Аннотация к опыту
материал на тему

Копытцова Елизавета Олеговна

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
педагогического опыта 

«Технология воспитания  в  игре  как  способ  формирования и развития личностных универсальных учебных действий учащихся  на уровне начального образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_opytu.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
педагогического опыта  

«Технология воспитания  в  игре  как  способ  формирования и развития личностных универсальных учебных действий учащихся  на уровне начального образования».

(классный руководитель 3-б класса Копытцова Елизавета Олеговна).

Молодому учителю, имеющему небольшой опыт воспитания  учащихся, достаточно сложно определить педагогические ориентиры воспитательного процесса в детском коллективе  на уровне начального общего образования.  Учитель, молодой специалист,  сразу же сталкивается с проблемами организации и управления  классным  коллективом,  решения конфликтных ситуаций, выстраивания   межличностных  отношений  между  детьми. Опытные учителя  (классные руководители) имеют в арсенале несколько воспитательных технологий, которые способствуют  преодолению проблемных ситуаций.  Наличие 2 –х месячного опыта работы во 2 классе  (2015 – 2016 учебный год)  стало основой для определения   выбора  воспитательной технологии, ей стала технология воспитания через игру.  Этому было несколько причин: 1).  Класс отличался повышенной  конфликтностью, ученики часто ссорились, дрались. 2).  Большинство детей не умели и  не хотели учиться  выстраивать отношения с одноклассниками. 3).  Сложные взаимоотношения детей в классе отрицательно влияли  на организацию учебного процесса   в целом: дисциплина на уроках, подготовка к мероприятиям, выступления на уровне школы и  т. д. Общие  традиционные  подходы к формированию личностных отношений ребят (беседы, убеждение, встречи с родителями)  не приносили положительного результата, так как прослеживалось очень медленное изменение ситуации в классе. Кроме этого, мероприятия в рамках «Возрастной воспитательной программы», проводимые в классе, также мало способствовали решению проблем.  Поэтому в процессе изучения и анализа  воспитательных технологий было решено начать с использования достаточно известной молодому  педагогу технологии игрового обучения.  Выяснилось, что современная  педагогическая  дидактика располагает более глубоким и разнообразным аналогом - технологией воспитания через игру.  Внедрением данной технологии в воспитательный процесс в классе и достижением определённых результатов  объясняется актуальность опыта.   Каковы результаты использования в воспитательном процессе технологии воспитания через игру?   В течение учебного года прослеживалось снижение количества конфликтов в классе, установилась дисциплина, повысился уровень отношений между детьми. Безусловно, количество  внутриклассных   конфликтов нигде не регистрировалось, но снижение уровня конфликтности прослеживалось в  дисциплинированности детей, эмпатии,  взаимоподдержке  и взаимовыручке.  Коррекция   атмосферы   в  классном коллективе рассматривается как следствие формирования и развития личностных универсальных учебных действий детей (подпрограмма «Формирование УУД», раздел «Основной образовательной программы начального общего образования»): 1. Ребёнок ориентируется в социальных ролях: хорошо осознаёт свою роль в школе, в коллективе; 2. Умеет выстраивать межличностные отношения: не вступает в  необоснованные конфликты,  его поведение не является поводом для конфликта, уступает, находит компромисс, при этом не причиняет вреда ни себе, ни другим; 3. С помощью учителя находит выходы  из  спорных  ситуаций; 4. Понимает предложения и оценки  товарищей;  5. Ученик 2 – 3 класса  осознаёт, что  необходимо уважительно относиться к другому  мнению, истории и культуре других народов.

Цель опыта:  определить способы формирования и развития  личностных универсальных учебных действий ученика  начальной школы,   ориентирующегося  в социальных ролях, умеющего  выстраивать межличностные отношения,  избегающего   конфликтных   ситуаций и находящего  выходы  из  спорных  ситуаций, понимающего  предложения и оценки  товарищей,  уважительно относящегося  к другому  мнению, истории и культуре других народов.

Задачи (методические): изучить  теоретическую основу технологии воспитания через игру, отобрать  наиболее приемлемые методы, формы, приёмы воспитания, а также формирования и развития личностных УУД учащихся начальной школы.

