Пояснительная записка по адыгейскому языку
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Адыгейский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Основная образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3;
- Программа Адыгабзэ для 1- 4 классов (составители: А.Б. Чуяко, Дж. М. Тамбый), рекомендованные Министерством образования и науки (2010 г.)
В связи с тем, что адыгейский язык обязательный в программу были внесены следующие изменения:
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов (по 3 часа в неделю) по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа составлена с учетом логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор практических умений и навыков учащихся, необходимых для формирования языковой и коммуникационной компетентности обучающихся.
Программа по адыгейскому языку МБОУ СОШ № 4 разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО, Программы формирования УУД и предназначена для достижения планируемых результатов обучения.
Общей целью курса адыгейского языка в 4 классе является формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения адыгейским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования адыгейского языка как язык общения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Общая характеристика учебного предмета.
Практическую направленность обучения определяет компетентный подход, реализация которого призвана сформировать у учащихся 4 класса коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Программа по адыгейскому языку предусматривает в 4 классе взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
Данный УМК по адыгейскому языку для 4 класса общеобразовательных учреждений включает:
- Учебник Адыгабзэ. 4 класс Тхаркахо Ю.А., Чеучева Т.Д. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2009г.
УМК создан в соответствии с требованиями, которые сформулированы в стандарте начального общего образования по адыгейскому языку и авторской программе курса адыгейского языка к УМК для 1-4 классов общеобразовательных учреждений автора Каратабан А.Ю.
Обучение адыгейскому языку предполагает развитие и совершенствование коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной компетенций.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для каждой ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения.
Адыгейский язык как предмет расширяет спектр социокультурных знаний и умений учащихся с учетом их интересов и возрастных особенностей на разных этапах обучения. На разных этапах
обучения формируются представления учащихся о республике, об их традициях и культуре, основных достопримечательностях, образе жизни людей. Целенаправленно формируются умения представлять свою страну, её культуру средствами адыгейского языка в условиях межкультурного общения. Предмет развивает специальные учебные умения, такие, как умение пользоваться двуязычным словарём.
Специфика адыгейского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение адыгейского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв адыгейского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами адыгейского правописания (без введения терминологии).
Цели:
Изучение адыгейского языка в школе направлено на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений планировать своё речевое и не речевое поведение.
Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.
Учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению адыгейским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний.
Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному изучению адыгейского языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию адыгейского языка в других областях знаний.
Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. Развитие устной речи должно быть в центре внимания учащихся при обучении как чтению, так и письму, при сообщении сведений по грамматике, при выполнении упражнений на построение связных текстов.
На каждом уроке дети должны как можно больше говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем по заданной интенции, пересказать содержание прочитанного.
Важна систематическая работа над словом, его значением, произношением и правописанием. Необходимо учить детей строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Самостоятельно составлять предложения на предложенную тему, по картине.
Изучение адыгейского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам, формирование универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация);
- формирование умения общаться на адыгейском языке с учетом речевых возможностей, потребностей младших школьников;
- развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и
воображения; мотивации к дальнейшему изучению адыгейского языка;
- воспитание дружелюбного отношения к представителям другого народа; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;
- приобщение к новому социальному опыту с использованием адыгейского языка: знакомство с детским стихотворным и сказочным фольклором.
Для достижения поставленных целей изучения адыгейского языка в 4 классе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике адыгейского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к адыгейскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Адыгейский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что адыгейский язык является государственным языком Республики Адыгея, родным языком адыгского народа. Изучение адыгейского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения адыгейского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к адыгейскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках адыгейского языка ученики получают начальное представление о нормах адыгейского литературного языка и правилах речевого этикета.
Адыгейский язык является для учащихся средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении адыгейского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа составлена в соответствии с базисными учебными планами для общеобразовательных учреждений с адыгейским языком обучения. Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 на 2015 – 2016 учебный год на изучение изучения адыгейского языка отводится 102 часа
Адыгейский язык как учебный предмет наряду с русским языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника.
Программой предусмотрено проведение:
- Контрольные диктанты – 7ч;
- Изложение – ч
- Сочинение – ч
- Проекты – 2 ч.
- Тесты - 4
Виды учебной деятельности
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Основными формами организации образовательного процесса по адыгейскму языку являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
- Устный контрольный самоконтроль.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
- Работа в паре, в группе (взаимо- и самооценка)
- Контрольное списывание
- Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
- Срезовые работы (тесты)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Грамматикэмрэ, жабзэм ихэгъэхъонрэ.
