Программа профилактики девиантного поведения младших школьников
учебно-методическое пособие на тему

Тимонина Гульнара Ринатовна

Вопрос о профилактике девиантного поведения подрастающего поколения является актуаль­ным для современной России. С нарастанием девиантного поведения у подростков: все больше угасают положительные чувства, и растет резерв будущей преступности. Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_d.p.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профилактики девиантного поведения младших школьников 

Автор:

Тимонина Г.Р.,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №94» г.Казани

                                       

                                     

                                                     

Пояснительная записка

Вопрос о профилактике девиантного поведения подрастающего поколения является актуальным для современной России. С нарастанием девиантного поведения у подростков: все больше угасают положительные чувства, и растет резерв будущей преступности. Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Поведение, отклоняющееся от нормы среди детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию в настоящий момент далеко не редкость.

Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно - обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематически отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и т.д..

От трудностей в социализации с такими детьми растут проблемы как личного характера, касающихся ребенка, так и всего общества. Ребенок, вошедший во взрослую жизнь с отрицательным опытом, часто превращается в социально-опасного человека.

Рост девиантного поведения различных возрастных категорий населения несовершеннолетних и обозначил актуальность проблемы организации профилактической работы с детьми, но в связи с тем, что реализация профилактических технологий осуществляется с детьми, имеющими опыт тех или иных девиантных отклонений в поведении, целесообразно в качестве одного из направлений данного вида деятельности рассматривать работу коррекционную.

Преодоление  отклонений  в  поведении учеников целесообразно  начинать  как можно раньше, не дожидаясь подросткового возраста. Поэтому наша программа рассчитана на младших школьников 6 - 10 лет. 

В основном воспитательная работа по коррекции девиантного поведения направлена на то, чтобы поставить девиантное поведение под контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в обшественно-одобряемое либо нейтральное русло. Мы же направили свою профилактическую деятельность на развитие навыков произвольного контроля деятельности для предупреждения или коррекции эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений и формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Для этого мы разработали игры - упражнения с воздушными шарами и мухобойками.

У воздушных шариков своя прелесть. Они послушны, с ними можно упражняться в балансировании на пальце, ноге, их можно подбрасывать, наносить по ним удары рукой. Своей невесомостью они прямо побуждают к различным манипуляциям, в целом же это хорошее средство для развития координации между зрением и движениями рук, ног, тела.

Игры с правилами для профилактики девиантного поведения хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим правилам, если он желает играть и не хочет разрушить игру.

В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила или нарушает, это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил.

Игры-соревнования – наиболее сильное «испытание» для воспитанника с отклоняющимся поведением. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу.

Постепенно  в процессе коррекционно-развивающей работы  нетерпеливость и импульсивность ослабевают. В основе этих изменений лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретение ребенком навыков саморегуляции поведения.

Как показывает практика, дети с протестным поведением из-за присущего им упрямства и эгоизма не владеют в достаточной степени навыками совместного взаимодействия со сверстниками. Преодолеть эти сдерживающие и искажающие личностное развитие ребенка недостатки возможно, если включить его в совместную игру с другими детьми.

Участвуя в серии подобных игр, дети с отклонениями в поведении постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Важно и то, что найденная в игре атмосфера сотрудничества и взаимопонимания становится личностно значимой для ребенка и в дальнейшем.

Данная программа рассчитана на 12 занятий продолжительностью от 35 до 45 минут.

Принципы построения программы:

Принцип позитивного восприятия и принятия личности:

-  принятие младшего школьника таким, какой он есть, т. е. безусловное, позитивное, безоценочное отношение к воспитаннику, к его чувствам, переживаниям, мыслям;

-  формирование подготовленности младших подростков к неприятию негативных проявлений деятельности.

Принцип взаимодействия: для достижения результата необходимо вести работу не только с младшими школьниками, но и с педагогом-психологом, социальными педагогами и учителями.

Принцип личностно-ориентированного подхода:

-  эмпатическое понимание и слушание; оказание содействия и поощрение творческой самореализации.

Принцип активности и самостоятельности:

-  конгруэнтность - умение оставаться самим собой (К. Роджерс);

Принцип доступности: информация, получаемая младшим школьником, должна быть представлена в удобной форме, т. е. новые упражнения должны вводится только в знакомом, доступном содержании.

Принцип развивающей помощи с учетом возраста: в младшем школьном возрасте дети учатся сравнивать себя с другими (это основа для самооценки). Поэтому данный возраст является наиболее благоприятным для развития одобряемых качеств.

Занятия с детьми проходят в группах. В групповой работе существуют определенные принципы, нарушение которых ведет к снижению результативности.

