Конкурсная работа "Образ русалки в народном фольклоре"
творческая работа учащихся по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Титульный лист | 107.95 КБ |
Кто такие русалки | 1.84 МБ |
Образ русалки в искусстве | 928.2 КБ |
Русалки в языческих верованиях | 609.87 КБ |
Русалочья неделя | 2 МБ |
Русалка в современное время | 153.13 КБ |
Литература | 313.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Новопокровская средняя общеобразовательная школа»
Автор: ученица 8 класса
Мищенко Ксения Анатольевна, 15 лет
Научный руководитель:
Шуточкина Анна Владимировна
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ОБРАЗА РУСАЛКИ В ИСКУССТВЕ
Особый интерес для исследователя представляет сопоставление героев в их фольклорном варианте и авторской работе, где главной проблемой является проблема их адекватности.
В фольклоре русалки - героини легенд, преданий, поверий, обрядов и обычаев народов разных стран. Они живут в водной стихии, отличаются от человека рыбьим хвостом и вступают с человеком в сложные отношения.
Этот мифологический персонаж в фольклорных сказках встречается очень редко. А вот в литературной сказке он получил более широкое распространение - В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, В.В. Набоков, И.В. Гёте и другие. И, конечно, всемирно известна русалка, вернее, русалочка, созданная талантом и фантазией великого датского сказочника Х.-К. Андерсена.
Обращение к русальской мифологии убеждает нас в неоднозначности этого образа и по происхождению, и по отношению к человеку.
Русская культура – это уклад жизни русского народа. Она включает в свой состав в качестве важнейших частей единого целого укорененные в национальном сознании идеи и верования, характерный для русских образ мышления, ценностные ориентации народа и свойственные ему переживания. Эта целостность национальных мироощущений и воззрений выражает себя в мифологии, в представлениях о мире и человеке, в фольклоре, в богословии, в различных теориях и учениях, в искусстве, литературе, в традиционных способах поведения и взаимопонимания, в обычаях обустройства личной и общественной жизни. Из единства всех составляющих возникает неповторимый облик национальной культуры. Образ русалок зачастую используется в искусстве различных народов.
Образ русалки в литературе
К числу наиболее популярных образов русской демонологии, представленной в отечественном искусстве, относится русалка. Очень многие писатели и поэты классического века русской литературы, в творчестве которых русалка заняла значительное или весьма скромное место.
Не стоит напоминать с ранних лет памятную строчку Пушкина: «Русалка на ветке сидит», его же драму «Русалка», до сих пор очаровывающую и ставящую в тупик пушкинистов-литературоведов и режиссеров театра и кино. На слуху и лермонтовское: «Русалка плыла по реке голубой…»; и гумилевское: «На русалке горит ожерелье,/ И рубины греховно-красны». Вспоминается и прекрасная панночка Гоголя («Майская ночь, или Утопленница»), и «Русалочьи сказки» А.Н. Толстого, и рассказ Кости из тургеневского «Бежина луга» о плотнике Гавриле, которого встреча с русалкой сделала навеки невесёлым, и «Русальные действа» А.Ремизова.
«Литературные» русалки, пожалуй, не менее разнообразны, чем подлинно фольклорные. Время, мода, интересы и мировидение, индивидуальный стиль, художественные задачи делали образ русалки сугубо личностным для каждого автора. И все же есть общие мотивы, сюжеты, есть традиционные для литературы характеристики внешности русалки, её поведения.
Интерес к этому персонажу подогревался как бы с двух сторон. Первое – увлечение античной и германской мифологией, средневековыми европейскими сказаниями и творчеством западных романтиков, где бесконечное количество раз поёт свою дивную песнь белокурая красавица Лолерея с берегов Рейна. Русская поэзия конца ХVIII – первой половины ХIХ в. особенно переводная и подражательная) часто использовала эти образы.
Это: баллада В.А.Жуковского «Рыбак» и его старинную повесть «Ундина», стихотворение А.Майкова «Лорелея», М.Муравьёва «Сельская жизнь», А.Апухтина «Фея моря»
Второй источник – русская мифология, где-то с середины ХVIII в. привлекшая внимание писателей, собирателей, издателей, широкую читающую публику.
Неудивительно, что в нашей поэзии довольно рано сложился собственный образ русалки, опирающийся на русские народные поверья, но наделенный и чертами близкого ей европейского персонажа.
Если в представлении русских крестьян русалка всегда связана с рекой, прудом, то в книжной поэзии она нередко – дочь моря, переселённая сюда не без влияния знаменитой сказки Х.-К.Андерсена.
Известный всем европейским народам мотив опасности русалки (в первую очередь для юношей, мужчин) в поэзии получал уточнение: опасна поющая дева. В русских фольклорных текстах русалка чаще слушает певца (былинный Садко), сама же почти не поет, у неё нет чар сирен и романтической Лорелеи. Русская русалка завлекает чарующим смехом или пугает диким хохотом. Она скорее страшна, чем прекрасна. Длинные волосы ее похожи на кудель, и расчесывает она их не для того, чтобы «шелком кудрей» заманить пловца или путника, а по невысказываемой, но глубоко чувствуемой архаической связи с прядением. Русалка – нечисть, поэтому всегда простоволоса и нерасчесана, какие бы усилия она не прикладывала в попытке уподобиться человеку, волосы которого должны быть соответствующим образом уложены, приведены в порядок.
Русские поэты, создавая свой, романтический облик русалки, наделили её неземным голосом и невероятно красивыми волосами, сделав акцент на роковом сочетании внешней привлекательности и смертельной опасности. Таким образом, волшебное пение и роскошные волосы поэтических русалок – результат влияния творчества европейских собратьев по перу.
Спящая девушка
(сказ)
Светлой лунной ночью ехал парень от брата из соседней деревни домой. Вдруг конь его зауросил и сбился с ноги. Смотрит всадник, а прямо посреди дороги лежит девушка в одной рубашке.
«Живая ли?» — испугался всадник. Спешился, наклонился к ней — живая, только спит крепко. А красавица — глаз не оторвать. И рубашка у нее — тоненькая-претоненькая, будто лунный свет.
Взыграла кровь у молодца, прилег он рядом на дорогу, поцеловал девицу и обнял — сперва легонько, потом покрепче к себе прижал... Девушка проснулась, открыла глаза, но не оттолкнула незнакомца, тоже обняла его, но как только его руки осмелели, а поцелуи стали чрезмерно горячи, вдруг вырвалась, вскочила и бросилась бежать, оставив в руках парня свою рубашку.
Узрев дивное нагое тело, тот вовсе обезумел и кинулся вслед. Нагнал на крутом берегу озера и снова схватил в объятия. Девушка обвила его шею руками, поцеловала так, что он едва не лишился чувств от страсти... и даже не заметил, как упал вместе со своей красавицей в озерные глубокие волны.
Несчастный не знал, что встретилась ему русалка. Они ведь кем угодно могут скинуться, девы водяные, хотят — сорокой, хотят — белкой, ну а если им нужно мужчину прельстить, обратятся деревенской девушкой.
И с тех пор пришлось парню остаться жить на озерном дне. Его возлюбленная обошлась с ним жестоко — больше не целовала и не миловала, а заставляла лен чесать для русалочьей пряжи или играть на свирели, чтобы танцевать под звуки ее со своими зеленовла-сыми подружками.
А.С. Пушкин
«Руслан и Людмила»
Песнь первая
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо песнь заводит,
Налево сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «РУСАЛКА»
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя, и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка - и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.
И пела русалка: "На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;
И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.
Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.
Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит - и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!..."
Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.
1832
Красивые нагие девы, утопленницы, превращенные в русалки, хорошо известны украинскому фольклору и практически не знакомы русскому. Поэтому этнографически точен Гоголь, описывая украинские верования в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Русская же поэзия отличалась своеобразным соединением европейской и русской (скорее, восточноевропейской) традиций.
Такова, «Морская краса» И.Бунина:
Уж как на море, на море,
На синем камени,
Нагая краса сидит,
Белые ноги в волне студит,
Зазывает с пути корабельщиков…
(1923)
Н.Гумилёв в стихотворении «Русалка» (1905) называет свою героиню девой – ундиной. Нечто среднее между русским фольклорным образом и сложившимся поэтическим стереотипом в изображении русалки встречаем в поэзии С.Клычкова, где водяная дева, царевна, прямо соотнесена с Купавой – одной из ипостасей Лады – опоэтизированной девушкой – мечтой, девушкой – сказкой, олицетворением самой природы. Купава С.Клычкова, «руки белые сложа», спит до поры до времени «под гул волны напевный», «в мягкой тине и песке» («Полынья», «Над волною в тишине…» - 1911-1913), вызывая в памяти не только народные поверья о существовании раз в году «русальных недель», но и «Спящую красавицу» Ш.Перро.
Надо заметить, что не единожды поражает этнографическая верность деталей, естественно и ярко вплетенных в ткань поэтического текста. Чего стоит пушкинское: «Русалка на ветвях сидит» - или слова подруг бросившейся в Днепр дочери мельника: «нас греет луна»; ахматовское: «Ива – дерево русалок» - или такой штрих в поэме К.Случевского: злая зима «юрких русалок опасный народ спрятала в тину, в коряги, под лед» («В снегах»); или фрагмент из «Семика» Алексея Толстого:
Ох, Семик, Семик, ты выгнал из бучила,
Водяниц с водой чистой разлучил,
И укрыл их во березовый венец.
(1919)
По русским поверьям, русалки именно в период Семика – Троицы выходят из воды, из-под коряг и поселяются на ветвях деревьев, чаще всего на иве или лозине, растущих обычно у водоёмов, а также в зелени нив и лугов, что, относясь к иному миру, они солнцем считают луну, греясь ночью в лучах месяца. Проза в изображении русалок, как, впрочем, и других демонологических персонажей, еще ближе к фольклору.
Яркий пример – фантастическая повесть Ореста Сомова «Русалки» (1829). Сюжет её практически целиком построен на малороссийских преданиях и поверьях, хорошо известных писателю и, видимо не раз слышанных им в родной Харьковщине. Героиня повести, Горпинка покинутая любимым, бросается в воду и превращается в русалку. Мать пытается вернуть её к человеческой жизни, воспользовавшись тем кратким временем, когда русалки, по поверью, появляются среди людей. Происходит это на «зеленой неделе» перед Троицей. С помощью колдуна Горпинку удаётся оставить в родном доме, но с уходом русалок она впадает в сон, подобный смерти. Через год в ту же пору вновь появляются русалки, Горпинка оживает и навсегда покидает людей. «Синева исчезла, глаза засверкали, какая – то неистовая и как бы пьяная улыбка промелькнула на губах. Она вскочила, трижды плеснула в ладоши и прокричала: наши! Наши! Наши! Пустилась как молния за шумною толпою… и след её пропал!»
Далеко не случайно в русской прозе фольклорные сведения о нежити звучат обычно из уст крестьян, представителей городской бедноты, мелкого чиновничества и других в виде прямой речи от первого лица. Достоверность таких рассказов очевидна, на них можно ссылаться, как на полевую запись этнографа или фольклориста.
В. БРЮСОВ «РУСАЛКА»
Она, свои скрывая груди
И лоно зыбким тростником,
На мир, где колдовали люди,
Смотрела из реки тайком.
Ей был понятен их веселий
И их забот вседневный строй
Призыв пастушеской свирели,
Костер рыбачий под горой.
Она любила хороводы
И песни дев издалека,
Когда ложилась мгла на воды
И стыла темная река.
А в день весенних водосвятий,
Из-под воды едва видна,
Как речь таинственных заклятий,
Молитвы слушала она.
Когда же рой детей, купаясь,
Шнырял по вспугнутой реке,
Она звала их, откликаясь
На непонятном языке.
Но, видя проходящих парней,
Вечеровой порой, в тиши,
Еще нежней, еще коварней
Смеялась, зыбля камыши.
Иногда писатели специально подчеркивали близость своего повествования подлинным фольклорным текстом, хотя это вовсе не мешало им создавать собственную интерпретацию сюжета. «Башкирская русалка» В.Даля начинается фразой «У кочевых Башкиров осталось еще много своих поверий и приданий». По-видимому, чисто русской чертой является устойчивая соотнесенность русалки с какими-то неясными, невысказываемыми переживаниями. Русалка очень часто изображается тоскующей:
Ночью русалка сидит над рекой,
Песню поёт с безысходной тоской…
(Л.Трефолов. «Чудовище»)
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи…
(Н.Гумилёв, «Русалка»)
Одно из немногих исключений – второе стихотворение А. Коринфского из цикла «Лес в половодье» (1896), где русалки беззаботно смеются:
И раздается на все-то озеро
В тишине заповедного бора –
Безо всяких нежданных помех –
Переливный русалочий смех.
Рубеж веков – очередное для России смутное время – породил не только поэзию контрастов, эпатажа, но и мучительной тоски по невозвратно уходящему. Вспоминает русалку Ф.Сологуб, в одном из стихотворений которого с ней связана грусть, сожаление по чему-то светлому, чудесному, отвергнутому рациональным, ориентированным на «матерьялистские» идеи и дела, отсюда – преступно бездушным и безнравственным:
Покрыла зелень ряски
Пустынный, старый пруд –
Я жду, что оживут
Осмеянные сказки:
Русалка приплывет,
Подымется, нагая,
Из сонной глади вод
И запоет, играя
Зеленою косой,
А в омуте глубоком
Сверкнет огромным оком
Ревнивый водяной…
Но тихо дремлет ряска;
Вода не шелохнет, -
Прадедовская сказка
Вовек не оживет…
Образ русалки не чужд и европейской культуре. Все знают сказку Х.-К. Андерсена «Русалочка». Сравним литературный образ русалочки (на примере сказки) с образом мифологической русалочки.
Черты | Русалка в мифологии | Русалочка Андерсена |
1. Происхождение русалок | Женщина, умершая неестественной смертью | Дочь морского царя, имеет свою семью |
2. Местонахождение русалок | Можно встретить в поле, в лесу, в воде, у костра; нет определенного места жительства | Живет в подводном царстве вместе с семьей, затем в мире людей |
3. Внешний вид русалок | Роскошные длинные волосы, рыбий хвост либо ноги | Роскошные длинные волосы, рыбий хвост
|
4. Занятия русалок | Заманивает людей в свои ловушки, крадут еду и белье, наносят вред полям, защекачивают насмерть | Ухаживает за своим садиком, играет, слушает рассказы о людях, спасает человека |
5. Отношение к человеку | Запугивает, губит | Спасает жизнь, любит, жертвует ради любимого своей жизнью |
Вывод: русалка Андерсена и русалка в мифологии похожи только внешне, да и только мы узнали о русалках, мавках, у которых спины нет вовсе, а вилы отличаются от других крыльями. Мифологическая русалочка не имеет души, ее любимое занятие – причинять людям вред. Русалочка Андерсена, наоборот, приносит себя в жертву ради любви к человеку. Она гибнет во имя любви, не думая о мести. Поэтому можно предположить, что Андерсен взял миф о русалочке только в основу сказки, но создал свой особый образ русалочки.
Образ русалки в изобразительном и прикладном искусстве
Влияние литературы прослеживается и в творчестве художников, например Н.М. Крамского, чья картина 1871 г. «Русалка» создана под впечатлением названной повести Гоголя. «Русалка» К.Е.Маковского появились, видимо, тоже в результате обращения к Гоголю. Интересно отметить, что если В.Стасов и особенно Вс.Гаршин раскритиковали картину Маковского за слишком «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов», то именно эти качества привлекли большинство современников художника, обеспечив успех полотна.
Над образом русалки работал В.А.Серов (эскиз 1880-хгг.). Близка народно-поэтическому «Русалка» И. Билибина (1934), сопровождаемая собственноручной подписью художника: «Русалка парней завлекает и топит».
Из скульпторов, воплотивших в своих материалах образ русалки, можно назвать П.А.Ставассера («Русалка», 1847), П.П.Забелло («Русалка»,1876) и, разумеется, С.Т.Коненкова с его серией деревянных лесных духов, среди которых приютилась и трогательная русалочка.
Маковский К. Русалки. Государственный Русский музей, Санкт - Петербург
И.Н.КРАМСКОЙ. Майская ночь
Вышивка крестом Хрусталь Стекло Кристаллы
Роспись по керамике
Декоративное растение «Поцелуй русалки»
Символом города Копенгагена, столицы Дании,
стала знаменитая бронзовая Русалочка на камнях у берега пролива Эресунн.
Русалка с мечом –
символ столицы
Польши - Варшавы.
Скромная русалочка украшает каскад фонтанов в
Петергофе.
Карниз из Нижегородского музея истории
художественных промыслов.
Верхняя часть наличника (навершие). Городецкий
краеведческий музей.
Русалки в музыкальном искусстве
Остается добавить, что образ русалки привлекал и композиторов: в 1848 г., взяв за основу произведение А.С.Пушкина, А.С.Даргомыжский создает оперу «Русалка»; в 1883 г. Н.В. Лысенко завершает работу над оперой «Утопленница» по мотивам повести Н, В. Гоголя «Майская ночь или Утопленница».
Арнольд Ю.К. (1811-1898)
Русский музыкальный теоретик, критик, композитор, вокальный педагог. Автор трудов по древнерусскому пению: «Теория древнерусского церковного и народного пения..." (1880), "Гармонизация древнерусского церковного пения...» (1886) и др., в которых рассматривал русское осмогласие на основе так называемой звукорядной теории гласа, ныне устаревшей. Ему принадлежат музыкальные произведения. Перевел на немецкий язык либретто опер "Руслан и Людмила", "Русалка", "Юдифь", "Орлеанская дева".
Даргомыжский А.С. Опера «Русалка»
Сочинение А. С. Даргомыжского по одноименной поэтической драме А. С. Пушкина — одно из любимейших в русском оперном репертуаре.
Вынашивая замысел оперы «Русалка», композитор внимательно изучил всё значительное, что было в литературе того времени, - образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. И особенно – русские народные песни. Он и сам записывал их, приезжая для этого в своё небольшое родовое имение. Не удивительно, что русская народная песня занимает всё большее место во всём его творчестве. Работа над оперой затянулась на многие годы, почти на десятилетие. Причин тому было не мало. Главная из них заключалась в равнодушии, а под час и враждебности со стороны дирекции императорских театров.
В Большом театре под конец сезона показали премьеру "Русалки". Она открыла новую страницу в истории русской музыки, продолжая традиции первых русских опер.
Беспечный Князь (Николай Васильев) пьет за здоровье Русалки.
Дворжак А. Опера «Русалка»
В 1900 году он написал оперу «Русалка» - поистине классическое произведение чешского музыкального театра.
Ярослав Квапил написал либретто, основанное на волшебных сказках Карела Яромира Эрбена и Божены Немцовой, ещё до знакомства с Дворжаком. История, идущая от традиционных славянских мифов, перекликается со сказкой «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена и «Ундиной» Фридриха де ла Мотт Фуке. Окончив работу в 1899 году, Квапил стал искать композитора. Его знакомые отказали, занятые другими сочинениями, но сообщили, что Дворжаку как раз требуется что-нибудь подходящее. Тот согласился писать оперу и сделал это довольно быстро: первые наброски относятся к 22 апреля 1900 года, а к концу ноября она была окончена. Премьера состоялась 31 марта 1901 года на сцене Национального театра в Праге.
Сюжет. Русалка, дочь Водяного, влюбляется в Принца. Колдунья — Баба-Яга помогает ей. Русалка получает человеческую душу, но становится немой. Принц полюбил её и забирает в замок. Спустя некоторое время он уже думает о Княжне и собирается на ней жениться. Русалка возвращается в болото и становится блуждающим болотным огоньком. Когда Принц, понявший, что он потерял настоящую любовь, ищет Русалку на берегу, она говорит ему, что её прикосновение отныне для него — смерть. Но он не хочет без неё жить, целует её и умирает.
Афиша первой постановки «Русалки» в Праге 31 марта 1901 года.
В 1910 году появился короткометражный немой художественный фильм Василия Михайловича Гончарова «Русалка», «народная драма в 6 сценах с апофеозом» по мотивам одноимённой поэтической пьесы А.С. Пушкина, где роль Наташи, дочери мельника, ставшей русалкой, исполнила Валентина Гончарова. В фильме «Руслан и Людмила» целая толпа русалок во главе с болотницей (водяницей?) пытается задержать Руслана, спешащего спасти свою возлюбленную. Снят фильм «Русалочка» (1976, режиссер Владимир Бычков), где главную роль исполнила Вика Новикова. В одном из последних фильмов-сказок «Книга мастеров» (2009, режиссер Вадим Соколовский) Русалку, современную и ироничную, немножко шантажистку, с влюбленным в нее Кощеем Бессмертным, играет Екатерина Вилкова. Есть мультфильм «Русалка» (1996, режиссёр Александр Петрова), выполненный в технике «живопись по стеклу» с нашей, русской русалкой. «Сапожник и русалка» - мультфильм (1989, режиссер Валерий Угаров) по мотивам рассказа А. Толстого «Терентий Генералов». Есть «Русалочка» («The Little Mermaid») - мультфильм студии Уолта Диснея (1989, режиссёры Рон Клементс и Джон Маскер) по мотивам произведения Ганса Христиана Андерсена.
Кинемалогос: Это мои русалочки-недомерочки, целый выводок. Шутливо о дочках, о подругах, а также о любой группе женщин, девушек («Марья-искусница»).
Предварительный просмотр:
РУСАЛКИ В ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЯХ СЛАВЯН
Перун, Хорс и др. вышеупомянутые боги были, так сказать, божествами высшего порядка. Но кроме их наши предки признавали и чтили ещё божества меньшие: русалок, водяного, лешего, домового. Перун, Дажьбог, Стрибог – были боги солнечного тепла, грозовой тучи, ветра. В силу своего могущества и отдалённости от человека, эти высшие божества носили более отвлечённый характер и наделялись в некоторой мере духовным началом. Русалки же, домовой и леший носят вполне антропоморфический характер; эти существа вполне материальные по своей организации, близкие к человеку, только природа у них иная, не человеческая: русалки, наприм. живут в воде, в которой человек жить не может. Следовательно, по сравнению с человеком, живущим только на земле, человекообразные русалки, живущие и на земле и в воде, существа высшего порядка; хотя леший и домовой обитатели земли, но их жизнь – загадка для людей, следовательно, они существа иной категории. Впрочем, этот таинственный и повидимому более совершенный мир не привлекаем к себе внимания людей живых: жить на земле, и веселей и приятней. Русалки и леший завидуют живым людям. Причины этому будут указаны ниже.
Верование в русалок распространено повсеместно в России. По современным верованиям, русалки – это души младенцев, умерших без крещения, или же добровольные утопленницы; русалкой может стать и всякая девушка, если будет купаться без креста, - её может утащить водяной. Из этого видно, что вера в русалок возникла в до-христианскую эпоху.
Теперь по народным верованиям, русалки делаются некрещёные; а когда все были не крещенными, то, следовательно, все девушки после смерти обращались в русалок. Народ представляет русалок в виде прекрасных, вечно юных девушек; они полны обаяния, и только зелёные глаза и зелёные волосы доказывают, что это особые существа. Лица русалок бледны и носят отпечаток загадочной грусти. Русалки живут обществами в воде: в озёрах, речных омутах, источниках. В Новгороде-Северском уезде есть две криницы – колодца, на срубах которых каждый год на зелёной неделе на разсвете сидят две прекрасные девушки и расчёсывают гребнем волосы. Народ называет этих девушек криницами и русалками. Живут ли русалки в самых криницах, или же в уединённых болотистых и поросших густым кустарником местах, где обыкновенно бывают криницы, народ не даёт ответа. Полагаем, что криницы – те же русалки, но обитающие в источниках. Есть мнение, что криницы – не русалки, а богини плодородия. Этот взгляд не считаем обоснованным. Известно, что русалки живут ещё в лесах; есть и горные русалки. Всю зиму русалки спят в омутах непробудным сном. Но когда весеннее солнце растопит лёд, прилетят птицы, расцветут цветы, тогда и русалки пробуждаются. Вода вообще считается дорогой в царство мёртвых, а, следовательно, и обратно. До Троицына дня русалки живут в воде, и только ночами они выходят на берег погреться и понежиться в лучах месяца. Резвой толпой водят они хороводы на берегах рек или же, усевшись на берегу, расчёсывают свои роскошные волосы, которые служат им вместо одежды. До Троицына дня купаться не следуем: русалки утащат; особенно же не следует купаться на Троицу. Семик (четверг седьмой недели после Пасхи) в некоторых местах России называется “русалка”. Семицкую неделю называют “зелёной”, “клечальной”, а три последние её дня и три первые дня Троицкой недели называются “зелёными святками”. Как известно с семик девушки ходят в лес петь песни, завивать венки, по которым потом гадают. В семик же бывают поминки покойников. Вообще семик – праздник русалок и мёртвых. В семик теперь главным образом поминают умерших насильственною смертью, умерших без церковного покаяния и некрещёных детей, которым предварительно дают христианские имена.
Поминовение некрещённых детей следует сопоставить с обычаем: “крестить кукушек”: на ветку, на которой помещают чучело кукушки или на самое чучело, вешают шейный крестик; иногда чучело заменяется травою, называемой кукушкой. Вероятно, этот обряд стоит в связи с верованием, что душа по смерти принимаем различные образы. Верить, что душа некрещённого младенца в течение семи лет, до обращение в русалку, летает по воздуху и жалобно просит окрестить её. Если кто произнесёт формулу крещения, душа возносится на небо, как бы приняв крещение. Полагаем, что семицкие празднества доисторического, языческого происхождения. Отметим протест против этих празднеств, выраженный в Стоглаве.
На зелёной или русальной неделе, русалки, выйдя из воды, бегают по нивам, лугам и рощам, лазают по деревьям, бьют в ладоши, водят хороводы, пляшут и поют песни. Ходить на этой неделе в лес опасно, особенно мужчинам: русалки могут поймать и защекотать. Но с Троицына дня они уже не могут днём выходить на берег: в песне на Троицу поётся
Русалочки земляночки
На дуб лезли, кору грызли,
Свалилися, забилися.
Но ещё и до Перова дня русалки продолжают выходить на берег. В понедельник Петрова поста в некоторых местах бывают игрища – проводы русалки: соломенную куклу разрывают в игре. Такой обряд по местам проделывается на зелёной неделе. Летом можно видеть русалку только на берегу реки и при исключительных каких-либо обстоятельствах.
Русалки, по народным воззрениям, скорее враждебные, чем безразличные для человека существа: они могут защекотать или утопить человека, путать рыбакам сети, ломают плотины и мосты, заночевавшим на воде гусям завёртывают крылья и прочь.
Еще раз поговорим о происхождении слова «РУСАЛКА». Корень и происхождение слова русалка определить затруднительно, У нас есть слово рус-ый, русло, Руса. В санскрите rasa -–жидкость, влага, вода; в кельтск. rus, ros – озеро, пруд; в лат. ros – роса. Теперь русалку производят от слова русалии. Этот взгляд обстоятельно разработан акад. Веселовским, по мнению которого “римский праздник весенних поминок”, dies rosae rosalia, сохранился в христианском переживании под названием русалий. Там, где удержались русалии, они приурочиваются к Духову и Троицыным дням, когда по греческому поверью душам умерших дозволяется возвращаться на землю. В России неделя Святых Отец и следующая за нею Пятидесятница назывались – русальною, зелёную, клечальною или семицкою. Семик, четверг на седьмой неделе по Пасхе, в Вологодской губернии называется русалкой; в Малороссии - носить название русалочий или мавский Велик – день. Особенно семика – поминовение умерших на убогих домах простирается и на другие дни, предшествующие и последующие за семиком: умерших поминают во вторник и в субботу. Вероятно, в этом сказывается старая память, что в это приблизительно время поминали покойников. “Анализ русских суеверий приводит к заключению”: “что весенние русалии, главным образом, поминальный обряд; русалки – manes”. Веселовский указал, что справляемые в январе в южной Македонии русалии сопровождаются играми воинственного характера. Эти воинственные игры должны быть считаемы древней тризной. Тризна – это погребальное состязание, погребальные игры. Известно, что были зимние и весенние русалии. В Эпире русалии справлялись в мае; участники веселились различным образом, потом разделялись на два отряда и изображали примерную борьбу христиан с османами, которая была заменой старой борьбы между летом и зимой, как полагал Веселовский. И зимние и весенние русалии совершались в честь мёртвых. Таким образом, русалки – это умершие, что совершенно согласно с нашими народными верованиями. Интересны русалии, справляемые в албанских колониях Апулии в первые три дня Пасхи. Главная роль в этих русалиях принадлежит парням, одетым в военный костюм; участники поют военные песни и пляшут. К ним присоединяются ряженые, с вымазанными мелом, мукой или сажей лицами, одетые в козьи шкуры, с погремушками у пояса и проч. Эти русалии весьма важны: не переставая быть культом умерших (военные песни – остаток тризны), они переходят в культ природы, что видно из переряживания, обозначавшего обновление природы весной. Здесь эта двойственность, совместность культа природы и культа предков, выступает недостаточно ясно. Это же двойственность видна в русском слове 14 – 15 века, приписываемом Златоусту, где обличаются те, кто совершал жертву принося и проч. Текст слова Златоуста не даёт ясных указаний, в честь каких собственно богов резали и торили кур: выходит, что этот вид жертвы употреблялся в честь всех богов, хотя это вряд ли так было. Можно думать, что погружение в воду кур было жертвой специально в честь умерших. Так, по крайней мере, можно думать на основании Льва Диакона: воины Святослава в Доростоле по ночам, при свете луны, выходили в поле сожигать тела своих убитых сотоварищей и потом с какими-то обрядами погружали младенцев и петухов в струи Дуная.
Итак, в древности на Руси кланялись рекам, источникам, берегиням и деревьям и приносили им жертву. Выше мы говорили, что и в настоящее время наши простолюдины почитают источники и деревья и приносят им жертвы. Афанасьев сообщает, что в народе принято от болезней купаться в реках, прудах или источниках и оставлять на прибрежных кустах и деревьях полотенца и сорочки. Замечательно, что такие же требокладения совершаются и в честь русалок. Наши крестьяне вешают в дар русалкам холсты и нитки. В Малороссии и теперь в обычае, во время русальной недели, на деревьях вешать холсты, полотенца, сорочки и мотки ниток в дар русалкам. В Белоруссии разсказывают, что на Троицкой неделе по лесам ходят голые женщины и дети (русалки), и всякий встретивший их должен, во избежание преждевременной смерти, бросить им платок или лоскуток от своей одежды. Таким образом, культ мёртвых русалок объединился с культом природы. Причины такого совместного культа сложны. В доисторическое время леса сплошь покрывали русскую равнину. В сущности, первые поселенцы на этой территории были жители лесов, не даром целое русское племя называлось древлянами. Прежде, чем заняться земледелием, приходилось расчистить леса. В воде, как известно, недостатка не было, и селения располагались именно по берегам рек, на опушке леса.
В прежние времена покойника клали в воду и пускали по воде; памятником такого способа погребения служит слово навь, навье – мертвец, того же корня лат. navis – корабль. Старинные гробы имели форму лодки. Пропавшие из дома некрещеные дети обращаются, по народным повериям, девочки в русалок, а мальчики в леших. Могла быть и другая причина, в силу которой лес считался обиталищем умерших. У скифов был, между прочим, такой способ погребения: мёртвое тело вешали на дереве в честь божества неба. Мы не думаем отождествлять скифов и славянами, но, принимая Скифию в этнографическом смысле, допускаем, что среди населения Скифии могли быть и славяне. Во всяком случае, не трудно допустить взаимодействие между скифами и славянами. Но если бы даже такого взаимодействия и не было, а славяне заняли территорию скифов, когда те очистили южно-русскую равнину, то и в этом случае можно допустить, что некоторые обычаи и верования скифов могли сделаться известными и повлиять на новых пришельцев. Особенно возможно сделать такое предположение относительно погребения при посредстве повешения на дереве; фактические остатки такого обычая могли существовать значительное время, и память о таком способе погребения могла сохраниться весьма долгое время. Ибн-Фодлан удостоверяет, что у руссов существовал способ предания смерти чрез повешение или задушение. Наши церковные правила особенно вооружались против ядения удавленины, вероятно потому что этот способ смерти животных имел религиозное значение: жертва удавливалась. Такой взгляд существовал и среди скандинавов: герой Гаддинг, обрекши себя Одину, повесился на дереве на глазах толпы, собравшейся присутствовать при таком религиозном действии.
Можно считать установленным, что русалки – души умерших. И, тем не менее, русалии – праздники в честь умерших – почти всегда сопровождались играми и плясками, что повидимому не вяжется со скорбию, которая возникает у нас при потере близкого человека или даже при одном воспоминании о такой потере. Попытаемся дать объяснение такому, странному на первый взгляд, факту.
По народным верованиям, умерший сохраняет за собою те же потребности, какие он имел при жизни. Вот почему в могилу или на костёр с умершим клали пищу, коня, жену и т. д. Покойники нуждаются в пище, питье и даже бане, как видно из слова “к невежам”. В честь умершего совершается поминальная трапеза, за которой, как верят, невидимо присутствует сам покойник. По русскому обычаю такая трапеза обильно уснащается крепкими напитками, так что, помянув душу умершего, участники встают из-за стола далеко не в скорбном настроении: вино веселит сердце человека. А весёлый человек не прочь попеть и поплясать. Слово тризна, первоначально означавшее – погребальное состязание, погребальные игры, не даром употребляется в значении попойки.
Была и другая причина, более глубокая, в силу которой праздники в честь умерших сопровождались песнями и плясками. Поворот солнца с зимы на лето (генварские русалки) и весенний расцвет природы наводил нашего предка на мысль о воскресении, о возврате от зимы к лету, то холода к теплу, от смерти к жизни. Восточные славяне верили, что покойники на зиму улетают в рай, а весной воскресают. На рождественских святках и весной совершались главные праздники в честь умерших. В это время скорбь о близких умерших смешивалась с радостным убеждением, что возвратятся, хотя и временно, дорогие умершие вместе с расцветающею и воскресающею природою. Такие чувства требовали обнаружения и проявлялись во вне, песнями и плясками. Известно, что пляска в древности имела религиозное значение, как и теперь у дикарей. Мы знаем, что в древности, например в Греции, в честь умерших совершались игры, примерные сражения. Этот обычай частью сохранился у нас в христианскую пору, как видно из жития Константина Муромского. Среди исповедных вопросов кающемуся встречается и такой: “по мертвеци дрался?” и согрешившему налагалась епитемия. Серьёзное пение и религиозные действия к концу празднества после трапезы естественно принимали более весёлый характер. С течением времени элемент весёлый мог получить преобладающее значение. Возрождающаяся и мысль о переряживании, что нами и отмечено выше; остатком такого обычая являются наши ряжения на рождественских праздниках. Интересно - маленькие компьютерные столы без сомнений.