Опыт направлен на решение педагогических задач:

1.  Обучающих: научить детей приёмам и способам решения конфликтных ситуаций, приёмам самоконтроля; 2.  Воспитательных: прививать детям  уважение к самому себе, окружающим; воспитывать толерантность в отношении людей и явлений; 3.  Развивающих: развивать навыки самооценки, саморегулирования.

Гипотеза. Технология воспитания через игру способствует формированию и развитию личностных универсальных учебных действий  и, как следствие,  созданию сплочённого коллектива детей.

2. Теоретическая интерпретация опыта.

В основе опыта  -  положения дидактической системы игрового обучения и воспитания. Теоретические сведения об игровых технологиях разнообразны, изучение многочисленных статей по данному вопросу показало, что единых подходов к определению  игры как средства обучения и воспитания нет. Вместе с тем общепринятым  является тот факт, что технология воспитания через игру имеет потенциал, который заключается в создании условий для  приобретения навыков действия в различных жизненных ситуациях;  возможности действовать, не боясь ошибок;  сплочения коллектива и воспитания  уважения друг к другу. Опыт показывает степень полезности  технологии воспитания через игру,  которая заключается   в реализации задач: учащиеся учатся занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли; игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели и задачи;  формируется толерантное отношение к другим мнениям. Вместе с тем игровая технология, как и любая система педагогического действия,   таит в себе опасности и трудности: превращение игры в соревнование; межличностные и межгрупповые конфликты (агрессивность); доминирование (попытка навязывания взглядов); излишняя эмоциональность; формализм и имитация творчества;  большие временные затраты;  нарушение участниками установленных правил.  По мнению учёных, игра имеет  серьёзное  социокультурное  значение. Опыт подтверждает, что  игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека и коллектива.  Игре принадлежит  важнейшая функция  коммуникации. Игровые ситуации дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Одной из  основных функций игры является   функция самореализации человека. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их  решение, что особенно важно маленькому ученику. Игра – деятельность коммуникативная,  в то же время  конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших   отношений  между детьми. Зачастую на уровне начального общего образования достаточно сложно диагностировать (выявить) проблемы детского коллектива, определить  те ситуации, в которых появляется искра конфликта.   И здесь на помощь педагогу приходит игра.  Она  обладает возможностью  предсказать развитие ситуации;  она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что  ребёнок  ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».  Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Названные качества и особенности игры как явления в деятельности ребёнка стали основанием использования технологии воспитания через игру в воспитательной работе с  классом.

3. Описание применяемого новшества. Сущность опыта. Воспитание нравственных основ в личности младшего школьника  осуществляется в процессе игры в различных видах деятельности ребёнка.  Новизна. Сочетание настольных   и   подвижных, интеллектуальных и спортивных, музыкально – ритмических и    игр  с  аудиторией   направлено на формирование и развитие  личностных универсальных учебных действий.  В образовательной практике остро стоит проблема установления гармоничных межличностных отношений в детском коллективе, опыт предлагает способы формирования, корректировки межличностных отношений между младшими школьниками  на основе  технологии  воспитания через игру.  Широта опыта. Опыт связан с системой воспитания учащихся начальной школы в границах класса и  реализацией требований «Основной образовательной программы начального общего образования».  Опыт включает как отдельные педагогические ситуации, так и  методическое оснащение воспитательного процесса в классе в части использования технологии воспитания через игру.  Трудоемкость опыта. Классный руководитель  в процессе использования технологии воспитания через игру сталкивается с определёнными трудностями: отбор видов деятельности детей и   адекватных им  игр; возрастные и психологические особенности младших школьников:  различный темперамент детей  определяет их выбор: ребёнок – холерик  выбирает игры, подходящие ему, вследствие этого не хочет участвовать в других играх и т.д.,   такая ситуация может привести к обратному результату – конфликту.

Описание технологии опыта.