( Тхьэмафэм сыхь. 3. ЗэкIэмкIи сыхь. 102-рэ).
КIэджыкIыжьыныр.
Зещэхэр, зэращэхэр, мэкъэ Iужъухэр, чыйзэфэшIыгъэ макъэхэр къызэрагъэлъэгъорэ хьарыфхэр. ГущыIэхэр зэрэзэхэтыр. Бзэ гущыIэхэр. ГущыIэухыгъэхэр.
Къулайныгъэу кIэлэеджакIохэм агъотынхэ фаехэр:
- зещэхэмрэ зэращэхэмрэ якъэIуакIэкIи ятхыкIэкIи зэрэзэтекIыхэрэр ашIэнхэр;
- ахэр тэрэзэу къаIонхэр, атхынхэр;
- гущыIэхэм, гущыIэухыгъэхэм зещэхэмрэ зэращэхэмрэ тэрэзэу къахагъэщынхэр;
- зещэмэ пычыгъо къызэрашIырэр ашIэнхэр.
ГущыIэр зэрэзэхэтыр.
ГущыIэпкъымрэ кIэухымрэ. Интернациональнэ гущыIэхэр, ахэмэ ятхыкI.
Къулайныгъэу кIэлэеджакIохэм агъотынхэ фаехэр:
- гущыIэпкъыр къагъотыныр;
- нахьыбэрэ яжабзэ щагъэфедэрэ интернациональнэ гущыIэхэр тэрэзэу атхынхэр.
Бзэ гущыIэхэр.
ПкъыгъуацIэхэр.
Зы пчъагъэм е бэ пчъагъэм ит пкъыгъуацIэхэр падежхэмкIэ зэрэзэхъокIхэрэр.
Къулайныгъэу кIэлэеджакIохэм агъотынхэ фаехэр:
- пкъыгъуацIэхэр падеж зэфэшъхьафхэм арагъэуцон алъэкIыныр;
- пкъыгъуацIэхэм япадеж упчIэхэр тэрэзэу къагъотын алъэкIыныр;
- пкъыгъуацIэхэр тэрэзэу гущыIэухыгъэм ащагъэфедэнхэр.
ПлъышъуацIэхэр.
ПлъышъуацIэхэр пкъыгъуацIэмэ ягъусэу зэрагъэфедэхэрэр. ПлъышъуацIэхэр падежхэмкIэ зэрэзэхъокIхэрэр. ПлъышъуацIэхэмэ ятхыкI.
Къулайныгъэу кIэлэеджакIохэм агъотынхэ фаехэр:
- плъышъуацIэхэр тэрэзэу пкъыгъуацIэхэмэ арагъэгъусэныр;
- плъышъуацIэхэм тэрэзэу упчIэ афагъэуцуныр;
- кIэухэу къапыхьэхэрэмэ алъыплъэн алъэкIыныр;
- плъышъуацIэхэр падежхэмкIэ зэрахъокIыныр.
ПчъэгъацIэр.
ПчъэгъацIэр зыфэдэр, ащ иупчIэхэр. Пчъагъэр къызэрыкIрэ пчъэгъацIэхэмрэ зэкIэлыкIуакIэр къызэрыкIрэ пчъэгъацIэхэмрэ. ПчъэгъацIэмэ ятхыкI.
Къулайныгъэу кIэлэеджакIохэм агъотынхэ фаехэр:
- пчъэгъацIэхэр пкъыгъуацIэхэмэ тэрэзэу арагъэгъусэнхэр;
- пчъэгъацIэхэм тэрэзэу упчIэхэр афагъэуцунхэр;
- нахьыбэрэ яжабзэ щагъэфедэрэ пчъэгъацIэхэр тэрэзэу атхынхэр.
ЦIэпапкIэр.
ЦIэпапкIэр зыфэдэр, ащ иупчIэхэр. ЦIэпапкIэхэу зы пчъагъэм (сэ, о, ар) ыкIи бэ пчъагъэм (тэ, шъо, ахэр) итхэр.
Къулайныгъэу кIэлэеджакIохэм агъотынхэ фаехэр:
- пкъыгъуацIэмэ ачIыпIэ апэрэшъхьэм, ятIонэрэшъхьэм, ящэнэрэшъхьэм ит цIэпапкIэхэр агъэфедэнхэр;
- цIэпапкIэхэр тэрэзэу гущыIэухыгъэхэм ащагъэфедэнхэр.
Глаголыр.