Принцип добровольности. Ничего не делается против воли участника. Человека нельзя заставить измениться насильно. Участие во всех играх в роли водящего должно основываться на добровольном согласии члена группы, даже если вся группа единогласно утверждает, что водящим должен быть именно этот участник. Руководителю следует избегать выражений «должен», «обязан». Участникам рекомендуется использовать выражения «хочу» и «могу».

Принцип активности. Все участники должны активно работать в группе.

Принцип «стоп». В течение занятия каждый из участников может воспользоваться принципом «стоп», если ему не хочется по каким-либо причинам участвовать в игре. При этом он не обязан объяснять причину отказа, достаточно просто сказать «стоп». Использование правила разрешается один раз за все занятие.

Принцип обратной связи. Каждый член группы в той или иной мере ориентирован на одобрение окружающих и нуждается в поддержке.

Помещением для проведения занятий служил спортивный зал центра, где на полу расстелен большой ковер.

Цель программы занятий:

  • Развитие навыков произвольного контроля деятельности для предупреждения или коррекции эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.
  • формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру с целью профилактики девиантного поведения.

 Задачи программы упражнений:

  • Развитие регуляции собственных движений.
  • Развитие регуляции силы двигательной активности.
  • Регуляция произвольности психических процессов.
  • Регуляция эмоциональных состояний.

Методы работы:

  1. Словесные методы:
  • вопросы, разъяснения правил выполнения упражнений;

2. Наглядные методы:

  • демонстрация правильного выполнения упражнений.

3. Практические методы:

  • проведение игр и упражнений;
  • применение необходимых атрибутов;
  • самостоятельное выполнение детьми разученных упражнений в свободной деятельности.

4. Методы контроля:  наблюдение, контрольный срез.

Формы:

  1.  Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.

  2.  Совместная деятельность.

Этапы реализации программы

Первый этап – подготовительный – проведение наблюдения за воспитанниками с целью определения ранних признаков проявления девиантного поведения  и для их дальнейшей  классификации.

Второй  этап –  основной этап -  проведение занятий по программе, разучивание необходимых игр и упражнений.

Третий этап – Заключительный - обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, проведение наблюдений за воспитанниками с целью определения видимых поведенческих изменений.

Содержание программы:

Каждое коррекционно-развивающее занятие проводилось нами дважды для лучшего достижения поставленной нами цели. Систематические занятия по программе «Волшебные шарики» проводились нами в течение 6 недель по 2 занятия в неделю.

Занятие 1,2.

Цель: Развитие вестибулярно-моторной активности.

1. Свободный бег в помещении.

2. Передвижение в зале с использованием снарядов, дающее ощущение свободы

Занятие 3,4.

Цель: Развитие умения управлять своими движениями.

  1. Двигаться по улицам города, выстроенного  на полу зала с помощью ящиков и канатов (ящики - это дома, а канатами выкладываются улицы).

2. Ударять мухобойкой по воздушному шарику, соотнеся силу удара с задачей.

3. Управлять движением.

Занятие 5,6.

Цель: Улучшение концентрации внимания.

1.Ударять по воздушному шарику определённым образом.

2. Балансировать воздушным шариком.

3. Двигаться вместе с воздушным шариком.

4. Определить предмет на ощупь.

5. Мысленно путешествовать вместе с воздушным шариком.

Занятие 7,8.

Цель: Тренировка зрительного внимания.

1. Детям предлагается понаблюдать за воздушными шариками.

2. Все воздушные шары кладутся под покрывало. Покрывало быстро приподнимается и снова опускается.

Занятие 9,10.

Цель: Преодоление импульсивности.

Занятие 11,12.

Цель: Развитие самодисциплины на спортивных занятиях.

Играя с воздушными шарами самостоятельно или с товарищами, дети могли вволю набегаться и напрыгаться.

Игры с шарами увлекали детей, а в комбинации с мухобойкой - простым бытовым предметом, который мы используем в игровых целях, мы создали целую серию новых, увлекательных занятий, требующих подвижности и смекалки.

Критерии оценки:

  • Проявления самостоятельности и ответственности в решениях;
  • Проявления позитивной активности;
  • Участились социальные контакты ребенка со сверстниками;
  • Развитие самосознания.

Ожидаемый результат: Предполагается, что занятия по данной программе помогут стабилизировать эмоциональное состояние учеников, развить умение контролировать, сдерживать свои эмоциональные проявления, лучше понимать друг друга, и находить конструктивный выход из ситуаций конфликта как со сверстниками, так и со взрослыми (педагогами, родителями).

Риски

    При реализации программы возможно столкновение с трудностями при достижении положительного результата:

     - несформированность навыков общения;

     - активное нежелание подростка работать в группе; 

     - индивидуальные особенности школьников: специфика мышления, памяти, внимания, темп  деятельности, личностные особенности;

     - отсутствие эмоционального контакта с взрослым.

Содержание курса коррекционно-развивающих занятий

Занятие 1, 2. Развитие вестибулярно-моторной активности (фаза предоставления свободы).