Формирование и развитие личностных УУД является целью «Возрастной воспитательной программы начального общего образования» (содержание программы воспитания и социализации). Личностные УУД, связанные с  выстраиванием отношений детей в классе, формируются и развиваются в процессе реализации блока «Я – человек». Младший школьник осваивает такие понятия, как  достоинство, уважение, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь,  толерантность.  Названные понятия, в результате воспитания  «перешедшие» в разряд нравственных качеств,  являются основой формирования сплочённого коллектива. Механизмом    формирования названных качеств  ребёнка  в стенах школы является  система воспитательной работы в классе, включающая различные направления, аспекты, формы, методы и приёмы, совокупность  которых представляет собой воспитательную технологию.  В качестве такого механизма применяется технология воспитания через игру.   Наряду с другими воспитательными технологиями названная технология используется в различные  периоды учебно – воспитательного процесса в классе: на переменах, уроках, классных часах, воспитательных мероприятиях, в рамках работы группы продлённого дня.  Содержание воспитательного процесса в данном направлении включает систему игр различного вида и типа.  Опыт показывает, что бессистемное проведение игр в воспитательном процессе не приносит эффективного результата. Подход  педагога к организации игровой деятельности детей должен быть продуманным и спланированным.  На первом этапе формирования и развития межличностных отношений детей вводятся игры на  сплочение и сближение одноклассников. Важным условием выбора игры является исключение конфликтной, спорной ситуации. Возможно использование таких подвижных игр,  как «Мыши водят хоровод», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Пустое место».   В течение игры дети устают, поэтому подвижные игры  обязательно  сочетаются с настольными, например: «Стаканчики», «У таракана 4 лапы».  Если подвижные игры проводятся в коллективной форме, то настольные игры проводятся в индивидуальной, групповой, парной формах. Например,  во время перемены, длительность которой достигает 20 минут,  потребностью детей младшего школьного возраста является двигательная активность. В случае отказа детей от подвижной игры им предлагается музыкально – ритмическая или ритмическая игра.  Например, «Хлопки в  круге», «Хлопушка», «Ритмические  прыжки». Ритмично повторяющиеся, усложняющиеся по ходу игры варианты хлопков и движений,  позволяют  играющим  сконцентрировать внимание, слышать и слушать друг друга,   чувствовать плечо товарища, учиться бережно  относиться к одноклассникам,   одноклассницам.

В то же время перемена – наиболее опасное время для ребёнка в  школе.  Организация подвижных, ритмических  игр с учётом интересов и потребностей учеников, а  затем сочетание их с настольными играми – не только оптимальный способ создания безопасного отдыха учащихся в течение перемены, но и метод формирования  межличностных отношений детей.  

Как показывает опыт, результативной  является   именно  система настольных  и подвижных игр.   Такая настольная игра,  как  «Стаканчики» помогает не только снятию конфликтной ситуации, но и развивает чувство ритма, способствует развитию внимания, сосредоточенности, воспитывает чувство единства  с коллективом. Эффективно сочетается с такой настольной игрой подвижная игра «Мышки – домики».  Во–первых, смена видов деятельности – способ предупреждения физического и психологического переутомления, во–вторых, эта игра продолжает сложившиеся отношения между детьми в ходе предыдущей игры: ученики вновь получают возможность   чувствовать себя частью коллектива,  взаимодействуют друг с другом, испытывают положительные эмоции, лучше узнают друг друга.

4. Педагогические условия и особенности применения.

Используемая  технология воспитания через игру предполагает ряд конкретных педагогических действий. Первым шагом в процессе организации игры является диагностика предпочтений учащихся. Диагностика проводится в ходе наблюдения, беседы, игр. Затем педагог осуществляет поиск, отбор игр. Необходимо время для этого процесса, педагог апробирует игру в практической деятельности воспитанников. Если наблюдения показывают, что игра не способствует поставленным цели и задачам воспитательной работы, появляется необходимость поиска другого варианта игры. Следует помнить, что дети не играют по заданию учителя, а выбирают игры сами, учитель следует за своими учениками.  Опыт показывает, что предложенная учителем система организации игр хорошо усваивается детьми, не вызывает затруднений в их организации и проведении  на переменах, в ходе работы группы продлённого дня.  Значительную роль играет и слово учителя, который объясняет ребятам значение игры, её   роль в развитии отношений с товарищами. При проведении игр широко используются методы беседы, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, убеждения, проектирования, исследования. Ребятам предлагается система практических приёмов, формулирования гипотезы, отбора системы доказательств, сравнения, драматизации.

