое подобие шапки. «Как ты провел выходной день?» – строго спросил директор.
«Мамка опять вчера гуляла с дядьками и тетками, а меня
выгнала на улицу. Я гулял, пока не замерз, потом катался на автобусе. Ходил на рынок. А вечером пошел к папе в общежитие, там с дяденьками поел и заночевал».
Задача 4
Из письма 14-летнего мальчика: «Я не понимаю, почему взрослые думают, что никто из ребят не знает про ЭТО. В нашем классе и мальчишки, и девчонки знают свой и противоположный пол как свои пять пальцев. В большинстве случаев взрослые думают, что ребенок еще мал, что у него и мыслей нет о половых отношениях. А этот ребенок ходит тайком к другу порнофильмы смотреть. Мне с родителями повезло. Они не таятся, разговаривают со мной об отношениях между мужчиной и женщиной. Зачем таиться, если это происходило испокон веков, когда нас такими сделала природа? Так что молчать, по-моему, бессмысленно».
Задача 5
Урок шел как обычно. Наталья Кирилловна начертила на доске схемы и приступила к объяснению. Вдруг она услышала слева от себя отчетливый скрип. Скрипел Сергеев, и она, не задумываясь, строго сказала: «Сергеев, прекрати скрипеть, или я тебя удалю с урока». –
– Что Сергеев-то? – громко зашумел семиклассник. – Вы сначала разберитесь, кто скрипел, а потом говорите.
Учительница продолжила объяснение, но и скрип возобновился тоже. Тогда Наталья Кирилловна подошла к Сергееву, взяла у него дневник и записала туда замечание. Так как замечание было записано, Сергеев принялся скрипеть еще громче, откровенно издеваясь над учителем. Наталья Кирилловна громко произнесла: «Немедленно выйди за дверь!» Но Сергеев не вышел, а пустился в пререкания.
– Пока ты, Сергеев, не выйдешь из класса, я урок вести не буду!
Однако это не оказало никакого действия, ни на Сергеева, ни на класс.
Задача 6
Вы проводите со школьниками курс занятий по обучению их основам здорового образа жизни. Однажды вы уверенно открыли дверь класса, вошли, поздоровались. Ученики дружно поднялись и встали как по команде «смирно». Только у некоторых были опущены глаза… Вы подошли к столы и увидели: на большом листе был нарисован ваш портрет – карикатурно. Весь класс замер в ожидании, что же будет? Ваши действия в данной ситуации.
ЗАДАЧИ СЛОЖНЫХ МОДЕЛЕЙ
ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Задача 1
«У меня был Игорь Петрович Городич. Это было еще в колонии имени Горького. Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю:
– Кто дежурный? 5 часов ареста!
– Есть 5 часов ареста.
Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал дежурному, пришел ко мне в кабинет:
– Я прибыл под арест.
Я сначала хотел было сказать ему: «Брось». А потом думаю: «Ладно, садись». И просидел 5 часов под арестом. Ребята заглядывают в кабинет – Иван Петрович сидит под арестом.
Когда кончился арест, он вышел на улицу. Ну, думаю, что будет. Слышу гомерический хохот. Ребята его качают.
– За что?
– За то, что сел под арест и не спорил».
Вопросы
1. Как вы относитесь к наказанию воспитателя в присутствии коллектива воспитанников?
2. Не способствует ли такая мера ослаблению воспитателя у воспитанников?
3. Приемлемо ли такое решение с точки зрения педагогика сотрудничества? Как бы вы поступили в данной ситуации с позиции руководителя колонии и воспитателя?
Задача 2
«В человеческой жизни есть еще один сильный стимул – престиж. Человек, потерявший удовольствие от напряжения, от высоких достижений в труде, не рассчитывающий на престиж в сфере труда, ищет выход своей личности в других сферах. Возникают пороки. Это всевозможные химические средства, изменяющие психологическую настроенность и создающие иллюзию удовольствия. Один порок мы уже пожинаем – алкоголизм. Я считаю, что мы уже сейчас убавили необходимый и напряженный труд ниже доступного уровня.