  1. Свободный бег в помещении. Дети могут:
  • Бегать по залу, ударяя мухобойкой по воздушному шарику;
  • Делать то же самое, подпрыгивая вверх;
  • Стараться ударом послать воздушный шарик как можно дальше и как можно выше;
  • Сбегать по наклонной плоскости, стараясь ударить как можно по большему количеству летающих вокруг шаров.

  1. Передвижение в зале с использованием снарядов, дающее ощущение свободы:
  • Лёжа на спине, на роликовой доске, перемещаться по залу, ведя перед собой с помощью мухобойки воздушный шарик;
  • Качаясь на качелях, стараться попасть по летающим вокруг воздушным шарикам.

Занятие 3, 4. Развитие умения управлять своими движениями.

  1. Двигаться по улицам города, выстроенного  на полу зала с помощью ящиков и канатов (ящики - это дома, а канатами выкладываются улицы);
  • Как можно быстрее ходить по улицам, ведя перед собой воздушные шарики;
  • Ходить, не позволяя воздушным шарикам перелетать за левую и правую стороны улицы;
  • Стараться избегать столкновения с автомобилями на перекрёстках и при обгонах ( автомобили - это роликовые коньки).

  1. Ударять мухобойкой по воздушному шарику, соотнеся силу удара с задачей:
  • Ударить с такой силой, чтобы шарик коснулся стены;
  • Ударить так, чтобы воздушный шарик опустился в баскетбольную корзину;
  • Ударить по воздушному шарику, перепасовав его товарищу по игре;
  • Ударить по воздушному шарику, отправив его вверх на такую высоту, чтобы другой ребёнок успел трижды коснуться мухобойкой пола, прежде чем шарик опустился.

  1. Управлять движением:
  • Играть с воздушным шариком сидя, стоя или лёжа, ударяя по нему мухобойкой (можно для этого использовать и её рукоятку);
  • Играть с помощью воздушных шариков в теннис или бадминтон в темпе замедленной киносъёмки;
  • Воздушный шарик с помощью ударов в соответствии с командой доставить в угол, к двери, к боковой стене, к другому ребёнку;
  • По команде, не теряя шарики, как можно быстрее образовать группы по два - три человека;
  • В игре «старт - стоп» вести перед собой воздушные шары с помощью мухобойки, варьируя скорость от нуля до самой большой: то ускоряя движение, то замедляя его, то совсем останавливаясь.

Занятие 5, 6. Упражнения для улучшения концентрации внимания

 1.Ударять по воздушному шарику определённым образом:

  • стараться попасть мухобойкой по возможности в середину воздушного шарика;
  • попасть по воздушному шарику с возможно большим шумом;
  • ударить по воздушному шарику так, чтобы он лопнул;
  • ударить по воздушному шарику так, чтобы он поднялся как    можно выше;
  • ударить по воздушному шарику так, чтобы он ударился о пол;
  • подпрыгнуть и ударить по воздушному шарику, когда он находится в наивысшей точке полёта;
  • попасть по воздушному шарику мухобойкой с закрытыми глазами.

 2. Балансировать воздушным шариком:

  • удерживать воздушный шарик в равновесии с помощью одной или двух мухобоек, слегка ударяя по нему;
  • удерживать воздушный шарик в равновесии в воздухе, не ударяя по нему;
  • удерживать воздушный шарик, зажав его слегка между двумя мухобойками или их рукоятками;
  • взять в каждую руку по мухобойке и стараться попеременно вести воздушный шарик то в одну сторону, то в другую;
  • взять две мухобойки за рукоятки в одну руку и перебрасывать воздушный шарик с одной хлопушки на другую;
  • как можно быстрее вращать воздушный шарик вокруг оси, используя при этом как хлопушку, так и рукоятку мухобойки;
  • подбросить воздушный шарик вверх с помощью мухобойки и снова мягко поймать его мухобойкой.

3. Двигаться вместе с воздушным шариком:

  • лёжа удерживать воздушный шарик на весу с помощью мухобойки;
  • попеременно ударять по воздушному шарику то мухобойкой, то какой - нибудь частью тела;
  • при громком назывании какого - нибудь цвета производить соответствующее движение (например, голубой означает лежать, красный - стоять на коленях, жёлтый - подпрыгивать, зелёный - сидеть), удерживая при этом шарик на весу;
  • по команде собираться вместе, жонглируя воздушными шарами, бежать в угол зала, образовывать круг, квадрат, прямоугольник и т. д.;
  • закрыть глаза; руководящий педагог касанием определяет ребёнка, который должен, ритмично постукивая по воздушному шарику, послать сигнал.

Дети совершают следующие действия:

  • указывают направление, в котором находится источник звука;
  • указывают направление и сами идут туда;
  • пытаются воспроизвести услышанный звук (ритмическое чередование звуков);
  • сидя зажимают воздушный шарик между ногами, как барабан, берут две барабанные палочки, и выбивают на воздушном шарике заданный ритм.