Названные методы и приёмы помогают решить  задачи: обеспечить  равные условия деятельности каждому ученику, создать ситуацию успеха для каждого ребёнка, способствовать формированию и развитию личностных универсальных учебных действий. В совокупности всех задач  выявляется цель: формирование сплочённого детского  коллектива. Безусловно, система игр сама по себе не станет эффективной, если педагог будет использовать её без учёта особенностей детей в классном коллективе. Для обеспечения успеха в применении системы игр, предлагаемых в рамках технологии воспитания через игру, необходимо хорошее знание  психологических особенностей каждого ребёнка, чтобы в дальнейшем, при организации и проведении игры, правильно распределить "роли" детей  в игре: кто  будет ведущим, кто предпочтёт настольную или интеллектуальную игру, кто  нуждается в движении.  Для учеников предложение поиграть – это и  положительные эмоции, и освобождение от усталости, но это и незаметная на первый взгляд роль учителя – «режиссёра».  Именно педагог при правильной организации «разводит» детей по группам, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно.  Педагог не всегда верно определяет, какой выбор сделают дети, поэтому необходимо продумывать запасной вариант. Кроме этого, дети быстро «изменяют» своим предыдущим интересам,  теряют интерес к выбранной игре, при этом необходимо срочно найти другой вариант выбора, или выяснить, почему ученик отказывается играть в выбранную игру, привлечь других детей к решению проблемы ученика.

Интересно сочетание  такой интеллектуальной игры,  как «Скажи иначе»  и игры с аудиторией, например,  «Море Галилей». «Скажи иначе» обеспечивает  включение каждого ребёнка в игровую деятельность. Деление на команды по принципу добровольности, возможность тесно взаимодействовать друг с другом, изменение роли в ходе игры,  положительный эмоциональный настрой, активная речевая деятельность -  составляющие успешности данного приёма.  Одновременно дети  активизируют свою работу, так как задания выполняются по  «песочному времени». Следует отметить, что на эту игру требуется достаточно много времени (до 30 – 40 минут), поэтому оптимальным условием для её проведения будет продлённая группа. Такого рода игра способствует  формированию и развитию  умений избегать конфликтных ситуаций, находить выходы из спорных ситуаций, так как игра  идёт в высоком темпе, требует сосредоточенности и быстроты решения каких – либо проблем. Проигрывать, как известно, младшие школьники очень не любят. Поэтому важно, чтобы ученики выполняли требования к поведению не только во время игры, но и по её завершении.  После эмоциональной нагрузки дети должны  отдохнуть,  поэтому логическим продолжением игровой ситуации является игра с аудиторией  «Море Галилей». Задорная музыка, сопровождающая плавные движения  играющих,  оптимальный темп выполнения заданий в игре, пример ведущего позволяют детям снять напряжение после первой игры и сохранить комфортное состояние, что способствует снятию конфликтности, раздражения, агрессивности.

Личностные действия  детей этого возраста формируются достаточно сложно, маленькому школьнику тяжело принять чужую точку зрения, проявить уважительное отношение к своему оппоненту. Вследствие этого между детьми часто возникают бурные споры, переходящие в конфликты. И здесь на помощь воспитателю приходит игра. Такая игра, как «Угадай, кто я» способствует тому, что каждый  ребёнок чувствует себя  равноправным членом коллектива (дети сидят в круге), активным участником игры (каждый имеет право голоса), каждый обязан с  вниманием и терпением относиться к ответам своих товарищей.  Если ребёнок не справляется с заданием игры, то остальные ему помогают. Снять чувство усталости поможет  подвижная игра «Хвост дракона». Дети  выбирают лидера – «голову дракона», т.е. самого ловкого и быстрого ученика. Затем выстраивается шеренга (предпочтительно  мальчик – девочка). Дети держат друг друга за пояс, передвигаются таким образом, что «голова дракона» пытается схватить  «хвост».  Игра формирует у детей чувство  единства, общности, ответственности друг за друга, бережного отношения к более слабому.