...Природа диктует определенный уровень необходимости в работе, ниже которого опускаться нельзя. Если ориентироваться на уровень счастья пассивных людей, которые согласны на счастье «поменьше», лишь бы работа была «полегче», тогда мы снизим уровень всех остальных людей. И, значит, эффективность нашего общества в целом. А главное, потенциал будущего поколения. А это опасно».
Вопросы
1. Проанализируйте эту мысль Н.М. Амосова. Автор прав или заблуждается?
2. Как бы вы изменили систему воспитания подрастающего поколения с целью преодоления в школе застойных явлений?
Задача 3
Дагестанская поэтесса Фазу Алиева в стихотворении « Разговор с сыном» пишет:
Ты, сын мой, должен помнить: оттого
Ржавеет даже новый лист железа,
Что в сырости лежит он бесполезно
И не находят дела для него.
Душе людской – во много раз трудней:
И в дверь души, и в щели этой двери
Сто ржавчин и пороков лезут...
Запомни три из них по крайней мере:
Во-первых, зависть,
Ты ее убей в зародыше.
И научись по праву
Безревностно ценить других людей,
Чтить их удачу, их успех и славу.
Второе – злость.
Беги от чувства злого.
Сей доброту.
Живи, других любя.
Суди себя, коль осудил другого,
Прости другого, коль простил себя.
И третье – корень наших многих бед,
Убийство всех достоинств в человеке –
Безделье. И позорнее вовеки
Порока не было и нет.
Не в праздном воздыханье на диване,
А в празднике полезного труда
Ищи свой смысл...
И разочарованье
Не потревожит ум твой никогда.
Вопросы
- Проанализируйте содержание стихотворения с позиций задач и закономерностей воспитательного процесса.
- Какие качества личности поэтесса выделяет как ведущие?
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задача 1
После аварии на Чернобыльской АЭС многих ученых волновал (да и сейчас волнует) вопрос: «Почему это произошло? Почему так участились конфликты человека с техникой?»
Академик В.А. Легасов в беседе с писателем Ю. Щербаковым размышлял: «Я все время думал: почему это совершается? И знаете, прихожу к парадоксальному выводу... Совершается это потому, что мы чрезмерно увлеклись техникой. Прагматично. Голой техникой. Это охватывает много вопросов, не только безопасности. Вдумайтесь: почему тогда, когда мы были намного беднее, а международное положение было более сложным – почему тогда в исторически короткие сроки – 30–50-е годы – мы сумели поразить весь мир темпами создания новых видов техники. Ведь ТУ-104, когда он появился, – это был качественный самолет. Атомная станция, которую создал Игорь Васильевич Курчатов и его соратники, – это было и пионерское добротное решение.
Что же случилось, почему?
...И я пришел приблизительно к следующему парадоксальному выводу: та техника, которой наш народ гордится, которая финишировала полетом Гагарина, создавалась людьми, которые стояли на плечах Толстого и Достоевского.
...Они выражали свою мораль в технике. Относились к создаваемой и эксплуатируемой технике так, как обучал их относиться ко всему в жизни Пушкин, Толстой. Чехов. А уже в последних поколениях, которые пришли им на смену, лучшие инженеры стоят на плечах «технарей», видят техническую сторону дела.
Задача 2
Прокомментируйте слова древнегреческого историка Плутарха: «Научись слушать и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
Задача 3
А.С. Макаренко считал, что человека надо не лепить, ковать. Это значит хорошенько разогреть, а потом бить молотком. Не в прямом смысле, конечно, а создать такую цепь трудностей, в результате преодоления которых характер закалится и воспитается непременно хороший человек. Согласны ли вы с этим утверждением?
Задача 4
Б. Шоу в пьесе «Профессия миссис Уоррен» писал: «Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха тот, кто ищет нужных ему условий, и, если не находит, создает их сам».
