Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Фролова Анжелика Викторовна

В докладе рассматриваются оновные вопросы рефлексии в начальной школе: понятие, классификация, функции.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на «Педагогические чтения»

для учителей начальных классов.

Рефлексия учащихся на уроках в начальной

школе.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ  №1 г. Алдан

Фролова Анжелика Викторовна.

2013 – 2014

учебный год

Введение

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.

  1. Понятие рефлексии.

Ведущей тенденцией современного образования является  его ориентация  на  психическое  и  личностное   развитие ребенка. В практику современной  школы внедряются педагогические технологии,  реализующие   идеи   личностно - ориентированного обучения.    Процесс обучения направлен на формирование у младших школьников  умения  учиться. Если в учебной деятельности ученик является субъектом этой деятельности, то развитие школьника будет характеризоваться появлением у него новых психических новообразований,  в  том числе и рефлексии.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

 Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

Среди  современных   разработчиков   теории   рефлексивной  деятельности   следует   отметить   А.В. Карпова,     И.Н. Семенова   и   С.Ю. Степанова.      В подходе А.В. Карпова      рефлексивность     выступает как мета-способность, входящая  в  когнитивную подструктуру психики,  выполняя регулятивную функцию для всей системы,  а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка»

(считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго  порядка - синтетические и регулятивные).  В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является   способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.                                                               А.В. Карпов пишет: «Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».

      В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием. По этому поводу А.В. Карпов отмечает: «Рефлексия - это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания».       Многие авторы указывают на то,   что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности и не сводится ни к одной из них.

  1. Классификация рефлексии.

Систематизируя   знания  и  опыт  работы  по  данному вопросу,   рассмотрим   следующую классификацию видов рефлексии:

Остановимся на некоторых видах рефлексии и их приёмах работы, которые можно использовать на уроке.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния  целесообразна   в начале урока с целью установления эмоционального   контакта  с  классом    и  в  конце деятельности.                                                                          Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, рифмовка).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид  рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя  различные приемы.

«Лесенка успеха»:   нижняя ступенька - у «человечка»  руки опущены -  у меня ничего не получилось;

средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;

верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.

«Наряди ёлку»:   успешно выполнил задание – повесил шарик,

были ошибки – шарик остался возле ёлки.

«Дерево успеха»:    зелёный лист – нет ошибок,

жёлтый лист – 1 ошибка,

красный лист – 2-3 ошибки

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия  достижения цели с использованием «Древа целей»,    оценки «приращения» знаний и достижения целей  (высказывания   Я не знал… - Теперь я знаю…).   На последнем этапе занятия можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от урока:

1. Короткая беседа в конце урока:

  • Чем мы сегодня занимались?
  • Что мы для этого делали?
  • Что у нас получилось хорошо?
  • Что нам пока не удается?

2. Если перед уроком на доске   были записаны цели,  вопросы могут быть иными.

  • Что мы делали для достижения поставленных целей?
  • Довольны ли мы результатом?
  • Можно ли это было сделать иначе?
  • Какой вариант лучше?
  • Где нам пригодится это умение?

3. Закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

  • Сегодня на уроке я   …
  • Больше всего мне понравилось   …
  • Самым интересным сегодня на уроке было  ...
  • Самым сложным для меня сегодня было  ….
  • Сегодня на уроке я почувствовал   ...
  • Сегодня я понял  ...
  • Сегодня я научился ...
  • Сегодня я задумался  ….

4.Определить уровень понимания поможет следующий вариант:

  • 3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;
  • 2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;
  • 1 балл - я не все понял, но мне было интересно;
  • 0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.

Или баллы заменить цветом

  • Зеленый – Я все понял, я молодец!
  • Желтый – Не все удалось, я могу лучше!
  • Красный – Мне надо больше стараться!

5. При подведении итогов урока - «Плюс-минус-интересно»

+

-

интересно

-ученик записывает, чем ему понравился урок, чему новому он научился

- ученик записывает то, что ему не понравилось на уроке, показалось скучным или информация была ненужной

- ученик записывает все, что его особенно заинтересовало по теме, возникшие к учителю вопросы

6. Анкета «Да/нет», дающая количественную и качественную оценку уроку

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

    активно / пассивно
   доволен / не доволен
   коротким / длинным
   не устал / устал
   стало лучше / стало хуже
   понятен / не понятен
   полезен / бесполезен
   интересен / скучен
   легким / трудным
   интересно / не интересно

7. Самооценка каждого этапа урока (пример)      Оцените свою работу, заполнив таблицу   (+ - )

Этапы урока

Моя оценка

Оценка учителя

М\чистописания

Звуко - буквенная зарядка

Умею выделять корень слова

Умею работать со словарем

Активно работал на уроке

Общая оценка (в баллах)

8. Радуга настроений: Ощущал(а) себя на уроке.....