Глаголыр пчъагъэхэмрэ шъхьэхэмрэкIэ зэрэзэхъокIрэр. Нахьыбэрэ яжабзэ щагъэфедэрэ глаголхэм ятхыкI. Глагол приставкэхэр (къэ-, щы-, Iу-, те-, пы-, хэ-, го- ыкIи нэмыкIхэр).
Къулайныгъэу кIэлэеджакIохэм агъотынхэ фаехэр:
- глаголхэр ищыкIэгъэ пчъагъэхэмрэ шъхьэхэмрэ тэрэзэу арагъэуцонхэр;
- нафэу ыкIи къэгъотыгъошIоу щыт глагол приставкэхэр ашIэнхэр, агъэунэфынхэр;
- глаголхэр тэрэзэу гущыIэухыгъэхэм ащагъэфедэнхэр.
Зэпххэр.
Зэпххэу а, у, е, ыкIи. Ахэмэ ямэхьанхэр. Зэпххэмрэ зэпх суффиксхэмрэ язэфыщытыкI.
Къулайныгъэу кIэлэеджакIохэм агъотынхэ фаехэр:
- зэпххэм ямэхьанэ ашIэныр;
- зэпххэмрэ зэпх суффиксхэмрэ тэрэзэу агъэфедэнхэр.
ГущыIэухыгъэр.
ГущыIэухыгъэ убгъугъэмрэ мыубгъугъэмрэ. Член зэлъэпкъэгъухэр. ЗэпххэмкIэ зэпхыгъэ член зэлъэпкъэгъухэр зыхэт гущыIэухыгъэхэр. ЗэпххэмкIэ зэмыпхыгъэ член зэлъэпкъэгъухэр зыхэт гущыIэухыгъэхэр. КъыкIаIотыкIыжьрэ член зэлъэпкъэгъухэр, ахэмэ зэпыут зэрахагъэуцорэр. Фэгъэзагъэр. Ащ гущыIэухыгъэм чIыпIэу щыриIэр.
Къулайныгъэу кIэлэеджакIохэм агъотынхэ фаехэр:
- гущыIэухыгъэхэр зыфэдэ хъухэрэмкIэ зэтырагъэушъхьафыкIынхэр;
- зэпх зыхэт ыкIи зыхэмыт гущыIэухыгъэхэр тэрэзэу агъэфедэнхэр, атхынхэр, ящыкIэгъэ тамыгъэхэр тэрэзэу гущыIэухыгъэхэм ахагъэуцонхэр;
- фэгъэзагъэр зыфэдэр ашIэныр, тэрэзэу агъэфедэнхэр, ищыкIэгъэ тамыгъэкIэ къыхагъэщыныр;
- гущыIэухыгъэм ичлен зэлъэпкъэгъухэр зыхэт гущыIэухыгъэхэр ашIэнхэр, ахэмэ тамыгъэу ящыкIагъэхэр ахагъэуцонхэр.
КIэджыкIыжьыныр.
Псэлъэ зэпхыгъэмкIэ къулайныгъэу кIэлэеджакIохэм агъотынхэ фаехэр:
- кIэлэеджакIо пэпчъ ежь - ежьырэу е зэкIэ зэдеIэхэзэ зэджагъэхэм ехьылIагъэу план зэхагъэуцоныр;
- планым тетэу текстым имэхьанэ кIэкIэу е зегъэушъомбгъугъэу къаIотэжьыныр;
- сурэтым ралъагъорэр зэкIэлъыкIокIэ гъэнэфагъэ хэлъэу къаIотэныр;
- кIэкIэу е зегъэушъомбгъугъэу, ежь - ежьырэу зэхагъэуцогъэ планыр къызфагъэфедэзэ, зитекст гущыIэ 70 - 90 - рэ хъурэ изложение къатхыныр;
- сурэтым е фильмэм щыщ чIыпIэ горэм ехьылIэгъэ сочинение къэзIотэрэ шъуашэм итэу атхыныр;
- шIуагъэ зыпылъ Iофыгъохэм, зылъыплъагъэхэм, гу зылъатагъэхэм, щыIакIэм къыхэхъухьэрэ хъугъэ - шIагъэ горэм къатегущыIэхэу, къатхыхьан амалыр къызфагъэфедэзэ, рассказ мыиныщэ атхыныр;
- письмэм итхыкI, адресым итетхакIэ, мэкъэгъэIум игъэпсыкIэ щыгъэгъозэнхэр.