Использование сочетания игр в процессе организации свободного времени учащихся на переменах, во время занятий  в группе продлённого дня, на классных часах, мероприятиях  является условием формирования и развития личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих  ребёнку возможность определять свою роль в коллективе, овладевать навыками построения межличностных отношений,  предупреждения конфликтов, способов  выхода из спорных ситуаций. Названные УУД являются основой формирования сплочённого коллектива, а значит, воспитания в детях чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки.

В ходе формирования опыта изучена дидактическая система  игровой технологии обучения и воспитания, а также аналог – технология воспитания через игру.  В качестве наиболее приемлемых форм и приёмов воспитательного воздействия  отобраны игры, направленные на развитие личностных качеств учащихся и формирование сплочённого коллектива. Практический опыт взаимодействия, который ученики получают в процессе игр,  закладывает навыки использования  приёмов  и способов  решения конфликтных ситуаций, приёмов самоконтроля, способствует воспитанию самоуважения ребёнка,  терпимости  в отношении одноклассников, развивает навыки самооценки, саморегулирования.

5. Анализ результатов внедрения опыта и возможность его использования в других условиях.

Наблюдения показывают, что использование технологии воспитания через игру способствует:

1. Выравниванию эмоционального климата в детском коллективе;

2. Формированию толерантных отношений между детьми;

3. Развитию  коммуникативных  навыков;

Результаты диагностики (опрос с разрешения родителей и согласия детей) показали, что эмоциональный климат в классе достаточно стабилен, дети говорят, что в классе им нравится, они чувствуют себя спокойно, у них есть поддержка со стороны ребят.

 

Во втором классе ученики говорили о том, что им не нравится быть в классе на переменах или в свободное  от уроков время по причинам:

1. Нечем заняться, дети не хотят играть;

2. Частые ссоры, драки;

3. Незнание   реакции  одноклассников   в  какой – либо ситуации.

В третьем классе дети говорят, что  и  без помощи учителя могут организовать игру, в большинстве случаев игра выбирается сообща, стали учитывать, что играют с девочками,  не испытывают желания драться, потому что понимают, что можно договориться, обращаются друг к другу за помощью.

Полученные результаты  объясняются своевременным и целенаправленным  преобразованием подходов в воспитательном процессе в классе.   Личностно  ориентированный подход  постепенно был перестроен в системно – деятельностный. В результате  по окончании 2 класса дети    овладели  личностными универсальными учебными   действиями, являющимися критериями оценки результативности опыта: 43% -  оптимальный уровень, 50 % - достаточный, 7% (1 ребёнок) – критический:  в целом научились    выстраивать межличностные отношения,  избегать   конфликтных   ситуаций,  находить   выходы  из  спорных  ситуаций, понимать   предложения и оценки  товарищей.  Дети проявляют уважение     к другому  мнению, истории и культуре других народов.

6. Заключение.

Опыт использования технологии воспитания через игру достаточно широк, его использование возможно не только в течение учебного года, но и в рамках проведения мероприятий, классных часов, перемен, внеурочной деятельности, в группе продлённого дня,   в летний период. Опыт даёт возможность  педагогу самостоятельно варьировать игры, определять цель и задачи их применения.  При этом педагог  будет учитывать возрастные, психологические и гендерные особенности детей. Опыт убеждает в том, что детей необходимо учить играть  в стенах  школы  с  1 класса, так как именно игра даёт неоценимый опыт социализации, т.е.  умения строить отношения, самостоятельно определять своё место в коллективе, предупреждать конфликты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к педагогическому проекту

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах развития, позволяет шире и глубже познать окружающую жизнь, увидеть её красоту, разнообразие проявлений. Воспитание...

Аннотация к авторской работе по предмету Самопознание

Аннотация к авторской работе по предмету Самопознание...

Аннотация

Аннотация к классному часу"Этот памятный день"...

Урок развития речи "Что такое аннотация и как её составить"

Цель: знакомство  с понятием «аннотация» и различными её видами...

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».

Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов....

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...