С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"(открытый урок)
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Открытый урок, с самоанализом и аудио записями(физкультминутка, фоновая музыка для вступительного слова учителя, картинки к уроку).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 27.1 КБ |
samoanaliz_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение
«Луганская специализированная школа № 54»
Открытый урок литературного чтения
Тема урока «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Форма урока: Урок - размышление
Учитель: Гузиева Наталья Михайловна
Луганск – 2016
Урок литературного чтения по теме С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Технологическая карта урока.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4-Б
Программа: УМК "Школа России"
Тема урока: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Цели урока:
- продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек;
- отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;
- давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;
- обогащать словарный запас детей;
- закреплять умения работать над деформированным текстом;
Задачи педагога:
- Формировать новые способы действий.
- Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
- Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
- Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
- Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
Планируемый результат(предметные):
Знать:
- понятие «литературная сказка»
Уметь:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;
- анализировать художественный текст, выделять основную мысль;
- осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;
проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова
Личностные УУД:
- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
УУД (метапредметные):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
- строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других
- совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Форма урока: Урок - размышление
Учитель: Гузиева Наталья Михайловна
Техническое оснащение урока:
- Портрет писателя Аксакова;
- Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка
- "Толковый словарь" С.И. Ожегов, В.И.Даль.
Учебно-методическое обеспечение: учебник « литературное чтение» 4кл. 1 часть.
Методы, применяемые на уроке:
- Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
- Наглядный ( наблюдения обучающихся)
- Проблемно- диалогическая технология
- Исследование
Формы организации работы на уроке:
- Парная
- Групповая
- Индивидуальная
Ход урока:
- Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса
Ну- ка взрослые и дети
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!
Речевая разминка.
«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»
-Назовите знакомые части речи (Существительные, глаголы союзы, предлоги.)
-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы,
-Прочитайте, выделяя голосом существительные.
-Прочитайте быстро.
- Прочитайте выразительно.
-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно. В них много поучений.)
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.
- Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. (на фоне музыки)
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз! Вот эта шкатулочка(венец, зеркало, аленький цветочек)
- Какие вопросы вы можете задать друг другу видя эти вещи?
- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)
Проверка дом.зад
- Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем, закончите фразу? (Сказка –ложь…..) –
Прочитайте выразительно и хором эту пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку
(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Сегодня на уроке мы должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”»
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. (индивидуальная работа –тест)
Вопросы: (тест -у каждого учащегося)
- Кто написал сказку «Аленький цветочек»?
- Сколько дочерей было у купца?
- На какой палец должен был надеть перстень купец?
- Сколько дней должен был пробыть купец дома?
- Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?
- Чем закончилась сказка?
-Кто закончил , встает
Физминутка
Влево наклонись, вправо наклонись
Вниз опустись – вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
(Проверка – фронтальный опрос)
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
3. Работа в парах.(Как мы работаем в паре, вспомнили и преступаем к работе)
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
- Нашел купец подарки для старших сестер. – И-3
- Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. – П-2
- Жил купец и было у него три дочери. – Э-1
- Младшая дочь у зверя лесного.- Е-5
- Скучает Настенька по батюшке и сестрам. –Т-6
- Купец встретился со зверем лесным.- Т- 4
- Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.-Ы-7
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Э | П | И | Т | Е | Т | Ы |
Проверка по образцу.
- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
Приведите примеры из текста, оцените свою работу.
- Молодцы.
4. Физминутка.
5. Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему проблеме урока
Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группах. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
-Повторим правила работы в группе!
1.Распределите роли в группе.
2.Внимательно прочитайте задание.
3.При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4.Не перебивай говорящего.
1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
2. Выберите пословицы о честности.
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 203) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.204 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
- Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?
3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
4 группа. Задание:
1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится эта иллюстрация. (прочитайте)
2. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему?
(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Скромность всякому к лицу.)
6. Выступление групп (составляем кластер на доске)
1 группа (на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа (на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.
- А вы могли бы так поступить?
3 группа (на доске запись - доброта)
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.
4 группа (на доске запись – любовь)
-За что полюбила младшая дочь зверя лесного, чуда морского?
(Любят не за красоту, а за душу.)
7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
9. Рефлексия. Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?
Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?
- Прочитайте пословицы. Какая из них отражает сказку? (Ответы детей)
У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.
- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
( Читаю надписи)
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под неказистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и самозабвение, доброта и духовная красота, которые способно почувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце.
Домашнее задание: впереди новогодние праздники , а как известно, Новый год – это волшебство. Я предлагаю вам написать свою волшебную сказку или историю.
Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке!
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока литературного чтения в 4-Б классе по теме :
С.Т.Аксаков „ Аленький цветочек ”
Наш урок проводился с целью проверки ранее изученного и ознакомление с новым материалом. Структура урока соответствовала его типу.
1.В целях и задачах урока конкретно указан планируемый результат.
Формировать умения:
- обучать начальным навыкам поиска и исследования информации;
- учить анализировать сказку, работать с книгой;
Формировать познавательные УУД:
- выделять существенную информацию из текста;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);
- проводить сравнение;
- устанавливать аналогии.
2. Учебная ситуация создана.
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз! (венец, зеркало, аленький цветочек)
- Какие вопросы вы можете задать друг другу видя эти вещи?
- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)
Данные вопросы помогают подвести детей к определению темы.
3. Цель урока «обнаруживают» дети исходя из эпиграфа к нашему уроку «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» путём выдвижения версий.
4. Самостоятельно мыслить и работать побуждает детей работа над исследованиями «Как я усвоил сказку?», «Восстанови последовательность событий в сказке по рисункам», «Словарно-лексическая работа», «Художественные средства», «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; самостоятельный выбор вида деятельности дома (д/з) и его выполнение.
Выполнение самостоятельной работы предложено по готовому плану и в паре, и в группе, т.е. есть возможность взаимодействия, взаимопомощи.
5. Оценочное взаимодействие организовано как фронтальное (по ходу и этапам урока), так и индивидуальное (в конце урока):
- самопроверка теста,
- подведение итогов (выводы),
- выявление главного внутреннего смысла сказки.
6. Коллективно-распределённая деятельность в форме групповой работы целесообразно организована на этапе организационного момента (- Сегодня у нас необычный урок. Урок – размышление. Для удобства мы разделились на группы. - Прочитайте правила, которые вы должны соблюдать при работе в группах: Не кричи! Не перебивай! Уважай товарища!).
Данная форма работы позволяет приобрести не только знания и умения, а учиться строить свои отношения, брать на себя обязательства, принимать решения, учиться способности к рефлексии, к осознанию того, что делать.
7. Сформированность понятий, освоенность способа действия или метапредметного результата позволяет обнаружить исследования на этапе первичного закрепления:
- Восстановите «последовательность» событий в сказке. (Предметный результат).
- Предлагаю вам сделать свой аленький цветочек. (Познавательные УУД: общеучебные – знаково-символические).
8. Планируемый метапредметный результат вполне соответствует специфике литературного чтения, теме и возрастным возможностям учащихся 4-го класса.
9. Подобранный мной учебный материал подходит для формирования УУД у учащихся на уроке. Удовлетворительный спектр заданий развивающего характера, адекватных поставленным целям, что обеспечивает оптимальный для учащихся 4 класса темп урока.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
Учитель: Гузиева Н.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...
Открытый урок литературного чтения"Сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек"
Урок разработан для 4 класса .Программа "Школа России".Урок был разработан и проведен в рамках районного семинара "Роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии...