Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня
статья по теме

В статье представлены общие требования к организации и проведению самоподготовки учащихся в ГПД ( дидактические, гигиенические,  организационно-дисциплинарные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ  В ГПД

Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе продленного дня. На ней выполняются только учебные задания учителей. В процессе ее осуществляется закрепление знаний, умений и навыков путем упражнений в применении их на практике. Объяснение же заданий проводится только на уроке.

В выборе заданий учащиеся не свободны. Здесь от них не требуют инициативы, а требуют только повиновения. Для того чтобы исполнительность у них дала желаемый для учителя результат, во время самоподготовки воспитателем устанавливается определенный порядок, который неукоснительно соблюдается всеми.

Сам режим продленного дня уже предполагает создание такой обстановки на занятиях, при которой достигается максимально положительный результат в выполнении заданий при полной самостоятельности школьников. Обеспечение нормального хода самоподготовки немыслимо без соблюдения определенных требований. Эти требования, регулирующие порядок самоподготовки, подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические, воспитательные.

Организационно-дисциплинарные требования:

1)   точное соблюдение начала и конца самоподготовки;

2)   сознательное подчинение указаниям воспитателя,

3)   наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;

4)   обеспечение порядка на рабочем месте;

5)  экономное и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;

6)   неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.

Ученик должен усвоить, что нельзя:

• опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;

  • тратить неэкономно время;

•  нарушать тишину;

•  отвлекать товарищей от работы;

•  заниматься посторонними делами;

•  использовать методы работы, вызывающие шум;

•  беседовать с воспитателем в полный голос;

•  недобросовестно выполнять задание;

• считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.

Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.

Правила разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие им те или иные действия во время самоподготовки.

Ученику разрешается:

•  по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;

• пользоваться разнообразными пособиями и справочным материалом;

•  самостоятельно выбирать методы выполнения задания;

•  при необходимости обращаться шёпотом за консультацией;

•  оказывать помощь товарищам;

•  делать паузы для кратковременного отдыха;

• обращаться с вопросами к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шёпотом;

•  проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;

•  с разрешения воспитателя до начала самоподготовки сменить рабочее место;

•  выйти на время из класса;

• после выполнения всех уроков готовить выступления для предметного кружка, предметного мероприятия, заучивать стихотворения для конкурсов и т.д.

Точное и полное соблюдение организационных требований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешений поможет организовать и дисциплинировать учебную деятельность школьников.

Дидактические требования:

  1. чёткое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
  2. выбор рациональных форм проведения самоподготовки;
  3. установка на время начала самоподготовки, на продолжительность, максимальную самостоятельность учащихся;
  4. продолжительность выполнения домашних заданий:

          во II классе —  до 1,2 часа;

    в III -IV классах — до 1,5 часов;

  1. определение объёма и характера заданий с помощью обоюдных контактов учителя и воспитателя;
  2. создание ситуаций успеха слабоуспевающим ученикам и требующим индивидуального подхода;
  3. поэтапная проверка выполненных заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем};
  4. первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);
  5. стимулирование и контроль за работой учащихся;
  6. наличие здоровьесберегающих компонентов: проведение динамических пауз, подвижных перемен, чередование поз, использование активных методов обучения, благоприятный микроклимат в группе.

Воспитательные требования:

  1. отказ от применения каких-либо мер наказания;
  2. всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
  3. содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;
  4. недопустимость вовремя самоподготовки назидательных беседе воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы;
  5. терпимое отношение к промахам учащихся вовремя работы;
  6. поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;
  7. осуждение бездеятельности и упрямства детей;
  8. привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
  9. Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

  1. соблюдение школьниками личной гигиены;
  2. сохранение у детей правильной позы во время работы;
  3. предупреждение утомления и переутомления, своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  4. внимательное отношение к ослабленным болезнью детям;
  5. предоставление им перерывов на отдых;
  6. устранение шумовых раздражителей;
  7. равномерная и достаточная освещённость помещения;
  8. недопустимость затемнения окон шторами, цветами;
  9. поддержание нормального температурного режима;
  10. регулярное проветривание классных комнат;
  11. соответствие классной мебели росту школьника;
  12. влажная уборка помещения перед самоподготовкой;
  13. поддержание чистоты и порядка в классе.

Подытоживая вышеназванные нами требования в самоподготовке, отметим, что их неукоснительное соблюдение воспитателем и учащимися позволит обеспечить эффективность важного режимного момента группы продленного дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоподготовка как форма обучения учащихся 1 - 4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня.

Методическая разработка на тему: "Самоподготовка как форма обучения учащихся в 1-4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня"....

Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня.

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.                                      ...

Методическая разработка по организации и проведению самоподготовки в группе продлённого дня

Цели и задачи:1. Формирование общеучебных умений и навыков как основы для успешного овладения предметными знаниями, умениями и навыками.Формирование учебно-организационных умений:организовывать свое р...

Статья: "Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня"

Цель и задачи самоподготовки как формы учебной деятельности. Общие требования к организации и проведению самоподготовки в ГПД. Структура самоподготовки....

Организация и проведение самоподготовки в группе продленного дня

Самоподготовка — обязательное занятие детей в группе про­дленного дня. На ней выполняются только учебные задания учи­телей. В процессе ее осуществляется закрепление знаний, умений и навы...