1. ЗитхыкIэ къяхьылъэкIыщт гущыIэхэу Iоф зыдашIэн фаехэр:
аэропорт, аппарт, бгышъхьэ, бгычIэ, бжыхьакIэ, бзыужъый, бзыухьэкуаку, бзэхабз, библиотекарь, бзыуубыт, гущыIэжъ, джэнапхъ, джэрпэджэжь, жъогъобын, зытIу, зытIу - зыщ, зыщыплI, зыщызыплI, карттех, километр, кинотеатр, коллекцие, компот, космонавт, къухьэуцупI, къоджашъхь, къошъофы, къошъобэщ, кIэлэшIу, кIэлэеджэкIуитIу, къолэбзыу, лъэгонджэмышъхь, мэзчэтыу, мэкъумэщышI, мэкъэгъэIу, миллион, натрыфышъхь, нашхъо, нэфшъагъу, нэщх - гущх, орэдыIуал, онтэгъу, осыет, письмэзехь, плIырыплI, псыхъурай, пшIырыпшI, плакат, пкIышъхьэ - мышъхь, псыутI, псэолъапхъ, пхъэнтIэкIу, площадь, памятник, пхъэтэкъэжъ, пцэжъыяш, портрет, сурэтышI, сочинение, тхьакIумнэIус, троллейбус, хытIуал, хьандзу, хэтэрыкIлэжь, хьэцIэ - пIацI, шъомпIэжъ, шъэджашъ, IонтIэ - щантI, Iэпкъ - лъэпкъ, IункIыбзэIух, Iэмэ - псым, Iэчъэ - лъачъэу, IэпыIэгъу, Iэшэ - шъуаш, IорышI, Iатэ, Iэнтэгъу, Iэпыуутыгъ.
2. Къулайныгъэхэу илъэс еджэгъум кIэлэеджакIохэм агъотынхэ фаехэр:
- гущыIэхэр зэрэзэхэтхэр;
- пкъыгъуацIэхэр, ащ имэхъан, иупчъэхэр, пчъагъэхэмкIи падежхэмкIи зэрэзэхъокIхэрэр, гущыIэухыгъэм къызэрэхафэхэрэр;
- плъышъуацIэр, ащ имэхьан, пчъагъэмкIэ зэрэзэхъокIрэр;
- пчъэгъацIэр зыфэдэр, иупчIэхэр, пчъагъэр ыкIи зэкIэлыкIуакIэр къызэрыкIрэ пчъэгъацIэхэр;
- цIэпапкIэр, ащ имэхьан, пкъыгъуацIэмэ ачIыпIэ зэрагъэфедэрэр;
- глаголыр, ащ имэхьан, иупчIэхэр; уахътэхэмкIи, шъхьэхэмкIи, пчъагъэхэмкIи зэрэзэхъокIрэр; глаголыр гущыIэухыгъэм къызэрэхафэрэр;
- зэпххэр;
- гущыIэухыгъэм ичлен зэлъэпкъэгъухэр;
- гущыIэухыгъэ убгъугъэмрэ мыубгъугъэмрэ;
- зэпх зыхэт ыкIи зэпх зыхэмыт гущыIэухыгъэр;
- член зэлъэпкъэгъухэр зыхэт гущыIэухыгъэхэр;
- фэгъэзагъэр, ар тамыгъэу къызэрэхагъэщырэр.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:
- осознание роли адыгейского языка как государственного языка РА, как средство общения и как инструмент познания окружающей деятельности;
- осознание себя жителем Адыгеи, чувство ответственности за сохранение её языка;
- осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своему языку,
выражающееся в интересе к его языку, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях своей республики;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов Адыгеи;
- уважение к истории и культуре всех народов Адыгеи на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств.
Метапредметными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей языка;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
- умении и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;
- способность к общению на адыгейском языке на уровне возрастных интересов в школе и вне школы.
- умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая изученные правила.
- умение составлять диалог на заданную тему, давать ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;
- способность общаться на изучающем языке.
Предметными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:
- умение и навыки аудирования; восприятие речи на слух и понимание основного содержания;
- усвоение первоначальных сведений о языке;
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
- умение наблюдать, говорить, фиксировать, проводить исследования языка; выделять характерные особенности языка; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- овладение основами грамотности, элементарными правилами адыгейского языка;
- понимание роли и значения родного языка в её современной жизни;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящее Республики Адыгея, в истории и культуре России.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
«Адыгейский язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение адыгейского языка способствует:
- общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
- развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;
- развитию письменной речи;
- формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать
собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.
Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Изучение адыгейского языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).
Методические особенности изучения предмета:
Адыгейский язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (например, литературы, искусства, окружающего мира, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Владение адыгейским языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира.
Адыгейский язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению адыгейскому языку.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре изучаемого языка, лучшее осознание своей культуры, умение ее представить средствами адыгейского языка, включение школьников в диалог культур.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
адыгейского языка
В 4 классе в школе с адыгейским языком обучения:
- обучение адыгейской грамоте;
- развитие устной и письменной речи.
Обучение адыгейской грамоте предполагает:
- усвоение звукового состава слова и его значения, различие гласных и согласных, звуков и букв, слова и предложения;
- умение вести диалог с использованием вопросительных и побудительных реплик-стимулов, реплик-реакций;
- составление кратких рассказов-ответов по картинкам;
- первоначальные навыки чтения и письма.
Развитие устной и письменной речи предполагает:
- умений и навыков произносить звуки, звукосочетания и слоги, воспринимать и понимать адыгейскую речь на слух;
- умения вести диалог;
- умения правильно, осознанно, выразительно читать текст;
- умения выполнять письменные работы обучающего характера
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В русле говорения:
- диалогическая форма уметь вести:
- этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, в том числе при помощи средств телекоммуникации;
- диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
- диалог — побуждение к действию.
- монологическая форма уметь пользоваться:
- основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).
В русле аудирования воспринимать на слух и понимать:
- речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;
- небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.
В русле чтения читать:
- вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
- про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.·д.).
В русле письма владеть:
- умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
- основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.
Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него
слов.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
- Графика и орфография. Все буквы адыгейского алфавита, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
- Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний адыгейского языка. Соблюдение норм произношения : долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопрос) предложений.
- Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 250 лексических единиц для двустороннего усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания. Начальные представления о способах словообразования: суффиксация(-1о, -щэ,-лъ, -щ, жъый… ); словосложение (нэ+гу, нэ+псы, на+пэ, уна+к1э…).
- Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения:
повествовательное, побудительное, вопросительное. Общий и специальный вопросы. Вопросительные слова: хэт? ,тары?, хэт ий?, тыдэ?, тхьапш?... Порядок слов в предложении. Отрицательные предложения. Простые распространенные предложения. Простые предложения с однородными членами. Существительные в единственном и множественном числе с суффиксом – хэ. Имена прилагательные в сравнительной и превосходной степенях. Местоимения: личные (сэ, тэ, о, шъо), притяжательные (-си, уи, -ти, -шъуи, -я), вопросительные (хэт? ,тары?, хэт ий?, тыдэ?, тхьапш?, сыд пай?), указательные (мыр, мор, ар). Количественные числительные (до100), порядковые (до 20).
Планируемые результаты освоения программы
по адыгейскому языку.
Изучение адыгейского языка в 4 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
Раздел « Коммуникативные умения»
Говорение
Ученик научится:
- участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе. Диалоге-побуждении;
- составить небольшие описание предмета, картинки, персонажа.
- рассказать о себе, своей семье, друге.
Ученик получит возможность научиться:
- участвовать в элементарном диалоге, расспрашивая собеседника и отвечая на его вопросы;
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;
- составить краткую характеристику персонажа;
- кратко излагать содержание прочитанного текста.
Аудирование
Ученик научится:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание доступных по объёму текстов, с опорой на зрительную наглядность;
- воспринимать на слух в аудиозаписи основную информацию из сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом материале.
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
Ученик научится:
- соотносить графический образ адыгейского языка с его звуковым образом;
- читать вслух небольшой текст, соблюдая правила произношения;
- читать про себя и понимать прочитанное.
Ученик получит возможность научиться:
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Письмо.
Ученик научится:
- списать словосочетание, слоги, слова, текст(предложения);
- письмо по образцу;
- поздравить с праздником.
Ученик получит возможность научиться:
- ответить на вопрос письменно;
- заполнить простую анкету.
Раздел «Языковые средства и навыки оперирования ими».
Графика, орфография, каллиграфия.
Ученик научится:
- пользоваться адыгейским алфавитом, знать последовательность букв в нем;
- применять основные правила чтения и орфографии, читать и писать изученные слова адыгейского языка;
- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы адыгейского языка( полу печатное написание букв, буквосочетаний, слов).
Ученик получит возможность научиться:
- сравнить и анализировать буквосочетания адыгейского языка;
- группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
- уточнять написание слова по словарю учебника.
