Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья", 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья", 4 класс, 2016- 17 уч. год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur._deyat_azbuka_zdorovya_4_klass_2016-17_god_2.docx | 429.54 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Нормативная база, на основе, которой разработана Рабочая программа
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373; в ред. от 26.11.2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643; от 18.05.2015 №507).
- Основная образовательная программа школы с изменениями (утв. приказом директора школы от 31.08.2016 № 26/1)
- Учебный план школы на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26/1)
- Положение о внеурочной деятельности по ФГОС (утв. Приказом от 30.08.13 № 42)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты начального общего образования;
- Авторская программа «Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. Программы внеурочной деятельности- М. : Просвещение, 2013
Календарный учебный график на 2016-17 учебный год (утв. приказом от 31.08.2016 № 26)
Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» реализует цель:
удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Для достижения цели реализуются задачи:
- укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе,
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Срок реализации программы 1 год.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
В авторскую программу изменения не внесены.
Календарно - тематическое планирование составлено на основе пособия «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. — М. : Просвещение, 2013. — 80 с.
- Общая характеристика внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников.
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благопрятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.
В данной программе планируется использование современных педагогических технологий:
- игровые технологии,
- технология сотрудничества,
- технология системно-деятельностного подхода,
- проектные технологии.
Отбор форм организации деятельности осуществляется с учетом особенностей содержания.
Можно использовать следующие формы организации деятельности:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- групповая работа,
- работа в парах.
- Описание места курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения курс «Азбука здоровья» в 4 классе рассчитан на 1 час занятий в неделю.
- Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- умение выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
- Содержание курса внеурочной деятельности
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Ко-во часов |
Здоровый образ жизни | 1 | |
Здоровье в порядке- спасибо зарядке! | 1 | |
Личная гигиена | 1 | |
Профилактика травматизма | 1 | |
Нарушение осанки | 1 | |
Русские игровые традиции | 28 |
- Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 4 класса общеобразовательной школы (1 час в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Здоровый образ жизни | 1 | ||
Здоровье в порядке- спасибо зарядке! | 1 | ||
Личная гигиена | 1 | ||
Профилактика травматизма | 1 | ||
Нарушение осанки | 1 | ||
«Зазывалки» | 1 | ||
«Жребий» | 1 | ||
«Волки во рву» | 1 | ||
«Волки и овцы» | 1 | ||
«Медведь и вожак» | 1 | ||
«Водяной» | 1 | ||
«Невод» | 1 | ||
«Чехарда» | 1 | ||
«Птицелов» | 1 | ||
«Жмурки» | 1 | ||
Профилактика травматизма | 1 | ||
«Дуга» | 1 | ||
«Кот и мышь» | 1 | ||
«Ляпка» | 1 | ||
«Заря» | 1 | ||
«Гуси» | 1 | ||
«Удар по веревочке» | 1 | ||
«Зайки» | 1 | ||
«Прыганье со связанными ногами» | 1 | ||
«У медведя во бору» | 1 | ||
«Гуси» | 1 | ||
«Бой петухов» | 1 | ||
«Переездной конь» | 1 | ||
«Зелёная репка» | 1 | ||
«Дударь» | 1 | ||
«Капустка» | 1 | ||
«Солнышко». | 1 | ||
«В круги» | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 |
- Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов
Оценка предметных и метапредметных результатов производится в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в МКОУ Черёмушкинская СОШ.
Личностные результаты
Основным объектом оценки личностных результатов является сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:
1) смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла учения;
2) морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости;
3) самоопределение и самопознание - сформированность внутренней позиции школьника.
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
∙ сформированности внутренней позиции школьника, ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
∙ сформированности основ гражданской идентичности;
∙ сформированности самооценки;
∙ сформированности мотивации учебной деятельности;
∙ знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений.
Оценка личностных результатов осуществляется вследствие наблюдения при работе на занятиях, а также при работе в парах, групповой работе. Проводится самооценивание, оценивание в парах и группах (в зависимости от форм организации деятельности). Дается возможность детям эмоционально оценить прошедшее занятие, используя различные приемы.
Метапредметные результаты
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:
- выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
• наблюдения учителя, оформляемые в виде оценочных листов или линейки достижений и фиксируемые в портфолио
Предметные результаты
Критерии отслеживания результативности деятельности
В преподавании «Азбука здоровья» применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном курсе осуществляется в процессе выполнения практических работ (групповых, индивидуальных). Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень духовно-нравственного развития младших школьников, также можно отнести:
1. Личные достижения учащихся и класса в целом;
2. Самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;
3. Работу ученика в паре, малой группе детей;
4. Заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;
Формы фиксации достижений ученика
1.«Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений за каждое умение по предмету до и после выполнения определённого вида работы.
2. Анкета для изучения мнения родителей.
4.Анкеты для учащихся.
5.Тест
Таблица самооценки.
Рекомендации по использованию:
1. каждый ученик заполняет индивидуальную таблицу;
2. использовать таблицу на каждом уроке, заполняя раздел «Моя работа на занятии»
На занятии я работал | активно /пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким /длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Учебно-методическая литература
- «Программы внеурочной деятельности. Туристско-крае-ведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафро-нов. — М. : Просвещение, 2011. — 80 с.
- . Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htmУроки здоровья. М.,2002
- 2. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
- 3. http://collegy.ucoz.ru/publ/6
- 4. Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО 2007 г. - / Мастерская учителя.
- 5. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- 6. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. Москва, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- 7 Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы. Ж. «Начальная школа» 2012г, №11, с.18.
Учебно – практическое оборудование:
- Бревно гимнастическое напольное, козел гимнастический, канат для лазанья, перекладина гимнастическая (пристеночная), стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м), комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты)
- Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные
- Палка гимнастическая
- Скакалка детская, мат гимнастический, кегли, обруч детский
- Рулетка измерительная, набор инструментов для подготовки прыжковых ям
- Лыжи детские (с креплениями и палками)
- Щит баскетбольный тренировочный, сетка волейбольная
Технические средства обучения
- Ноутбук
- Проектор
- Акустическая система (колонки)
- Принтер
- Сканер
- Фотоаппарат
- Офисный пакет
- Доски для размещения образцов изделий и готовых поделок.
- Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий.
- Игры и игрушки
- Игра «Шахматы»
- Набор геометрических фигур.
- Кубик, счетные палочки
- Планируемые результаты изучения курса
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» обучающиеся научатся:
- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим;
- подбирать и планировать физические упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"
Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...
Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....
Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"...