А как вы понимаете это суждение? Согласны ли вы с ним?
Задача 5
В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван Карамазов ставит перед своим братом Алешей вопрос: «Возможно ли построить совершенный мир, мир всеобщего счастья, ценой мучений и гибели хотя бы одного невинного ребенка?» Алеша категорически отвергает такую возможность. Его устами Ф. Достоевский выражает свою нравственную позицию: человеческая жизнь имеет бесконечную ценность, и арифметика Ивана – ради счастья миллионов можно пожертвовать одним невинным – аморальна, чудовищна. А что думаете вы?
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Балл Г.А. Теория учебных задач / Г.А. Балл. – М., 1990.
Галагузов А.Н. Учебная задача как средство обучения студентов социально-педагогической практике : метод. рекомендации / А.Н. Галагузов, Е.С. Астайкина. – Н. Новгород, 2001.
Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи : учеб. пособие для студентов вузов / А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова, И.А. Ларионова. – М., 2008. – 191с.
Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. – Воронеж, 1976.
Гуслякова А.Г. Сборник задач и упражнений по социальной работе / А.Г. Гуслякова, В.А. Кувшинникова, А.К. Синцова. – М.,1994.
Омельяненко В.Л. Задания и педагогические ситуации : пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / В.Л. Омельяненко, Л.П. Вовк, С.В. Омельяненко. – М., 1993.
Справочник социального педагога. – М., 2005.
Шакурова М.А. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М.А. Шакурова. – М., 2002.
Предварительный просмотр:
Ситуация 1: немного о самоконтроле
Ученик 7 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…
Пример решения педагогической ситуации проведем поэтапно.
На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности ученика, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля школьника.
Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля. После знакомства с методикой она проводится на условном объекте (можно самому выполнить все задания или предложить товарищу).
На 3 этапе происходит интерпретация эмпирических данных. Обрабатываются полученные данные и делаются выводы об уровне развития состояния волевого самоконтроля.
4 этап предполагает коррекцию характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля ученика нужно применить различные приемы воспитания и самовоспитания воли.
При анализе педагогических ситуаций необходимо придерживаться следующих правил: 1) выявить подлинную проблему: в чем ее суть; 2) отказаться от установки "Победа любой ценой!"; 3) рассмотреть несколько возможных решений; 4) оценить варианты и выбрать наилучший с учетом возможных последствий; 5) не выносить оценочных суждений; 6) не вовлекать в конфликт посторонних людей; 7) учитывать возрастные особенности участников конфликта.
Педагогическая ситуация
Алгоритм анализа педагогической ситуации
1. Характеристика педагогической системы:
назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие;−
дайте оценку уровня развития педагогической системы;−
каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?−
2. Выявление объектов и субъектов воспитания:
определите какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную);−
дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.−
3. Характеристика взаимоотношений субъектов:
определите стили отношений, руководства, общения педагога;−
дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе;−
оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.−
4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач:
сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе;−
определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации;−
конкретизируйте задачу, которую следует решить−
Алгоритм решения педагогической задачи
1. Выдвижение гипотезы:
выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;−
прогнозирование их результативности;−
рассмотрение различных вариантов действий педагога.−
2. Выбор оптимального варианта действий педагога:
выбор методов педагогического воздействия;−
определение соответствующих методических приемов;−
выбор организационных форм;−
подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.−
3. Детализация:
продумывание оперативной структуры действий педагога.−
4.Анализ предполагаемых результатов:
характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.−
1. Обнаружение факта
Учитель узнает, что ученик 2-го класса испортил на лестнице перила: изрезал их перочинным ножом.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации
Ситуация описывается во всех деталях, озаглавливается (заголовок может помочь уяснить суть конфликта), по возможности целиком воспроизводится диалог. Диалог – это всегда поиск истины, нередко спор, поэтому важно его передать как можно точнее. Например, ситуация, названная:
ЭТО ЖЕ НЕЛЬЗЯ!
«Спускаюсь по лестнице и вижу: Володя С. перочинным ножиком режет лестничные перила. Заслышав мои шаги, стремглав бросился бежать, оставив на площадке свое пальто. Поймать «злоумышленника» оказалось делом несложным. Рассказываю матери о случившемся, та удивляется:
– Не может этого быть! Наверно, это кто-нибудь из тех ребят, что были вместе с сыном.
Володя смущен...
В квартире, где живет мальчик, – чистота, паркет натерт до блеска, красивая мебель. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведенному порядку и вещам.
– Это правда, что ты портил перила?
– Я только попробовал, как режет ножик...
Вмешиваюсь в разговор:
– Но зачем же портить перила? Вот попробуй резать у себя дома стул или свой стол. Не все ли равно, что резать – стол или перила...
У мальчика на лице немое удивление, и он возмущенно восклицает:
– Это же нельзя!
Мать поясняет:
– Это его стол... Отец ему купил».
После того как ситуация восстановлена, можно перейти к ее анализу.
3. Определение характера содержания педагогической ситуации
Каждому возрастному периоду свойственны свои штатные педагогические ситуации. Для младших школьников это:
Драки.Агрессивное, враждебное, нередко жестокое поведение ребенка по отношению к другому зарождается и укрепляется в младшем школьном возрасте по многим причинам: из-за желания утвердиться, обратить на себя внимание, отплатить обидчику, из-за несовпадения оценочных суждений.
Жалобы, ябедничество, доносы.Дети знают, что ябедничество, доносительство осуждаются их сверстниками. И тем не менее учителю постоянно приходится слышать жалобы: «А он у меня взял...», «А он списывает...», «А он меня ударил...»
Обмены.Обменные операции между детьми распространены широко («Я тебе, ты мне...»). В большинстве случаев правила обмена известны и их придерживаются. Однако бывает и обмен не по правилам, тогда он способствует развитию честолюбия, корысти, может вызывать ссоры.
Страхи.Учащиеся 1–4-х классов постоянно испытывают чувство страха. Они боятся родителей, учителей, некоторых одноклассников, незнакомых людей, животных, темноты.
Клички и прозвища.Дети, как правило, обращаются друг к другу не по именам, а по кличкам, прозвищам, и нередко – с целью унизить достоинство.
Испорченные вещи.Дети порой небрежно относятся к своим и чужим вещам, портят их.
Этот перечень можно продолжить. Разбираемая педагогическая ситуация «Это же нельзя!» может быть отнесена именно к группе «Испорченные вещи».
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе
Анализ потребует ответа на вопросы: кто является участником события и диалога? каков характер конфликта? каковы мотивы действий мальчика?
В рассматриваемой ситуации основной участник события – мальчик. Он бережно относится к своим вещам и, не задумываясь, портит то, что ему не принадлежит. В основе ситуации лежит конфликт-разногласие. Мальчику кажется, что он ничего плохого не совершает. Между тем он поступает вопреки требованию беречь не только свои вещи, но и вещи, принадлежащие обществу. Он нарушает правила поведения неумышленно – в его понимании это правило не охватывает всех случаев, когда оно должно выполняться.
Очевидно, отец, вручая сыну перочинный ножик в подарок, не проинструктировал, для каких целей он предназначается.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых
На основе анализа ситуации появляется возможность сформулировать педагогические задачи (их может быть несколько). Учитель должен расположить их по степени значимости, выделить наиболее важные и приступить к их решению. Так, в нашей ситуации «Это же нельзя!» возникают следующие задачи:
- помочь родителям осознать, что значит воспитывать у сына такое качество, как бережливость не только к своим, но и к «не своим» вещам;
- найти способы воздействия на мальчика, с тем чтобы он понял свою ошибку и больше не совершал подобных проступков;
- в работе с детьми в классе, где учится мальчик, не оставлять незамеченными случаи, когда дети портят свои или чужие вещи.
6. Выбор способов решения педагогической задачи
Это самый трудный этап. Можно с уверенностью сказать, что им современный учитель владеет хуже всего. Хотя богатый опыт решения задач, относящихся к штатным ситуациям, существует, но он плохо изучен и описан.
Если мы вновь обратимся к ситуации «Это же нельзя!», то обнаружим, что родители допустили ошибки в воспитании сына, которые повлекли за собой нарушение им правил поведения: во-первых, они не смогли объяснить мальчику, почему нужно бережно относиться не только к своим, но и к чужим, не принадлежащим ему вещам; во-вторых, подарив сыну перочинный нож, не сказали, для чего он предназначен и как им пользоваться. Учитель может посоветовать родителям побеседовать с мальчиком о случившемся, помочь ему осознать неправильность поступка, рассказать, как пользоваться перочинным ножом, и вместе с отцом отремонтировать испорченные перила.
7. Самоанализ и самооценка принятого решения
В зависимости от того, насколько эффективны были примененные учителем способы решения задач, их правильность, намечаются дальнейшие воспитательные шаги.
Пример задания и его решения.
“Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.»
Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.
0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложены варианты типа: «Никуда не денетесь, все равно придется сказать, только уже у директора», «Молчите, молчите, посмотрим, как заговорите на экзаменах», «Всем по поведению двойки за четверть» и т.п. 0 баллов получат также ответы, не имеющие отношения к сути решаемой ситуации, например: «У меня такого не бывает», «Мои ученики, вряд ли, убегут в кино», «Сейчас в кино никто не ходит, все из Интернета скачивают» и т.п.
1 балл – приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования. Типа: «Как хотите, тогда в каникулы на экскурсию не едем», «Все равно вам всем придется отработать этот урок», «Если виновный не будет назван, вы все будете отвечать за проступок» и т.п.
2 балла – предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования. Типа: «Инициатора выявлять не буду, скажу, что в общем — то и неважно, кто подал идею, поинтересуюсь интересным ли был фильм и обязательно ли было уходить с урока» и т.п.
3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Типа: «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс у нас дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий», «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию». Это позволит избежать ненужного сопротивления и противостояния. «Подчеркну, что любое несоблюдение правил и норм приводит к трудностям, что таким необдуманным шагом они испортили свои отношения с учителями и что об этом тоже надо думать». Обязательно предложу выработать совместное решение по разрешению сложившейся ситуации. Это будет способствовать дальнейшему сплочению коллектива и развитию навыков разрешения (в том числе совместного) сложных социальных ситуаций. Обсуждение можно провести в форме мозгового штурма. В качестве одного из способов предложу выбрать делегатов, которые пойдут договариваться к учителю об отработке сорванного урока. Поддержу другие способы разрешения ситуации предложенные детьми, так как в этом случае повышаются шансы на их реализацию <…>”
Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации: Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их. Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/144122/pedagogicheskie-situatsii-i-primer-ih-resheniya-metodyi-resheniya-slojnyih-pedagogicheskih-situatsiy
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ситуационная задача
Ситуационная задача во внеклассной работе....
Ситуационный классный час "О правдивости и честности человека"
В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина. Проведение классных часов по технологии рефлексивного восп...
Ситуационный классный час "Дружба - это ..."
В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина. Проведение классных часов по технологии рефлексивного восп...
Родительское собрание "Методы семейного воспитания (ситуационная игра)"
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - СИТУАЦИОННАЯ ИГРА на тему "Методы семейного воспитания: одобрение(осуждение), слово и убеждение, наказание, пример взрослых, создание воспитывающих ситуаций....
ПРИМЕР СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ .ОКР.МИР
ТЕМА: "ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА" 4 КЛАСС...
Технология и методика проведения ситуационного классного часа
Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляется характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анал...
Ситуационная задача
Ситуационная задача как средство формирования профессиональных компетенций педагогов....