Профилактика девиантного поведения младших школьников
презентация к уроку (4 класс) на тему

Фёдорова Наталия Геннадьевна

В этой работе рассматриваются методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon profilaktika_deviantnogo_povedeniya.ppt878.5 КБ
Файл statya_deviadnoe_povedenie.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика девиантного поведения младших школьников Фёдорова Наталия Геннадьевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №25» г. Абакана

Слайд 3

Основные принципы профилактических мер и индивидуального предупреждения отклонений в поведении младших школьников (С.А. Беличева) принцип коллективной терапии принцип ситуации успеха принцип партнёрства -организация процесса социализации средствами коллектива, индивидуальной и коллективной поддержки организация условий личных достижений младшего школьника, закрепление достижений в рамках коллективной деятельности организация в коллективной деятельности детей, родителей и педагогов

Слайд 4

формы профилактической работы Организация социальной среды Активное социальное обучение важным навыкам Информирование Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению Привитие навыков здорового образа жизни ; Активизация личностных ресурсов

Слайд 5

Основные методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников Сказкотерапия Арттерапия Игровые методы включают подвижные, сюжетно-ролевые игры Психогимнастика Этические беседы Моделирование и анализ проблемных ситуаций

Слайд 6

Направления индивидуальной работы Работа с детьми Выявление лиц и условий, положительно влияющих на ребенка и вовлечение их в профилактическую работу Выявление лиц и условий, отрицательно влияющих на детей и нейтрализация их негативного воздействия.

Слайд 7

Группы учащихся с особыми формами девиантного поведения Требовательные дети Мстительные дети Властные дети

Слайд 8

Требовательные дети Цель: привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить высокий собственный статус. Пути достижения целей у них разнообразны: манерность, клоунада, показная лень, нарочитая небрежность, неуместные выкрики, иногда хулиганские поступки. Таким детям следует дать свободу, право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Внимание требовательному ребенку лучше уделять тогда, когда он чем-нибудь занят. Педагог должен похвалить его работу, обратить внимание других детей, как хорошо выполняется задание.

Слайд 9

Властные дети Они настойчивые, требовательные, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Такой ребенок работает мало или не работает совсем. Может обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего. Постоянно использовать технологию сотрудничества, воспитывать ответственность за свои действия. В работе с такими детьми педагог должен занять дипломатичную позицию: не уступать и не бороться.

Слайд 10

Мстительные дети Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них. Необходимо чаще практиковать групповые поощрения, чтобы усилить их действие на ребенка Таких детей нужно поддерживать, ободрять при ошибках, неудачах, постоянно выражать уверенность в том, что любая работа им посильна и может быть успешно выполнена, хвалить, когда есть попытка сделать что-то самостоятельно.

Слайд 11

Методы воспитания В интеллектуальной сфере В эмоциональной сфере В мотивационной сфере необходимо формировать понимание моральных идеалов, принципов и норм поведения. целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам. необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов.

Слайд 12

Методы воспитания В волевой сфере В предметно–практической сфере В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственно–волевые устремления поступков. необходимо формировать нравственную правомерность выбора. необходимо развивать способность совершать нравственные поступки.



Предварительный просмотр:

Любить и уважать трудных сложнее,

 чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше,

т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями.

Девиантное поведение  - это   поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям.  Девиантное поведение учащихся в настоящее время встречается достаточно часто и практически наблюдается в каждой школе.

Младший школьный возраст  является вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств – наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает  не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад его жизни. Именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы, формируются личностные черты и  качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем определяют поведение ребенка в  подростковом и юношеском возрасте. Поэтому роль учителей начальных классов  в формировании поведенческих основ  у школьников   весьма велика и значима.

Учитель начальной школы – это особенный учитель. По мнению И.П. Подласого: «Только учитель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях – в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими. Только учитель видит, как трудится ребенок, как он думает и переживает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только учитель видит настоящего ребенка в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех стоит к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, только учитель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий».

Доктор психологических  наук, профессор Беличева Светлана Афанасьевна определила основные принципы профилактических мер и индивидуального предупреждения отклонений в поведении младших школьников, которые должен реализовать в своей деятельности учитель начальных классов. Это:

  - принцип коллективной терапии (организации процесса социализации средствами коллектива, индивидуальной и коллективной поддержки, решение проблем семейных и школьных отношений, отношений со сверстниками и взрослыми в форме социально-педагогического консультирования);
- принцип ситуации успеха (организация условий личных достижений младшего школьника, закрепление достижений в рамках коллективной деятельности, в общем результате, в самостоятельном решении собственных проблем);

   - принцип партнерства (он включает организацию в  коллективной деятельности детей, родителей  и педагогов).