Красный – комфортно                        Оранжевый — уверено                                   Желтый – хорошо

Зеленый – смело                                    Голубой – неуверенно                                       Синий - испуганно

Фиолетовый - грустно

9. Солнышко и тучка:    Мое настроение похоже на

солнышко;                               солнышко с тучкой;                                                            тучку;

           тучку с дождиком;                                                                 тучку с молнией.

10. Карточка самооценки

Всё правильно сделал

Допустил    1 ошибку

Допустил много ошибок

1 задание

2 задание

3 задание

Применять можно:

- карточки с изображением лица;

- показ большого пальца вверх или вниз;

- «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

- «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато.

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Понимая, что ребёнку не в силах запомнить представленные фразы, есть очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и на каждой парте постоянно будет лежать «Карта рефлексии урока».   Этой картой можно пользоваться не только на уроке, но и при работе дома детей и их родителей.

Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно, например, оценить по составленному учителем алгоритму.[10]

  1. Модель формирования рефлексии у младшего школьника в учебной деятельности

В психолого-педагогической литературе младший школьный возраст характеризуется как период формирования учебной деятельности. Наиболее полно и точно, на наш взгляд, определение понятия учебной деятельности даёт В.В. Давыдов: «Учебная деятельность – это особая форма активности ребёнка, направленная на изменение себя как субъекта обучения».

При создании модели становлении рефлексии младших школьников  использованы результаты исследования Г.А.  Цукерман,  согласно которым  формирование рефлексивных умений состоит из трех этапов:  

1) этап формирования коллективной рефлексии;

2) этап   формирования групповой рефлексии;

3) этап   становления индивидуальной рефлексии.

Этап формирования коллективной рефлексии совпадает с началом школьного возраста. На этой стадии перед учителем стоит цель – формирование учебной деятельности класса.

На стадии формирования групповой рефлексии учитель преследует цель – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Учитель адресует свои действия не к отдельным учащимся,  а к группе учеников.

На стадии становления индивидуальной рефлексии учитель ставит цель – формирование индивидуальной учебной деятельности. Именно в такой форме рефлексия становится основой саморазвития личности.

                           

  1. Функции рефлексии в педагогическом процессе:

1. Диагностическая 

2. Проектировочная 

3. Организаторская 

4. Коммуникативная 

5. Смыслотворческая 

6. Мотивационная 

7. Коррекционная. 

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. 

Б. Дизраэли 

Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной. Такая рефлексия отражает человеческую сущность: 

физическую (успел – не успел, легко – тяжело),  сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). 

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов. 

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. 

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей. 

  1. В исследованиях по учебной деятельности А.Б. Воронцов   выделяет

  1. Формирование рефлексии у младших школьников в процессе обучения.

Одним из условий развития рефлексии на уроке русского языка следует признать организацию обучения, когда младший школьник является его  субъектом. Из этого следует,  прежде всего,  что учащийся осознает цель  обучения.

Тема: Слова, которые выражают различные чувства. Русский язык, 2 класс.

2. Актуализация знаний.

Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний.

Прочитайте запись (слайд 1):

… КАК ТРУДНО ЖИТЬ

НА СВЕТЕ, НЕ УСВОИВ …

– Правда, странная запись? Пропущенные слова вы сможете  вставить  тогда, когда  окончится наш  урок.

  -  А пока, давайте повторим,  с какими группами слов вы знакомы.

(слайд 2)

-  Замечательно. Значит, вы легко справитесь с заданием.

Запишите слова в три группы

(слайд 3)  

Кружились,  ой, кувшин,  дружили, эх, пушистый, чаща, ух, частый.

   

-Запись пока непонятна

--Слова-предметы, отвечают на вопросы  -   кто? что?

  -  Слова-признаки,  отвечают на вопросы  - какой? какая? какое? какие?

  -  Слова-действия, отвечают на вопросы — что делает?  что делали?  что сделает?