В славянскую мифологию, считают исследователи, образ русалки пришел из Украины и из Восточной Европы. В России облик этих дев изменился. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и мстительных существ, наравне с водяным. Русалок, поющих веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, у нас заменили на лесных реках растрепанные и нечесаные создания: с неестественно бледными лицами, с зелеными глазами и зелеными волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и утопить. Русалка – это древний женский дух, обитающий в водах. У этой полногрудой красивой женщины, нагой либо в рубашке без пояса, между пальцев перепонки, а вместо ног – рыбий хвост. Ее следы иногда можно увидеть на мокром песке, когда она выходит на берег покачаться на плакучей иве или березе. Если их много, то качаются вместе, перекликиваются, поют, плетут венки и надевают их на головки, играют и пляшут. Купаются тоже вместе, поют песни сладкими голосами, заманивая людей к себе. У рыбаков они путают сети, а мельникам ломают плотины и разбивают жернова. Живут русалки не только в воде. «Где они бегали и резвились, - пишет Сергей Беляков, - там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее. Но от них много и вреда. ... Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. Кое-где рассказывали, что русалки не причиняют никакого вреда, а могут лишь испугать человека или подшутить над ним. Однако подавляющая часть поверий относит русалок к опасным духам, которые преследуют людей, сбивают их с пути, душат или щекочут до смерти, заманивают в воду и топят, превращают в животных или в какие-нибудь предметы, могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже. В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства. Как и прочая нежить, они не выносят вида креста, не могут переступить через начерченный на земле круг, осененный крестным знамением; боятся чеснока и любого железа, будь то иголка, булавка или нож. Действенным средством оберега против русалок считались такие растения, как полынь, хрен, чеснок, любисток.
Когда русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание: не зная имени, она не в силах причинить вред».
По другим сведениям, русалка – это девушка, дева вод или жена водяного, и рыбьего хвоста у нее нет, она очень красива, стройна, пышногруда, высокого роста. Коварная красавица может выйти замуж за человека, но брак этот недолговечен и трагичен: если рождается ребеночек, то, если муж узнает в ней русалку, она разорвет малыша надвое и бросит в воду...
Русалки, по преданию, всегда отвечают добром на добро. Если кто-то прикроет маленького русаленка (русалкиного ребеночка), который лежит голенький или бегает голышом, своей одеждой, то мать-русалка наградит сердобольного прохожего, согласно его пожеланию, крепким здоровьем, большими деньгами, а иногда - даром целителя и искусного знахаря. Русалка – это один из наиболее противоречивых образов славянской мифологии.
Во многих просмотренных мною словарях упоминается, что у русалки имеется рыбий хвост. А ведь, наверное, трудно лазить по деревьям с таким приспособлением вместо ног. В «Большой советской энциклопедии» приведено определение из «Очерков русской мифологии» 1916 года издания Д.К. Зеленина, ученого-этнографа: «Русалки – мифологический образ у восточнославянских народов (особенно у украинцев и южных русских). В образе русалки переплелись черты духов плодородия (полевые русалки), воды (речные русалки), представления о «нечистых» покойниках (в частности, об утопленницах), умерших некрещёнными детях и др.». И.Арт пишет: «Александр Сергеевич не был садистом! В славянских сказаниях встречаются, конечно, и хвостатые русалки. Вообще, русалки у славян отличаются большим разнообразием. Но всё-таки, в основном, русалка - это водный или лесной дух в образе молодой и прекрасной девицы без каких-либо признаков мутаций… А одним из излюбленных развлечений этих девиц было раскачивание на ветвях деревьев. И об этом прекрасно знал наш великий классик, получивший своё фольклорное образование практически из первоисточника - от Арины Родионовны и бабушки своей Марии Алексеевны Ганнибал». А.С.Пушкин, помимо вступления к «Руслану и Людмиле», четырежды обращался к этому образу».
У болгар есть женские имена Вила – «русалка» и Веда – «русалка, лесная фея».
Если вы увидите во сне русалок, купающихся в чистой воде ручья или реки, это знак того, что вы с упоением станете стремиться к исполнению своих желаний. Веселые события вскружат вам голову. Увидеть русалок в другой обстановке – знак глубокого разочарования в жизни.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РУСАЛКА В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ
Русалка — волшебное существо из сказок и легенд, которое чаще всего описывается, как человек с хвостом рыбы. Реже попадаются и другие варианты изображения этих прекрасных созданий.
Сегодня популярность русалок стремительно растет, благодаря огромному количеству фильмов, книг и мультфильмов с их участием. Даже японцы не отстают, трудолюбиво выпуская аниме о приключениях русалочек. В общем, современным фанатам девушек-рыб есть, где разгуляться. Впрочем, почему только девушек? Попадаются и пари с рыбьими хвостами. Но о них позже.
Русалки в разных странах
Жители различных уголков Земли воспринимают русалок по-разному. В одних только России, Украине, и Беларуси, различают несколько их видов. Например, в давние времена говорили, что встречаются русалки-феи, русалки-дети и русалки, владелицы озер. Кроме того, украинцы с давних пор делят хвостатых девушек на полевых и речных. А в Беларуси считается, что русалки игривы, словно дети, но способны при этом на жуткие вещи.
Вообще, в славянских странах в прежние времена было принято считать, что подводные жительницы являются весьма опасными созданиями. Обусловлено это было тем, что славяне верили — в русалок превращаются утопленницы, которые не слишком довольны своим положением. Они могли и защекотать до смерти (впрочем, эту способность приписывают кикиморам), и заставить человека остаться уродом.
В то же время, жители некоторых стран считали раньше, что у русалки (сирены или ундины) хвоста нет. Морских дев считали бесхвостыми некоторые ветви славян, немцы.
Первая известная легенда о русалке относится к 1000 году до н.э. Ее рассказывали в Ассирии, и там русалка считалась морской богиней, полюбившей человека.
В Греции тоже знали про морских девушек. Такой стала, по легенде, сестра Александра Великого, Тессалоника, после своей смерти. Она останавливала корабли и спрашивала всякого, кого видела, жив ли король Александр. Если человек отвечал, что тот жив и правит всем миром, русалка оставалась довольна, но стоило кому-то дать другой ответ, как красавица тут же вызывала шторм.
