Программа внеурочной деятельности "Сильные и ловкие", 3 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Сильные и ловкие", 3 класс, 2016- 17 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur._deyat._silnye_i_lovkie_3_klass_2016-17_god.docx | 463.49 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Нормативная база, на основе, которой разработана Рабочая программа
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373; в ред. от 26.11.2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643; от 18.05.2015 №507).
- Основная образовательная программа школы с изменениями (утв. приказом директора школы от 31.08.2016 № 26/1)
- Учебный план школы на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26/1)
- Положение о внеурочной деятельности по ФГОС (утв. Приказом от 30.08.13 № 42)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты начального общего образования;
- Авторская программа «Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. Программы внеурочной деятельности- М. : Просвещение, 2013
- Календарный учебный график на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26)
Программа внеурочной деятельности «Сильные и ловкие» реализует цели:
-создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
-приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Для достижения цели реализуются задачи:
-обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
-познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
-воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
-развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции, а так же эмоционально-чувственную сферу;
-воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни;
-учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
-развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
Срок реализации программы 1 год.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
В авторскую программу изменения не внесены.
Календарно - тематическое планирование составлено на основе пособия «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. — М. : Просвещение, 2013. — 80 с.
- Общая характеристика внеурочной деятельности
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Сильные и ловкие» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Включает в себя, как теоретическую, так и практическую части – организация подвижных игр.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
В системе начального обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, эстетического и физического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к игровой деятельности, самостоятельности, уважения и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.
В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
- Описание места курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения курс «Сильные и ловкие» в 3 классе рассчитан на 1 час занятий в неделю.
- Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
-установка на безопасный, здоровый образ жизни;
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа
уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выражать свои эмоции;
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-уметь планировать и регулировать свои действия во время подвижной игры;
-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-проводить сравнение и классификацию объектов;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности;
-различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость);
-соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;
-подбирать упражнения для разминки;
-использовать знания во время подвижных игр на досуге;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
- Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
«Русские народные игры» включают в себя знакомство с играми своего народа, развитие физических способностей учащихся, координацию движений, силу и ловкость. Воспитание уважительного отношения к культуре родной страны.
«Игры различных народов». Знакомство с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развитие силы, ловкости и физические способности. Воспитание толерантности при общении в коллективе.
«Подвижные игры». Совершенствование координации движений. Развитие быстроты реакции, сообразительности, внимания, умения действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты». Знакомство с правилами эстафет. Развитие быстроты реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитание чувства коллективизма и ответственности.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям.
- Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Сильные и ловкие» для 3 класса общеобразовательной школы (1 час в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Вводное занятие. Движенье- жизнь | 1 | ||
Русская народная игра «Краски» | 1 | ||
Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 1 | ||
Русская народная игра «Ляпка» | 1 | ||
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | ||
Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | ||
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | ||
Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» | 1 | ||
Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» | 1 | ||
Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» | 1 | ||
Игры народов Коми «Невод», «Стой, олень!» | 1 | ||
Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | ||
Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | ||
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 | ||
Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» | 1 | ||
Чечено-ингушская игра «Чиж» | 1 | ||
Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» | 1 | ||
Мордовские народные игры «Котел», «Круговой» | 1 | ||
Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» | 1 | ||
Чувашская игра «Рыбки» | 1 | ||
Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» | 1 | ||
Эстафета «Вызов номеров» | 1 | ||
Эстафета по кругу | 1 | ||
Эстафета с обручем | 1 | ||
Эстафета с мячом | 1 | ||
Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | ||
Эстафета «Встречная» | 1 | ||
Русская народная игра «Салки» | 1 | ||
Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | ||
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | ||
Русская народная игра «Фанты» | 1 | ||
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | 1 | ||
Русская народная игра «Волк» | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 |
- Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов
Оценка предметных и метапредметных результатов производится в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в МКОУ Черёмушкинская СОШ.
Личностные результаты
Основным объектом оценки личностных результатов является сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:
1) смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла учения;
2) морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости;
3) самоопределение и самопознание - сформированность внутренней позиции школьника.
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
∙ сформированности внутренней позиции школьника, ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
∙ сформированности основ гражданской идентичности;
∙ сформированности самооценки;
∙ сформированности мотивации учебной деятельности;
∙ знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений.
Оценка личностных результатов осуществляется вследствие наблюдения при работе на занятиях, а также при работе в парах, групповой работе. Проводится самооценивание, оценивание в парах и группах (в зависимости от форм организации деятельности). Дается возможность детям эмоционально оценить прошедшее занятие, используя различные приемы.
Метапредметные результаты
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:
- выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
• наблюдения учителя, оформляемые в виде оценочных листов или линейки достижений и фиксируемые в портфолио
Предметные результаты
Критерии отслеживания результативности деятельности
В преподавании «Сильные и ловкие» применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном курсе осуществляется в процессе выполнения практических работ (групповых, индивидуальных). Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень духовно-нравственного развития младших школьников, также можно отнести:
1. Личные достижения учащихся и класса в целом;
2. Самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;
3. Работу ученика в паре, малой группе детей;
4. Заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;
Формы фиксации достижений ученика
1.«Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений за каждое умение по предмету до и после выполнения определённого вида работы.
2. Анкета для изучения мнения родителей.
4.Анкеты для учащихся.
5.Тест
Таблица самооценки.
Рекомендации по использованию:
1. каждый ученик заполняет индивидуальную таблицу;
2. использовать таблицу на каждом уроке, заполняя раздел «Моя работа на занятии»
На занятии я работал | активно /пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким /длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Учебно-методическая литература
- «Программы внеурочной деятельности. Туристско-крае-ведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафро-нов. — М. : Просвещение, 2011. — 80 с.
- Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
начальной школы». - Детские подвижные игры народов СССР Составители: А.В. Кенеман, под редакцией Т.И. Осокиной М.: Просвещение, 1989.
- Есипова Наталья Николаевна. Русские народные игры [электронный ресурс] / Н.Н. Есипова. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/19/russkie-narodnye-igry
- Энциклопедия традиционной молодежной игр Центральной России [Текст] / авт.-сост.: Е.А.Репринцева, И.В. Гороховская, И.П. Ильинская, Р.А. Ляхин, О.Г. Тихомирова. – Курск: Курск.гос.ун-т, 2011. – 263 с.
Учебно – практическое оборудование:
- Бревно гимнастическое напольное, козел гимнастический, канат для лазанья, перекладина гимнастическая (пристеночная), стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м), комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты)
- Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные
- Палка гимнастическая
- Скакалка детская, мат гимнастический, кегли, обруч детский
- Рулетка измерительная, набор инструментов для подготовки прыжковых ям
- Лыжи детские (с креплениями и палками)
- Щит баскетбольный тренировочный, сетка волейбольная
Технические средства обучения
- Ноутбук
- Проектор
- Акустическая система (колонки)
- Принтер
- Сканер
- Фотоаппарат
- Офисный пакет
- Доски для размещения образцов изделий и готовых поделок.
- Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий.
- Игры и игрушки
- Игра «Шахматы»
- Набор геометрических фигур.
- Кубик, счетные палочки
- Планируемые результаты изучения курса
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Сильные и ловкие» будут получены следующие результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"
Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...
Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"
Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...