Формы профилактической работы, с точки зрения Беличевой Светланы Афанасьевны, можно представить следующим образом:

 - организация социальной среды;

 - информирование;

 - активное социальное обучение важным навыкам (тренинги);

 - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению;

 - привитие навыков здорового образа жизни;

 - активизация личностных ресурсов.

Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанных с проведением работы по профилактике девиантного поведения с детьми младшего школьного возраста. Можно выделить основные методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников:

- сказкотерапия , которая включает анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок;

- арттерапия – это свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона;

- визуализация;

- психогимнастика - этюды на выражение различных эмоций;

- игровые методы включают подвижные, сюжетно-ролевые игры;

- моделирование и анализ проблемных ситуаций;

- этические беседы.

     Учителю начальных классов необходимо осуществлять индивидуальную профилактику в отношении  младших школьников, поведение которых имеет черты отклонения или является проблемным.

      Индивидуальная работа ведется по ряду направлений: непосредственная работа с детьми, выявление лиц и условий, положительно влияющих на ребенка и вовлечение их в профилактическую работу, выявление лиц и условий, отрицательно влияющих на детей и нейтрализация их негативного воздействия.

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения подростков  и обусловлено различными факторами, в том числе и возрастными особенностями.

Воспитательно–профилактическая работа учителя начальных классов должна осуществляется в разнообразных формах в зависимости  от особенностей  поведения учащихся.

В начальных классах можно выделить  группы учащихся с особыми формами девиантного поведения – это требовательные дети, властные дети и мстительные дети. 

Требовательные дети.

Их главная цель — привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить высокий собственный статус. Это дети с очень развитой потребностью быть всегда в центре внимания. Пути достижения целей у них разнообразны: манерность, клоунада, показная лень, нарочитая небрежность, неуместные выкрики, иногда хулиганские поступки.

Внимание требовательному ребенку лучше уделять тогда, когда он чем-нибудь занят. Педагог должен похвалить его работу, обратить внимание других детей, как хорошо выполняется задание. Но любые попытки ребенка обратить на себя внимание  через капризы, проявления агрессивности учителю следует игнорировать. Таким детям следует дать свободу, право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Властные дети.

Это очень сложный тип отклоняющегося поведения. Скрытая детей, относящихся к данной группе, - власть. Они настойчивые, требовательные, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Такой ребенок работает мало или не работает совсем. Может обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего.

В работе с такими детьми педагог должен занять дипломатичную позицию: не уступать и не бороться. Постоянно использовать технологию сотрудничества, воспитывать ответственность за свои действия. Здесь целесообразно применять метод «взрыва», когда разом, круто и достаточно жестко «взрываются» внутренние предпосылки, вызывающие девиантное поведение ребенка.

Мстительные дети.

Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них. При невнимательном отношении к ним, их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным, деструктивным.

Таких детей нужно поддерживать, ободрять при ошибках, неудачах, постоянно выражать уверенность в том, что любая работа им посильна и может быть успешно выполнена, хвалить, когда есть попытка сделать что-то самостоятельно. Необходимо чаще практиковать групповые поощрения, чтобы усилить их действие на ребенка.

 При организации деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников учителю начальных классов необходимо использовать разнообразные методы воспитания. Все методы оказывают совокупное воздействие на все  сферы ребенка. Однако каждый метод воспитания  отличается один от другого тем, на какую  сферу ученика он оказывает доминирующее воздействие.

 В интеллектуальной сфере у младшего школьника необходимо формировать понимание моральных идеалов, принципов и норм поведения.

 В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам:  бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели.

 В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, отзывчивость, совестливость и другие. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю ребенка.

 В волевой сфере необходимо формировать нравственно–волевые устремления поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и другие.

В предметно–практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, проявлять честное и доброе отношение к действительности; умение оценивать нравственность поступков.

 В учебно–воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников при определении методов воспитания учителю начальных классов необходимо учитывать возрастные, индивидуальные, личностные особенности воспитанников, степень «социальной запущенности».

Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы учить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении»

Выбор темы исследовательской работы «Организация учебно – воспитательной  деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении» обусловлен актуальнос...

преодоление девиантного поведения младших школьников

В данной статье расскажем о причинах и способах преодоления отклоняющегося поведения младших школьников....

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Программа профилактики девиантного поведения младших школьников

Вопрос о профилактике девиантного поведения подрастающего поколения является актуаль­ным для современной России. С нарастанием девиантного поведения у подростков: все больше угасают положительные чувс...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

Девиантное поведение младших школьников и его профилактика.

Что такое девиантное поведение, формы и методы профилактики с ним. Характеристика уровней сформировнности девиантного поведения у младших школьников в помощь учителю начальных классов....