-записывают слова в три столбика

что?    какой?    что делали?

Определение темы урока

-какие слова вы не записали ни в один столбик?  Почему?

- может быть,  мы с вами пока не знаем всех вопросов  к словам?

- предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

- что нового мы должны узнать?

- называют слова  ой, эх,  ух

- не смогли поставить к ним вопрос

- выдвигают гипотезы:

  • выяснить на какой вопрос отвечают слова ой, эх,  ух
  • узнать, для чего в нашей речи нужны эти слова

Формулировка проблемы

(познавательные УУД)

Выдвижение гипотез

(Познавательные УДД)

 (РУУД: умение обнаруживать знание 

о своём незнании,

отличать известное от неизвестного).

Рефлексия не становится психическим новообразованием младшего  школьника спонтанно, она, как и любое психическое действие, развивается сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания. Под руководством учителя вместе с другими учениками  ребенок проходит все структурные этапы учебной деятельности, и учитель строит обучение так, чтобы ученик осознал эти этапы. Следовательно,  организация обучения в форме сотрудничества играет важную роль в развитии рефлексии.

Ситуация сотрудничества на уроке создается, когда ученик не может  решить учебную задачу, а учитель готов ему помочь, но только  тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Это потребует от ученика осознания, почему он не может решить задачу, и формулировки вопроса, который позволит ему добыть информацию для правильного решения.

Чтобы вступить в сотрудничество с учителем, младшему  школьнику нужно выполнить следующие операции:  

  • выделить в задаче  условия;
  • проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи;  
  • зафиксировать несоответствие  условий задачи и наличных способов действий;
  •  указать на это противоречие взрослому;
  • определить, какие средства (знания, умения, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.

Каждая из операций требует выполнения рефлексии.

Ситуации сотрудничества на уроке можно организовать с помощью «проблемных» заданий.

  1. Особенности организации обучения на разных стадиях становления рефлексии младших школьников.

А теперь подробнее рассмотрим, какие приемы используются для  формирования рефлексии на разных этапах ее становления в начальной школе.

Этап становления коллективной рефлексии (1 класс)

Работу с первоклассниками в дни адаптации к школе лучше начинать с формирования рефлексии настроения и эмоционального состояния.

  • Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

  • Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание: разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
  •  Интересен прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две или три карточки: синяя, зеленая и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе урока, от урока к уроку, к концу учебного дня.
  •  Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Помогая первокласснику сформулировать собственные оценочные критерии, вводим оценочные линеечки, напоминающие ребёнку измерительный прибор, по которым учащиеся оценивают свою и чужую работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом педагог вправе согласиться с оценкой и обвести детский знак, что означает высшую  похвалу учащемуся. (Есть специальные страницы в «Портфолио») Не желательно ставить свой крестик ниже, чем оценил себя ребенок.

К рефлексивно-диагностическим относятся задания, в которых учащиеся должны самостоятельно придумать задания - «ловушки» для своих одноклассников, что позволяет выяснить, умеет ли ребенок выделять существенные связи и отношения.

Очень важно, чтобы дети научились спокойно говорить о своем незнании, о причинах этого незнания, а также знали способ действия в подобной ситуации: вопрос к учителю.

Важно использовать, начиная с первого класса, задания рефлексивно-методического характера типа «как научить других, выполнять, (придумывать) такие же задания».

Формированию рефлексии способствуют задания, которые требуют от первоклассника применения открытого способа действия в новой нестандартной ситуации.

Уже в первом классе можно использовать на уроках прием решения учебных задач с недостающими данными. Цель данного приема: научить детей обоснованному отказу от выполнения задания.

Этап становления групповой рефлексии (2-3 класс).

На втором этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной самооценки. Этот этап продолжается до конца 4 класса. Теперь важным является не общее оценивание своих действий по параметру «правильность» (т.е. по количеству допущенных ошибок), а оценивание своих умений по количеству правильно выполненных операций, входящих в способ действия.

Эти выделенные операции (отдельные «шаги») и становятся критериями для оценки освоения способа действия. Теперь уже каждая «линеечка» будет оценивать отдельную операцию (отдельный «шаг»).

От заданий с «ловушками» во втором классе можно перейти к  заданиям, направленным на выявление личностной позиции учащихся при его выполнении, т.е. выходит ли он за пределы поставленной перед ним задачи.

Например, дан текст. Найдите в нем 3 (5) ошибок и исправьте их (работа в парах).

В тексте ошибок больше. Ценность данного упражнения в том, что учащийся должен переопределить задачу, поставленную перед ним, и исправить ВСЕ ошибки.

Ситуации интеллектуального разрыва ставят учеников в позицию выбора. На этом этапе обнаруживается умение учащегося определить границу своего знания, а также дефицит своих знаний.

На уроке русского языка в 2 классе при изучении темы «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» ставим учащихся в ситуацию выбора: писать или не писать непроизносимую согласную.

- Почему в слове «солнышко» пишется буква Л, понятно. Нужно ли писать эту букву в слове «солнце», если никакого звука на ее месте нет? Какие знания русского языка помогут нам подобрать способ проверки таких орфограмм?

Отвечая на поставленные вопросы, ученики осуществляют рефлексию способа действия и применяют уже  известный закон русского письма: орфограммы слабых позиций проверяем по сильной позиции.

Сопоставление своих действий и результата с образцом - «помощником» позволяет младшему школьнику в случае ошибки вернуться к своим действиям, рассмотреть их ход и найти и устранить ошибку.

В 3–4 классах вводится  постановка  баллов, с постоянным изменением балльных шкал. Так,  совместно с детьми вырабатываются  критерии,  и производится  оценка  своей работы по заданным критериям,   что способствует формированию рефлексии, самооценки.

Например,

  • на уроках литературного чтения в 3 классе предлагаем оценить свое чтение по заданным критериям и узнать мнение одноклассника (работа в парах);
  • на уроках русского языка оценивается учащимся и соседом по парте каждый этап урока (чистописание, целеполагание, выполнение определенного задания и т.д.), аккуратность и каллиграфия (в зависимости от заданных критериев)
  • на уроках математики оценивается арифметический диктант, самостоятельная работа или работа у доски.

Этап становления индивидуальной рефлексии (4 класс)

На этом этапе  учебную деятельность  следует выстроить так,  чтобы она приобрела характер деятельности, направленной на  самоизменение  ребенка.    Применяются  приемы  «Прогностическая самооценка»,   «Отсроченный контроль», «Собственный выбор».

«Прогностическая самооценка»  – прием специальных вопросов перед выполнением контроля, проверки работ. Прогностическая самооценка является «точкой роста» способностей детей младшего школьного возраста.  Ученик определяет  «точку» своих знаний на «шкале успеха»  до диктанта или самостоятельной работы,  вторая точка ставится после проверки учителем.

Наиболее выразительные расхождения двух самооценок стоит прокомментировать индивидуально или открыто.

Смысл прогностической самооценки – надо учиться рассчитывать на свои силы.

«Отсроченный контроль» -  прием предполагает самостоятельную проверку работы в несколько этапов: в день выполнения работы и через несколько дней, после повторения учащимся орфограмм или математических правил.

Фактически дети «редактируют» свою работу, что помогает взглянуть на нее с позиции другого человека: давность написания работы делает ее в какой-то степени «чужой», и ученик легко находит в ней недочеты, ошибки, которые ранее оставались незамеченными. Дети учатся сами анализировать результаты своего труда.

  1. на уроках русского языка оценивается учащимся и соседом по парте каждый этап урока (чистописание, целеполагание, выполнение определенного задания и т.д.), аккуратность и каллиграфия (в зависимости от заданных критериев)
  2. на уроках математики оценивается арифметический диктант, самостоятельная работа или работа у доски.

«Собственный выбор»  - прием предполагает выбор учащимся одного задания их нескольких предложенных заданий, среди которых имеются

  • задания репродуктивного характера,
  • задания на применение знаний в незнакомой ситуации,
  • задания на применение знаний в новой ситуации на основе
  • частичной переработки способа решения,
  • задания на применение знаний в новой ситуации на основе поиска новых способов решения.
  1. Приёмы рефлексии.

Рефлексия деятельности. 

• Что на вас произвело наибольшее впечатление? 

• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? 

• Что нового вы узнали на уроке? 

• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше? 

* что я делаю? 

* зачем я делаю? 

* как я делаю? 

* что нового я узнал? 

* каким способом я это узнал? 

* чему я научился? 

«Солнышко» 

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. 

«Яблоня» 

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. 