В Сирии тоже встречались свои упоминания о русалках, причем там их описывали также, как и современных подводных жительниц.
Среди арабских сказок встречается несколько историй о русалках, хотя не всегда морские жители выглядят также, как известные нам.
Немало мифов о русалках рассказывали и на территории современной Великобритании. Там считали, что появление морской девы сулит неудачу. Например, существует несколько вариантов легенды, в которой рассказывается о таинственной русалке, которая подплывала к кораблям и сообщала команде, что скоро ее ждет беда. В скором времени действительно наступал шторм, и почти никогда моряки не добирались до берега. Интересно, что часто русалок описывали как огромных существ, около 600 метров в длину.
Были у британцев и другие истории, которые повествовали о влюбленных русалках.
Часто на островах рассказывали легенды (они, кстати, путешествуют по всей Европе) о том, что каждая русалка мечтает обрести бессмертную душу, но не может этого сделать.
Ближайшая родственница русалки из Западной Европы — Мелузина. Это существо изображали как нагу или приписывали ей наличие двух рыбьих хвостов.
Китайцы верили, что слезы русалок могут превращаться в жемчуг. Также существует легенда о русалке, тело которой покрывали разноцветные волосы.
В «Рамаяне» (величайшая индуистская книга) тоже присутствует русалка-принцесса. Лучше всего она знакома жителям Таиланда.
Также свои русалки есть у жителей Бразилии, Камеруна, Карибских островов, Японии и Филиппин.
Современные русалки
Как видите, практически ни одна русалка не была похожа на свою современную родню. Дело в том, что прообразом морской девушки в современной культуре является юная русалочка из сказки Ганса Христиана Андерсена, чья история (наряду с другими сказками) разошлась по всему миру и дала жизнь новому мифологическому существу. В большинстве своем, сегодня русалки считаются добрыми духами, а не злыми. Да и стать ими, если судить по современному городскому фольклору, могут не только утопленницы или богини, но и самые обычные девушки.
В чем-то русалочьи легенды современности все-таки отходят от сказки Андерсена, но это и неудивительно. Во-первых, сказать за это спасибо можно сериалу «H2O: Просто добавь воды», который изменил представление о русалках среди молодежи. Во-вторых, каждый писатель или сценарист пытается придумать что-то новенькое, внося в образ русалки XXI века свои корректировки.
Предварительный просмотр:
Заключение
Я провела опрос 70 детей в возрасте от 7 до 11 лет, задавая вопрос «Верите ли вы в существование русалок?»
17 человек верят,
53 человека не верят.
Что же думают по этому поводу ученые?
Широко распространено мнение, что морская корова, поедающая водоросли, похожа на получеловека-полурыбу с зелеными волосами.
Другие ученые пытаются объяснить наблюдения русалок сильно искажёнными в результате преломления света в атмосфере изображениями морских зверей.
Некоторые ученые придерживаются версии, что океан, воздействуя на подсознание человека, вызывает у него в воображении образ русалки.
Все выше сказанное, дает нам основание сделать вывод, что русалки – это вымысел.
Однако, нельзя не обратить внимание на следующие факты.
В корабельном журнале Генри Гудзона есть запись о том, что два его матроса увидели русалку. Они сообщили капитану, что верх был как у женщины, а её хвост был похож на хвост дельфина.
В храмах на территории всей Японии можно до сих пор увидеть русалок-мумий, которых вы видите на экране. Они имеют клыкообразные зубы, две руки. На спине присутствуют признаки плавников, нижняя часть похожа на рыбью и, вероятно, покрыта чешуёй.
Эти факты позволяют сделать вывод, что русалки существуют.
ЛИТЕРАТУРА
- Дегтярь В. Русалка – человек или рыбка?/ В.Дегтярь// Мир увлечений. Невероятно.- 2000. - № 5(1). С. 16
- Что есть что: мифы славян. Детская энциклопедия – М: Слово – 2000 – с. 47
- Я познаю мир: нечистая сила. Детская энциклопедия. – М: АСТ – 2001 – с.287
- С.И. Ожегов. «Словарь русского языка» - М – 1988 - с. 562)
- http://ru.wikipedia
- Лесков Н.С. Островитяне. Собрание сочинений в 11 т. Т.3 – М., 1957.
- Андерсен Г.Х. Сказки. – М., 1977.
- Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.— Москва, Терра, 1995.
- Открытый урок по литературе. Русская литература 18 – 20 веков. Пособие для учителей – М., «Московский Лицей», 2001
- Старыгина Н.Н. Лесков в школе – М., «Владос», 2000
- Телегин С. М. Национальное и мифологическое у Лескова: «Очарованный странник» // Литература в школе, № 4 1996 г.
- Чередникова М. П. Открытие Лескова // Литература в школе, № 2 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему:«Обогащение словарного запаса детей на материале народного фольклора».
В своей работе с детьми я уделяю большое внимание обогащению словарного запаса детей на материале народного фольклора. Русский народный фольклор , художественная литература служат так же могуч...
«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата трад...
Методическое пособие «Место народного фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии.«Веселье на масляную неделю».
Народный праздник всегда был открыт для новизны ,изобретательности, впитывая церковную, православную религиозную обрядность. К сожалению ,скрытые возможности русских песенных праздников н...
Детский народный фольклор как средство духовно-нравственного воспитания учащихся.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок,...
Английский народный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
Научная статья о влиянии изучения английского народного фольклора на развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка, сквозь призму ФГОС....
Инновационный проект "Развитие познавательной активности учащихся первого класса на уроках математики через приобщение к различным жанрам народного фольклора"
АКТУАЛЬНОСТЬ:Повышение эффективности образования и переход к новому его качеству- главная задача развития системы образования.Формирование у обучающихся вычислительных навыков является одним из ...
«Художественные направления русского народного фольклора».
Модернизация содержания музыкального образования детей с помощью внедрения элементов исследовательской деятельности по проблеме, связанной с изучением русского фольклора....