Фонетическая сторона речи.
Ученик научится:
- различать на слух все звуки адыгейского языка;
- соблюдать правильное ударение в слове, фразе;
- различать типы предложений.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать интонацию перечисления;
- читать изучаемые слова по транскрипции.
Лексическая сторона речи.
Ученик научится:
- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы.
Ученик получит возможность научиться:
- узнавать простые словообразовательные элементы;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования.
Грамматическая сторона речи.
Ученик научится:
- распознать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
- распознать и употреблять в речи изученные слова.
Ученик получит возможность научиться:
- распознать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, прилагательные, глаголы).
Коррекционная работа
по образовательной программе начального общего образования, адаптированной для обучения детей с задержкой психического развития.
Вид работы | Сроки |
Проведение речевых разминок. | На каждом уроке |
Словарная работа | На каждом уроке |
3.Проведение мониторинга по технике чтения учащихся. | Ежемесячно. |
4.Проведение мониторинга по технике чтения учащихся. | Ежемесячно. |
Речевой образец чтения | На каждом уроке |
6.Индивидуальные коррекционные занятия | По мере необходимости (вторник) |
7.Использование планов, наглядного материала, вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие ) | По мере необходимости |
8.Включение в работу парами, тройками с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания. Включение в работу группами. | На уроках по мере необходимости |
9.Работа с родителями ( индивидуальные встречи, беседы, телефонные звонки, СМС – информирование, электронный журнал) | По мере необходимости |
10.Вовлечение детей в организацию внеурочной деятельности | Февраль игра – соревнование |
11.Работа со школьным психологом. Развитие личности ребёнка через изучение и осознание своих особенностей. | 1 раз в неделю( пятница) |
12.Работа над произношением, дикцией. | На коррекционных занятиях и по мере необходимости на уроке |
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Эти дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы учителя является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений — одна из предпосылок успешной социализации. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый — расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции. Второй — использовать при формировании представлений информационные технологии. Представления об окружающем мире улучшаются постепенно, по мере совершенствования учебных навыков.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по адыгейскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
"5" ("отлично") – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения: наличие 2–3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
"3" ("удовлетворительно") – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе: не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3–5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
"2" ("плохо") – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: более
ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по адыгейскому языку
Диктант:
"5" – за работу, в которой нет ошибок;
"4" – за работу, в которой допущены 1–2 ошибки;
"3" – за работу, в которой допущены 3–5 ошибок;
"2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание. Ошибка, дважды допущенная в одном и том же слове, считается как одна, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах, считаются как две.
Грамматическое задание:
"5" – нет ошибок;
"4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий;
"3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий;
"2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание:
"5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
"4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1–2 исправления;
"3" – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки;
"2" – за работу, в которой допущено более 4 ошибок.
Словарный диктант:
"5" – без ошибок;
"4" – 1 ошибка и 1 исправление;
"3" – 2 ошибки и 1 исправление;
"2" – 3–5 ошибок.
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 и правления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений,беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует ( связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание: учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные».
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
Учебники
- Учебник Адыгабзэ. книга для чтения в 4 - ом классе. Тхаркахо Ю.А., Чеучева Т.Д. На адыгском языке - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2009г. - 160с.
Дополнительная литература
Методические пособия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по адыгейскому языку в 4 классе с презентацией.
Открытый урок по теме:"Плъышъуац1эр пкъыгъуац1эмэ гъусэ зэрафэхъурэр" Урок составлен по ФГОС. Соответствует всем требованиям....
Конспект открытого урока по адыгейскому языку в 4 классе с презентацией.
Открытый урок по теме:"Плъышъуац1эр пкъыгъуац1эмэ гъусэ зэрафэхъурэр" Урок составлен по ФГОС. Соответствует всем требованиям....
Рабочая программа по адыгейскому языку 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:Федеральный государственный образовательный стандарт;Основная образовательной программы начального...
Своя игра на адыгейском языке
Интеллектуальная игра для учащихся начальной школы...
Рабочая программа по адыгейскому языку к учебнику А.Ю. Каратабан "Адыгейский язык учу с удовольствием".
Рабочая программа по адыгейскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образования...
Адыгейский язык
Тематическое планирование...
Рабочая программа по адыгейскому языку для 1 класса
(1 ч в неделю. Всего 33 ч в учебном году.)Автор учебника « Адыгейский язык учу с удовольствием»: А.Ю.Каратабан,...