«Мишень» 

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая 

1. свою деятельность 

2. деятельность учителя 

3. деятельность учащихся. 

«Ступени» 

С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д. 

«Пик взаимопонимания» 

Настроение изображено в виде ступеньки. Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая –  отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение. 

«Звездочки» 

На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д. 

«Корзина идей» 

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. 

«Мордашки» 

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся. 

«Солнышко» 

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению. 

«Дерево» 

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате. 

“ Пятерочка - 1 “ 

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. 

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. 

Большой палец – для меня важно и интересно; 

Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось ); 

Средний – для меня было недостаточно; 

Безымянный палец – мое настроение; 

Мизинец – мои предложения. 

«Дело в шляпе» 

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее. 

«10 баллов» 

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: 

„Я“ 0________10 

„Мы“ 0________10 

„Дело“ 0________10 

«Для меня сегодняшний урок…» 

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. 

Урок Я на уроке Итог 

1. интересно 1. работал 1. понял материал 

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 

3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял 

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 

1.На уроке я работал 

2.Своей работой на уроке я 

3.Урок для меня показался 

4.За урок я 

5.Мое настроение 

6.Материал урока мне был 

7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно 

доволен / не доволен 

коротким / длинным 

не устал / устал 

стало лучше / стало хуже 

понятен / не понятен 

полезен / бесполезен 

интересен / скучен 

легким / трудным 

интересно / не интересно 

«Пантомима» 

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. 

«Комплимент» 

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. 

Прием «Запрет» 

Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п. 

В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом. 

«Букет настроения» 

В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит:«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой». 

Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу. 

Эмоционально – художественная рефлексия. 

Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. 

Эмоционально – музыкальная рефлексия. 

Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. 

«Что ты чувствуешь сейчас?» 

Учащиеся 3 – 4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса. 

«Рефлексивный экран» 

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 

1. сегодня я узнал… 

2. было интересно… 

3. было трудно… 

4. я выполнял задания… 

5. я понял, что… 

6. теперь я могу… 

7. я почувствовал, что… 

8. я приобрел… 

9. я научился… 

10. у меня получилось … 

11. я смог… 

12. я попробую… 

13. меня удивило… 

14. урок дал мне для жизни… 

15. мне захотелось… 

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: 

- каша в голове 

- ни в зуб ногой 

- светлая голова 

Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность.   Рефлексивные способности, как педагога, так и учащихся являются важным условием организации учебной деятельности. Те, кто обладает ими, имеют возможность достичь большей эффективности процесса обучения.

Литература.

 1. Абрамов А., Бим-Бад, Б., Громыко, Ю. Что такое базовый компонент [Текст] / А. Абрамов, Б. Бим-Бад, Ю. Громыко // Учительская газета.– 1988. – 17 дек. (№149) .– C. 2. 

2. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный компонент интеллектуальной культуры современного специалиста [Текст] / Н.Г. Алексеев // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. – Новосибирск, 1984. – С. 100-102. 

3. Богин В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях её решения / В.Г Богин // Вопросы методологии. – 1999.– № 1-2. –C. 35-54. 

4. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст] / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория - практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М., 1993.. 

5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 3-10. 

6. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – С. 20-26. 

7. Теоретические основы содержания общего среднего образования [Текст] / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., Педагогика, 1983. – С. 352. 

8. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 107-114. 

9. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. [Текст] / Г.П. Щедровицкий – М.: Школа культурной политики, 1995.– С. 133-138. 

10. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Исследование речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 1974г 

11. Новичков В.Б. Вечный вопрос: чему учить сегодня? (Текст) / В.Б. Новичков // Педагогика. – 1988.-№8. –С.6-8 

12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды .- М.: Педагогика, 1989. с. 81.

13. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя Москва[Текст] / «Просвещение» 2011- C.4-5                                                                                                   14. Михайлова Н.Н. Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе. ческих знаний «Понятие рефлексии и ее сущность».

15. Михайлова Н.Н. Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе.

16. Cоловьева Т. Г. Рефлексия как одна из форм организации обучения, способствующая формированию у младших школьников умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».

В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:Познакомить коллег с понятием “ре...

Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

В  методической  копилке   собраны    различные  виды  и  формы  проведения  рефлексии  на  различных  этапах   уро...

Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе.

К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузк...

Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

Приёмы рефлексии учащихся  на уроках  в начальной школе...