4. Определить предмет на ощупь:

  • покрывалом накрыть воздушные шарики разных размеров; дети щупают шарики, сравнивают их размер с открыто лежащими рядом воздушными шарами и сортируют их по размерам;
  • из мухобоек выложить какую - нибудь фигуру, например четырёхугольник, и накрыть покрывалом; дети нащупывают эту фигуру и выкладывают такую же рядом.

5. Мысленно путешествовать вместе с воздушным шариком:

  • детям предлагается лечь на пол и закрыть глаза; им рассказывают историю о воздушном шарике, который летит вокруг света, убегая от мухобойки, которая его преследует;
  • предложить детям продолжить эту историю.

Занятие 7, 8. Тренировка зрительного внимания.

1. Детям предлагается понаблюдать за воздушными шариками

  • какого цвета воздушные шарики у других детей?
  • У кого самый маленький и у кого самый большой воздушный шарик?
  • У скольких детей синий шарик? жёлтый? красный? Как зовут этих детей?
  • Следить за траекторией полёта воздушного шарика. Как только шарик коснётся пола, дети садятся на пол;
  • Следить за полётом воздушного шарика в темноте с помощью карманного фонарика.

 2. Все воздушные шары шарики кладутся под покрывало. Покрывало быстро приподнимается и снова опускается:

  • Сколько воздушных шариков под покрывалом?
  • Какого цвета эти воздушные шарики?
  • Сколько вообще цветов представлено?
  • Сколько воздушных шариков одного цвета?
  • Какого цвета самый маленький, самый большой воздушный шарик?

Занятие 9, 10. Преодоление импульсивности

  1. Не касаясь воздушного шарика, нужно сказать, как и куда следует ударить по нему мухобойкой, чтобы он пришёл в движение.
  2. Устроить с помощью мухобоек воздушный вихрь над шариком. Можно ли произвести такой ветер, чтобы воздушный шарик на полу пришёл в движение? Можно ли им так же управлять?
  3. Ударами мухобойкой рядом с воздушным шариком создать движение воздуха. Как создать такой воздушный вихрь, чтобы шарик улетел?
  4. Попытаться сделать так, чтобы воздушный шарик, лежащий на полу, начал подпрыгивать. Можно ли сделать так, чтобы он подпрыгивал высоко?
  5. Попытаться, стуча мухобойкой по полу, устроить такую воздушную бурю, чтобы шарик устремился вверх так быстро, как будто его пнули ногой. Решить, сколько же мухобоек нужно использовать, чтобы создать такой вихрь.
  6. Перегонять воздушные шарики с одного места на другое. Кто сможет перегнать три воздушных шарика с одного места зала на другое? Сколько может быть вариантов выполнения такого задания?

Занятие 11, 12. Спортивные занятия как средство самодисциплины

  1. «Воздушный шарик через верёвочку». Над площадкой натягивается верёвочка (или сетка), и дети перебрасывают воздушный шарик мухобойками  с одной половины площадки на другую.
  2. «Игра в теннис воздушным шариком на трамплине». Два игрока, подпрыгивая на трамплине, играют в теннис воздушным шариком, стараясь с помощью мухобойки перекинуть его через натянутую верёвку.
  3. «Подстёгивание воздушного шарика». Дети делятся на две команды. Каждая команда, пользуясь мухобойками, пытается перегнать шарик на сторону противника, чтобы он коснулся противоположной стены зала. За это даётся очко.
  4. «Воздушный шарик в цель». Играют две команды. Игроки стараются загнать воздушный шарик в цель, находящуюся на стороне противника, например в баскетбольную корзину. За попадание - очко.
  5. «Игра в воздушный шарик сидя». Играть в воздушный шарик, пользуясь мухобойками. Можно только сидя.
  6. «Жонглирование воздушными шариками». Дети жонглируют двумя или тремя воздушными шариками с помощью мухобойки.
  7. «Летающие воздушные шарики». Воздушные шарики всё время должны находится в воздухе. Дети стучат по ним, стараясь не допустить, чтобы они коснулись пола.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении»

Выбор темы исследовательской работы «Организация учебно – воспитательной  деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении» обусловлен актуальнос...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

Профилактика девиантного поведения младших школьников

В этой работе рассматриваются методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников....

Девиантное поведение младших школьников и его профилактика.

Что такое девиантное поведение, формы и методы профилактики с ним. Характеристика уровней сформировнности девиантного поведения у младших школьников в помощь учителю начальных классов....

Содержание коррекционно-развивающей программы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников «Путь к успеху» (4 классы)

Содержание коррекционно-развивающей программы профилактики отклоняющегося поведения младших школьников«Путь к успеху»(4 классы)...